Всякое бывало за десять прошедших лет. Ветер на уральских прудах часто непредсказуем, значит, и ход регаты меняется вместе с ним. Подуло — яхты зашевелились. Заштилело, и вместо гонок — общефизическая подготовка в виде, например, футбола. Однажды ради проведения финала организаторы покусились на святое и сократили даже процедуру закрытия. Мотив был такой — мы собрались здесь не только ради пышных церемоний. А в 2001 г. ветер позволил провести только один раунд-робин (одна группа на всех участников), зато великолепный получился финал.
Но в этом году пали все рекорды. В четверг 8 августа должен был состояться первый гоночный день. Вечером того же дня местные телеканалы тиражировали опасения организаторов насчет возможных изменений формата соревнований — не было ветра.
В пятницу днем в городе — еще ни порывчика, а на Верх-Исетском пруду где уже несколько лет подряд проходит регата, слегка потянуло. Выпуски спортивных новостей приобрели оптимистическую окраску, а организаторам все еще приходилось решать, какой формат актуален. Мне неизвестно, как связаны эти размышления с тем, что не присутствовал традиционный главный ампайр Лоренц Вальх (семейные обстоятельства не позволили ему приехать в Екатеринбург), но факт остается фактом: вопрос, как до воскресенья определить финалистов, обсуждался очень долго. Кстати, некоторые специалисты считают, что система, предложенная в свое время Икаром Рискиным и опробованная здесь же, в Екатеринбурге, до сих пор остается лучшей. Но это — не суть, потому что к утру субботы снова появилась уже знакомая группа из 12 претендентов, и расстановка мест в ней оказалась просто удивительна.
Евгений Неугодников шел вторым с пятью победами (на каждого шкипера приходится по 11 гонок) и имел приличные шансы на выход в полуфинал. Лучшие были только у поляка Кароля Яблоньски. А прошлогодний победитель и уже трехкратный обладатель "Ява-Трофи" Андрей Арбузов держал "оборону" внизу турнирной таблицы. Нейвил Уитти составлял ему компанию, но занимал более высокое место. И было совсем непонятно, кто займет еще четыре места в полуфинальной шестерке.
Такой вот интересный расклад получился для "контактных" видов спорта (это определение матчевых гонок принадлежит директору регаты Юрию Крюченкову, у которого имелся шанс продемонстрировать верность своим словам). Тем более что его шкипер Нейвил Уитти, как обычно, был только рад случаю закрутить предстартовую карусель. Ближе к вечеру еще возбужденные проигрышем, Юрий и его напарник по экипажу Петр Кочнев обменивались мнениями. "Вот подуло бы так пораньше, мы бы выиграли гонку", — говорил один. "А вот у Кароля — ни сантиметра ниже марки, идеальная лавировка!" — отмечал манеру соперника другой. Ней-вила рядом не было.
А вокруг бушевали страсти. Плот, где сидели зрители и спортсмены, свободные от гонок, располагался в сотне метров от стартовой линии, и едва ли не каждая пара дуэлянтов норовила провести четыре предстартовые минуты в двух-трех метрах от него, что гарантировало всем острые ощущения, а у шкиперов появлялась дополнительная возможность заставить соперника нарушить правила. Так вот и решали судьбу полуфиналов. Некоторые жертвовали собой, получая незапланированные "встречи" с рангоутом. Матросу из экипажа Арбузова гик попал в голову и сломал солнцезащитные очки. Ну, хоть голова осталась цела.
Проходной балл устоялся на шести победах. Именно столько было у Максима Таранова. "Идеальный поляк"две гонки все же проиграл и стал первым в раунд-робине с девятью победами. Между крайними расположились Евгений Неугодников с восемью победами (узелок на память), Евгений Никифоров, Андрей Николаев и француз Мэттью Ришар. Дверка, как говорится, захлопнулась. Справедливости ради надо сказать, что призовые деньги получают участники, занявшие места с первого по десятое. Кто-то из гонщиков однажды заметил, что если бы так платили на всех регатах, он давно стал бы миллионером.
В тот же день разыграли полуфинал, и суперполяк проиграл еще две гонки, чем немного подорвал доверие болельщиков. Однако его эффективность оставалась лучшей — выиграно 12 гонок из 16. Вместе с Ришаром он составил главную пару игроков, которой предстояло провести еще минимум три матча за первое место. В поединках за третье место сходились Таранов и Никифоров. Еще оставалось время, чтобы обсудить сложившийся статус-кво и сделать выводы о ходовых качествах лодок.
Информация об изображении
Рецепт финала по-польски: не ближе, чем нужно для контроля. Яблоньски — на яхте A
Насчет Неугодникова все было ясно: до августа 2002 г. он успел погоняться на нескольких регатах за границей и сильно прибавил в классе. А вот по поводу Арбузова есть, по крайней мере, две версии. Выбирайте любую. Первая: его импульсивность иногда отрицательно сказывается на результате, хотя она же помогает выбраться из самой скверной ситуации (все-таки рейтинг ISAF — 11). Вторая смахивает на "заговор с целью переворота", когда каждый гонщик заранее настроен на бескомпромиссное противостояние трехкратному обладателю трофея.
