В 10.30 утра 25 июня при свежем западном ветре с судейской яхты "Adventure" был дан общий старт гонки. Стартовую линию пересекли 11 "шестерок" и 3 яхты "однотонного" класса, разделенные на две зачетные группы. Синоптики сильно ошиблись — на весь день прогнозировали слабый ветер, вместо которого хорошо задуло уже с утра, а к вечеру пришел самый настоящий шторм. На многих лодках сразу же был взят первый риф. В середине дня ветер ослаб, но стал сопровождаться заходами и отходами, к вечеру пошел дождь. Первые яхты обогнули о. Нерва около полуночи и с попутным усиливающимся ветром понеслись к финишу. Лидировала "Мария", за ней шла "Белая ночь" (обе — "ЛЭС-35"). В такой же последовательности они и пришли на финиш — первыми в общем зачете. Из "шестерок" первой остров в полночь обогнула "Лилия", а за ней почти вплотную "Ника". После Нервы обе яхты поставили спинакеры, после чего гонка для них началась фактически с "нуля". Временами на попутной волне скорость достигала 13 уз, и через шесть часов обе "шестерки" также плотно финишировали, но на этот раз "Ника" на четыре минуты была впереди "Лилии". Через час с лишним финишный створ пересекла "Онега", в острой борьбе опередив на последних милях "Былину", запоздавшую с постановкой спинакера. На многих яхтах оказались порваны паруса, но серьезных повреждений не было.
В этой гонке "Ника" удержала переходящий "Кубок 100 миль", разыгрываемый среди яхт класса "Л-6", а "Мария" впервые выиграла по результатам общего зачета переходящий "Кубок быстрейшей яхте", затратив на дистанцию ровно 19 ч. Однако время английской шхуны "Клеймор" — 14 ч 48 мин, показанное на этой же дистанции еще в 1852 г., осталось рекордным.
Вот что рассказал нам после финиша капитан яхты "Лилия" Дмитрий Вишталюк: "Что касается нас, то эта гонка началась зимой: тогда мы добавили в фальшкиль около 500 кг свинца (в 1985 г. фальшкиль с "Лилии" отвезли на Кировский завод и выфрезеровали ради снижения водоизмещения и гоночного балла).
Давно мы хотели это сделать, но все не решались. Еще мы заказали к этой навигации новый комплект парусов, в сумме его площадь на 10% больше предыдущей — трирадиальные грот и геную "под макси-малку", а также спинакер.
Погода преподнесла сюрпризы, точнее разочаровали синоптики. Все прогнозы обещали западный ветер 1—3 м/с с заходом к вечеру на северо-запад и усилением до 3—6. Если с направлением и заходом у них все получилось, то с силой они промахнулись. Мы стартовали уже с рифами, ночью раздуло до 15 м/с, а на порывах, я думаю, были и все 20. После старта мы через часик разрифились — хотелось узнать, на что способна лодка с обновленной фальшкилой и с новыми парусами, и уже через два-три часа после старта из соперников рядом остались только "Ника", "Мария" и "Белая ночь". С "Никой" боролись до Нервы, обойдя ее на один кабельтов.
После огибания, как водится, все яхты "врубили" спинакера. Вот тут и началось самое интересное. Первые три часа средняя скорость у нас была 11—12 уз, но на волнах разгонялись еще круче. Пиковая скорость зафиксирована 14.7 уз — сами не верим!
Яхта выглядела, конечно, колоритно: палуба на баке шла вровень с уровнем воды, транец тоже, огромные буруны по сторонам, лодка вся дрожит мелкой дрожью и просто уезжает из-под ног. Адреналин выделялся изо всех щелей. Через два часа такого хода разлетелся в клочья новый спинакер (это была его вторая постановка), заменили на штормовой. На замене отпустили вперед "Нику" на полкабельтова, догнать уже не смогли. К финишу так и приехали на полкабельтова позади. Нерву мы обогнули в 0.20, финишировали в 6.15. От "Ники" мы отстали на несколько минут, а вот следующая "шестерка" пришла уже через полтора часа".
Результаты 100-мильной гонки
Класс "Л-6": 1. "Ника" (капитан В.Манухин), 2. "Лилия" (капитан Д.Вишталюк), 3. "Онега" (капитан Н.Бриллиантов).
Общий зачет: 1. "Мария" (капитан П.Тягин), 2. "Белая ночь" (капитан С.Голованов), 3. "Дева" (капитан И.Калинин).