В конце сентября 2004 г. в Новосибирске завершился седьмой этап ежегодных региональных соревнований — Кубок "Торнадо". Погода не позволила провести большинство из запланированных десяти гонок из-за наличия довольно редкого для местных условий сильного восточного ветра. В последние два гоночных дня его скорость зашкаливала за 38 уз, а температура воздуха упала до 10°С. Тем не менее практически все этапы Кубка отличались высоким накалом спортивной борьбы. В ней приняли участие девять экипажей (всего флот Новосибирска насчитывает десять лодок). Первое место в итоге занял экипаж Д. Бородулькина/Н. Иваненкова из клуба "Энергия" с 19 очками.
По завершении Кубка определяется гоночный рейтинг экипажей, учитывающий число принятых стартов и число призовых финишей — косвенный показатель эффективности. Самый высокий гоночный рейтинг — у экипажа Б. Постникова/В. Холодкина ("RUS7").
В соответствии с графиком соревнований состоялась и Сибирская регата, где стартовали пять лодок (из девяти участвовавших), перевооруженных под геннакер и оборудованных второй трапецией. Всего было проведено пять гонок, шестую и седьмую отменили из-за сильного ветра. Первое место в общем зачете занял, как и в регате на Кубок "Торнадо", экипаж Б. Постникова/В. Холодкина.
Благодаря содействию Р. Ходыкина в ней принял участие и иркутский экипаж Сергей Дюжаков/Виктор Макушев (яхт-клуб «Исток"). Они быстро освоились на новой для себя акватории и в новом классе, заняв в итоге общее, пятое, место и первое — среди "Classic Tornado". Причем надо сказать, выиграли самую сумасшедшую гонку этого сезона, когда средняя скорость ветра составляла 15-18 м/с, а максимальная доходила до 24 м/с. В той же гонке по техническим причинам сошли с дистанции восемь крейсерских яхт, затонула одна "Ассоль", два "Торнадо" сломали мачты.
А истоки этих событий лежат в начале 80-х гг., когда в яхт-клубы, коих тогда в Новосибирске и Бердске насчитывалось 11, пришли школьники. Те времена сейчас многие вспоминают с некоторым "всхлипом", а новое поколение здешних яхтсменов не очень-то верит в сказки о былом благополучии. А ведь было, было...
Проводилось больше десятка разных соревнований под руководством Федерации парусного спорта Новосибирской области. Парусный сезон открывался на День Победы, а закрывался в октябре крейсерской регатой "Золотая осень". На старты областных и региональных регат выходило до 250 вымпелов. В 1987 г. на юбилейной Сибирской регате одних только "Лучей" стартовало 66. Катамаранов "Торнадо" на стартах насчитывалось 14 — не хватало экипажей.
На хорошем уровне был детский яхтинг. В то счастливое время функционировало несколько детских спортивных лагерей, один из которых был организован на базе яхт-клуба "Энергия". Распорядок дня там был весьма жесткий: подъем в 7.30, кросс — 3 км по сосновому бору, осложненный хитрыми на выдумку тренерами, купание в море в любую погоду. После завтрака — лодки на воду, затем вторая, послеобеденная, тренировка до 18.00. И так каждое лето до 1991 г.
Как сейчас помню, соревнования на Кубок Арктура проводило известное тогда в стране ПО "Вега". Гонялись на выезде, в 20 км от города, и там же жили в домиках базы отдыха. Известные всем августовские 1991 г. события в Москве произошли как раз, когда был самый разгар соревнований, но мы, можно сказать, пропустили это мимо ушей. А когда вернулись домой, то страна была другая.
Еще хуже стало после 1 января 1992 г., когда "отпустили" цены. В сезон того года гонки практически не проводились. Организаторы сошли со сцены первыми, гонщики уходили постепенно. Жизнь всех разбросала кого куда. И к 1996 г. флот частично разошелся по рукам, некоторые лодки просто распались "на атомы".
Спустя пять долгих лет, в начале сезона 2001 г. мы решили поднять "Лучи". Благодаря директору нашего яхт-клуба и тренеру флот базы в целом сохранился, но "дикое" десятилетие не прошло даром для яхт. Пришлось приложить много ручного труда, чтобы вывести на воду пять-шесть лодок. В соседних уцелевших клубах народ потихоньку собирал из ничего катамараны "Торнадо". В том году на новосибирской воде было всего две лодки, а их техническое состояние не давало повода даже помечтать о настоящих гонках. И вообще идея поднять флот казалась далекой и неосуществимой.
Целое лето мы ползали на старых "Лучах", катались и на "Финне", и на четвертьтонниках. Один из нас имел боевой опыт на "Торнадо" еще в 1989 г., и тот сезон оставил в его памяти глубокий след. Этот след и стал причиной принятия им осенью 2001 г. решения вооружить свой "Торнадо". И хотя мы слабо представляли, за что беремся, знали только, что современный "Торнадо" сильно изменился и что это — дорого. Поначалу еще были некоторые колебания — остановиться на "Торнадо" или "49er"? Пристальное многомесячное изучение литературы, Интернета, технических особенностей этих двух, без сомнения, экстремальных классов привело нас к выбору — только "Торнадо". Эта лодка, непростая в настройке, требует финансовых вложений, но динамический диапазон просто поражает! Это все равно, что иметь "BMW М5" — стоит нажать на педаль и готово — земное притяжение преодолено.
