Первое такое плавание совершили два американца норвежского происхождения Джордж Гарбо и Фрэнк Сэмюэльсен в 1896 г. Они пересекли Атлантику от Нью-Йорка до Гавра за великолепное время — 60 сут. Потрясение от их подвига длилось, однако, совсем недолго. Человечество в ту пору больше волновали новости науки и техники, и о плавании просто забыли. Спустя 70 лет океанские марафоны возродили англичане Джон Риджуэй и Чэй Блайт. Они пересекли Атлантику с запада на восток за 91 день. С этого исторического плавания начался бум среди искателей приключений. На сегодня — это свыше двухсот попыток и больше ста успешных пересечений океана на лодках длиной от 6 до 10 м. Увлечение приобретает размах эпидемии, сравнимый разве что с манией покорения Эвереста.
С каждым годом самый "жанр" океанских марафонов меняется. В 1969 г. было совершено первое в истории одиночное плавание на веслах через океан (англичанин Джон Фэрфакс), а в 2000 г. такое же одиночное плавание впервые совершила женщина (американка Тори Марден). Теперь есть и абсолютный рекорд продолжительности одиночной гребли в океане — 274 дня (англичанин Джим Шекдар). Наконец, в 1997 г. состоялось и первое массовое "безумие" — весельная гонка через океан. Надо сразу заметить, что для этой грандиозной затеи по заказу Чэя Блайта английский конструктор Фил Моррисон сконструировал 7-метровую лодку-монотип, и было налажено производство ее деталей для сборки в любой стране. Бизнес оказался удачным. От желающих — а это были не только опытные гребцы, но и просто искатели приключений — не было отбоя: на старт Первой Атлантической гребной гонки 12 октября 1997 г. из порта Лос-Гигантес на о. Тенерифе вышло 30 одинаковых лодок. Стодневная эпопея прошла успешно. Лодка оказалась удобной и безопасной. Было решено устраивать такие гонки регулярно, и следующий заплыв "гладиаторов океана" был намечен на октябрь 2001 г.
Случай помог мне стать свидетелем старта этой гонки.
В Лос-Шгантесе — "штабном" городе гонки, расположенном под километровыми вулканическими кручами, я появился задолго до старта, но здесь уже ощущался предстартовый ажиотаж. Организатор гонки — финансовая и страховая группа "Ward Evans PLC", потому вся затея получила название "Ward Evans Atlantic Rowing Challenge 2001". Владелец компании Майк Кенни в сотрудничестве с сэром Блайтом — "отцом" Первой гонки смог добиться успеха в формировании нового состава соревнующихся гребцов: подали заявки 36 экипажей.
Новозеландец Роб Хэмил — победитель Первой гонки — прибыл к старту со своим напарником Стивом Уэстлайком (оба — офицеры полиции) и запасным гребцом Мэтом Гудменом. Однако настроенных на повтор успеха новозеландцев поджидал неприятный сюрприз. Роб вступился за женщину, которую колотил мужчина, и в драке сломал руку. В разгар сражения женщина вдруг бросилась на своего защитника: "Это мой муж, прекрати его избивать.". В общем, обидчик отделался синяками, бравый полисмен, которому сочувствовали все собравшиеся, перешел в категорию болельщиков, а его место в лодке "Telecom Challenge 1" занял запасной. Все это происходило, правда, не в Лос-Гигантесе, а в небольшом рыбацком порту Сан-Хуан, куда один за другим прибывали контейнеры с лодками участников. Дело в том, что организаторы гонки и портовый начальник Лос-Гигантеса так и не пришли к какому-либо компромиссу (см. "КиЯ" №176). Все это мне живо напомнило наш отечественный организационный стиль, который, оказывается, и здесь называют бардаком: теперь всем придется с рейда Сан-Хуана грести 5 миль до места официального старта от Лос-Гигантеса. Это — для соблюдения традиции. Глупость ситуации вполне очевидна — от Сан-Хуана прямой выход в океан.
