Вопрос этот в определенной степени принципиален для яхтсменов и конструкторов — после ряда аварий 80-90-х гг. прошлого века крупные гоночные тримараны практически исчезли с океанских дистанций, остались лишь 60-футовые тримараны класса ORMA (см. "КиЯ" №183). Все большие океанские сверхбыстроходные суда последнего времени строились исключительно двухкорпусными. Одним из аргументов подобного подхода была (не в последнюю очередь) заметно меньшая себестоимость двухкорпусной машины. Сторонники трехкорпусной схемы, в свою очередь, указывали на более высокий восстанавливающий момент такого судна, дающий (по крайней мере, теоретически) возможность подобным яхтам нести большую площадь парусов. Как следствие, в равных ветровых условиях тримаран должен иметь (опять же, теоретически!) некоторое преимущество в скорости и в крутизне хода перед лодкой ката-маранной схемы. Кроме того, по мнению О. де Керсесона, в условиях очень слабого ветра так же играет роль и меньшее (по сравнению с катамараном) суммарное сопротивление центрального корпуса и погруженного в воду подветренного поплавка тримарана. Для вооруженной шлюпом яхты немаловажна и продольная жесткость, опять-таки более высокая у тримарана.
В конце концов, в этом году в борьбе за Кубок Жюля Верна должны были встретиться команды двух непримиримых соперниц, доминирующих в парусном мире — Британии и Франции. По этой причине грядущего очного соревнования "Kingfisher 2" и "Geronimo" все ждали с плохо скрываемым нетерпением.
Именно поэтому обе команды предельно тщательно готовили свои суда и готовились сами. Основные мероприятия шли в двух направлениях — максимальное снижение веса и максимальное повышение надежности. "Geronimo", к примеру, получил новую 40-метровую мачту. После неожиданной поломки прежней, сделанной из углеволокна того типа, который ранее использовался лишь во французской аэрокосмической промышленности, команда предпочла не рисковать и делать новую мачту из более привычной для многокорпусников углеткани марки M46J. Несмотря на это, она получилась на 19 кг легче и, по расчетам, примерно на 7% прочнее и на 4% жестче предыдущей. (Любопытная деталь — фактическая масса мачты является секретом, как и все данные о площади парусности "послереформенного" тримарана.) Был пересмотрен список палубного и внутреннего оборудования — в итоге яхта стала легче примерно на 450 кг. Чтобы читатель в полной мере мог оценить значение этой величины, следует заметить, что почти столько же (а именно — 400 кг) весит каждый из 33-метровых поплавков тримарана (сам центральный корпус судна имеет массу 3070 кг). Дополнительную экономию веса дали облегченные 6-метровые шверты — каждый их них вместо 425 кг теперь стал весить 400 кг Однако и этот результат был сочтен недостаточным для успеха, и с судна сняли даже вспомогательный двигатель, оставив "Geronimo" чистым парусником.
Не меньшую работу провела и Эллен Макартур на своей новой лодке. На "Kingfisher 2" тоже была заменена мачта, которая по длине почти сравнялась с мачтой конкурента — 39.5 м. Фирма "North Sails" изготовила новые паруса, на яхте сменили бегучий и стоячий такелаж (только последнее дало экономию в 90 кг веса), лебедки и гик — на этом выиграли еще 250 кг Тщательному пересмотру подверглись буквально все элементы яхты: даже новые ноутбуки для штурманов и капитана выбирались с учетом их веса...
Столь же серьезное внимание оба капитана уделили подбору и подготовке экипажей. Оливье де Керсосон в качестве предварительной тренировки в сентябре 2002 г. осуществил рекордное плавание вокруг Британских островов (см. "КиЯ" №183), а общая дистанция, пройденная "Geronimo" с момента спуска на воду составила более 30 000 миль. Эллен Макартур, получившая в свои руки яхту лишь в середине осени прошлого года, не располагала таким временем для тренировки экипажа и обкатки яхты. Кроме того, обязательства перед спонсорами потребовали от Эллен и ее основного помощника по команде австралийца Ника Молонея участия в гонке "Route du Rhum" (см. "КиЯ" №183). Поэтому ее подготовка проходила в намного более жестких условиях — завершив с победой "Ромовый рейс" 23 ноября 2002 г., уже 28 ноября английская яхтсменка участвовала в спуске обновленного катамарана на воду. Меньше чем через неделю был назван состав будущей интернациональной команды, а 18 декабря экипаж приступил к тренировкам на воде, особую проблему в проведении которых создала авария танкера "Prestige" — огромная часть поверхности океана вблизи западного побережья Франции превратилась в одно большое нефтяное пятно.
