В третьих соревнованиях, состоявшихся уже не во Франции — в Ла-Рошели, как в 1976 и 1977 гг., а в итальянском городе Порто-Эрколе, приняли участие 38 экипажей.
Конструктивный стиль минитонника, зародившийся во Франции, на этот раз был характерен для целого флота изящных миниатюрных крейсерских яхт под флагами уже не двух-трех, как в предыдущие годы, а восьми стран. При этом примерно половина участвовавших яхт оказались судами, построенными по оригинальным проектам, но в то же время было представлено значительное количество уже стандартных — серийных яхт.
Минитонник был создан в результате «скрещивания» ряда конструктивных идей и включает в себя ряд черт, характерных, например, для «четвертьтонников», для яхт класса «Солинг», а в отдельных случаях — даже для швертботов. Эта специфическая особенность класса предопределила и характер гонок: в них боролись за победу ведущие знатоки тактики и техники состязаний на олимпийском «треугольнике». Из числа рулевых наиболее известными яхтсменами были Губерт Раудашль, Моро Пелашье; сильнейшую команду страны — «хозяина» составила добрая дюжина прекрасных итальянских гонщиков. Острейшая борьба велась в ходе всех пяти гонок, предусмотренных правилами соревнований.
Первая гонка по треугольной трассе состоялась при юго-западном бризе средней силы и в ясную солнечную погоду. Лидировавшего вначале Альбарелли (кстати сказать, чемпиона Италии в классе «Солинг») постепенно нагонял, а в конце концов обошел и финишировал первым с отрывом в 300 м молодей итальянец Савелли на яхте «Канто дель Г алло».
На другой день превосходство «Канто дель Галло» при ветрах малой и средней силы было наглядно продемонстрировано вновь: погодные условия фактически были те же, что и накануне. И снова Альбарелли финишировал только вторым.
Следующая и очень важная гонка (ее результат засчитывался с коэффициентом 2) проводилась не на стандартном олимпийском треугольнике, прикрытом от ветров островом Арджантарио, а на 66-мильной дистанции в открытом море. В таких условиях оба итальянца рассчитывать на успех не могли, зато реальным претендентом на победу стал австриец Раудашль. Действительно, используя выгодное для его яхты «Ваху» усиление ветра до 6, а временами и 7 баллов, Раудашль первым обогнул наветренный поворотный знак — на 15 мин раньше следовавшего вплотную за ним соотечественника Фридля, шкипера яхты «Бельфлор», а затем первым же и финишировал.
На финише этой морской гонки не досчитались одной яхты. Ночью экипаж французской «Молекулы» — швертбота с балластным швертом — при усиливающемся до 18 м/с ветре поставил спинакер. Яхта понеслась к финишу, временами глиссируя на гребнях волн. В тот момент, когда одному из трех яхтсменов понадобилось пройти на бак — что-то Поправить в оснастке спинакер-гика, яхта, сходя с гребня особенно высокой волны, внезапно зарыскнула и ее положило на борт. Под тяжестью ушедших в воду парусов яхта накренилась больше чем на 90°, оказавшийся задранным вверх балластный шверт неожиданно самопроизвольно пошел вниз — убрался в колодец, «Молекула» перевернулась, а вскоре и пошла на дно. К счастью, яхтсмены были сразу же обнаружены, хотя дело происходило в темноте, подняты на борт идущей следом итальянской яхты и доставлены на берег.
Четвертая гонка также была маршрутной, но имела меньшую протяженность дистанции, чем третья. В начале гонки слишком слабый ветер со случайными порывами мешал Раудашлю и в еще большей степени Альбарелли. Итальянец так и не смог оторваться от своего 25-го места (и не попал в шестерку призеров соревнований), тогда как австриец по мере усиления ветра стал уверенно выдвигаться на лидирующие позиции. «Ваху» пришла на финиш четвертой: буквально в последние секунды этой чрезвычайно нервной для него гонки Раудашль ошибочно выскочил из полосы ветра... Победу же одержал Моро Пелашье, бывший «финнист», выступавший на укороченной яхте «Тутти Фрутти» типа «Стаг-16».
Итальянец Савелли, яхта которого вызвала много споров во время классификационного обмера, сумел одержать победу на последнем этапе соревнований — на пятой гонке по олимпийской треугольной дистанции: он стал отрываться от соперников прямо со старта и, умело выбирая наиболее выгодные галсы, уверенно финишировал первым. Однако, даже несмотря на первые места в трехтонках из пяти, по сумме очков итальянец все-таки проиграл Раудашлю, который имел победу и лучшее,, чем у Савелли, место в тех двух маршрутных гонках, результаты которых шли с коэффициентом!
В соревнованиях должны были участвовать только яхты с фиксированным гоночным баллом 16 футов. Однако гонки в Порто-Эрколе привлекли также и участников на яхтах с несколько более высоким баллом. В этом смысле именно яхта Савелли «Канто дель Галло» вызывала явные сомнения: так, грот и гик на ней были намного больше, чем полагалось по правилам класса. По поводу этих отступлений французский яхтсмен и конструктор Ален Изекъель заявил протест, но, увы, протест этот по-настоящему так и не разбирался: перед самым приходом мерителя яхтсмены с «Канто дель Галло» на глазок обрезали злосчастный гик ни много ни мало, а на целых 22 см. На следующий день и грот был демонстративно обрезан по высоте на значительную величину. Стало очевидно, что итальянцы не имели ясного представления об ограничениях класса.
