Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Парусные соревнования
  • 2003 год
  • У России всего дна путевка на олимпийскую регату
Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Подготовка яхтсменов России к регате XXVII Олимпийских Игр
Парусная регата «Жемчужины России» осенью 2002 года
Результаты Чемпионата России в олимпийских классах 2000 года
Парусные регаты России 2004 года. Северо-Западный регион
Парусные регаты России 2004 года. Центральная часть России
7-я Геленджикская регата и Зимнее Первенство России
Парусные регаты России 2004 года. Черное море, Сибирь и Дальний Восток
На заре водно-моторного дела в России
Моторные лодки в России 60 лет назад
Водно-моторный чемпионат России в 1968 году
Соревнования клубных команд России на реке Исети 1972 года
Первенство России по технике водного туризма 1972 года
Первое цельносварное судно в России
Первый в прибалтийских провинциях России яхт-клуб в Риге


У России всего дна путевка на олимпийскую регату

Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 187
          0


Время скоротечно. Совсем недавно любители парусного спорта следили за олимпийскими гонками в Сиднее и переживали за наших яхтсменов, а на горизонте уже вырисовывается Олимпийская регата в Афинах. После Сиднея сменилось руководство и российской Федерации парусного спорта, и сборной команды, однако прошедшее с той поры время не прибавило уверенности в том, что яхтсмены России готовы громко заявить о себе. Увы, пока в копилке сборной всего одна путевка на олимпийскую регату — у экипажа в классе "470" с рулевой Владой Крачун-Ильенко1. Думаю, что в связи с этим неплохо было бы притормозить мысленно и оглянуться назад — в прошлом опыте можно найти ответы на нерешенные вопросы. Недаром мудрецы говорят, что глупый учится на своих ошибках, а умный — на чужих.

Информация об изображенииЯхты готовятся к старту
Яхты готовятся к старту
 
Начиная с 1952 г., российские яхтсмены выступали на всех олимпиадах в составе сборной команды СССР. Последняя такая команда была на Олимпиаде 1992 г. в Барселоне. Затем была сформирована национальная сборная команда России. И уже на Олимпиаде 1996 г. в Саванне лучшие яхтсмены страны добились неплохих результатов: 2-е место в классе "Солинг" и 5-е место в классе "470". (Заметим, что после олимпийской регаты в Таллине 1980 г. ни один российский яхтсмен на последующих олимпиадах не вошел даже в первую шестерку участников.)

Весной 1997 г., когда было определено место проведения первой Олимпиады третьего тысячелетия, удалось организовать предварительный выезд в Сидней экипажа "470" (Д.Березкин — Е.Бурматнов). Парус в Австралии считается национальным видом спорта, и, как говорят, количество яхт там близко к количеству жителей в стране. Поэтому и результат — 3-е место в регате, достигнутый на скромной арендованной яхте, — был хорошо оценен специалистами. Но главное — мы познакомились с весьма своеобразным местом предстоящих олимпийских гонок: Сидней расположен по берегам глубокой бухты, извилистой и неширокой, с довольно высокими берегами. Гонки планировалось проводить как в самой бухте, так и в океане. В бухте гоняться чрезвычайно сложно, поскольку ветровой поток здесь крайне нестабилен, с резкими шквалами и такими же неожиданными затишьями. Характер волнения в бухте определяется не только и не столько ветровыми волнами, сколько приходящей из океана через узкий вход волной, а также волнами от движения различных многочисленных судов. Результирующая всех этих колебаний водной поверхности непредсказуема.


Основная задача той поездки — разведка боем — была выполнена. Мы увидели своими глазами, что ожидает наших олимпийцев. Суперспецифические местные условия показали, что с наскока, без подготовки надеяться на хороший результат не приходится. Это хорошо поняли и наши соперники, спланировав свою подготовку так, чтобы как можно дольше (вплоть до полугода) тренироваться и гоняться в многочисленных регатах именно в Сиднее. К сожалению, мы не смогли себе этого позволить — и работу в 1997 г. российская команда начала со сборов на базе "Бельмекен" в Болгарии. Этот специализированный спортивный центр, расположенный на высоте 2500 м над уровнем моря, был построен в свое время для подготовки атлетов ГДР. Его возможности позволяли проводить три-четыре тренировки ежедневно, включая плавание, лыжи, спортивные игры, работу на тренажерах, теоретические занятия. К тому же условия среднегорья способствуют повышению такого важного для яхтсмена качества, как выносливость. Спустившись после четырех недель работы в горах к морю, еще долгое время чувствуешь прилив сил, что позволяет тренироваться на воде значительно производительнее.

