Итак, рано утром во вторник 2 февраля 2004 г. французский яхтсмен-одночка Франсуа Жуайон (о выходе в море которого "КиЯ" писали в прошлом номере) завершил одно из самых трудных испытаний, которые только могут выпасть на долю яхтсмена — кругосветное безостановочное плавание на многокорпусном судне. И завершил его блестяще, улучшив более чем на 20 суток действующий рекорд одиночного кругосветного плавания, ранее принадлежавший его соотечественнику Мишелю Дежуайя (PRB, 2001 г.).
Основные данные тримарана IDEC
Длина, м | 27.20 |
Ширина, м | 16.35 |
Высота мачты, м | 33 |
Осадка, м | 4.50 |
Площадь парусности, м2 | 340 |
Водоизмещение, т | 14 |
Год постройки | 1986 |
90-футовый тримаран под новым названием IDEC обогнул земной шар за 72 дня 22 ч 54 мин и 22 с. Таким образом, он прошел путь длиной около 27 200 миль со средней скоростью около 15.5 уз. Самый тяжелый эпизод плавания пришелся на район мыса Горн, когда из-за вышедшего из строя устройства закрутки стакселя ветер скоростью более 25 м/с размотал гигантскую геную, и она ушла за борт. Более четырех часов понадобилось яхтсмену, обладающему недюжинной физической силой, чтобы укротить непокорный парус, втащив его не-поврежденным(!) обратно на борт. Эта борьба стоила ему потери как минимум 150 миль — ибо, по расчетам, в этот день судно должно было пройти около 500 миль, а преодолело лишь чуть более 350. Но, несмотря на это происшествие, тримаран подошел к мысу Горн за рекордное время: 49 дней 2 ч 21 мин, на 13 дней и 3 ч улучшив предыдущее достижение все того же Мишеля Дежуайя.
В итоге, несмотря на все сложности и проблемы, мужественным спортсменом (не слишком, заметим, известным в мире, — но высоко котируемым во французском сообществе яхтсменов-одиночек) был улучшен не только действующий абсолютный рекорд Мишеля Дежуайя (который шел все-таки на однокорпусной яхте типа "Open 60"), но и рекорд одиночного кругосветного перехода на многокорпусном судне, ранее принадлежавший Филиппу Моне (2000 г.), причем на целых 53 дня!
Но и это не самое главное достижение Франсуа, шедшего без широкой PR-кампании и с минимумом спонсорской поддержки. На более чем старом (если не сказать — просто дряхлом) тримаране яхтсмен умудрился улучшить результат, показанный в 1994-1995 гг. знаменитой "ENZA" (с полным экипажем на борту) под командованием самого сэра Питера Блэйка.
Мало того, лишь двух с половиной суток не хватило спортсмену для того, чтобы улучшить результат, показанный в 1997 г. О.де Керсосоном на этом же самом судне (тогда носившем имя "Sport Elec"), но опять-таки с полной командой!
Результат, благодаря которому Адмирал (так зовут Керсосона во Франции) завоевал тогда Кубок Жюля Верна.
Результат, который продержался целых пять лет — до 2002 г., пока не был побит блистательной командой Бруно Пейрона на катамаране "Orange" (см. "КиЯ" №180)!
"Мы все стали свидетелями потрясающего человеческого мужества и мастерства, благодаря которым и стало возможным столь феноменальное достижение. Он намного превысил тот результат, который я полагал возможным для гонщика-одиночки на этой дистанции", — сказал явно потрясенный Стив Фоссетт в интервью редакции "КиЯ".
"Это плавание — демонстрация отличной физической силы, твердого разума и фантастического навигационного расчета, — вторил ему восхищенный подвигом своего соотечественника Бруно Пейрон, беседуя с нашим корреспондентом. — Я не думаю, что этот результат будет улучшен в обозримом будущем, скорее всего, он останется надолго".
И лишь Эллен Макартур, только что спустившая на воду свой новый океанский тримаран (см. статью), предназначенный как раз для рекордного одиночного кругосветного перехода, тщательно и подробно разобрав перед журналистами маршрут своего соперника, его удачи и ошибки (по ее мнению, результат мог быть улучшен примерно на 48 ч), была явно обескуражена возросшей сложностью своей задачи.
"То, что сделал Франсуа — это нечто экстраординарное. Он задал просто ошеломляющий темп", — сказала в заключение Эллен. (Напомним, ранее объявлялось, что она планирует завершить свое будущее плавание в течение 76-78 дней, и теперь уже понятно, что ни саму "железную Эллен", ни ее спонсоров этот результат вряд ли сможет удовлетворить.)
Достижение французского гонщика показало, что и сейчас океанские рекорды могут устанавливаться не только на суперсовременных машинах и при наличии многомиллионых спонсорских бюджетов.