Большой внутренний док в Бристоле — портовом городе на юге Англии — в июне 1979 г. вновь стал ареной жестокой схватки ведущих европейских гонщиков, выступавших на скутерах и мотолодках.
Эти соревнования, проводящиеся уже восемь лет, выросли в крупнейшее событие водно-моторного спорта на внутренних водоемах Европы. На этот раз они собрали 119 спортсменов из девяти стран.
Состязания состояли из квалификационной гонки, двух «полуфинальных» (по 25 кругов) и финального заезда. К финальной гонке, в которой разыгрывался изготовленный из чистого золота приз герцога Йоркского стоимостью 42 тысячи долларов, допускались только лучшие гонщики, выступавшие в так называемой «Формуле I», т. е. на скутерах OZ неограниченного класса (рабочий объем цилиндров двигателей свыше 2000 см3) и ON (1500—2000 см3).
Кроме двух старших классов скутеров, в гонках участвовали скутера класса ОЕ (700—850 см3), а также спортивные мотолодки SE (700—850 см3), SD (500—700 см3) и однокорпусные мотолодки двух весьма популярных в Англии и Голландии национальных классов NE (356—750 см3) и NF (750—850 см3), оснащенные стандартными потребительскими моторами.
Соревнования начались в субботу 9 июня с заездов мотолодок SE и SD, составивших «Формулу III». Билл Маршалл, выступавший на корпусе типа «Барракуда» с мотором «Джонсон», на всех 12-ти кругах трассы лишь на секунду опережал Ника Мэйби, который управлял аналогичным судном. Однако за нарушение правил Маршалл был впоследствии дисквалифицирован, что обеспечило победу Мэйби, развившему среднюю скорость 100,45 км/ч.
Среди 17 участников в классе скутеров ОЕ оказался сильнейшим ветеран английского водно-моторного спорта Джон Хилл (корпус «Буржес», мотор «Джонсон»), Он сразу же опередил основного соперника на 35 секунд и за все 12 кругов гонки ни разу не уступил лидерства. Эффектный полет в небо совершил в этом заезде Питер Дарби, продемонстрировав, что может случиться, если гонщик на момент ошибется в регулировании дифферента своей лодки.
В гонках национальных классов NE и NF одновременно разыгрывался чемпионат мира, состоящий) из трех заездов. Здесь явным преимуществом обладал Роджер Хедж («Буржес»/«Меркюри»): он выиграл пять гонок из шести.
Наиболее острая борьба развернулась в гонках «Формулы I», осо-, бенно в «двухлитровом» классе ON. Первую гонку среди 12 лодок этого класса повел Алан Лаусон, но ему удалось сохранить лидерство только в течение 6 кругов из 16. На 7-м круге его опередил Вилф Грегори, выигравший этот заезд. Тони Вильямс, который впоследствии выиграл приз «Формулы I», финишировал лишь седьмым.
Во второй гонке победил Малколм Барнэп. Вильямс финишировал втором, это и дало ему необходимый запас очков для победы.
В финальном заезде Барнэп снова возглавил гонку, но на 10-м круге перебои в работе мотора заставили его пропустить вперед Вильямса. Вторым пришел Лаусон. Высокие скорости участвовавших в этом заезде скутеров держали в постоянном напряжении свыше 200 тысяч зрителей, столпившихся на набережных (место на трибунах стоило 3 фунта стерлингов).
В старших классах скутеров как всегда конкурировали не только гонщики, но и техника ведущих моторостроительных фирм. В соревнованиях прошлого года серьезными «соперниками» моторов «Меркюри» были моторы концерна «ОМС» («Эвинруд»/«Джонсон»); неудивительно, что на этот раз фирма «Мер-кюри Марин» представила на соревнования новую гоночную модель подвесного мотора «Т4» неограниченного класса. (Новую машину за внушительные габариты капота тут же окрестили «монстром».) Две лодки в классе OZ были оснащены этими моторами. На одной из них шел прошлогодний победитель соревнований, чемпион CLLIA Билл Сиболд, а второй управлял его соотечественник и товарищ по сборной команде «Меркюри» — Эрл Бенц.
Рекорд трассы — 137,24 км/ч на КРУГ> установленный англичанином П. Торнейоурком в 1975 г., держался три года: ни один из гонщиков не мог превысить этот результат более чем на 3 км/ч (на величину, требуемую правилами для регистрации нового достижения), пока в 197В г. Билл Сиболд не развил 140,36 км/ч. На соревнованиях 1979 г. Эрл Бенц в первой же квалификационной гонке поднял рекорд сразу на 1В км/ч, показав скорость 158,10 км/ч. Это свидетельствовало о существенно более высокой мощности нового мотора. К слову сказать, никто не имел возможности ознакомиться с конструкцией «Т4»: секреты фирмы тщательно скрывали большие пластиковые чехлы. Специалисты могли лишь сказать, что объем двигателя явно больше, чем его предшественника — шестицилиндрового гоночного «ТЗ», на котором применен непосредственный впрыск горючего в цилиндр. О том, увеличено ли число цилиндров до восьми или же применен турбонаддув, можно было только гадать. Во всяком случае, инженеры конкурирующего концерна «ОМС» получили хороший толчок для разработки следующей, еще более мощной машины.
Атмосфера в гонках неограниченного класса OZ была наэлектризована, но результаты состязания были заранее предопределены участием двух мощных «Т4». Первую гонку от старта до финиша возглавлял Бенц, Сиболд финишировал вторым. Если борьба на дистанции и была, то лишь между норвежцем Биргером Халсаа и англичанином Томом Персивалем, на катамаранах которых были установлены гоночные моторы «Меркюри-Т3».
Картина повторилась и в следующей гонке, за исключением того, что на 8-м круге Сиболд обошел Бенца. Третьим финишировал знаменитый итальянец Ренато Молинари, выступавший на скутере собственной конструкции с двигателем «Эвинруд».
В третью гонку ни Бенц, ни Сиболд не вышли: уникальный мотор на скутере первого стал барахлить после напряжения предыдущей гонки, а Сиболд уже имел достаточный запас очков для участия в розыгрыше приза герцога Йоркского. В отсутствие этих спортсменов Молинари возглавил гонку, но за 3 круга до финиша его обошел англичанин Боб Спалдинг.
В решающем заезде Бенц, сменивший «Т4» на более надежный, но менее мощный мотор, взял отличный старт, однако сразу же — к началу 2-го круга, как и ожидалось, его обогнал Сиболд. Оставшиеся 24 круга гонку вел Сиболд, его товарищу по команде удалось финишировать вторым. Англичанин Том Персиваль первые 4 круга шел третьим; затем его обогнал Молинари. Однако попытка итальянца пробиться в призеры не удалась: на 12-м круге «Эвинруд» на его катамаране стал сдавать и спортсмен вынужден был прекратить гонку.
Голландскому чемпиону Кеесу Ван дер Велдену вновь не повезло (в прошлом году на этих же гонках в Бристоле он столкнулся с лодкой английского гонщика Джибсона): на 2-м круге его катамаран наскочил на отмель и в оставшихся соревнованиях голландец не участвовал.
Так, развив среднюю скорость 140,05 км/ч на достаточно трудной дистанции и продемонстрировав мощь нового детища конструкторов фирмы «Меркюри», Билл Сиболд вновь — второй год подряд — стал обладателем переходящего приза.