Информация об изображенииОдин из лидеров сборной Дмитрий Березкин
Один из лидеров сборной Дмитрий Березкин
 
К другой находке этого периода надо отнести организацию для сборной команды зимней тренировочной базы в хорошо оборудованном порту Жинеста близ Барселоны (Испания). Разнообразные ветровые и волновые условия, мягкий климат и возможность хранить там материальную часть в паузах между регатами, проходящими в Европе без вывоза ее в Россию и обратно, были очень привлекательны. За нами потянулись в Жинесту и яхтсмены других стран, став, таким образом, нашими спарринг-партнерами для тренировок. В результате проведение в 1997 г. плодотворного сбора в горах, а затем еще и зимней подготовки в Испании, позволило сильнейшим российским яхтсменам наращивать спортивный потенциал, повышать свой мировой рейтинг. Следует заметить, что в хорошо знакомом Сочи база значительно утратила свою былую комфортабельность, а эффективность подготовки в январе—феврале ниже из-за неблагоприятных погодных условий, что немедленно сказывается на результатах.

В 1988 г. экипаж Г.Шайдуко (класс "Солинг") второй раз подряд стал чемпионом мира. Заметим, что чемпионат 1997 г. не состоялся из-за отсутствия ветра, поэтому Г.Шайдуко три года подряд (с 1996 г.) оставался чемпионом мира. В это же время он становится призером чемпионатов Европы и ряда крупнейших мировых регат. Хорошо выступают в Чемпионате мира—97 в классе "470" экипажи Д.Березкина и В.Стаценко (4-е и 10-е места — лучшие результаты российских яхтсменов за всю историю этого класса). Причем Д.Березкин стал четвертым, имея четыре(!) дисквалификации за регату (далеко не бесспорных, по крайней мере, две из них на совести местных судей). Пошли, наконец, дела у женщин в классе "470". Экипаж А.Басалкиной становится седьмым на чемпионате ISAF в Дубаи (ОАЭ), девятым — на чемпионате Европы и десятым — на чемпионате мира. Прогрессирует экипаж молодого К.Емельянова в классе "Торнадо" (третий результат на Иерской регате, шестой на Кильской и Открытом чемпионате Европы).


В мировом рейтинге, регулярно определяемом ISAF по результатам наиболее значимых регат, в 1998 г. российские яхтсмены заняли следующие высокие позиции: в классе "Солинг" — 1-е место, "470"(м) — 4-е и 12-е места, "Торнадо" — 6-е место, "470"(ж) — 12-е место.

По оценке руководства Национального олимпийского комитета (НОК), тогда парусный спорт вошел в пятерку ведущих видов спорта страны. Таковы были наши позиции за два года до старта Олимпийских игр в Сиднее.

Важно подчеркнуть, что все это время команда получала хотя и минимальное, но достаточно стабильное финансирование, необходимое для учебно-тренировочной работы и участия в соревнованиях. Но, к сожалению, совсем не выделялись средства на закупку материальной части и спортивную экипировку сборной команды.

Информация об изображенииГеоргий Шайдуко и Тимир Пинегин
Георгий Шайдуко и Тимир Пинегин
 
Дефолт августа 1998 г. очень негативно сказался на дальнейшей подготовке команды. Восемь месяцев основной спонсор — НОК России — вообще перестал финансировать ее. Были нарушены все намеченные планы, в том числе и подготовка к чемпионату мира сразу по семи классам яхт в Мельбурне (Австралия). Участвовать в них было необходимо, поскольку это был один из этапов по отбору спортсменов для будущих олимпийских игр.

