Почти 29 лет назад, 8 июля 1976 г. в самом центре Британии в графстве Дербишир в семье Кена и Эйврил МакАртуров родилась девочка, которую родители назвали Эллен и которой через 20 лет предстояло стать известной всей Британии. Но свой путь в океаны будущая звезда британского паруса, ныне леди МакАртур (этот почетный титул, эквивалентный рыцарскому для мужчин, был присвоен молодой яхтсменке в апреле 2005 г.), выбрала гораздо раньше — в четырехлетнем возрасте, оказавшись на борту небольшой яхты "Cabaret", принадлежавшей ее тете Ти (эта прогулка была пасхальным подарком племяннице). Характерец у Эллен уже тогда был еще тот: "Да я скорее умру, чем буду заниматься балетом", — заявила четырехлетняя кроха своей матери, попытавшейся привить дочери любовь к этому искусству. Но в море она влюбилась раз и навсегда и, едва научившись складывать буквы в слова, стала читать книги о яхтсменах и плаваниях под парусами, открениваясь от тщетных попыток отправить ее в балетную школу.
Страсть у девочки к парусу прорезалась нешуточная — она даже устроила свой ночлег в родительском гараже, освободив свою крохотную комнату для учебных пособий, карт и диаграмм, которые она раскладывала прямо на полу. Видя такое упрямство, родители смирились и уже не возражали против увлечения дочери.
— Помогла тогда отстоять свою позиции перед родителями, — рассказала мисс МакАртур нашему корреспонденту, — моя бабушка, которая сама была очень целеустремленным человеком. Представьте себе — она с детства мечтала получить высшее образование и даже смогла поступить на стипендию в университет графства, однако отец заставил ее бросить учебу и пойти работать — семья жила тогда очень бедно. Однако мечту свою моя бабушка не оставила и все же защитила свой диплом, пусть и в возрасте 82 лет! Так вот, ее упрямство — у меня в крови.
С 10 лет Эллен начинает принимать участие в школьных парусных гонках на местной реке и с самой первой попытки отрицает принцип: "Главное — не побеждать, а участвовать". Придя последней в своей первой гонке, девочка, глотая слезы, скажет репортеру Би-Би-Си: "Я решила, что никогда больше не допущу этого — не собираюсь быть последней ни в чем..."
С раннего возраста она тайком от родителей стала экономить сначала на конфетах и мороженом, а позднее на школьных завтраках, откладывая эти деньги, и к 11 годам смогла скопить на свою первую яхту — восьмифутовый швертботик, названный ею "Threpenny Bit"1. Его она сама себе и преподнесла на день рождения. Через два года швертботик был заменен на маленькую килевую яхточку "Kestrel", а в 17-летнем возрасте Эллен купила уже вполне серьезную 21-футовую лодку типа "Coribbee", названную "Iduna". Эта лодка, созданная Робертом Таккером еще в 1965 г., внешне больше всего напоминала уменьшенный "Folkboat" и до перехода к пластиковой конструкции имела точно такую же деревянную клинкерную обшивку.
На этой яхте (водоизмещением всего 800 кг и площадью парусности 14 м2) ровно 10 лет назад Эллен в одиночку обогнула Британию, за что была удостоена на родине титула "Young Sailor of Year". После этого плавания упрямая девушка, всерьез пожелавшая стать профессиональной яхтсменкой, отправила две с половиной тысячи писем в различные организации и фирмы с просьбой о спонсорской поддержке, но, увы, получила в ответ всего лишь две сухие отписки. Разобиженная на родную страну, но не сломленная, она на последние деньги купила билет во Францию (в один конец, что говорит о ее решительности), где в течение двух лет учила язык и зарабатывала деньги, ремонтируя чужие яхты и ночуя ради экономии в спальном мешке под открытым небом. В конце концов, ей удалось собрать небольшую сумму, позволившую принять участие в гонке "Mini Transat" 1997 г., которую она благополучно завершила, хотя и не в числе лидеров — на 17-м месте. После этого ей удалось найти уже серьезного спонсора, который предложил заключить пробный контракт и стартовать в гонке "Route du Rhum" 1998 г., где мисс МакАртур заняла пятое место. Теперь компания "Kingfisher" окончательно поверила в яхтсменку и инвестировала в нее "для начала" просто огромную сумму — 2 млн. фунтов стерлингов. Так началась одна из самых необычных и головокружительных парусных карьер мира — уже в 2000 г. Эллен выигрывает одиночную трансатлантическую гонку "Europe1 New Man STAR", а в 2001 г. — финиширует второй (всего лишь сутки проиграв победителю!) в безостановочной гонке яхтсменов-одиночек "Vendee Globe", став самой юной и самой быстрой среди всех женщин мира, совершивших одиночные кругосветные плавания.
