В 1946 г в Ленинграде состоялась первая Балтийская регата. Регата была задумана как средство возрождения и организации яхтсменов Балтийского моря и предусматривала поочередное проведение ее в Ленинграде, Таллинне, Риге. Этот порядок сначала соблюдался, но потихоньку соревнования "осели" в Таллинне. Международный статус регаты был высок, но особенно повысился в преддверии Олимпийских игр 1980 г. Можно долго перечислять чемпионов мира и Европы, в разные годы принимавших участие в Балтийской регате, но ограничимся одним — Паулем Эльвстремом. В 1989 г. в Таллинне прошла XXXIX Балтийская регата, потом — из-за политических причин — стало не до регат.
В средине 90-х годов в Санкт-Петербурге была предпринята попытка возродить регату. Для того, чтобы оценить насколько попытка удалась, приведем несколько цифр, относящихся к регате этого года — шестой по счету: 142 яхты, 192 участника из 13 городов России и 8 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Соревнования проводились в восьми классах яхт — "Дракон" (7 яхт), "Звездный" (3), "Европа" (7), "Лазер-Радиал" (11), "Кадет" (23), "470" (12), "Оптимист" (58), "Zoom-8" (21).
Соревнования проводились с 24 июня по 4 июля в Невской губе, в районе Ольгино. Было выставлено две дистанции: "А" ("Альфа") — "Дракон", "Звездный", "470"; "В" — все остальные классы яхт.
Положением было предусмотрено 7 гонок у "Драконов", 6 гонок у "Звездников", у остальных классов — по 12 гонок, но не все они состоялись из-за штилевой погодой.
Первыми "гонялись" "Драконы": шесть деревянных лодок из Речного яхт-клуба 3040-летней давности и седьмая — "Danish Blue" (тоже деревянная) постройки 2001 г. Ее экипаж — двукратный олимпийский чемпион Хой-Енсен, Президент Парусной Ассоциации Тимо Нурмилаускас, : рулевой — Его королевское высочество принц-консорт Дании Хенрик. Он пришел в Петербург на королевской яхте и привез с собой "Danish Blue" для гонок.
Гонки проводились в условиях слабого ветра, неустойчивого по направлению. Бывало, что дистанцию, для второй гонки, проводившейся в тот же день, приходилось переставлять на 90°. В таких условиях особую ценность приобретало знание местных условий. Так, при ветре от N при первой лавировке в берег местные яхтсмены заложили галс вправо, а принц Хенрик — влево (без учета течения) и на верхнем знаке "почувствовал разницу", обогнув знак четвертым. Это было компенсировано потом за счет лучшей лодки и высокого класса управления. Со стороны приятно было видеть, что нет "игры в одни ворота". Особенно выигрышно выглядел "Яхонт" (рулевой Т. Кудрявцева), который выиграл четвертую гонку и пришел вторым в пятой; только тактическая ошибка не позволила "Яхонту" выиграть шестую гонку.
28 июня на "Альфе" кроме "Драконов" появились "Звездники" и "470". На такой большой флот ветра (от W) уже не хватило и яхты от знака к знаку передвигались "ползком". При подходе к нижнему знаку, перед последней лавировкой уже реальной стала угроза отмены гонки из-за истечения контрольного времени. После огибания нижнего знака "Драконам" осталась лавировка на финиш, и весь местный флот пошел к северному берегу "за ветром". Датская яхта обогнула нижний знак пятой с заметным отставанием, ветер в то время "зашел к N", и оказалось, что она идет прямо на финиш, а весь флот перпендикулярно генеральному курсу. Датчанин прошел не менее трети колена, когда местные очнулись, повернули и бросились вдогонку, стали догонять, но тут истекло контрольное время. Со стороны сложилось впечатление, что если бы не увличение поисками ветра под северным берегом, если бы не чересчур далекий уход от генерального курса, "Яхонт" пришел бы первым и спас гонку.
Косвенным подтверждением этого является то, что "Звездники", стартовавшие через 10 минут и шедшие к финишу по прямой, уложились в контрольное время. Впрочем, "470", стартовавшие после "Драконов" через 5 минут, не уложились в контрольное время. Седьмую гонку по такой погоде проводить не стали. Зачет в классе "Дракон" был проведен по пяти гонкам.
