В следующем году эта гонка "нон-стоп" претендует на статус Чемпионата мира. Бурное развитие РИБов в мире, удачная идея и опыт петербургских водномоторников, научившихся преодолевать тяготы круглосуточного марафона не на традиционных спортивных судах, как в гонке "24 часа Руана", а на надувных мотолодках с жестким днищем, создают хорошие перспективы. Именно с этих позиций и хотелось оценить прошедшее событие, найти баланс плюсов и минусов и попытаться спрогнозировать ситуацию на будущее.
Команды и участники
По сравнению с прошлым годом число команд выросло на треть: с 22 до 31. Самыми массовыми оказались младшие классы — PR700 и PR1000 — по девять команд, в классах PR1500 и PR2000 участвовало шесть и семь команд соответственно. Тот, кто вкусил марафонского адреналина, остался верен гонке.Пополнение пришло за счет новых команд, в том числе зарубежных. Впервые принимала участие многочисленная бельгийско-французская команда "Autonautique", в состав которой входили очень опытные гонщики, обладатели призовых мест в марафоне "24 часа Руана" и национальных соревнованиях. Общее количество гонщиков — 154, причем их квалификация была довольно высокой, так, звания от к.м.с. до м.с.м.к. имели 39 спортсменов.
Некоторые команды, особенно в старших классах, выставляли чисто спортивные экипажи, в недалеком прошлом представлявшие цвет российского и петербургского водно-моторного спорта. Это, например, такие команды, как "Меркурий НИИ ТМ — ВиТо" или "Меркурий НИИ ТМ — Юность России", включавшие хорошо известных гонщиков: Алексея Ишутина, Андрея Берницына, Ивана Атаманова, Андрея Овчинникова. Команда "Yamaran-Aquatrade", идя навстречу пожеланию организаторов сделать соревнования максимально интернациональными, включила в свой состав финского экстремала Мика Контунена. В других командах за штурвалом мотолодки можно было встретить и самих конструкторов, таких, как Борис Ершов ("Курс"), Алексей Даняев ("Стрингер"), Виктор Агарков (НИИ ТМ "Сервис Бот").
По-прежнему демократичен дух соревнований: чтобы принимать участие, не обязательно обладать громкими титулами и спортивными званиями, достаточно иметь права судоводителя-любите-ля. Благодаря этому идет приток свежих сил, рождаются неожиданные союзы. Например, команду "Экология и спорт" возглавлял Дмитрий ГЪлубев — председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга. Это ведомство взяло на себя обеспечение экологической и технической безопасности соревнований. Еще 10-15 лет назад — в эпоху огульного обвинения моторов во всех смертных грехах на воде — такое даже представить себе было невозможно. "Во время гонки я не видел на воде ни одного нефтяного пятна", — сказал после соревнований Дмитрий Голубев.
По количественному составу гоночной команды, наверное, найден оптимум: это пять-шесть пилотов. Гонщик получает возможность восстановиться и в то же время не успевает "остыть" от гонки, хорошо помнит трассу. Реальная же численность команд с учетом механиков и группы поддержки, необходимой при заправке, в среднем — 10-15 человек. Водно-моторный марафон, как и автомобильные гонки, становится все более профессиональным. Если стремишься победить, без слаженной и опытной команды уже не обойтись. Поэтому в целом все резче происходит расслоение на спортсменов и "чайников".
По принадлежности более половины команд представляют крупные фирмы-продавцы и производители лодок и моторов. Как правило, такие команды лучше профинансированы и подготовлены, чем те, что гоняются "за интерес", победы в такой сложной гонке становятся мощным фактором в продвижении товара.
И еще одна особенность: большинство команд стремятся заполучить в свой состав хотя бы одного-двух профессионалов, чтобы повысить свой спортивный уровень.
Увеличилось и женское присутствие в экипажах: кроме Надежды Пылаевой, принимавшей в семейном экипаже участие уже третий год подряд, в этом году была еще одна гонщица — француженка Мартин Бургуас.
Призовой фонд в этом году составил 450 тыс. руб.