Это был триумф! Французы, крайне ревниво относящиеся к соперничеству с британцами под парусами и болезненно воспринимающие любые их победы, восторженно встретили английскую яхтсменку — в небольшой городок Ле-Сабре-д’Олон съехались более 200 тыс. человек, чтобы поприветствовать мужественную девушку, переигравшую (и тактически, и физически, и психологически) многих опытных мужчин. "Эллен — это какое-то чудо, — сказал на пресс-конференции победитель гонки Мишель Дежуайя. — Будучи на 10 лет моложе, она преследовала меня всю дистанцию и имела неплохие шансы стать абсолютным победителем".
Одной из тактических находок Эллен, которая помогла ей выиграть эту гонку (и, судя по всему, способствовала дальнейшим одиночным победам), стала разработанная итальянским специалистом в области хронобиологии Клаудио Стампи специальная программа по борьбе с недостатком сна в одиночном безостановочном плавании.В ее основе — понимание того, что качество сна не менее важно, чем его количество, и что рациональное использование своего времени позволяет полноценно отдыхать без обязательных ежесуточных восьми часов сна. Иными словами, яхтсменка научилась спать по 30-40 минут каждые два с поло-виной-три часа. Для более полного контроля своего состояния в течение всех своих одиночных плаваний Эллен носит на руке специальный "сонный" микрокомпьютер, следящий за графиком сна и физическим состоянием и регулярно передающий эту информацию через спутник прямо доктору Стампи. В среднем в ходе одиночной трансатлантической гонки Эллен спала четыре часа в сутки, в ходе "Vendee Globe" — примерно пять с половиной. Трудно, конечно, представить, чтобы этого (причем на протяжении трех месяцев) хватало для полноценного отдыха, но, видимо, Клаудио Стампи и впрямь отыскал какую-то важную биологическую закономерность...
Следующим успехом Эллен стала победа в 2002 г. в проходившей в труднейших штормовых условиях одиночной гонке "Route du Rhum" (КиЯ №183). В ней она на однокорпусной яхте чуть было не обогнала тримаран(!), ставший абсолютным победителем, и оставила позади все остальные многокорпусники регаты. (Характерно, что в обоих случаях — и в "Vendee Globe", и в "Route du Rhum" — Эллен уступила абсолютное первенство одному и тому же человеку — Мишелю Дежуайя, "Алену Просту парусного спорта".)
И вот весной нынешнего года маленькая (рост — всего 156 см) женщина с большой силой воли переписала парусную историю, совершив рекордное одиночное безостановочное плавание вокруг земного шара. Но обо всем по порядку...
Итак, после фантастически успешных выступлений начала второго тысячелетия спортсменке уже безгранично доверяли ее спонсоры (с 2002 г. — фирмы "B&Q" и "Castorama" из состава "Kingfisher Group"). В сезоне 2001 г. Эллен провела несколько удачных выступлений на 60-футовых тримаранах и, как она сказала, "почувствовала, что многокорпусникам суждено сыграть большую роль в ее жизни". Тогда же Найджелу Айренсу был заказан проект рекордного 75-футового тримарана (КиЯ №188) для реализации глобальных честолюбивых планов Эллен — установлению множества рекордов трансокеанских плаваний в одиночку. Нелишне будет заметить, что англичанка даже не рассматривала вопрос о рекордах женских плаваний — нет, упрямицу интересовали лишь рекорды абсолютные, на меньшее она не была согласна.