В Сан-Хуане дела с подготовкой лодок шли неважно. То одного не хватало, то другого. Причал за высоким волноломом порта до отказа был забит горами снаряжения, сновали арендованные гребцами машины, всем мешал нескончаемый поток зевак. На соседних пляжах гудели гидроциклы, в небе парили парапланы с любителями острых ощущений, многих привлекал серфинг на огромных волнах, которые вздымались на отмелях. В общем, Тенерифе — остров бездельников.
По вечерам мы все собираемся на веранде виллы, арендованной Обществом океанских гребцов. Знакомимся со вновь прибывшими. Заглядывают сюда и участники Первой гонки — они переживают за нынешних. Среди готовящихся к старту только один — англичанин Грэхэм Уолтерс — имеет опыт: четыре года назад на лодке "Джордж Гйри" с напарником он пересек океан за 62 дня и занял 10-е место. Неплохо. Теперь ему исполнилось уже 55 лет, и лишь один участник — Дэвид Митчел из государства Бруней — старше его, хотя всего на несколько месяцев. Дэвид знаменит и возрастом, и импозантной шевелюрой, которая давно скучает по парикмахерской. Он идет в паре с Дугласом Макдональдом из ЮАР, потому на лодке "Brunetto" флаг этой южноафриканской страны.
После трагедии 11 сентября все с особой симпатией относятся к двум гребцам из США, у которых во время теракта погибли их близкие друзья. У их лодки "American Star" всегда людно. Старший из двоих — 51-летний Джон Зейглер, гребец со стажем. На каяке он умудрился обогнуть мыс ГЪрн и пройти на веслах Магелланов пролив. Его напарник — 42-летний Том Мэйлхот — был в России, намереваясь вместе с русскими гребцами пересечь Берингово море. Том — отменный пловец, не раз встречался при погружениях с акулами, и потому, вероятно, он один из немногих участников, которые намерены периодически очищать днище лодки от водорослей и рачков (ради увеличения скорости, разумеется). Я дарю американцам бутылку русской водки с многозначительным названием "Флагман". Это импонирует им, они всерьез будут бороться за право быть флагманом гонки. Под прицелом телекамер мы решаем, когда надо пить: до или после. Забегая вперед, скажу, что сработала формула "вместо": пришлось использовать водку для протирания потертостей на определенных местах — обычная "драма" гребцов-марафонцев. Осталось ли сколько-нибудь для тоста на финише — выяснится позднее.
Американский бум еще более усилился после 30 сентября: пришло известие о новой трагедии, в Северной Атлантике пропал без вести гребец-одиночка американец из Чикаго — 62-летний Ненад Белиц. Его лодку найдут ирландские рыбаки лишь месяц спустя с проломленными (проходящим судном или стихией?) бортами...
К утру 7 октября все "гладиаторы", решившие сразиться с океаном, собрались на широком пирсе Сан-Хуана. На глазах великого множества болельщиков они спускают на воду свои лодки. Кто-то использует кран, кто-то на трейлере своим ходом спускает лодку по слипу.
В 10.30 с яхт "Challenge-25" и "Chellenge-47", образовавших стартовую линию, раздался долгожданный сигнал пневматического горна. Майк Кенни и Чэй Блайт тоже потрубили в надраенный до блеска горн вместе с Робом Хэмилом — чемпионом предыдущего марафона.
Итак, старт принимают 36 лодок. США. Австралия, Южная Африка, Гонконг (ныне Сянган, Китай), Швеция и Нидерланды выставили по одной лодке. По две лодки ушли под флагами Франции, Испании, Новой Зеландии. Три лодки выставила Бельгия, а под британским флагом стартовала ... 21 лодка! Это не считая еще одной команды англичан на лодке № 8, которая стартовала вне зачета на следующий день с о. Гомера; гребцы не нашли средств — а это несколько тысяч долларов — для вступительного взноса. Получилась как бы чисто английская гонка с небольшими примесями. Но количество, как вскоре выяснится, еще не гарантия полного успеха.