На некоторых судах высота надводного борта была больше, чем указано в сертификате. Зачастую обмерный контроль вообще отсутствовал: например, предъявленные яхтсменами для обмера паруса были просто-напросто проштампованы мерителями без всякой проверки. Такое необъяснимое пренебрежение к обмеру не могло не отразиться на общем настрое участников розыгрыша кубка; некоторые из них покинули соревнования после третьей гонки.
В этой обстановке победа, к которой был близок экипаж Савелли, в глазах многих представлялась ни чем иным, как форменным оскорблением обмерных институтов IOR. К счастью, героем встречи в Порто-Эрколе стал Раудашль! Чемпион Европы и серебряный призер Балтийской регаты в классе «Звездиик», он вновь проявил незаурядное мастерство, выступая на этот раз на таком- солидном и многоцелевом судне, как минитонник. Все те экипажи, которые занимали .первые места в пяти проведенных гонках, продемонстрировали отличное владение гоночной тактикой и умение маневрировать при устойчивых ветрах. Что же касается судов, то ни одна яхта в этих соревнованиях не смогла проявить решительное превосходство в скорости (исключением была «Канто дель Галло», успешно обгонявшая соперников при слабых ветрах!).
Можно сказать, что пришла пора писать слово «минитонник» с большой буквы. В настоящее время в этом молодом классе уже можно встретить великолепные суда. Наиболее характерным примером прекрасного минитонника является «Ваху» — безусловно, быстроходная и даже просторная, комфортабельная яхта. Спокойная классическая форма киля, округлые U-образные сечения по шпангоутам и вытянутая плоская корма «Ваху» воплощают современные тенденции, отраженные в правилах IOR. Яхта имела самую современную и совершенную конструкцию корпуса, изготовленного из специального пенопласта толщиной 10 мм, с обеих сторон покрытого «кевларом». Вес корпуса (850 кг) вполне приемлем, а стоимость — примерно на треть больше объявленной стоимости корпуса серийных яхт этого типа. Устройства для управления бегучим такелажем на «Ваху» выполнены на шарикоподшипниках и размещены приблизительно так же, как на яхтах класса «Солинг».
«Ваху» и однотипная с ней «Агуззино» (8-е место) созданы усилиями трех конструкторов: 40-летнего Фонтана и двух молодых инженеров Малетто и Навона. «Ваху» построили на маленькой верфи Негри и передали в распоряжение Раудашля всего за 10 дней до начала соревнований. Яхтсмен закончил ее оборудование как раз вовремя, чтобы, взяв отпуск, можно было успеть хоть немного потренироваться.
Француз Изекъель представлял в Италии другое направление — усложнение, изощренность конструкции. Яхта «Рокепине», на которой он выступал (и занял 3-е место), служит прекрасно реализованным достижением изобретательской мысли. Среди многочисленных любопытных технических решений, использованных в конструкции этой яхты, отметим, например, утяжеленный балластом шверт с хитроумным алюминиевым направляющим устройством для его опускания и подъема, а также носовой бульб. Использована мачта со швертбота «470», изготовленная методом вытяжки из специального высокопрочного сплава и подвергнутая к тому же дополнительной термообработке. Вблизи топа мачты ее диаметр составляет всего лишь 22 мм! Благодаря этому «Рокепине» очень устойчиво шла в гонку на «длинную» дистанцию, однако управление бакштагами при такой мачте требовало особой тщательности.
Корпус «Рокепине» отформован из двух слоев деревянного шпона толщиной по 3 мм. Корма яхты — открытая, как у «Летучего Голландца», и прикрывается лишь парусиновым щитком. Среди яхт, занявших первые шесть мест, только «Рокепине» имела корпус, изготовленный не из «кевлара».
Самым легким был корпус «Канто дель Галло»; это явилось результатом воздействия на конструкторов ее шкипера Марко Савелли, «перебежчика» из класса «Летучий Голландец». Отделка этой яхты была выполнена очень плохо; создавалось впечатление, что ее строили с применением самых примитивных средств. Точная регулировка парусов выполнена простейшим способом. Гика-шкот проведен через два блока на ноке гика и один — посередине его длины. На стакселе предусмотрена оттяжка Барбера длиной 5 м, проведенная в кокпит через два направляющих блока. Все эти устройства, необычайно легкие и дешевые, как оказалось, могут прекрасно работать и в условиях ответственных соревнований. Савелли оказался, кстати сказать, единственным из участников, который установил на своей яхте автоматизированный спинакер-гик (конструкция, заимствованная у «швертботистов»).
Спроектированная конструктором Таддеи «Канто дель Галло» послужила прототипом серийных яхт «Стаг-16», которые представляются, пожалуй, наиболее совершенными и удобными в управлении.
К лучшим из выступивших в розыгрыше Минитонного кубка судам следует отнести также яхту «Марина Йотинг» (5-е место), спроектированную Жаном Барретом. В целом же можно сказать, что в проектировании мннитонников на сегодня ведущее положение занимают итальянские и французские яхтостроители.
Результаты розыгрыша минитонного кубка 1978 года
1 — Г. Раудашль, «Ваху» (Австрия); места в гонках: 3, 6, 1, 4, 3; 234 очка; 2 — М. Савелли, «Канто дель Галло» (Италия); 1, 1, 5, 9, 1; 227,75; 3 — А. Изекъель, «Рокепине» (Франция); 5, 8, 6, 6, 4: 215,5; 4 — Бианчи, «Лариозонер» (Италия); 215; 5 — Ночети, «Марина Йотинг» (Италия); 206,5; 6 — Бернарднни, «Тутти Фрутти» (Италия), 205,4.
Примечания
1. О минитонниках и первых гонках в этом новом классе крейсерско-гоночных яхт рассказывалось в сборнике №68.