Первая попытка установить новый абсолютный рекорд одиночного плавания была предпринята ею летом 2004 г. — это была традиционная трансатлантическая дистанция Нью-Йорк (маяк Амброз)—мыс Лизард. Заочным соперником гонщицы здесь выступал французский яхтсмен Лорен Буаньон, 10 лет назад на тримаране "Primagaz" показавший на этой дистанции время 7 дней 2 ч 34 мин 42 с.
Получив свой новый тримаран "B&Q" в Австралии, Эллен вместе с приемной командой обогнула мыс Горн и, убедившись в высоких ходовых качествах нового аппарата (который она прозвала "Моби Дик"), оставила экипаж на Фолклендах и сразу направилась в Нью-Йорк для подготовки к рекордному переходу. Яхте пришлось долго ожидать погодного окна, но, едва лишь тримаран вышел в море, как погода резко изменилась, осложнив положение гонщицы. Эллен выжимала из лодки все, что могла, но все же финишировала, уступив абсолютному рекорду всего лишь каких-то 75 минут (почти так же, как получилось на этой же дистанции у двух вечных соперников Стива Фоссетта и Бруно Пейрона). Надо сказать, это был сильный удар для гордой Эллен.
— Я очень много вложила в эту попытку, — сказала нам Эллен МакАртур осенью прошлого года. — Наверное, сделала почти все, что могла тогда, но, оглядываясь сегодня назад, с очень большим огорчением вспоминаю свои мелкие ошибки и те редкие минуты, в которые могла бы увеличить свою скорость, чтобы все-таки установить новый рекорд. Тем не менее это было полноценное рекордное плавание, прошедшее в борьбе со временем и с заочным соперником. Я узнала очень много и о судне, и о себе самой — раньше не представляла до конца, на что способна. Даже гонка "Vendee Globe" потребовала от меня меньшего, чем эта рекордная попытка. Вообще, скажу, что я гораздо лучше чувствую себя именно в одиночном рекордном плавании, нежели в обычной гонке, когда на горизонте маячат паруса соперников. Да, бороться заочно — много сложнее, но именно это-то и привлекает. В этом случае приходится гораздо сильнее преодолевать себя, и это здорово!
И вот в соответствии с планом "преодоления себя" (а он, надо заметить, рассчитан на пять лет и включает в себя рекордные плавания как с командой, так и в одиночку по известным маршрутам — всего 10 плаваний), осенью 2004 г. Эллен МакАртур вывела свой оранжевый тримаран на кругосветную дистанцию. Целью ее стал совсем еще "свежий" абсолютный рекорд одиночного кругосветного плавания, установленный Франсуа Жуайоном в феврале 2004 г. — 72 дня 22 ч 54 мин 22 с (КиЯ №188).
— Франсуа установил очень высокую планку. Побить этот рекорд будет крайне трудно, возможно, понадобится не одна попытка, ведь, даже если я все буду делать безошибочно, всегда остается элемент везения и удачи, над которым я не властна, — так сказала Эллен в интервью Би-Би-Си перед началом плавания.
28 ноября 2004 г. тримаран с огромными буквами "B&Q" на парусах миновал стартовую линию у о. Уэссан и, подхваченный свежим 30-узловым ветром, со скоростью 27 уз устремился в Атлантику (для установления нового рекорда ему требовалось поддерживать на всем 27-тысячемильном маршруте среднюю скорость не ниже 15.38 уз). Обладатель действующего рекорда Ф.Жуайон прислал Эллен теплое напутствие, пожелал ей удачи и благоприятных погодных условий. "Плавание века", как назвали чуть позднее рекордную попытку Эллен британские журналисты, началось.
Поначалу все развивалось благоприятно для гонщицы. Удачный ветер позволял с высокой скоростью идти по кратчайшему маршруту к Канарским островам. Лодка несла геную и грот в один риф, хорошо управлялась, но интенсивное судоходство возле входа в Английский канал не позволило яхтсменке нормально отдыхать — первые двое суток пути Эллен спала не более двух часов в день. Небольшая проблема, впрочем, выявилась в первый же день — спортсменке пришлось заменить один из поврежденных рулей (общественные нормы не позволят привести здесь комментарии Эллен по поводу своих ощущений в ходе этой работы). Несмотря на эту неполадку, яхта уверенно шла на юг со средней скоростью около 21 уз, создав девушке приличный "запас прочности" по сравнению с графиком ее соперника.