Заметим, что с самого начала царил дух преклонения перед гребцами из Новой Зеландии, которую представляли две лодки с мужским и женским экипажами. Девушки с "женской" "Telecom Challenge 25" производили особое впечатление. Могучие 35-летние красотки — известные гребцы и чемпионки многих регат, обе служат в полиции Окленда.
Сразу после старта мы торопимся на яхту "Rock Bottom", арендованную Кеннетом Крачлоу, и пытаемся сфотографировать лодки. Рядом со мной прилетевший из Москвы мой друг и фотограф Игорь Лебидько "Пашем" сразу четырьмя камерами. Из-за высоких четырехметровых валов океанской зыби сразу становится довольно трудно обнаружить лодки. В кокпите нашей яхты — леди Атлантики № 2 — Диана Хофф: в январе 2001 г. она пересекла океан в одиночку. Было заметно, как Диана сейчас переживает, наблюдая за неумелыми действиями многих из новоявленных покорителей океана...
Не прошло и часа, как нам повстречалась яхта "Challenge-25" с лодкой на буксире. Первая мини-драма. Это бельгийская № 4 возвращается в порт для замены аккумуляторов.
Вскоре после старта английские гребцы с лодки № 2 "Spirit of Worcestershire" поняли, что затея эта не для них: 12 октября они повернули назад, благо самый западный из Канарских о-вов — Иерро — еще маячил неподалеку Сразу замечу, что почему-то не везет гребцам-родственникам. У меня навечно в памяти драма Евгения Смургиса и его сына Александра. В Первой Атлантической гонке в шторм выломало борт у французской супружеской пары. Они пересели к спасателям, а лодку сожгли: таково правило — нельзя оставлять плавучий предмет на воде. Без всякого дурного умысла я размышлял перед стартом гонки: неужели какая-то из этих ярко раскрашенных нарядных лодок тоже будет сожжена?
Вот сдаются родные братья с английской лодки "Dartmothian": 12 октября старший — 35-летний Дэвид Харт — попросил поднять его на борт спасательной яхты и сказал прямо, что это — не его амплуа: он не может грести ночью, в жгучей темноте, с низко висящими огромными звездами, да еще под аккомпанемент скрежещущих о днище дорад, акул и черепах. Младший остался, намереваясь продолжить путь в одиночку, но смог продержаться всего два дня. Церемония, похожая на отпевание, была короткой. Буксировать лодку назад — дело долгое: яхте сопровождения надо быть в гуще идущих вперед. Потому приговор приводится в исполнение без задержки. Лодку "раздевают", снимая все ценное, топором крушат переборки и щедро поливают бензином: выстрел из ракетницы — и первый факел пылает всего в 200 милях от места старта.
Недели не прошло, как 20 октября последовал призыв с лодки англичан "Star Chаllenger" №12. 42-летний журналист из Гонконга Доминик Бигс не выдержал мучений: плохо работали руки, по ночам сбивался с курса, был напуган и бессонницей, и отвращением к пище в условиях непрерывной качки. Его напарник и коллега 47-летний удачливый журналист, невозмутимый Джонатан Горнел невольно стал первым настоящим одиночкой этой гонки. Вспоминая об успехе "невольных" одиночек в Первой гонке, он с энтузиазмом налегал на весла сразу полегчавшей лодки. Прецеденты его вдохновляли. Он никак не думал, что его энтузиазм иссякнет и все закончится так нелепо и постыдно для него через 33 дня...
Между тем на яхте "Challenge-47" приняли сигнал бедствия от одной из самых отстающих в гонке лодки №22 со звучным названием в русском стиле "Troika Transatlantic". Да, это еще одна "семейная" лодка. Я вспоминаю, как мы с Игорем фотографировали эту супружескую пару по просьбе Роджера Дисса — редактора местной газеты "The Western Sun". Колоритный сюжет для любой газеты: "Муж и жена — одна сатана", эта поговорка интернациональна. И вот сенсация: 35-летний Эндрю Вил решает покинуть свою жену 26летнюю Дебру Вил. Известие повергает в шок всех обитателей яхты сопровождения. Эндрю подавлен и истощен. Именно так выглядят люди, не выносящие качки, но у Эндрю был еще и психологический срыв — он терпеть не мог ночного времени, мучился от бессонницы и терял силы.
