В конце лета 1983 г. члены яхт-клуба Псковского завода тяжелого электросварочного оборудования (ТЭСО) впервые провели девятиэтапную гонку крейсерских яхт, проходившую по местам боевой славы на Псковском и Чудском озерах. Специальный приз победителю был учрежден командованием легендарного корабля — крейсера революции — «Аврора». На нем выгравировано: «Переходящий приз крейсера «Аврора». Победителю парусной регаты по местам боевой славы. В память о матросах крейсера «Аврора», геройски погибших на судах Чудской военной флотилии при защите побережья Псковщины и Советской Эстонии в 1941 г.»
В борьбу за обладание почетным призом вступили три наши крейсерско-гоночных швертбота класса «Т-2»: «Трель», «Этюд» и «Соло». Яхтсмены прошли под парусами около четырехсот километров.
За кормой остались Талабские острова. На одном из них, острове Залита, взметнулись ввысь пять ярко-красных металлических стрел, символизирующих мужество и несгибаемую волю большевиков. Это памятник-маяк, воздвигнутый в память пяти героев, первых организаторов советской власти в этих местах. Я. Я. Залита, И. С. Белов, И. И. Галахов и И. В. Шляпников были зверски убиты белогвардейскими бандитами. В основании маяка лежат серые гранитные валуны.
Финиш одного из этапов гонки был у причала Мехикормы. Здесь, содействуя наступлению войск Ленинградского фронта, бойцы 3-го Прибалтийского фронта были переправлены Бригадой речных кораблей КБФ и десантированы на западный берег Чудского озера.
Были мы и в Гдове, где во время гражданской и Великой Отечественной войны находилась база Чудской военной флотилии.
7 июля 1941 г. тридцать пять моряков крейсера «Аврора» во главе со старшим лейтенантом Я. Г. Музыря покинули корабль. Они прибыли в Гдов, на корабли формируемой Чудской флотилии, на которые были установлены три 76,2-мм и шесть 45-мм орудий с крейсера. До середины августа 1941 г. флотилия вела активные действия против немецко-фашистских захватчиков, нанося большой урон живой силе и технике противника. В неравных боях геройски погибли почти все авроровцы. Когда стало ясно, что отходить уже некуда с кораблей сняли орудия «Авроры» и зарыли в землю, корабли затопили, а оставшиеся в живых моряки с боями прорвались к своим.
Спустя 25 лет юным тартуским следопытам удалось отыскать на северном побережье Чудского озера части от орудий, зарытых там в 1941 г. В экспозиции музея на крейсере представлена найденная ими станина со штоком 45-мм орудия, которое было установлено на канонерской лодке «Исса».
Самой запомнившейся была шестая гонка. Когда мы вышли из Нарвы, шел дождь, низкие темные тучи расстилались до горизонта. Внезапно усилившийся ветер крепчал с каждой минутой и вскоре достиг штормовой силы: на двух швертботах были порваны паруса, на третьем поврежден руль.
Восьмая гонка финишировала в Вярске. Здесь мы были гостями капитана I-го ранга Ю. И. Федорова, командира легендарного крейсера. Он в доме своего отца Ивана Федоровича Федорова — первого комиссара 85-го Псковского стрелкового полка во время гражданской войны — ежегодно проводит отпуск. До глубокой ночи мы слушали рассказы Юрия Ивановича о становлении советской власти на Псковщине, о Чудской военной флотилии. Утром, простившись с гостеприимными хозяевами, мы ушли в последнюю гонку.
В поселке Крупп, на нашей тренировочной базе, Ю. И. Федоров вручил команде яхты-победительницы «Этюд» В. Богданову, Н. Смирнову и В. Попкову завоеванный ими приз.
За время соревнований мы узнали много интересного о нашем крае, а также выполняли задание Псковской областной инспекции по охране и воспроизведению рыбных запасов и регулированию рыболовства — вели наблюдения за степенью засоренности акватории. Приятно было отметить, что в целом она очень чистая.
Гонки на наших озерах в память о боевых подвигах советских воинов решено проводить ежегодно: приглашаем всех желающих принять в них участие. С заявками и вопросами обращаться по адресу: 180680, Псков, ул. Новаторов, 3, завод ТЭСО, яхт-клуб.