Решительная, беспощадная к себе и другим Эллен задала тренировкам очень серьезный ритм, не обращая внимания на приближающиеся праздники и рождественские каникулы. Она лишь разрешила встретить Новый год на берегу: 31 декабря вернувшийся из плавания к Ирландии "Kingfisher 2" ошвартовался в гавани Лориена, который был избран базой для тренировок. Немедленно по возвращении в гавань Эллен приняла жесткое и неожиданное для всех решение об отстранении своего помощника (и штурмана яхты) Ника Молонея от участия в тренировках и последующем плавании. Причиной тому стали, как заявила разгневанная госпожа Макартур, ".продолжающаяся победная эйфория, самолюбование и "звездная болезнь" заслуженного яхтсмена, выигравшего в составе "Team Kingfisher" "Ромовый рейс" в классе 2. На смену ему буквально от новогоднего стола был оторван опытный канадский яхтсмен Кевин Макнилл, и уже 2 января он прибыл в Лориен, а 3 января обновленная команда приступила к тренировкам в полном составе. Не желая давать экипажу ни малейшей поблажки и одновременно испытать его в самых что ни на есть экстремальных условиях, 5 января Эллен вывела яхту в море навстречу приближающемуся жестокому шторму. Скорость ветра, по сообщению с метеостанции на мысе Лизард, к этому моменту уже достигала 40 м/с. Сразу после выхода из шторма для проверки выносливости был совершен 48-часовой переход, в течение которого каждый из членов команды имел право только на два часа отдыха. "Мы всего лишь пытались найти правильный баланс между тем, как достичь максимальной скорости и не сломать лодку, прежде чем отправимся вокруг света", — заявила Макартур журналистам после возвращения в Лориен. Баланс, однако, следовало найти как можно скорее — финальные приготовления соперников уже подошли к концу.
В субботу 11 января на дистанцию первым вышел "Geronimo", пересекший линию старта у о. Уэссан в 3 ч ночи. Это была уже шестая попытка де Керсосона завоевать Кубок — причем однажды (в 1997 г.) он уже был его обладателем. В надежде на рекордный переход даже количество съестных припасов на борту тримарана было минимальным — свежие продукты на первые пять дней плавания, консервированная и сублимированная пища еще на 60 суток. Первоначальные расчеты казались вполне оправданными — в условиях, близким к тем, в каких меньше года назад "Orange" начал свой стремительный бег за рекордом, "Geronimo" показывал куда лучшие результаты, каждые сутки проходя на 30—70 миль больше, чем его предшественник.
Первым покорился рекорд Питера Блэйка, который девять лет назад прошел от о. Уэссан до экватора за 7 дней 4 ч 24 с. "Geronimo" затратил на этот переход всего 6 дней 11 ч 26 мин и 21 с. Помешать стремительному движению серо-голубого тримарана не смог даже гигантский осьминог, на траверзе Гибралтара атаковавший яхту и более часа болтавшийся за ее рулем, ухватившись за него двумя щупальцами. "Борьба за Кубок Жюля Верна напомнила нам, что море — наш последний фронтир, мир без правил и ограничений, где все, что вы делаете, сопряжено с немалым риском", — передали французские яхтсмены на берег после этого происшествия.