Итак, в гонке появляется еще один одиночка — Дебра Вил. У нее все в порядке. Работает спутниковый телефон, сплошным потоком идут по электронной почте слова сочувствия и поддержки. Это отчасти мешает ей заниматься главным — грести. Она в своих ответных посланиях делится новыми впечатлениями от одиночества среди бушующих волн, от черепах, пожирающих водоросли на днище лодки, от всплесков целого сонма китов, дельфинов и акул. Дебра старается ответить всем и сразу оказывается в хвосте флотилии. Она гребет по ночам, врубая на полную магнитофон, днем отсыпается и даже, отдав плавучий якорь, читает романы.
Океан — непостижим. Особенно это понимаешь, глядя на карту с нанесенными на нее позициями лодок. Если лидеры — обе новозеландские лодки и австралийцы — уже миновали "экватор", т. е. прошли половину пути в своем неуклонном стремлении к благодатному Барбадосу, то аутсайдеры отстают от них — не могу поверить — на 1000 миль! А прошло всего 25 суток.
В самом конце флотилии — лодка № 35 с гребцами из страны басков. Перед стартом, позируя у своей лодки "Euskadi", Хабьер и Урко, выглядевшие суровыми и даже несколько подавленными, все втолковывали нам, что они именно из Страны басков и Испания тут ни при чем. Я даже тщательно перерисовал флаг их страны, который они нам с Игорем показали, особо не афишируя. Флаг показался мне очень похожим на британский Юнион Джек, правда с другими цветами. Забегая вперед, скажу, что через 42 дня, когда новозеландцы финишировали, наши герои из Страны басков прошли всего чуть больше 500 миль. С такими темпами до Барбадоса они доберутся не скоро. Возможно, ребята хотят прийти к финишу самыми последними и опасаются, что их "обставят" другие аутсайдеры, в числе которых наша героиня — одиночка Дебра Вил...
Все предсказания относительно рекордов, которые должны быть поставлены в ходе гонки, не оправдались. Отчасти в этом повинна погода — отзвуки урагана, гулявшего над Кубой, сказались в первую очередь на результатах лидеров. Конечно, новозеландцы на лодке № 1 — Мэт Гудмен и Стив Уэстлейк мечтали улучшить свой рекорд Первой гонки (41 сутки 2 ч и 55 мин). На всякий случай судьи на "Challenge-25" прибыли на Барбадос, чтобы встретить их, на 40-й день. Но 17 ноября № 1 не появилась. Пришлось выйти встречать победителей в море. У входа в порт Сент-Чарльз, что на западном берегу Барбадоса, лодка появилась только с первыми лучами солнца 18 ноября и ошвартовалась 11.31 по Гринвичу, затратив на переход 42 дня 1 ч и 31 мин — почти на сутки больше рекорда 1997 г.
Пока руководители гонки чествовали победителей и потчевали их настоящей едой, в океане снова развивалась драма. С лодки № 12 "Star Challenger" гребец-одиночка Джонатан Горнел подал сигнал бедствия. С подошедшей яхты открылась печальная картина. В лодке сидел изможденный постаревший человек, а ведь лишь 33 дня назад он выглядел молодцевато и уверенно. Ноги опухли, появились потертости на ягодицах, руки сводила судорога — они были в струпьях от чрезмерного загара. В 11.00 23 ноября спасатели подняли его на яхту. Последовал тот же ритуал — лодку подожгли, потом останки ее яхта разрубила своим стальным корпусом на мелкие части. Сам Джонатан выразил свои мысли точно и определенно, как и подобает журналисту: "Все, наконец-то, кончено. Не будет возни с едой, не будет несвежей солоноватой воды из балластных танков, не будет этой изнурительной гребли. А главное — буду знать, что я не столь силен, как воображал до того".
