— В восемьдесят дней, — пояснил мистер Фогг. — Поэтому нам нельзя терять ни минуты.
Жюль Верн. "Вокруг света в восемьдесят дней"
В середине февраля нынешнего года многие наблюдатели с нетерпением ожидали широко разрекламированных событий — должны были состояться два старта известных французских яхтсменов в погоню за кубком "Jules Verne Trophy".
Напомним читателям некоторые подробности истории этого кубка. Впервые идея проведения подобного соревнования пришла в голову французскому яхтсмену Иву Ле Корнье без малого 17 лет тому назад. Формулировалась она весьма просто — идя по стопам Филеаса Фогга, надо попытаться обогнуть земной шар под парусами за срок, меньший пресловутых 80 дней. Спустя несколько лет при содействии других известных яхтсменов — Титуана Ламазо и Флоранс Арто - было создано общество, без затей названное "Around the World In 80 days", установившее правила борьбы за Кубок. Они были немногим сложнее - оставив три мыса (Доброй Надежды, Люин и Горн) по левому борту, пройти вокруг света, не прибегая к посторонней помощи, менее чем за 80 дней.
Первым обладателем этого почетного трофея стал хорошо известный нашим читателям Бруно Пейрон, 20 апреля 1993 г. завершивший свой триумфальный рейс с результатом 79 дней 6 ч 15 мин 56 сек.
Вторым через год стал Питер Блэйк, улучшивший результат Пейрона почти на пять дней. Его рекорд продержался без малого три года — лишь в 1997 г. Оливье де Керсесон, обогнув на борту "Sport-Elec" земной шар за 71 день 14 ч 18 мин и 8 сек, смог улучшить его результат, установив рекорд, держащийся и по сей день.
В этом году сразу двое из предыдущих обладателей Кубка решили вновь украсить его печатями своих судов: на 14 февраля был намечен старт Бруно Пейрона на катамаране "Orange", 16-го собирался стартовать Оливье де Керсесон на своем новом супертримаране "Geronimo".
.Однако тучи над головами участников стали сгущаться задолго до намеченных стартов. Вначале (еще 30 ноября прошлого года) потерял свою мачту "Geronimo" — она сломалась уже после окончательных ходовых испытаний судна при возвращении на стоянку в Брест. И хотя ее создатели — специалисты фирмы "Espace Composite" — немедленно приступили к демонтажу мачты и выяснению причин повреждения уникальной более чем 40-метровой крылатой конструкции, несущей 1000 м2 парусов, трудно даже передать, каким ударом случившееся стало для капитана "Geronimo" — OdK или Адмирала, как часто называет его французская пресса. Ведь этот гигантский тримаран (длина более 34 м!), проектирование которого началось еще в 1996 г., был самой настоящей "машиной мечты" Оливье де Керсесона, вложившего в его создание весь свой колоссальный 30-летний опыт океанских гонок: вместе со своими постоянными спутниками Дидье Рэго и Ивом Пулло он шесть раз обогнул земной шар, пройдя одной командой свыше 100 000 миль. Они неоднократно обсуждали возможность постройки подобного аппарата. Какой злой иронией, должно быть, теперь отдавались в его ушах слова Марка Ван Петегема, конструктора мачты (и разработчика судна в целом): "Я не чувствую, что мы рискуем с этой мачтой".
Потеря мачты-крыла менее чем за три месяца до старта широко разрекламированного предприятия означала его срыв в нынешнем году и потерю доверия спонсоров. Поскольку изначально изготовление этой мачты на "Espace Composite" заняло почти пять месяцев, точное повторение этого процесса автоматически отодвигало бы новый старт на лето, что лишало экипаж любых шансов на победу. Бруно Пейрон, стартующий в феврале, должен был весь маршрут пройти с попутными штормовыми зимними ветрами (как планировал для себя и OdK), летний же старт обещал относительно спокойную погоду на трассе. "Geronimo", как очевидно, был рассчитан именно на экстремальный переход. Ничего другого Адмирал (сказавший при спуске судна на воду: "Я шесть лет вынашивал этот тримаран в себе") не мог и представить.
А тем временем команда Бруно Пейрона спокойно готовилась к своему старту. 29 декабря 33-метровый "Orange" (который на самом деле является нашим старым знакомым "Innovation Explorer", серьезно модернизированным на верфи "Multiplast") был спущен на воду, и 2 января команда провела первые ходовые испытания, полностью убедившие руководителей проекта в возможном успехе. Настала пора завершить теоретическую часть подготовки и приступить к окончательной обкатке и настройке судна.
21 января все работы были завершены, и в 11 ч 30 мин утра в порту Марселя Ги Лафарж, один из руководителей "Orange France", официально присвоил судну имя своей компании. А уже в полдень катамаран покинул марсельскую гавань и направился в Брест — ожидать удобное для старта погодное "окно". Точной даты старта тогда еще не существовало — было лишь объявлено, что при любых обстоятельствах он должен состояться не позднее середины февраля.