К этому времени команда Эллен Макартур уже закончила подготовку яхты и находилась в томительном ожидании "погодного окна", которое открылось только 27 января. Никто на борту не вспоминал о том, что эта попытка завоевать Кубок Жюля Верна — тринадцатая по счету с начала истории борьбы за трофей. Однако роковое число явственно начало довлеть над командой, и старт сорвался: уже на подходе к Уэссану экипаж заметил деформацию ликпаза. Прямо со старта "Kingfisher 2" направился в Плимут, куда Эллен по спутниковому телефону немедленно вызвала береговую команду. Ликпаз был изготовлен по специальному заказу, и подходящий профиль мог найтись не сразу. Но, к счастью, на борту вспомнили про "систершип" своего катамарана — теперешний "Maiden II" Трэйси Эдвардс. Двое женщин-капитанов поговорили по телефону пару минут — и вот уже с мачты "Maiden II" сняли нижний отрезок ликпаза длиной 3 м и спешно установили на мачту претендента. "Хотя Эллен и я — очевидные конкурентки на воде, будет здорово для британского парусного спорта, если она завоюет для нас Кубок Жюля Верна, поэтому мы были более чем счастливы помочь ей", — сказала Трэйси Эдвардс.
Нейл Грэхам, технический директор команды, высадившись на борту "Kingfisher 2", быстро нашел причину повреждения ликпаза — деформированную каретку грота-фала. Весь ремонт занял 36 часов и в 6 часов утра по Гринвичу 30 января "Kingfisher 2" пересек стартовую линию, устремившись на дистанцию. "Geronimo" же к этому моменту уже "проехал" всю Атлантику и, достигнув 40° ю.ш., повернул в Индийский океан.
Начало плавания, однако, было не очень удачным для команды Эллен Макартур, в то время, как "Geronimo" с каждым днем наращивал отрыв от рекордного графика, "Kingfisher 2" сильно отставал от тех результатов, которые сам показал на этой же трассе годом ранее. Хоть как-то переломить ситуацию "железной Эллен" удалось только к исходу третьей недели плавания, уже в Индийском океане, сведя отставание от рекордного графика Бруно Пейрона к нулю (но уступая "Geronimo" почти трое суток). Экипаж "Kingfisher 2" продолжал наращивать темп, понемногу отыгрывая час за часом у заштилевшего в Южной Атлантике "Geronimo", как вдруг...
Как вдруг 23 февраля в 22 ч 22 мин по Гринвичу мачта катамарана неожиданно переломилась в двух местах и рухнула на палубу. В этот момент яхта несла полный грот и спинакер, идя в бакштаг при ветре скоростью 12-15 м/с на волне высотой около полутора метров. Обломки мачты упали на носовую часть трамплина, по счастью не задев никого из яхтсменов, работавших на палубе. На этот момент яхта уже опережала график действующего рекорда на 20 ч, правда, на 859 миль отставая от графика соперников.
Профессионализм, с которым Эллен Макартур подбирала и испытывала команду, дал свои плоды — менее чем через четыре часа после случившегося катамаран шел под аварийным вооружением, изготовленным из уцелевшего гика, развивая при этом скорость около 10 уз. Несмотря на близость о. Кергелен (до него было всего около сотни миль), Эллен Макартур принимает довольно парадоксальное, казалось бы, решение — идти в австралийский порт Перт, до которого с места аварии — более 2000 миль. Две тысячи миль под аварийным вооружением в ревущих сороковых вместо ста? Однако капитан хорошо знала, что делала. "На Кергелене нет аэропорта, способного принимать крупные транспортные самолеты, чтобы доставить новую мачту. Туда не заходят большие корабли, чтобы на их палубе можно было эвакуировать катамаран. Мы идем в Перт или Фримантл, поскольку только там яхту можно восстановить за достаточно короткий срок, — сообщила Эллен с борта судна. — Причины потери мачты нам абсолютно непонятны и, видимо, останутся неизвестными навсегда. Мы шли в очень спокойных условиях при довольно гладком море — абсолютно ничто не предвещало такой аварии. Мачта была совершенно новая — практически такого же типа, что и установленные ранее на "Club Med", "Orange" и "Team Explorer", благополучно завершивших свои кругосветки. Проблемы с ликпазом, вызванные дефектом каретки, очевидно, не имеют ничего общего с этой поломкой".