Рецепт финала по-польски: не ближе, чем нужно для контроля. Яблоньски — на яхте A
А вот качества лодок к финалу становятся все важнее. Это в предварительном раунд-робине пара проигранных гонок значит не слишком много, их цена начнет расти только потом. И нынче тема качества муссировалась особенно напряженно. Будто бы яхта D или не идет вообще, или не добирает крутизны. Строились даже целые теории по поводу ее настройки — и это притом, что средств у матчевика не так и много: шкоты, брасы и масса экипажа (по правилам соревнований — 87.5 кг на человека). У Максима Таранова была своя точка зрения: "Все яхты настроены одинаково. Мы месяц возились с этим, выверяя натяжение вант и штагов по тензометру". Но, по иронии судьбы, Максиму в финале пришлось гоняться именно на яхте D. Вот уж не знаю, сыграла ли свою роль лодка, но два проигранных матча подряд — и в который раз четвертое место. Сам он не склонен считать этот результат поражением и говорит о "стабильности выступлений".
Финал 2002 г. проходил почти как прежде. Однако если тогда страсти накалялись до предела (разве что паруса не рвались), то нынче побеждала стратегия, а не эмоции. Кароль Яблоньски, поляк, который проходил дистанцию чисто и по расписанию — как немец — ни единого шанса не оставил французам. В этой манере он сделал себе и третье место в 2001 г., а в 2002 привез первое. 3:0 — тот самый результат, в котором никто не сомневался. "Еще Польска не сгинела"!
Платить за победу пришлось купанием в холодной воде. Публика на стоянке активно жаждала "крови", и, хотя чемпион мастерски прыгал с яхты на яхту, уходя от погони, упасть в воду пришлось. Почти через четыре часа после того, как утром, выйдя на пирс, он произнес: "Да у вас тут зима!"
История регаты и ее будущее
Первая регата состоялась в 1992 г. на озере Таватуй (примерно 50 км от Екатеринбурга), затем попеременно проходила на Верх-Исетском и Верх-Нейвин-ском прудах и один раз в Нижнем Тагиле. В 1994 г. она получила свое нынешнее название. Условия проведения гонок на Верх-Исетском пруду зависят от направления ветра. Если дует западный, то финальные матчи проходят прямо у пирсов яхт-клуба. Уже два года подряд главные рейсы можно было наблюдать в непосредственной близости от берега. Во время гонок чаще всего холодно, даже если они проводятся в июле, как в 2001 г. Температура воздуха 11 августа 2002 г. (в день финала) была 11-13° по Цельсию. Береговые пейзажи чередуются от урбанистического через натуралистический к индустриальному. Возможно, это будет интересно для тех гонщиков, которые приедут сюда в 2003 г. на чемпионат Европы по матчевым гонкам.
Само соревнование начиналось как способ общения гонщиков. Тогда мало кто думал о крупных призах, предпочитая гоняться для удовольствия. Четыре "ослика" (серийные яхты микрокласса) и пара лодок дивизиона "Прото" — на первое время этого было достаточно, чтобы потешить искушенную парусную публику Опыт двух первых регат оказался настолько удачным, что идея их проведения для профессионалов стала более чем реальной. Большой призовой фонд (50 тыс. долл. США), современные лодки и ограниченное число участников — такова регата сейчас. В 1993 г. число экипажей зашкаливало за сотню, сейчас их стало не более двенадцати. Соревнование живет за счет спонсоров, но в специальных планах на текущий год — сделать его коммерчески выгодным, получив прибыль за счет продажи прав на телетрансляцию гонок. Если подобное случится, то "Ява-Трофи" станет первой такой регатой в стране. В любом случае, "Ява-Трофи" в ранге чемпионата Европы по матчевым гонкам — это само по себе большое достижение. Однако нам обещают уже и чемпионат мира.
Почему именно эта российская регата стала широко известной у нас и на Западе? Кажется, все дело в честолюбии организаторов. Если оно есть, тогда "что делать" — не вопрос. Благоприятная яхтенная ситуация складывалась в Екатеринбурге постепенно. Здесь, например, испытывались разнообразные формулы проведения матч-рейсов. Фактически сейчас "Ява-Трофи" — полигон для испытания новых идей, а это претензия на лидерство. Для нее строились (и строятся) новые лодки, губернатор не прочь демонстрировать достижения области — "Ява-Трофи" в их числе уже давно. Немалую роль сыграли и контакты с влиятельными функционерами Международного парусного союза.
Согласно календарю Европейской федерации парусного спорта (EuroSAF), международная парусная регата "Ява-Трофи" 2003 г. пройдет уже в ранге чемпионата Европы по матчевым гонкам. Это соревнование состоится на акватории Верх-Исетского пруда с 19 по 27 июля. Специально для него в Екатеринбурге строятся новые яхты, а 28 февраля Екатеринбург посетил полномочный представитель Президента в Государственной Думе, президент Всероссийской федерации парусного спорта Александр Котенков, который принял участие в мероприятиях по подготовке и проведению этого чемпионата. Вместе с губернатором он побывал на Уральском заводе гражданской авиации — фирме "Спрей" — где идет строительство восьми новых яхт "Рикошет 747" (см. стр. 33) для проведения соревнований. По завершении своего визита Александр Котенков дал высокую оценку ходу подготовки к чемпионату Европы "Ява-Трофи 2003".
Итоги "Ява-Трофи 2002"
- 1. Кароль Яблоньски, Польша
- 2. Мэттью Ришар, Франция
- 3. Евгений Никифоров, Россия
- 4. Максим Таранов, Россия
- 5. Андрей Николаев, Россия
- 6. Евгений Неугодников, Россия
- 7. Джонни Бернтссон, Швеция
- 8. Нейвил Уитти, Австралия-Россия
- 9. Александр Шпилько, Беларусь
- 10. Андрей Арбузов, Россия
- 11. Матео Симонцелли, Италия
- 12. Сергей Мусихин, Россия