Положение "Geronimo" на тот момент было гораздо менее определенным. Хотя сразу после аварии Оливье де Керсесон, не долго раздумывая и не мелочась, отдал сразу два распоряжения относительно будущей мачты: на "Espace Composite" — делать новую, на "Multiplast" — ремонтировать старую, но к середине января еще ни одна из этих мачт не была готова. "Espace Composite" все еще пыталась исправить свою "ошибку", а основные мощности "Multiplast" были до предела загружены другими проектами (в частности, постройкой лодки для участия французского синдиката в Кубке Америки и уже упомянутым "превращением" "Innovation Explorer" в "Orange").
Тем не менее огромный авторитет Адмирала и то заслуженное уважение, которым он пользуется во Франции, сделали свое дело, и 12 февраля новая мачта была установлена на палубу "Geronimo". Незамедлительно проведенные ходовые испытания, очевидно, убедили команду в надежности судна, и было сообщено, что выход в море состоится в субботу 16 февраля, однако после анализа синоптических данных он был отложен до воскресенья.
Предвкушавшие стартовую дуэль журналисты просчитались — команда "Orange" объявила, что "их" синоптики рекомендуют начать гонку в четверг 14 февраля. И точно в назначенный день катамаран подошел к условной линии между маяками на м. Лизард и о. Уэссан...
Триумф команды Пейрона продолжался недолго — на этот раз углепластиковая мачта уже их судна обломилась примерно в метре от своей вершины. В этот момент яхта несла зарифленный на одну полку грот и стаксель, а команда начинала постановку среднего геннакера. Скорость ветра составляла 27-28 уз, состояние моря, по словам членов экипажа, опасений не вызывало.
При аварии никто из яхтсменов не пострадал, но повисший на снастях обломанный топ угрожал дальнейшими разрушениями. Флоранс Частель поднялась на мачту, чтобы убрать геннакер, Владимир Линдис, механик и штатный водолаз команды, приготовился вылавливать Флоранс из воды, чего, к счастью, не потребовалось.
Несмотря на шок, вызванный случившимся, команда "Orange" продемонстрировала высокий профессионализм: всего лишь через четверть часа на берег было сообщено, что катамаран прибудет в Брест в пятницу в 9 ч 15 мин утра, а в 9 ч 10 мин команда уже крепила швартовы у пирса верфи "Multiplast". К сожалению, усилившийся в тот день ветер не дал возможность немедленно демонтировать мачту — все пришлось отложить на субботу. Уже поздно вечером усталый, но счастливый инженер судоверфи Жиль Ойллье объявил диагноз - потеря прочности сечения в месте крепления ползуна. Сама мачта не получила серьезных повреждений и может быть отремонтирована. Спустя два дня после шока команда наконец-то смогла вздохнуть с облегчением. "На ремонт потребуется от 15 до 19 дней", — продолжил Ойллье, и его слова были встречены с энтузиазмом.
"Верфь располагает нужными технологиями и квалифицированным персоналом — у нас нет оснований для беспокойства", — сказал, подводя итоги, Бруно Пейрон. (Надо полагать, они все же есть, но уж слишком силен оптимизм команды. - Прим. авт.) "Мы надеемся поставить мачту на место в первые дни марта", — разоткровенничался с журналистами Жиль Чиорри, помощник Пейрона. "Мы все помним, что в 1997 г. выиграть Кубок Оливье (де Керсесону — Прим. авт.) не помешал и поздний старт 6 марта. А когда мы начинали подготовку, вообще установили для себя крайний срок 10 марта, так что...".
Так что команде Пейрона остается надеяться на инженеров "Multiplast". А пока она смогла лишь проводить взглядом вышедший (из того же порта) в воскресенье на дистанцию "Geronimo". В ночь с воскресенья на понедельник, по команде своего берегового синоптика Пьера Ласснье в 1 ч 25 мин 16 сек по Гринвичу он пересек стартовую линию и 30-узловым ходом (при скорости истинного ветра в 20 уз!) направился в Бискайский залив.
Чтобы вновь стать обладателем Кубка, Адмиралу следует вернуться в точку старта не позднее 19 ч 46 мин 24 сек 30 апреля. Удастся ли ему это? Пока рано строить предположения.1
Но можно задаться вопросом - две гоночные супермашины, построенные с использованием самых современных материалов и технологий, столкнулись с одной и той же проблемой. Что это? Просчет инженеров? Или у мистера Фикса все же был какой-то план?.. Редакция обещает держать вас в курсе.
Примечания
1. Когда этот номер уже был подготовлен к печати, в редакцию пришли два сообщения: "Geronimo" 1 марта сошел с дистанции из-за поломки рулевого устройства, "Orange" в ночь на 2 марта взял повторный старт.