Обильные снегопады и здесь оставили лишь небольшие участки, пригодные для гонок. Имевшее достаточные размеры попе чистого льда все-таки удалось найти в местечке Цулланяэ, поблизости от района размещения участников.
Дистанция была разбита сравнительно недалеко — в проливе между островом и материком. В субботу и в воскресенье множество рыболовов-любителей, приехавших на машинах, стали зрителями гонок, а иногда и помехой для них. Однако буквально накануне чемпионата сильная пурга обрушилась на Хаапсалу. Когда ветер утих и снегопад прекратился, можно было констатировать, что для гонок осталось поле приблизительно 1X1.5 км.
Состав участников чемпионата, по сравнению с предыдущим годом, изменился мало. Самым многочисленным классом был «DN», в котором подали заявки 42 участника: из Таллина, Хаапсалу, Пярну, Риги, Ленинграда; один буерист представлял спортивный флаг Москвы.
В основном соревнования проходили при плюсовой температуре, близкой к 0° С, и на мягком льду. Снежный покров на трассе был незначительный, однако множество довольно высоких снежных пирогов и двойники сильно затрудняли действия гонщиков на дистанции. Но все-таки «оперативного» простора хватало, многие спортсмены умело и результативно использовали довольно частые заходы ветра во время гонки, удачно выбирая участки дистанции с более крепким льдом и меньшим количеством снежных пирогов.
Первые четыре гонки проходили при слабом ветре. Только «Монотипам-XV» повезло: они гонялись в выходной день в прекрасных условиях, почти на чистом крепком льду при ветре 7 м/с. В этом классе первую гонку выиграли уже многократные чемпионы СССР Пеетер Журавлев и Юрье Вяйно. Эта победа досталась им в столь упорном поединке с многократными чемпионами страны Антсом Раудом и Тыну Кристюханом, что стало ясно: впереди предстоит упорная борьба равных соперников. Так и случилось. После третьей гонки лидировали А. Рауд и Т. Крнстюхан, но после следующего заезда впереди снова оказались П. Журавлев и Ю. Вяйно; эти же спортсмены финишировали раньше и в последний день встречи (при ветре 10 м/с). Бронзовыми призерами стали Аран Вийсма и Эндель Рауд.
Выиграв вторую гонку, в борьбу за призовые места включились было К. Кирсе и У. Андерс, также бывшие чемпионами СССР, однако после третьего заезда они лоняпи, что выше 4-го места им подняться не удастся. Ленинградский экипаж — Игорь Доминяк и Валерий Богорад, признанные покорители сильного ветра — в двух последних гонках при свежем ветре финишировали первыми с большим отрывом, но по общей сумме очков смогли выйти лишь на 5-е место.
Драматично развивались события в классе С8А — с мягким парусом. Прошлогодний чемпион страны ленинградец Владимир Кошелев первые три гонки шел вне конкуренции, в четвертой — пришел вторым и мог снова претендовать на высший титул. Однако в дальнейшем, при сильном ветре, он попал в штопор; это сказалось на результатах всех последних гонок — поврежденный буер на курсах бакштаг неизменно выходил в штопор. Чтобы стать чемпионом страны, ленинградцу было достаточно финишировать в последней гонке вторым. К первому знаку в этом заезде он пришел третьим, вплотную за своим земляком — Н. Красноперовым, но, пытаясь обойти его, сразу же после огибания знака опять-таки попал в штопор. Н. Красноперов после долгих лет неудач уверенно занял 3-е место.
Впервые чемпионом в этом классе стал Николай Галкин из Таллина. В трех последних гонках при сильном ветре он уверенно приходил первым.
В классе С8Б (с жестким парусом-крылом) состоялось лишь пять гонок. Четыре из них с большим преимуществом выиграл ленинградский спортсмен А. Лебедев, выступавший на своем старом испытанном буере. В последней гонке стартовать ему уже не было необходимости, в очередной раз он стал чемпионом СССР.
Новое крыло для своего буера построил Геннадий Щеглов. В упорнейшей борьбе он на 0,7 очка опередил ветерана, заслуженного мастера спорта рижанина Е. Канского. Остальные трое участников (всего гонялось шестеро спортсменов) не могли составить призерам никакой конкуренции и в их борьбу за медали не вмешивались.
Обстановку в классе «DN» можно было бы четко охарактеризовать, сказав, что идет очередное первенство ЭССР или первенство ДСО «Калев»: первые четыре места заняли спортсмены этого общества, первые шесть — представители Эстонии. С подавляющим преимуществом выиграл чемпионат Эндель Вооремаа, Лишь опытному рижанину Роланду Бердашу удалось занять 7-е место среди эстонских буеристов.
Победа буеристов Эстонии основана на огромном трудолюбии, высоком спортивном мастерстве и, что также очень важно, на постоянном обновлении материальной части лучшими мировыми образцами.
Очень не повезло экс-чемпиону Европы Велло Кууску из Хаапсалу: дважды на его буере ломались гибкие мачты, после пятой гонки он прекратил борьбу.
Из молодых спортсменов лучшим оказался сын чемпиона — Вяйно Вооремаа (8-е место); Тармо Туйску из Хаапсалу вышел на 10-е.
Из технических новинок на этот раз можно отметить хлопчатобумажные паруса, покрытые пленкой. Такие паруса изготовили рижане Висвалдис Бриедис в классе «ОМ» и Борис Мясников в классе С8А. Тщательно изготовленные, с блестящей поверхностью, хорошей формы паруса, прекрасно стоящие на мачте, в гонках, однако, заметного преимущества не имели. В решающих заездах эти два спортсмена ставили свои старые, проверенные паруса.
На состоявшемся после чемпионата заседании буерного комитета при ФПС СССР принято решение следующий чемпионат страны по буеру впервые провести на новой, незнакомой широкой массе буеристов акватории — в г. Нида Литовской ССР.
Хочется особо отметить четкую работу организаторов соревнований и судейской коллегии; в этом основная заслуга главного судьи — ветерана-буериста Антса Каазика и главного секретаря Айты Артма.
Результаты чемпионата СССР 1979 г. по буерному спорту
г. Хвапсапу, 20—27 марта 1979 г.
«Монотип-XV»: 1 — П. Журавлев, ВС (места по гонкам — 1,3,2,2,1,2,н/ф); количество очков — 14,7; 2 — Р. Анте, «Калев» (2,2,1,4,2,4,н/с); 25,0; 3 — В.Арви, ВС (3,5,3,6,4,8,3); 46,8.
Свободный 8 м2 «А»: 1 — Н. Гапкин, ВС (4,2,3,5,1,1,1); 16,7; 2 — В. Кошелев, «Труд» (1,1,1,2,4,5,8); 21,0; 3 — Н. Красноперов, «Труд» (3,4,2,3,2,3,11); 31,1.
Свободный 8 м2 «Б»: 1 — А. Лебедев, «Труд» (1,1,1,1,н/с); 0; 2 — Г. Щеглов, ВМФ (н/ф,2,3,4,1); 16,7; 3 — Е. Канский, ВС |н/ф,3,2,3,2); 17,4.
«DN»: 1 — Э. Вооремаа, «Калев» (2,1,1,13,2,3,3); 17,4; 2 — М. Куупманн, «Калев» (2,3,2,3г6,4); 37,1; 3 — Ю. Шарашиин, «Калев» (4,6,4,17,6,1,2); 42,2.