Подготовка и техника
Попытки успеть все сделать за одну последнюю ночь перед началом гонки все больше уходят в прошлое. Большинство претендентов на высокие места начали подготовку за четыре-пять месяцев. Кроме хорошо зарекомендовавших себя в прошлых гонках мневских "Мустангов" в этом году появилось много интересных корпусов, построенных специально к началу марафона.
Речь идет прежде всего о серии спортивных мотолодок "Колибри", спроектированных в центре "А. Т." Виктора Агаркова. В гидродинамическом плане это — развитие обводов прошлогодней "Кобры", удачно найденных конструктором и спортсменом Иваном Атамановым. Глубококилеватый сильно реданированный корпус значительного удлинения имеет дельтавидную в плане форму с узкими носовыми обводами, развитым транцевым кринолином и кормовым срезом обратной стреловидности. Довольно узкий надувной баллон, теперь, согласно правилам, замкнутый и в носу, делает судно довольно низкобортным. Максимально понижается центр тяжести, что улучшает устойчивость на поворотах и ходе по волне. Благодаря таким обводам лодка поддерживает высокую скорость — например, с мотором "Mercury 150 OptiMax" около 68 км/ч на круг — как на спокойной воде Кронверкского протока, так и на высокой битой волне открытой Невы.
На таких корпусах гонялись команды "Меркурий НИИ ТМ — ВиТо", бельгийско-французская команда "Autonautique", "Меркурий НИИ ТМ — Юность России", "Франкарди". Практически все они показали высокие скорости и стали лидерами в своем классе. Одинаковые по корпусу, они несколько отличались по компоновке и архитектуре открытого кокпита.
Дебютировала на гонках и новая лодка Бориса Ершова "Спрут-540", на которой выступала команда журнала "Катера и Яхты". Спроектированная для отдыха и рыбалки, а не для экстремального спортивного отдыха, она, тем не менее, показала неплохие результаты.
Оригинальную новинку с истинно итальянским дизайном — ультрамариновый РИБ "Голубая лагуна" представил талантливый конструктор Сергей Федорко, автор прошлогоднего "бестселлера" "Кондор". К сожалению, на этот раз ему не удалось вовремя приготовить лодку; когда он, даже не успев умыться — с еще синими от свежей краски усами, появился в лагере, заканчивался третий час марафона, так что ему пришлось участвовать в гонке вне зачета. Эта килеватая лодка под мощный двигатель хорошо держит большую волну, устойчиво идет по трассе. Она явно могла бы претендовать на высокое место.
Удачные корпуса представили команды "Элерон - Ямаха" и "Элерон". Одноименная фирма, специализирующаяся на автомобильном пластике, построила два корпуса по проекту известного петербургского конструктора Виктора Сокола. Глубококилеватый корпус с бортовыми спонсонами, напоминающий "Дельту", хорошо сбалансирован, при подлетах на волне до 1 м высотой приводняется на ровный киль. С 50-сильной "Ямахой" лодка развивает скорость на прямых до 75 км/ч; неудивительно, что она и победила в младшем классе. Партнеры же на старенькой "Ямахе", стоявшей на втором корпусе, из-за поломки шестерни редуктора сошли с гонки.
Экзотическую лодку с кормовым воздушным крылом представила команда "Адмирал — Мнев+146СЦ". Сам корпус — это уже известный "Кондор" первых выпусков. По словам гонщиков, крыло придает лодке дополнительную устойчивость при кормовой центровке, стабилизирует при встречном ветре. Однако при боковом ветре лодку изрядно "валяло", так что в целом эффект крыла был очень сомнителен. Уже в ходе гонки разболтавшееся крыло команда была вынуждена снять; тем не менее она поделила первое место в своем классе с командой "Франкарди".
Кроме новых корпусов можно было видеть и модернизированные старые проекты. Например, РИБ команды "Стрингер", отличавшийся на прошлых гонках неустойчивым движением и даже аварийным подлетом как раз в пролете моста, приобрел дополнительные кили на носовой половине днища. "Водный грузовик" стал более устойчивым на курсе и даже смог подняться до третьего призового места.