На третий день пути "B&Q" уже подошла к Канарским островам (один час, по словам гонщицы, яхта даже неслась со скоростью 38 уз!), но прохождение самих островов, как это всегда бывает в том районе, замедлилось, ветер стал "гулять". "Чтобы сделать меня полностью "счастливой", потекла цистерна пресной воды, — пожаловалась яхтсменка. — Даже на пять минут нельзя отвлечься и расслабиться".
Однако все эти "неизбежные на море случайности" не помешали Эллен вскоре установить свой первый рекорд плавания: время Ф.Жуайона на дистанции о. Уэссан—экватор (9 дней 8 ч 23 мин) она улучшила на 14 ч и 3 мин. Столь солидный запас образовался всего на восьмой день пути.
Но вот на 15-й... на борту "B&Q" случилась очень большая неприятность — перегревшись, вышел из строя главный генератор. Вместо него Эллен пришлось использовать маленький запасной, и, помимо меньшей производительности
(55 А*ч против 200), возникла другая сложность: мало того, что он сильно нагревал и без того раскаленную лучами солнца каюту, так и сам начинал быстро перегреваться — жара вблизи экватора стояла просто одуряющая. В итоге температура в каюте тримарана днем доходила до 48° С, и гонщице пришлось идти на всевозможные ухищрения, чтобы хоть как-то наладить ее вентиляцию.
В полном соответствии с известным жизненным правилом на яхте в дополнение ко всему вышел из строя опреснитель воды. Ситуация стала почти критической — в течение некоторого времени яхтсменке пришлось собирать (и пить!) конденсат в трюмах, но, несмотря на это, она не допускала даже мысли о том, что придется сойти с дистанции. "Жизнь на борту стала крутовата — делать что-либо абсолютно невозможно, — передала Эллен. — Но я надеюсь, что у меня хватит сил победить все проблемы".
Постепенно яхта миновала жаркую околоэкваториальную зону, температура воздуха упала, стало возможным более интенсивно эксплуатировать маленький генератор, удалось наладить и опреснитель. Опасения за жизнь гонщицы исчезли, за немедленный сход ее с дистанции перестали ратовать даже самые осторожные люди из руководства "B&Q". На двадцатый день яхтсменка миновала мыс Доброй Надежды, установив второй рекорд плавания и еще немного нарастив свое преимущество над соперником — до 16 ч 34 мин.
Однако настоящая феерия одиночного плавания была еще впереди — Индийский океан, столь негостеприимно отнесшийся к девушке во время попытки рекордного кругосветного плавания с полным экипажем (тогда яхта "Kingfisher 2" под ее командованием потеряла мачту в 200 милях от о. Кергелен), позволил ей в буквальном смысле "пролететь" сквозь "ревущие сороковые" до Австралии, где эстафету подхватил уже Тихий океан. Праздничным стал 22-й день пути (19 декабря 2004 г.) на борту "B&Q" — прошел ровно год со дня спуска тримарана на воду и удалось добавить почти 8 ч к опережению графика Жуайона, в результате чего отрыв уже превысил 28 часов. Эллен сильно рисковала и вела яхту более чем на 300 миль южнее своего соперника — ради сокращения дистанции и поиска более сильных попутных ветров. Ночью 23 декабря яхта на скорости 26 уз столкнулась с неизвестным плавающим предметом. Повреждений никаких не обнаружилось, но Эллен получила сильные ушибы, ударившись о штурманский стол. Вновь забарахлил опреснитель — целых восемь часов ушли на его ремонт, и преимущество перед соперником сократилось до 15 ч. На следующий день ветер повернул к северо-востоку, став едва ли не встречным и мгновенно сократив преимущество до трех неощутимых часов, а к ночи оно и вовсе сократилось до часа — все надо было начинать сначала.