И снова я смотрю на карту, где флотилия лодок все так же растянута, как и в середине гонки. Лучшие лодки подходят к Барбадосу, аутсайдеры прошли не больше 20% дистанции.
Лидеры уже известны. Следом за новозеландцами пришли австралийцы Пол Маккарти и Патрик Уэйнрач на №11 "Freedom" (45 сут). Третьими финишировали бельгийцы братья Алан и Бруно Левуиллон на "Win.Belgium" (49 сут) — вот и приятное исключение из "правил". Перед самым финишем они обогнали новозеландских девушек — Стефани Браун и Джуди Эллис (№ 25 "Telecom Challenge-25"), которые уложились в 50 сут. Но главная их победа в том, что они вошли в первую десятку женщин — покорительниц океана, на деле доказав: слабый пол крепче и духом, и телом, чем многие из наших неугомонных мужчин.
По состоянию на 21 января (106-й день гонки )в порту Сент-Чарльз финишировали 30 лодок. Наши друзья-американцы заняли 11-е место, что не так уж плохо. Участник предыдущей гонки Грэхэм Уолтерс, теперь мог похвастаться лишь 25-м местом. Дэвид Митчел — "старичок", который, как уже отмечалось, старше его на несколько месяцев, и его напарник из ЮАР пришли на 6 дней раньше Уолтера и заняли 24-е место.
26 января последней — на 111-й день — пришла Дебра Вил; напомним, 98 дней она, покинутая супругом, гребла в одиночестве. Лишь ненамного опередили ее занявшие предпоследнее 32-е место прекрасно подготовленные англичане на лодке "Kaos".
Выскажу свою точку зрения. Гребцов для такой затеи надо предварительно готовить, хотя бы психологически. Вся драма подобных проектов в том, что, помимо нескольких лидеров и, конечно же, аутсайдера, вся остальная масса лодок, занимающих от 6-го до 31-го места, никому не интересна. ГЪнка хороша с кучным и коротким по времени финишем. Растянутый на три с лишком месяца финиш становится обузой как для организаторов, так и для все еще мучающихся на дистанции участников гонки, которых уже совсем не радует принцип: "Главное — участие, а не победа". После никому не нужных мучений придется некоторое время залечивать раны, что начисто лишит их желания снова выйти на старт. Изнурительная океанская гонка для большинства участников — не столько гребной спорт, сколько борьба с самим собой, испытание на твердость духа. Впрочем, что это — в точности никто не знает.
Знакомство со многими океанскими гребцами и наблюдение за их сражениями с океаном привело меня к довольно простому выводу. В этой схватке важна не мускульная сила. В конце концов, за два месяца можно и грести научиться, и мышцы накачать. Важнее другое: победу одерживает лишь самый устойчивый к стрессам. Сход с дистанции чемпионов и призеров по академической гребле лишний раз показывает, что главное — не классически отточенный гребок веслом, а хороший сон и настроение. А с потертостями на рабочем "месте" можно справиться с помощью, как выясняется, той же водки.
"Одесса" пересекает океан
В гавани Сан-Себастьяна — города-порта на о. Гомера — были даны еще два автономных старта. Два британца, не сумевшие уплатить стартовый взнос, начали гонку 8 октября. Через четыре дня ушел в океан одессит Федор (по паспорту — Теодор) Резвой на лодке "Одесса".
Бывшая лодка русского гребца-неудачника Кавченко "Ростов-Дон" получила свое новое название "Одесса" еще в августе 2001 г. на пресс-конференции во Всемирном клубе одесситов, что на углу Базарной и Маразлиевской улиц (по-недавнему — на углу Кирова и Энгельса). Тогда Федор заявил о своем намерении отправиться через Атлантику на этой лодке. Собравшимся на презентацию, среди которых был замечен Михаил Жванецкий, преподнесли сюрприз: лодка будет названа именем города-героя, несмотря на то, что вклад одесситов в финансирование программы путешествия близок к нулю.