Команда "Yamaran-Aquatrade", по словам гонщиков, использовала серийную лодку "Yamaran B540R", которая отличалась от прошлогодней "A650R" (по сути — мневского "Мустанга") в основном изменением центровки, чтобы скомпенсировать установку более тяжелого мотора с прямым впрыском топлива "Yamaha Z150 HPDI" и стабилизировать ход лодки на высокой волне. Несмотря на большие трудности и аварию команде удалось подняться на второе призовое место в своем классе.
В этом году было представлено больше новых корпусов, чем в прошлом. Это положительно сказывается как на рейтинге самого марафона, так и на развитии нашего малого флота. Отрадно, что все это — лодки отечественных производителей. И практически для всех РИБов надувной баллон изготавливает наша ведущая фирма Николая Мнева.
По двигателям картина более-менее стабилизировалась. В качестве основных выбираются преимущественно моторы двух марок: "Mercury" и "Yamaha" приблизительно в равном соотношении. Только у трех команд были моторы "Honda", у одной — "Tohatsu" и еще у одной — старенький ‘Johnson". Дистрибьюторы основных марок в старшем классе выставили экзотические на нашем рынке моторы с прямым впрыском топлива — "Mercury" серии OptiMax и "Yamaha" серии HPDI одинаковой мощности по 150 л.с., пользуясь введенным 30%-ным гандикапом. Дебютировал в этой гонке и 90-сильный впрысковой мотор ‘Ibhatsu", представленный командой "Франкарди". Кстати, введенный гандикап для четырехтактных двигателей не привел к резкому увеличению доли таких моторов. Сказывается помимо более высокой стоимости и то, что четырехтактные "тугодумы" в острых гоночных ситуациях проигрывают своим двухтактным собратьям. В связи с этим возникает сомнение в обоснованности сохранения такого гандикапа на будущее.
Бельгийско-французская команда привезла спортивный тюнинговый мотор "Mercury-XR-2", привлекающий внимание своим басовитым рокотом. Он, несмотря на свое несерийное происхождение, был допущен в гонку и, к удивлению даже самих гонщиков, выдержал все 24 часа марафона, хотя рассчитан лишь на довольно кратковременные нагрузки. (Организаторы для раскрутки гонки еще идут, видно, на некоторые послабления.)
В этом году гонщики стали специально подбирать стальные винты, появляется все больше суперкавитирующих. "Подстучать" фирменный стальной винт под себя смело берутся многие спортсмены. Например, капитан "Элерон -Ямаха" Александр Смирнов благодаря доведенному стальному 16-дюймовому "Solas" смог выиграть еще 5 км/ч. Штатный алюминиевый винт — уже редкость.
На трассе
Для гонщиков это была уже хорошо знакомая трасса вокруг Заячьего острова протяженностью около 2.5 км. Однако условия ее прохождения нынче ужесточились. Один из двух мостов — Иоанновский — ремонтировался, его и без того тесный пролет еще более удлинился, а стоящий у берега земснаряд сузил и так неширокую Кронверкскую протоку. Судьи для повышения безопасности совершенно обоснованно удлинили коридоры захода под мосты и категорически запретили в их пределах любые обгоны.
Погода в этом году не преподнесла явных "подарков" в виде грозы или тумана, но постоянный свежий ветер держал на открытой части трассы жесткую (до метра) волну.
Из-за увеличившегося количества участников иногда перед входом в узкую горловину буйкового коридора создавались своеобразные пробки, что наводит на мысль об ограничении — в целях безопасности — числа участников до 40-50 "бортов". Тем не менее преднамеренного и грубого нарушения правил обгона не отмечалось, хотя отдельным нарушителям и приходилось выкидывать желтый флаг. В азарте гонки таким способом остановить лодку было трудно, гонщик просто не замечал сигнала и потом удивлялся заработанным штрафным кругам. Поэтому организаторы всерьез подумывают о вводе на трассу лодки комиссара гонки, который сразу же задерживал бы нарушителя (на штрафной стоянке) на "заработанное" число кругов.
Конечно, не обошлось на трассе без происшествий и аварий. Например, из-за удара в опору моста одну лодку развернуло, идущая следом врезалась в ее кормовой баллон и пробила его, а пилот догоняющей лодки оказался за бортом. К счастью, все кончилось благополучно и для этого пилота, и для гонщика первой аварийной лодки, который самоотверженно бросился в воду его спасать.