Впрочем, последующие дни преподнесли Эллен поистине рождественский подарок — 27 декабря (на 30 день пути) она миновала мыс Льюин, вновь вернув себе превосходство над соперником. На этот раз куда более значительное — одни сутки и шесть часов хода. А на 34-й день она прошла ровно половину всей дистанции, отметив уже 58-часовое опережение графика! В Новый год Тихий океан "поздравил" мужественную гонщицу двумя огромными айсбергами, величественно проплывшими всего в паре миль от яхты. Вторым, уже гораздо более приятным подарком грозного океана стали благоприятные, хоть и сильные ветра, позволившие гонщице напрямую лететь к Горну — фактически весь немалый отрезок пути от Новой Зеландии до Горна "B&Q" проскочила одним галсом! Правда, сильные шторма (23-25 м/с) вынуждали спортсменку постоянно бодрствовать — бывали дни, когда компьютер Эллен сообщал доктору Скампи всего о 20 минутах сна за целые сутки. Платой за такое бодрствование стали рекордные суточные переходы — вплоть до 500 миль. Однако подобный график так измотал яхтсменку, что Горн она попросту проспала...
До Горна Эллен прошла всего за 44 дня2, улучшив результат своего соперника уже на 98 ч. "Море выглядит просто жутким, и, когда я вылезла в кокпит, то не могла поверить, что покину это дикое и прекрасное место", — передала, проснувшись, гонщица. Скорость ветра в этот момент достигала на порывах 30 м/с...
Благополучно пройдя самый тяжелый отрезок пути, в Атлантике Эллен МакАртур сразу же встретилась со слабыми ветрами. Уже мимо Фолклендов (на 47-й день пути) лодка шла со скоростью 10 уз, периодически падающей до 3. Наработанный отрыв начал стремительно таять и на 54-й день пути составил всего 60 ч, или менее 1000 миль!
На 58-й день ситуация стала и вовсе критической — отрыв был уже отрицательным, за следующие сутки отставание Эллен от рекордного графика увеличилось до 10 ч. Переломить ситуацию гонщице удалось только на 60-й день, вырвав целые сутки и установив (в который уже раз!) рекордное время плавания до экватора вокруг земного шара. В благодарность за это Нептуну было пожертвовано дорогое серебряное колье, специально взятое с собой в плавание.
Последние две недели прошли в постоянной борьбе с ветром и графиком — отрыв то нарастал до трех дней, то сокращался до опасных полутора. У яхтсменки разорвалась последняя пара перчаток, с пальцев стала слезать обожженная соленой водой кожа. Но остановить "железную леди" не могло, казалось, уже ничего — 7 февраля 2005 г. она миновала траверз маяка о. Уэссан, установив новый абсолютный рекорд одиночного кругосветного плавания: 71 день 14 ч 18 мин и 33 с, более чем на сутки улучшив результат Ф.Жуайона! Встречать ее на набережные Фалмута высыпало, казалось, все население Великобритании, а в море вышло больше тысячи самых разнообразных судов.
— Что вы чувствуете, подходя к финишной линии? — рискнули мы по телефону задать вопрос мисс МакАртур, пользуясь возможностью, предоставленной нам ее спонсорами.
— Я настолько измотана Атлантикой, что, кажется, подойдя к берегу, немедленно свернусь калачиком в кокпите и намертво засну, — прозвучал в трубке тихий, но твердый голос.
— Эллен, вы были уверены перед стартом, что сможете побить рекорд с первой попытки?
— Да, и вам придется в это поверить. Но я знала, что это будет труднейшим предприятием.
Оно и в самом деле было таким: Эллен МакАртур, эта маленькая, но волевая девушка, совершила то, что до сей поры оказалось под силу лишь одному-единственному мужчине — в одиночку обогнула земной шар на многокорпусной яхте.
Редакция благодарит Лу Ньюланда из компании "Offshore Challenges" за организацию интервью с мисс МакАртур, а также Пита Мартина и Кристи Фэйрфакс за помощь в работе.
Примечания
1. Мелкая монета, существовавшая в Британии с 1966 по 1971 гг., само слово в обиходе означает примерно то же самое, что "медный грош" — в России.
2. На самом деле на 24 минуты меньше.