Теодор — 33-летний высокий рыжеволосый художник-дизайнер — решил круто поменять родовые профессии. В истории океанской гребли самыми волнующими и драматичными выглядят попытки пересечь океан на гребной лодке в одиночку. Таких храбрецов, одолевших Атлантику, до финиша Второй Гонки насчитывалось всего 17. Они представляют четыре страны: Великобританию (10), Францию (5), США (1) и Бразилию (1). В случае успеха Теодора Украина может войти в этот необычный клуб.
Российская родословная новоявленного покорителя Атлантики довольно любопытна. Рыжеволосый варяг Теодор — потомок в девятом колене поставщика живой стерляди ко двору Елизаветы Петровны. Необычайная мягкость характера и застенчивость явно отличают его от родоначальника — пращура Терентия Резвого, прозванного так императрицей за расторопность и сноровку. Облик Теодора, несмотря ни на что, хранит гены коренных россиян из Осташкова, что в Тверской губернии. То были рослые люди с открытыми и простыми лицами и все, как один, с волосами цвета опавших березовых листьев. И никакие смешения мастей обширной фамилии так и не смогли стереть упрямый рыжий цвет. (Вот и сынок нашего героя — четырехлетний Дмитрий — как солнышко, рядом с темноокой красавицей мамой Людмилой.) Рыжеволосые пращуры нашего одессита были в почете. Сын Терентия — Петр — основал в Петербурге торговлю гастрономией и фруктами. Екатерина II называла его не иначе, как "мой подрядчик". Сам он не блистал аристократизмом, но стал бургомистром Петербургского магистрата и по совместительству — директором московских и петербургских питейных сборов. Он прожил не слишком долгую жизнь — 50 лет, но оставил девятерых детей.
В роду Резвых было немало выдающихся людей. Портрет генерал-майора Дмитрия Петровича и сегодня можно видеть в Галерее 1812 года. Молодой генерал Александр Резвой (27 лет) геройски погиб на батарее Раевского при Бородине; его мать Анна (по мужу Кутайсова) известна хотя бы по знаменитому портрету работы Ф. Рокотова. Почетными были разные профессии, потомки поставщика царского двора все чаще становились учеными и деятелями искусства. В последнем издании БСЭ упомянут Дмитрий Петрович — известный советский геолог. Сын его — Павел Дмитриевич — тоже геолог, он и стал отцом нашего героя.
Может кому-то покажется излишним это блуждание в ветвях генеалогии, но я думаю, что именно этого нам и не хватает. У многих из нас в роду немало вживую срубленных отростков с дерева жизни, тем более важно сохранить его "ствол" и продлить его существование на сотни лет. Глядя на Теодора и его сына, на деле понимаешь, что такое эти мудреные гены. И как ласкает слух простое и понятное: "Весь в деда вышел, ну, вылитый отец".
Я отправился на Гомеру и в порту встретил отца Теодора — Павла Резвого. Он молча копался в лодке, пристраивая антенну спутникового телефона. Без преувеличения могу заверить, что отец Федора -важная фигура в предприятии сына, но не единственная. Мать — Татьяна Федоровна — еще "главнее", хотя бы потому, что в Обществе океанских гребцов она — ответственный секретарь. И это при том, что не раз упоминаемый в "КиЯ" директор Общества — Кеннет Крачлоу, ее супруг.
В покорители океана Теодор пустился неспроста. Работая дизайнером на интернетовском сайте Общества океанских гребцов, он давно присматривался к тем, кто пускался в одиночку сквозь "Море Тьмы". В частности, в начале апреля он побывал на лодке француза Эммануэля Коиндре перед его ныне рекордным "заплывом" через Атлантику. Неудача Вячеслава Кавченко, в сущности, дала Федору шанс. И он его не упустил.
12 октября в Испании отмечают День Колумба. В полдень этого праздничного дня Федор и сделал первые гребки. С яхт и причала трубили сотни рожков, подвывали сирены — "так провожают пароходы, совсем не так, как поезда". Некоторые из бывших на рейде яхт устремились вслед за "Одессой" — для здешнего яхтенного бомонда выход в рискованное одиночное плавание через 3000-мильную бездну "Моря Тьмы" — большая редкость.