К сожалению, для команды "Yamaran-Aquatrade", лодку которой развернуло в пролете моста, злоключения на этом не кончились. Следующая авария настигла экипаж уже поздней ночью. Вот как рассказывают об этом сами члены команды: "Лодка не приходит с очередного круга. Томительное ожидание продолжается минут двадцать, после чего перед участниками и зрителями предстает странноватая картина — на буксире катера-спасателя к ремонтной зоне подводят нашу пропавшую лодку., в перевернутом вверх килем положении. На корме вертикально вверх смотрит "нога" мотора, "голова" его полностью под водой. Из-под воды просвечивают ходовые и габаритные огни. Картину венчает сам гонщик Андрей Геращенко, сидящий на носу катера-спасателя и отдающий распоряжения по швартовке. Как выяснилось впоследствии, причиной аварии стала обычная двухлитровая пластмассовая бутылка: каким-то чудом она оказалась между ногой мотора и вырезом днища и, расклинившись в момент "занутрения", вызвала срыв потока на подводной части мотора, полную потерю управляемости и мгновенный переворот".
К чести опытного экипажа, гонщики не только не опустили руки после второй серьезной аварии, а за час сумели перевернуть тяжелую лодку, осушить двигатель, промыть топливную систему, завести мотор и опять броситься в гонку. Случай почти невероятный, так как даже при сработавшей чеке аварийной остановки двигатель не всегда успевает сбросить обороты, и последствия гидроудара от попавшей внутрь воды для цилиндро-поршневой группы чаще всего бывают плачевны.
За долгие 24 часа количество поломок, неисправностей и сходов с трассы в общей сложности перевалило за сотню. Однако, несмотря на все сложности и сюрпризы техники, скоростной итог гонки впечатляет: экипаж команды "Меркурий НИИ ТМ — Юность России" под руководством А. Овчинникова установил новый абсолютный рекорд трассы — 660 кругов (позапрошлогодний — 640), или 1584 км, при этом он выступал в полуторалитровом, т. е. не в самом старшем классе, на моторе "Mercury 90". Обновлены рекорды прохождения кругов и во всех остальных классах. Это говорит о повышении спортивного мастерства участников и общего уровня подготовки техники.
Гони, заправляйся, ремонтируй
В бешеном ритме жил эти 24 часа и весь палаточный лагерь. Борьба за скорость обнажала все слабые места и скрытые дефекты. Тот, кто гнал, не щадя ни себя, ни технику, сталкивался с авариями в первую очередь. Наверное, характерные поломки и способы их быстрого ремонта представляют наибольший интерес для подготовки к будущим марафонам.
Абсолютным рекордсменом по скорости прохождения круга — меньше чем за 2 мин (средняя скорость около 70 км/ч) — долгое время оставалась команда "Меркурий НИИ ТМ — ВиТо". На транце висел новенький "Mercury OptiMax" с прямым впрыском мощностью 150 л.с. и рабочим объемом 2507 см3. От ближайших преследователей — бельгийско-французской команды и команды "Yamaran-Aquatrade", ишутинский экипаж постоянно наращивал отрыв вплоть до глубокой ночи. Потом начались перебои, перегрелся один из цилиндров и, по предположениям, оборвало поршень. Экипаж сошел с дистанции.
Следующим утром Алексей Ишутин, принимая сочувствие, неожиданно сказал: "А я даже не очень расстроен случившимся. Это — как в моей прошлой спортивной жизни. Я проанализировал, у меня год — удача, год — провал. Но именно ошибка, неудача давала толчок к новой вершине. Нельзя жить так, будто я — всегда вот такой — "весь чемпион" — и поэтому победа у меня всегда в кармане. Ее каждый раз надо завоевывать снова. Это мобилизует".
Специалистам "Меркурий НИИ ТМ" еще предстоит проанализировать причины случившегося, но при последующей разборке был обнаружен треснутый изолятор свечи, осколки которого и заклинили поршень, оборвав шатун. Большинство авторитетов других фирм вообще считают, что западные моторы с прямым впрыском не могут долго работать в гонке на нашем бензине. Слишком велика доля смолистых отложений на капризной форсунке, обедненная смесь приводит к перегреву и прогарам. По этим причинам, например фирма "Yamaha" не спешит с поставкой впрысковых моторов на наш рынок.