В это самое время "Geronimo" отчаянно боролся со штилями, направляясь к экватору. Оливье де Керсосон решил пересекать Атлантику ближе к берегам Южной Америки (буквально "облизывая" их), в то время как год назад Бруно Пейрон в поисках ветра ушел ближе к середине океана. Сейчас "Geronimo" оказался прижат к побережью, лишившись свободы маневра. "Путь на север закрыт", — передал де Керсосон с борта тримарана. Преимущество над графиком Пейрона начало стремительно таять. А между тем судно еще даже не вошло в "конские широты". Началась отчаянная, мучительная борьба за ветер. Среднесуточная скорость яхты падала с каждым днем — 17, 13, 9, 8 уз... На 53-й день пути тримаран "переполз" через экватор и вновь замер. Еще через четыре дня капитан передал с борта судна: "Если бы мы шли на катамаране, то с такими ветровыми условиями еще и до экватора не дотянули бы".
А "Kingfisher 2" под аварийным вооружением стремительно мчался к Фримантлу, развивая скорость около 20 уз. На борту раненого судна — нормальная обстановка, надежность и эффективность аварийного парусного вооружения таковы, что экипаж позволяет себе развлекаться, играя в шахматы и карты. 8 марта яхта без новых приключений достигла берегов Австралии.
У "Geronimo" все обстояло гораздо хуже — преимущество над графиком Пейрона уже сменилось отставанием, но настоящая трагедия развернулась на 63-й день плавания. Скорость яхты упала до 7 уз, а до финиша еще оставалось более 600 миль. На следующие сутки гигантский тримаран и вовсе двигался со скоростью около 2 уз.
Борьба за рекорд проиграна — началась борьба за судно. Лишенный хода тримаран (помните про снятый двигатель?) оказался в тумане прямо на пути судов, следующих из Европы в США. Штаб гонщика рассылает всем судам предупреждение об опасности. Кончаются продукты — экипаж вскрывает аварийные пайки. Лишь на 69-й день пути измученная команда наконец смогла подвести яхту к финишной линии.
"Я никому не пожелаю такой погоды, с какой столкнулись мы. Изматывающее чувство абсолютного бессилия — вот что сопровождало нас всю дорогу к северу от экватора", — таковы были первые слова Адмирала после прибытия тримарана в Брест.
Итак, сезон рекордов 2003 г. начался с неудач. Один из сложнейших маршрутов в этом году остался непокоренным. Гонка вновь вскрыла одну из важнейших проблем современных многокорпусных судов — их надежность. И в первую очередь надежность мачт. За год "Orange"/"Kingfisher 2" уже трижды терял мачту, причем в ситуациях, далеких от экстремальных.1 С иголочки новая мачта "Geronimo" тоже еле продержалась до конца маршрута — как раз сейчас решается, какой быть новой мачте тримарана-гиганта.
А два "главных вопроса современности": кто быстрее — катамараны или тримараны и смогут ли англичане на равных конкурировать с французами в борьбе за океанские рекорды, остались пока без ответа.
Кстати, из 13 попыток завоевания Кубка Жюля Верна успешно завершились только четыре...
Артур Гроховский, Фото Жака Вапиллона, команд "Team Kingfisher" и "Geronimo".
Примечания
1. Как осторожно прокомментировала в беседе с нашим корреспондентом эту ситуацию Эллен Макартур, возможно, столь частые поломки мачт именно на этом катамаране связаны с тем, что он является одним из наиболее сильно эксплуатируемых судов такого класса (общий пробег яхты, спущенной на воду в октябре 2000 г, приблизился к 100 000 миль). Как следствие, длительные знакопеременные нагрузки могли снизить продольную жесткость, что приводит к ослаблению стоячего такелажа. На наш вопрос, почему в таком случае с поломками мачт не сталкивается "Playstation" Стива Фоссетта был получен короткий ответ: "Playstation" — это совсем другие деньги..." От себя добавим: "Playstation" — это и совсем другая конструкторская школа. — Прим. авт.