Федор финишировал в том же порту Сент-Чарльз 18 декабря, затратив на океанский марафон 67 дней 6 ч и 35 мин, пройдя на веслах 2526 миль. Заметим, что, стартуя на пять дней позже участников гонки, он сумел оставить у себя за кормой 11 лодок с парными экипажами (включая лодку № 8 Нормана Батлера с его напарником, стартовавших с Гомеры 8 октября).
Благодаря этому подвигу потомка древнего русского рода Украина стала пятой страной, представители которой пересекли океан на гребной лодке в одиночку. Родная Одесса преподнесла покорителю Атлантики ответный сюрприз в виде двухкомнатной квартиры.
Теперь очередь за Федором Конюховым в лодке "Уралаз" под российским флагом. Не сомневаюсь, что Россия будет шестой державой в Клубе океанских гребцов-одиночек! Шесть — не такое уж плохое число, не так ли?
Трагедия в Северной Атлантике
Этот день — 30.09.2001 — был предтечей трагедии, но вернемся к ее началу... Ненад Белиц — 62-летний пенсионер из Чикаго, врач по профессии и выходец из Югославии — стартовал на гребной лодке "Lun" от мыса Код близ Бостона 11 мая 2001 г. Лодка была построена в США по оригинальному проекту, настолько оригинальному, что поначалу Береговая охрана долго убеждалась в ее безопасности. Лодка имела три отверстия в яйцевидном удлиненном корпусе: два — для весел и одно — для головы, торчащей из корпуса лодки во время гребли. В шторм предусматривалось все их задраивать. Особенность этого маршрута в Северной Атлантике состояла в том, что это — сезон штормов, хотя и попутных. Белиц намеревался установить рекорд по возрасту. Была еще одна тонкость: он шел без всякой огласки, и о его месте в океане знали лишь жена и менеджер, да и то свои сообщения он посылал раз в неделю.
Изнурительные штормы, видимо, истощили гребца, и однажды с проходящего судна ему подбросили продуктов дней на десять. Незадолго до трагедии он позвонил Кеннету Крачлоу в Общество океанских гребцов в Лондоне и пожаловался на сильный шторм. В 22.00 30 сентября, на 143-й день плавания, в 259 милях от побережья Ирландии сработал буй "EPIRB", что означало начало спасательной операции.
Весь день 1 октября самолеты Береговой охраны Шотландии вели поиск, но следов трагедии обнаружено не было. На следующий день удалось найти и поднять на борт работающий спасательный буй. Вердикт Береговой службы после нескольких дней поиска гласил: пропал без вести. Таким образом, Ненад Белиц — седьмая жертва среди океанских гребцов с 1966 г., шесть из которых погибли в Северной Атлантике, а один — в северной части Тихого океана.
Гибель лодки "Pacific Odyssey"
Ничто не предвещало грядущей драмы для двух моряков британских ВМС: 33летнего Тима Уэлфорда и 29-летнего Доминика Ми. 5.05.2001 они стартовали из японского порта Тёси, что к востоку от Токио, на стандартной двухместной семиметровой лодке "Pacific Odyssey". Их целью было улучшить результат француза Жерара Д’Абовиля (133 дня) на этой трассе, хотя Жерар греб в одиночку (какое может быть побитие рекорда!). На этой трудной трассе в северной части Тихого океана в 1996 г. погиб Питер Бёрд, также пытавшийся "достать" француза на маршруте от Владивостока до Сан-Франциско.
На 135-й день плавания 18 сентября 2001 г., когда за кормой лодки осталось 4200 миль, случилась беда. На лодку внезапно налетел незамеченный гребцами рыболовный траулер и разрубил ее пополам. До берега США — цели их путешествия — оставалось еще 1300 миль. По счастливой случайности, оба гребца не попали под винт и были спасены. Из кормовой половины в принципе непотопляемой лодки они даже спасли бортовой журнал и кое-что из дорогого снаряжения, включая портативный компьютер и спутниковый телефон. На контейнеровозе "Лолита" их доставили в Калифорнию.