Вообще к качеству топлива в этот раз претензий было много. Например, те же бельгийцы, останавливаясь из-за перебоев в работе мотора, обнаруживали в фильтрах... воду. И еще три-четыре экипажа находили в топливной системе ее откровенное присутствие.
Дефицит топлива в лагере заставлял команды рыскать по всему городу в поисках случайной заправки.
Из других характерных причин отказа моторов назовем выход из строя неправильно подобранных для гонки свечей зажигания и аварийный сброс оборотов из-за перегрева двигателей. Но важно отметить, что неприятности с моторами составляли лишь малую часть общего числа поломок. Главную головную боль доставляли корпуса и оборудование, которые страдали от чрезмерных перегрузок на волне при большой скорости хода.
Дмитрий Игумнов, конструктор лодок "Мастер", провел на ремонтном боне с 22 до 5 часов утра и вел хронику событий с тщательностью военного корреспондента. На "переднем крае" гонки за это время произошло 37 событий.
Вот некоторые из них:
№ 6 (команда "Мнев и К°"). Почти сразу отказали фары-прожекторы. Идет разборка мачт, так как легкого доступа к фарам нет. Этот дефект повторялся дважды. Потеряно 9-10 кругов.
№ 29 (команда RRC-1). Обнаружена продольная трещина корпуса в корме длиной 0.3 м, которая быстро удлиняется. Команда решает ставить накладку на корпус. Потеряно больше 12 кругов.
№ 31 (команда "Мото-Сервис"). Разрушилась конструкция транца металлического корпуса (он не был перевязан жестко с днищем, а традиционные косынки и угольники, как на "Казанке", здесь не годятся). Над лагерем раздаются громовые удары кувалды. Двукратный ремонт стоил не меньше 40 кругов.
№ 36 (команда "Моби Дик"). Дважды ломается хитроумная подвеска сиденья пилота. Первый раз ее пытаются сварить, но после повторной поломки команда решает на место водителя поставить сиденье... от "Нивы". В сумме потеряно 15-16 кругов.
№ 21 (команда "ЯРТ"). Отказ всей электросети. Цена — 5-6 кругов.
№ 12 (команда "Эврика"). На полном ходу вдребезги рассыпалась фирменная галогеновая фара "Hella". Оставляют одну фару. Потеряно 3 круга.
№ 26 (Адмирал — Мнев+146 СЦ"). После столкновения с "Ямараном" появилась дыра в носовом отсеке, полностью оторвало от корпуса пульт, разбито ветровое стекло. На ремонт уходит 9-10 кругов, но баллон и после аварийного ремонта продолжает стравливать давление. Дополнительно подкачивают баллон после каждой заправки, но все равно уже через несколько кругов он опять безвольно сникает.
Рекордсменом по незапланированным пит-стопам оказывается команда "Франкарди" (№ 28): кончалось топливо на дистанции, отказывали приборы освещения, рвался в столкновениях баллон. Забывали открутить воздушную пробку на бензобаке, "Tohatsu" внезапно терял обороты. Команда то откатывалась назад — на последнее место, то опять выходила в лидеры, но в итоге — разделила первое место в своем классе. Справилась же она с многочисленными техническими проблемами благодаря организаторским способностям лично Артема Беляева, большой и слаженной группе технической поддержки, мобильной связи между членами команды. У них был даже дежурный мотороллер для быстрого розыска пропавшей на дистанции лодки, поиска запчастей или нужных специалистов. И это хороший пример того, как следует решать проблемы во время гонки.
Такую слаженность можно было видеть далеко не всегда. Бывало, что у остановившейся лодки сиротливо стояли два-три человека, на лицах которых читалось: "Не понимаю, что произошло, не знаю, как и чем это исправлять."
