22 сентября 2001 г. во французском городе Ла-Рошель стартовала популярная трансатлантическая гонка "Mini Transat 6.50". Напомним, что она была задумана еще в 1976 г. англичанином Бобом Салмоном как своеобразный противовес "большому Трансату" — проводимой раз в четыре года трансатлантической гонке одиночек, в то время именовавшейся OSTAR. Салмону страстному поклоннику одиночных плаваний и гонок, хотелось организовать состязание, в котором могли бы принимать участие непрофессионалы на относительно простых и дешевых яхтах — в отличие от OSTAR, где к тому времени уже появились 30- и более метровые яхты.
Были выработаны простые правила, установившие следующие ограничения для яхты мини-класса, относящегося к категории "открытых" классов:
Размерения, м: длина макс. — 6.50, ширина макс. — 3.00, осадка — 2.00, общая высота — 14.00 (от киля до клотика).
Площадь парусности, м2: грот — 24, генуя — 18, стаксель — 13, спинакер симм. — 70, спинакер асимм. — 50, геннакер — 40.
Общее количество используемых парусов ограничено восемью, запрещено применение углепластиковых мачт. На старт выходят два дивизиона — "Serie" и относительно недавно появившийся дивизион "Prototype". Именно на прототипах "обкатывались" те решения, которые впоследствии были применены в классе Open 60 — двойные рули, качающиеся кили, изменяемые кормовые обводы.
В первой гонке по маршруту Пензанс (Англия)-Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские о-ва) — о.Антигуа (Антильские о-ва) приняли участие 23 яхты.
В этом году организаторы соревнования (а помимо "мини-Трансата" уже появился и "мини-Фастнет" и другие мини-гонки) решили принципиально изменить маршрут, одновременно ужесточив требования к спортсменам. Если участники нескольких предыдущих гонок могли выходить на старт, пройдя одиночное квалификационное плавание длиной 500 миль и приняв участие в любой из регат мини-класса, то в гонку 2001 г. допускались лишь яхтсмены, прошедшие 1000 миль в одиночку и дополнительные 1000 миль — в других регатах мини-класса. Число возможных участников было ограничено 60.
Все эти меры были вызваны тем, что впервые в истории гонщикам предстояло пересечь экватор — регата, названная "Transat 6.50 Charente Maritime-Bahia" стартовала в порту Ла-Рошель (точнее — в памятном россиянам форту Байярд), а финишировать должна была в бразильском порту Байя с промежуточным финишем на о.Лансароте (Канарские о-ва). Спортсменов ждали знаменитые "конские широты" (пояса безветрия по обе стороны экватора), а, возможно, и тропические ураганы.
По счастью для яхтсменов, им удалось относительно благополучно миновать экваториальную зону. Несколько яхт, правда, сошли из-за поломок, а Эрик Вассар при этом получил тяжелую травму.
Заслуженную победу в дивизионе "Proto" с результатом 30 дней 0 ч 23 мин одержал француз Янник Беставен на борту яхты "Aquarelle.com". В дивизионе "Serie" победил Оливье Деспорт ("My workplace"), его результат — 32 дня 8 ч 16 мин.