Те, кто всеми правдами и неправдами смог туда попасть, выступили слабо. Экипаж Г.Шайдуко смог стать только семнадцатым. На начавшуюся всеобщую бедность наложились и внутренние противоречия в ведущей парусной школе — московской. Конфликт тренеров, развал ведущих экипажей Г.Шайдуко и Д.Березкина, уход из класса "Финн" многоопытного О.Хоперского... Мы не смогли обеспечить подготовку команды в базовый период, когда закладывается фундамент ее готовности. В это время каждый пытался реализовать свои возможности самостоятельно, что, в конечном счете, оказалось малоэффективным. Последнее подтвердили результаты выступления на предолимпийской регате в Сиднее 1999 г.


Единственным положительным явлением сезона 1999 г. стало появление в России нового сильного экипажа в классе "470" — Влады Крачун и Натальи Гапонович, которые вместе со своим тренером Андреем Ильенко переехали на постоянное место жительства в Москву и сменили свое гражданство на российское. Этот экипаж имел уже ряд высоких результатов, в том числе 3-е место на Чемпионате мира—97.

На заключительном этапе подготовки к Олимпийским играм команда продолжала испытывать финансовые затруднения. Нам отказали в хорошо зарекомендовавших себя зимних сборах в Болгарии и Испании и даже предолимпийском сборе в г. Севастополе в июле—августе 2000 г., где условия гонок аналогичны условиям бухты Сиднея. Всю зиму 2000 г. команда буквально просидела в Сочи, где к очень плохой погоде добавились проблемы с электроснабжением, теплом, питанием и тому подобным из-за снежных заносов и аварий коммуникации в городе. Пришлось досрочно прекратить сбор и отправить спортсменов домой. Намеченный в преддверии олимпиады план специальной работы на воде был выполнен менее чем на 20%. И это в год основного старта!

Информация об изображенииСильный крен катамарана
Сильный крен катамарана
 
На этом фоне продолжали радовать результаты экипажа В.Крачун — Н.Гапонович, единственного из сборной, кто смог готовиться зимой 2000 г. в Сиднее вместе с лучшими спортсменами мира. Там на всех контрольных международных регатах они либо побеждали, либо были в призерах. И это, повторяю, в компании с мировыми лидерами.

В целом, к началу Олимпийских игр 12 россиян из 400 участников парусной регаты смогли завоевать право выступления в семи классах из десяти, культивируемых в стране. Новый класс "49" так и не появился в России из-за нехватки средств, хотя в нем с учетом его специфики могли бы участвовать спортсмены, подходившие по своим качествам для состязаний на этом своеобразном парусном снаряде.


Встал вопрос, посылать ли на Олимпиаду два-три экипажа, имеющих шанс показать более-менее достойный результат (на этом настаивал НОК России) или всех, кто завоевал лицензию на право участия в Олимпиаде? Я был сторонником последнего варианта, на чем мне удалось настоять — это и оценка четырехлетнего труда каждого кандидата, и определенная надежда для тех, кто еще только начинает свой путь к олимпийскому пьедесталу.

К сожалению, после отправки материальной части 25 июня 2000 г. в Австралию, почти два месяца — самых важных для подготовки к решающим стартам — все по той же причине (из-за недостатка финансирования) команда была лишена возможности заниматься плановой подготовкой. Возникшую паузу заполняли кто как мог, и далеко не лучшим образом.

Информация об изображенииОднокорпусная яхта на дистанции
Однокорпусная яхта на дистанции
 
В целом, состав команды в шести классах был утвержден тренерским советом единогласно. Разногласия возникли лишь с определением экипажа в классе "470" (женщины). Бывший украинский экипаж с рулевой В.Крачун не получил разрешения Олимпийского комитета Украины на переход в российскую команду. В соответствии с хартией МОК такой переход происходит автоматически, если это произошло за три года до начала Игр, либо (если этот срок менее трех лет) — с разрешения — в данном случае Олимпийского комитета Украины. Нам не хватило несколько месяцев до автоматического решения вопроса. Украинцы же таким образом убирали сильную соперницу в этом классе. Формально все было сделано правильно, но со спортивной точки зрения — не этично. Такие проблемы возникали и в других командах и, как правило, решались в пользу спортсмена. В частности, мы разрешили нашему спортсмену в классе "Финн" выступать за сборную команду Беларуси.