Еще одна особенность прошедшей гонки заключалась в том, что при возникновении каких-либо проблем лодку вместе с пилотом (как в "Формуле"!) сразу же выкатывали на берег, в зону своего лагеря, с помощью трейлера. Условия ремонта на берегу, где не качает и все под рукой, конечно, лучше, чем на полузатопленном боне.
К семи утра все, что могло сломаться, отказать, отвалиться, уже случилось. Пик аварий пришелся именно на вечер и ночь, когда по требованиям правил после 22.00 надо было двигаться с зажженными огнями. Сказался и фактор пониженной видимости на ночной трассе, когда труднее оценить и волновую обстановку, и общую ситуацию.
На первом месте по числу отказов была электрика, особенно фары и огни. На втором — оборудование места водителя: сиденье, консоль, стойки, приборы и рычаги управления. На третьем — непродуманные узлы корпуса или чрезмерно облегченные конструкции, баллоны надувного борта. И только на четвертом — проблемы с двигателями. Жизнеспособность этого самого технически сложного и нагруженного узла мотолодки в принципе говорит о высокой надежности зарубежной моторной техники.
В целом же аварий с серьезными последствиями и трагических случаев не произошло.
У ремонтного бона ни разу не был замечен только один участник гонки — экипаж А. Овчинникова, абсолютного рекордсмена по числу пройденных кругов: эта команда сумела хорошо подготовиться, заранее довести все на тренировках (в ходе которых проблемы возникали). Словом, победу надо начинать готовить на берегу.
Выводы и пожелания
Соревнование активно развивается. По популярности марафон не только становится центральным событием в водномоторной жизни Петербурга, но и привлекает все больше внимания как российских, так и зарубежных спортсменов.
После гонки мы поговорили о ее плюсах и минусах со многими участниками. Единогласно баланс был определен как положительный.
Николай Мнев: "Я доволен. Дело идет в гору. Плюсов больше, чем минусов. Организация, считаю, на уровне. Были мелкие поломки по "надувной части", "сошел" корпус из АМг. Но это хороший опыт, который пригодится на будущее". Алексей Ишутин: "Главный плюс в том, что люди активнее включаются в гонку. Среди участников стали появляться новые лица, ранее далекие от спорта. Например, экологи. Люди на проблему взглянули по-новому. Наш союз в будущем может принести хороший результат".
Александр Беляевский: "С новой компьютерной программой подсчета результатов я не знал проблем. Каждый час гонщики получали от нас полную картину по расстановке сил. Плохо, что нет комментария в течение соревнований. Это бы привлекло и массового зрителя, и позволило бы самим гонщикам лучше оценивать общую картину. Считаю, что может стать весьма перспективным в будущем класс надувных катамаранов. И хотелось бы привлечь внимание к марафону финских гонщиков, которые успешно проводят "6 часов Иматры". Борис Ершов: "Когда опять сел за штурвал, вспомнил свои прошлые гонки. Получил новые впечатления. Многое переоценил заново. Хорошо, что дело расширяется. Становится более профессиональным подход. Хорошо, что гонки такие демократичные и любой может принять в них участие. Мне было интересно общаться в лагере. Считаю, что класс серийный и класс экспериментальный надо разделить. Моя новая лодка — не гонщик. Это лодка для отдыха и рыбалки. У нее свои цели". Андрей Андреев (Самара): "Захватывающая гонка, мы сами хотели на Волге придумать что-то подобное. Но не по кругу, а по маршруту. Владельцам больших катеров надоело пить водку. Хотят гоняться. Но как уравнять разные катера? Какой придумать гандикап — не знаем".
Артур Кипин: "Результатами мы довольны. У наших новых лодок хорошие скорости. Здорово, что появляются новые фирмы. Значит, есть и конкуренция, и естественный отбор. Судейство стало более четким, хотя мы оторваны друг от друга и не знаем, что делается на другом конце трассы. Это плохо. Нужен еще судья при участниках. В гонке был форсированный мотор. Запретить легко, а проконтролировать очень сложно. Нужен разумный компромисс. Надо все взвесить. Это значимое событие практически не освещалось ни в прессе, ни на TV. Хорошая идея организовать "Клуб 24 часа", чтобы периодически собираться и вносить поправки в правила".
