Фестиваль... Уместно ли название многолюдного праздника для слета рыбаков, любителей разборно-надувных моторных лодок? Рыболовы-спортсмены по определению индивидуалисты, с некоторой склонностью к анархии, и то, на каком уровне пройдет данное мероприятие, на которое был приглашен и представитель журнала, предугадать было трудно. Опытные мореходы говорят: "Бойся в море рыбаков и военных моряков". С такими мыслями я и брал билет до Рязани, в окрестностях которой планировалось проведение небывалой акции.
История сбора характерна для нашего нового времени виртуальных отношений, знакомств по мобильникам и общения через компьютеры. Члены трех Интернет-клубов, объединяющих рыболовов-любителей европейской части России — Angling.ru, Fishing.ru и Axtyba.ru, уставшие от затянувшихся по холодной весне дебатов в своих общалках, договорились собраться на одной из среднерусских турбаз и очным порядком порешить бесконечные споры о том, какая же лодка и под каким мотором лучше всех. Встречи интернет-сообществ в "реальном" мире уже давно перестали быть чем-то необычным. Встреча интернетовских рыбаков, да еще с уклоном в водно-моторную тематику говорит о том, что компьютеризация населения превысила некоторую критическую массу, и даже такой консервативный народ, как "водоплавающие", уже прочно освоил азы информатики и готов использовать ее преимущества в собственных практических целях. В этом — первая особенность данного события.
Другая важная особенность в том, что эти объединившиеся на виртуальных просторах наши рядовые судовладельцы-любители близки, если так можно сказать, идеологически. Это небедствующие городские предприниматели, менеджеры, специалисты среднего возраста, чьи доходы уже достаточно высоки для того, чтобы вкладывать их в активный образ жизни, спортивный досуг, требующий определенной технической оснащенности. Их принцип — "все свое вожу с собой". Все свое — это вместительная автомашина-универсал, надувная лодка длиной 3-4 м, подвесной мотор "носимого" класса. В холодное межсезонье данный мобильный и компактный набор можно хранить в гараже или даже в городской квартире. Минимум заботы о матчасти при максимальной интенсивности отдачи от нее: выехал на выходные за город, посидел с удочками зорьку, вернулся полным сил для следующей трудовой недели. Как показывает практика, "новый" водномоторник не принадлежит к поколению давних наших читателей и потому вынужден многие технические задачи решать "с нуля" — какая лодка лучше для него, какой мотор будет оптимален, как подобрать наилучший винт. Но одно дело — совет с экрана компьютера, другое — живой пример, подкрепленный замеренным результатом. Для того и собрались три клуба рыбаков на берегу речки Проня, чтобы почувствовать реальность друг друга, а заодно поверить практикой ходовые качества своих "комплектов" (так на рыбацком жаргоне сейчас называется несколько сумок, из содержимого которых можно примерно за час собрать полноценную рыбачью моторную лодку).
Представитель принимающей стороны Юра Лицентов встречает меня на рязанском вокзале, и мы рулим на восток, в сторону турбазы. Менее часа пути — и взгляду открываются пойменные луга междуречья Прони и Оки. Кирпичный корпус базы возвышается среди прибрежного ивняка. У забора — длинный ряд автомобилей, некоторые с лодочными трейлерами. Народ собирается, многие с семьями и даже с собаками. Виктор Гордов — глава рязанской фирмы-спонсора и по совместительству добровольный организатор сбора — взвалил на себя хлопотное дело приема и размещения гостей. В предварительной заявке фигурирует около 50 участников слета. Принять столько народу — больше сотни человек — здание базы не в состоянии, и на берегу вырос цветастый палаточный городок. Виктор собирает "мандатную комиссию", которая каждому учтенному рыболову присваивает статус спортсмена, приписывает к гоночному классу и вручает значок-табличку с реальным именем и сетевым псевдонимом, зачастую очень забавным. (Это специфика заочного общения, многие знают друг друга только по псевдониму, а некоторые вообще видятся в первый раз, будучи заочно знакомы долгое время.) Отношения необыкновенно теплые, люди охотно помогают друг другу в мелких бытовых тяготах. Подъезжают и гости, узнавшие о фестивале через сайт "КиЯ". Принимают всех.
Так начался фестиваль — а народ, собственно, для того и собирался, чтобы весело покататься, пообщаться за банкой пива, заодно рыбы половить в глубокой еще после весеннего паводка реке. Поэтому приятно удивил энтузиазм, с которым участники "покатушек" согласились поиграть в водно-моторные соревнования. Надо воздать должное Виктору, выработавшему заранее Полоку" в обоих направлениях. Здесь еще большее значение имеет мастерство гонщика, поэтому выигрывают не всегда те, кто лидировал на прямых трассах. Самые умелые проходили зигзаги на полном газу, не сходя с глиссирования, и след от лодки еще долго радовал глаз геометрически правильным узором.
Завершило официальную часть мероприятия торжественное построение с объявлением победителей и раздачей небольших, но приятных и полезных призов от спонсоров соревнования — компаний "Тацуно С-Бенч", "Тринити Спорт" и нашего журнала.
Оправдались ли затраченные усилия и ожидания организаторов первых "по-катушек" водномоторников-любителей? Вряд ли стоит говорить о них как о серьезном спортивном событии, хотя фактически это была гонка судов "народного потребления". Если фирмы-производители разборно-надувных лодок оценят рекламный потенциал фестиваля, то у него появятся шансы быть включенным в календарь Федерации водномоторного спорта РФ. Сегодня важно другое — сбор стал своеобразным мастер-классом, где владельцы такой непростой техники, как лодка из ПВХ, смогли пообщаться с более опытными коллегами, решить какие-то свои проблемы, наладить полезные связи. Ну и, конечно, предоставить результаты сопоставления своих "комплектов" всем читателям "КиЯ".