Вечером было награждение, снимки на память, фуршет. Заметно было, что Его высочество получает наслаждение от участия в яхтенной "тусовке" интернациональной и демократичной.
На следующий день центр тяжести событий переместился на более короткую — детскую — дистанцию "В". Пятиминутные старты в пяти классах яхт, и через полчаса вся дистанция заполнена парусами, порхающими, как мотыльки.
В предпоследний день гонок — 3 июля — раздуло до 3-4 баллов, но подавляющее большинство юных яхтсменов справились с ветром. Большое количество яхт на старте не приводило к столкновениям, "оверкиль" и купание — к стрессам.
Хорошее впечатление на этой регате оставили яхты "Zoom-8". Красивая современная лодка, хорошо идущая острым курсом — волна не останавливает ее, за счет большой ширины ее возможно эффективно откренивать, за счет большой плоской кормы она легко выходит на глиссирование. "Zoom" были предоставлены напрокат финской фирмой, "проталкивающей" этот новый продукт на рынок. Одна яхта была приобретена фирмой "Альтаир-Руспол".
Общее впечатление от шестой Балтийской регаты:
— Отрадно, в что Санкт-Петербург возвратилась большая регата олимпийских и молодежных классов. Ставка сделана на молодежь и молодежные классы.
— Делается попытка введения новых перспективных классов яхт.
— Удачно выбрано время соревнований. "Оптимисты" на Балтрегату приезжают прямо из Зеленогорска: естественно, яхтсменам проще приехать на два крупных соревнования, проводимых в одном "углу" России. Это доказывается присутствием многих известных гонщиков молодежных классов. Удачно и другое — конец июня-начало июля на Финском заливе достаточно большое разнообразие погодных условий.
— Также отрадно привлечение именитых гонщиков. Второй раз на регату приезжает Хой-Енсен.
— Конечно, можно с "ехидцей" прокомментировать участие "Драконов" только из СПб РЯК или всего только трех "Звездников". Можно, но не нужно, поскольку в очередной раз мы должны начинать все сначала, а такой сложный и достаточно дорогой вид спорта тесно связан с общей экономической ситуацией в стране.
И очень несвоевременными выглядят попытки руководства СПб РЯК расторгнуть договор на аренду земли и выгнать со своей территории фирму "Альтаир-Руспол" — основного финансового спонсора соревнований, руководимую Президентом Санкт-Петербургского Парусного союза В. Логиновым. Если это произойдет, будет поставлено под сомнение само существование Балтийской регаты.
Будем ждать и готовить VII международную Балтийскую регату.
Победители VI международной Балтийской регаты
Класс "Дракон": I — Принц Хенрик (Дания); II — Т. Кудрявцева (СПб); III — Б. Зорин (СПб).
Класс "Звездный": I — В. Соловьев, А. Михайлин (СПб); II — Д. Вохминцев, В. Овчинников (Самарская обл.); III — С. Лапкин, В. Иконников (ВС ВМФ).
Класс "470": I — А. Гетун, А. Ковешников (ТОФ); II — В. Пушев, А. Михайлов (СПб); III — М. Шереметьев, Р. Горев (СПб).
Класс "Кадет": I — Е. Меньшиков, А. Лукъяненко (Липецк-Воронеж); II — Д. Одинцов, П. Мезавцев (Беларусь, Минск); III — Д. Герасимов, А. Илларионов (Липецк).
Класс "Оптимист": I — М. Шереметьев (СПб); II — В. Архипов (СПб); III — Д. Карпак (Эстония).
Класс"Zoom-8": I — А. Вебер (ESF); II — П. Вебер (ESF); III — М. Ваулин (Rautu).
Класс "Лазер-Радиал": I — В. Жуков (Тольятти); II — К. Крюченков (Екатеринбург); III — В. Рожков (Таганрог).
Класс "Европа": I — А. Малетина (Тольятти); II — Л. Сорокина (Краснодар); III — А. Степанова ("ККК").