Александр Смирнов: "Однозначно — плюсов больше, больше стало участников, заметен рост младших классов. Лучше обеспечивается безопасность на трассе. Конечно, плохо с заправкой. Проблему доставки топлива бензовозом надо решать. Я против мощных моторов с впрыском, находиться с ними рядом на трассе младшим классам опасно".
Ситуация с резко возросшим количеством всевозможных аварий обнажает весьма серьезную проблему, которую организаторам, видимо, придется решать в самом ближайшем будущем, чтобы гонки развивались дальше. Прежде всего аварии следует рассматривать как потенциальную угрозу безопасности на трассе, а это — главное. Их, конечно, не избежать, но риск должен быть в разумных пределах!
Одна из основных причин аварийности — борьба за скорость любыми средствами. Но ведь за эту скорость в равных условиях борются как на специально подготовленных гоночных машинах, так и на обычных серийных лодках, предназначенных для спокойного отдыха или семейных путешествий. Высоко заданную планку скорости на таких прогулочно-туристских лодках приходится достигать экстремальными способами, в первую очередь установкой моторов чрезмерной мощности, на которую эти лодки просто не рассчитаны. Ярким примером может служить РИБ команды "Yamaran-Aquatrade". В принципе на "Мустанг-540", рассчитанный максимум на 90-100 л.с., устанавливался двигатель мощностью 150 л.с., который при желании можно было "раскрутить" и под 200 л.с. По признанию самого экипажа, в аппарате запаса мощности было "до дури", на прямых участках Кронверки РИБ развивал скорость до 62 уз! Причем от огромного реактивного момента лодка проявляла тенденцию к залипанию левой скулой. Это значит, что при ходе на косой попутной волне при резком маневре становился реальным переворот через скулу. Лодкой управлял очень опытный экипаж, способный контролировать экстремальные ситуации, но ведь этот же аппарат мог попасть в руки и менее опытных гонщиков.
Идти же по трассе с прогулочной скоростью, конечно, никто из "серийщиков" не согласится. Поэтому уже на этих гонках были высказаны два мнения, каждое из которых имеет, на наш взгляд, право на жизнь.
Первое заключается в том, что это — спортивные гонки, к которым надо, действительно, готовиться. Нельзя просто на купленную в магазине лодку навесить потребительский мотор подходящей мощности и сразу пойти в гонку. Это уже не спорт, а дискредитация самой идеи соревнований.
А сторонники второго справедливо замечали, что производители обычной серийной техники должны иметь возможность соревноваться в равных условиях друг с другом, иметь реальную возможность бороться за победу, а не глотать воду за "заряженными" спортсменами. Нужно разделение на классы; например, экспериментальный и серийный. Не имея стимула к победе, "серийщики" постепенно уйдут с трассы или никогда на нее не выйдут. Ведь не видим же мы сегодня РИБы "Фрегата", "Лидера", "Баджера".
Наверное, обе позиции имеют право на жизнь. Истина, как всегда, лежит посередине. Решение должны принять организаторы. Иначе перекос в ту или иную сторону неминуемо приведет к затуханию общей идеи.
Следующих гонок спортсмены будут ожидать с не меньшим нетерпением. Петербургский марафон получил и международный "промоушен", причем не у сторонних функционеров, а у действующих гонщиков, не раз принимавших участие в близких по духу "24 часах Руана". Более того, руководитель и гонщик фирмы "Сервис Бот" Виктор Агарков получил официальное приглашение участвовать будущей весной в составе бельгийско-французской команды в руанском марафоне. Будем надеяться, что внимание к гонкам в Петербурге зарубежных спортсменов еще более возрастет Но международный статус Чемпионата мира потребует уже совершенно другого бюджета. Нынешнее событие финансируется только за счет крупных фирм-участников, возможности которых ограничены. И снова возникает извечный вопрос, где найти крупного спонсора, который пойдет на еще не раскрученное у массового зрителя событие. Отпраздновав свой 10-летний юбилей, "Лукойл" уже не значился в этом году в числе генеральных спонсоров. Поэтому в который раз приходится говорить: такие события надо заранее и тщательнее готовить, рекламировать через TV и прессу, прежде всего специализированную.