Внешняя хрупкость лодки обманчива. На "Торнадо" — чем сильнее ветер, тем лучше. При квалифицированном (как и полагается на гоночном болиде!) управлении она способна выдержать ветер до 3538 уз. "Лучи" и "Кадеты" он уже давно бы выбросил на берег, крейсера были бы вынуждены зарифиться на вторую полку, а их экипажи созерцать бульб на собственном киле. "Торнадо" же будет нестись в водяном облаке к финишу, и если на лодке все сделано правильно и крепко, то его экипаж получит незабываемые ощущения от полета.
На сегодняшний день (да, похоже, и в обозримом будущем) в мире нет другой лодки, сходной по совокупности гоночных качеств с ним. Что касается скорости, то это самый быстрый серийный парусник с экипажем из двух человек. Гоночный бейдевинд — 10-15 уз, бакштаг — 20-25 уз! Максимум — где-то за отметкой 33 уз! Даже многие экспериментальные конструкции, созданные для покорения рекордов скорости и построенные полностью из самых современных материалов (читай — углеволокна), не могут тягаться с "Торнадо", использование угля в корпусах которого запрещено правилами класса.
Проблемы переходного периода, порожденные изменениями этих самых правил, произошедшими в 2001 и 2004 гг., уверенно решаются. Эти изменения показали, насколько велик еще его гоночный потенциал. Несмотря на все проблемы, "Торнадо" резонно остался в олимпийской программе на 2008 г. как самый спортивный класс среди 20-футовых многокорпусников, победив всех конкурентов в честной борьбе.
Но вернемся в Новосибирск. В мае 2002 г. мы внезапно получили целевую финансовую поддержку от своих друзей, и всего через месяц, благодаря ударному труду, лодка была на воде. Заново пришлось сделать или купить практически все, кроме корпусов, мачты и гика. Первичную информацию о конструкции, настройке и управлении "Торнадо" мы тогда добывали просто: засели на две недели в научно-техническую библиотеку и проштудировали всю подшивку "КиЯ", начиная с 1965 г. Эта информация очень помогла в дальнейшем. Параллельно подошли к концу работы по сборке еще двух лодок в разных клубах.
Первая же встреча на воде с будущими соперниками показала наличие общих интересов, что и вылилось в первый за 11 лет старт "Торнадо" в гонках в Новосибирске. Это была Сибирская регата 2002. На старт вышли пять катамаранов. После регаты мы провели первый Кубок "Торнадо", который состоял всего из пяти гонок. Но это было начало.
В феврале 2003 г. официально зарегистрировалась Новосибирская ассоциация класса "Торнадо", образован совет и избран его председатель — коллектив всегда сильнее одиночки, особенно если это коллектив единомышленников. То знаменательное событие дало мощный толчок развитию класса в регионе. Уже в сезоне 2003 г. мы провели второй Кубок "Торнадо", состоявший из четырех этапов, 24 гонок. Начали серьезное обновление вооружения. Число экипажей, вышедших на гонки Кубка на своих лодках, выросло до семи.
В мае 2003 г. заработал свой сайт в сети Интернет (tornado-nsk.iwebland. com), который пополняется нами на регулярной основе, где собрано уже немало полезной информации для гонщиков и не только. Вся информация в свободном доступе. Там можно найти материалы по постройке и ремонту лодок, по настройке вооружения, а также тематические статьи. Очень интересна для начинающих уникальная серия статей "Техника управления катамараном", где лучшие в мире гонщики "Торнадо" делятся своим опытом, полученным в чемпионате мира 2003 г. в Кадисе. В разделе "Покупка/Продажа" можно подыскать вооружение для своего "Торнадо".
Несмотря на длительные усилия по поиску дополнительного финансирования, пока, к сожалению, не удалось найти какую-либо значимую спонсорскую поддержку. Но мы не намерены прекращать работы в этом направлении и готовы предложить потенциальным меценатам и сочувствующим специальные взаимовыгодные программы. Ассоциация уже более двух лет поддерживает прямые контакты с ассоциациями и отдельными командами в классе "Торнадо" из Великобритании, Испании, Дании. В России ощутимую поддержку наша команда получает от Сергея Кузовова (Москва), Юрия Коновалова и Дмитрия Кульбицкого (Тольятти). В ближайшее время ассоциация планирует создать собственную детскую парусную школу, что становится логичным продолжением развития команды.
На страницах "КиЯ" хотелось бы выразить благодарность тем, без кого были бы невозможны реализация идеи возрождения класса "Торнадо" в Сибири и создание Новосибирской ассоциации — директору яхт-клуба "Энергия" Виктору Петровичу Смороде и тренеру парусной секции спортклуба "Энергия" Александру Ивановичу Бунькову.