А затем была Олимпиада. Результаты ее хорошо известны, и не будем сыпать соль на раны. Каждый сделал все, что смог. Теперь это уже история, и из нее, как и из любой другой, следует делать выводы. Что же привело нас к такому результату? Основными причинами стали:
  • практическое отсутствие конкуренции в большинстве классов судов в сборной команде, где в течение ряда лет были один-два несменяемых лидера, что определялось низкой массовостью олимпийского парусного спорта в России и очень слабо поставленной подготовкой полноценного резерва;
  • недостаточный календарь внутри-российских соревнований;
  • низкая профессиональная подготовка тренеров;
  • слабое финансирование подготовки ведущих яхтсменов страны.

Для широкого привлечения молодежи к занятиям парусным спортом требуется создать собственную парусную индустрию, определив на государственном уровне необходимую поддержку отечественному производителю. Следует определиться в развитии нескольких недорогих, доступных национальных классов яхт, проведя для этого всероссийский конкурс на выявление их лучших типов, а также разработать специальную программу использования национального монотипа с последующим переводом лучших яхтсменов в олимпийские классы.

Решение этих вопросов позволит существенно улучшить ситуацию с подготовкой яхтсменов-олимпийцев. Сегодня главное состоит в том, чтобы те, кто определяет судьбу будущего паруса в России, не только говорили, но и делали ежедневно маленькие шаги в этом направлении. Надо любить то дело, которому служишь.

Примечания


1. По итогам выступления на Чемпионате мира в Кадисе (Испания, 11-24 сентября 2003 г.) российская сборная смогла дополнительно завоевать олимпийские путевки в классах «Инглинг», «470» (мужчины и женщины), «Мистраль» и «Европа».


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Женские мировые рекорды в воднолыжном спорте
Одиннадцатая регата «Ява-Трофи 2002»
Гонки парусных яхт на «Кубок Америки» сезона 2002/2003 года
Чемпионаты мира и Европы по буеру в классе DN 2003 года
Чемпионат России по буеру в классе DN 2003 года
Предстоящий чемпионат мира «24 часа Санкт-Петербурга» 2003 года
Кругосветное соревнование на «Кубок Жюля Верна» в 2003 году
Завершение кругосветной гонки одиночек «Around Alone 2002-2003»
31-е парусные гонки на «Кубок Америки» 2003 года
Соревнования «24 часа Санкт Петербурга» 2003 года
Водно-моторные соревнования типа «River-marathon» 2003 года
Фестиваль «Водно-моторные покатушки - 2003»
Водно-моторные гонки на призы ОАО «Волжские моторы» в 2003 году
«Некрейсерские» гонки крейсерских яхт в Питере в 2003 году
Новый отечественный класс «Open 800»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
У России всего дна путевка на олимпийскую регату

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Наши на Чемпионате мира 2003 года в Кадисе
Чемпионат Санкт-Петербурга среди крейсерских яхт 2003 года
Новости парусного мира за 2003 год
Первый Чемпионат России в детском классе ОЛ 2003 года
Создание ассоциации нового класса яхт «Open 800»
Кубок Москвы и Кубок европейских флотов России в классе буеров «DN»
Собрание членов Ассоциации яхт класса «Л-6» в 2003 году
Новый рекорд одиночной кругосветки на тримаране «Poulain»
Гонки за Кубок Жюля Верна 2004 года начались
Лично-командный чемпионат водномоторников России в 2003 году
Кубок России по водномоторному спорту в 2003 году
В преддверии водномоторного сезона 2004 года
Итоги чемпионата мира в классе «Формула-1» 2003 года
Чемпионат мира в классах «Аквабайк-Про» 2003 года
Чемпионат «Jet Sprint 2004» расширяется


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 45 + 24 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории