Минувший 1978 год советские спортсмены-водномоторники завершили действительно выдающимися результатами, показанными на последнем всесоюзном официальном соревновании года — в заездах на побитие рекордов.
Как, безусловно, помнят любители водно-моторного спорта, до 1977 г. большинство устанавливаемых нашими гонщиками рекордов на «мильных» (5 и 10 статутных миль) дистанциях были попутными, т. е. устанавливались непосредственно во время обычных общесоюзных соревнований. Это в основном объяснялось нацеливающими на высокие скорости условиями проведения внутрисоюзных встреч; у нас практиковалась только «длинная» гоночная трасса, на которой 5 миль проходились всего за четыре или даже за три круга, причем ставились, как правило, четыре поворотных буя.
Начиная с 1977 г. мы наконец-то приблизили условия наших соревнований к гораздо более сложным условиям международных встреч за рубежом: стали проводить гонки по короткой — длиной немногим 800 м — трассе, да к тому же с двумя концевыми поворотными буями, вокруг которых необходимо поворачивать уже не на 90°, а на 180°. Попутные рекорды устанавливать стало очень трудно, практически невозможно. Не случайно же за два года соревнований на короткой трассе рекордов в гонках установлено так и не было! Но сожалеть об этом смысла нет. Хотя с введением короткой трассы скорости и снизились, но гонки стали динамичными и гораздо более зрелищными; теперь результаты в неизмеримо большей степени зависят от спортивной подготовленности и тактической зрелости спортсмена, а не от скоростных возможностей мотора и лодки.
А специально для демонстрации максимальных скоростей и установления рекордов было решено проводить отдельные «дни рекордов». К этим соревнованиям, заезды на которых проводятся, естественно, на «длинных» трассах, ведущие спортсмены могут специально подготовиться, соответственно настраивать технику.
Дни рекордов во всесоюзном календаре назначаются обычно на самый конец гоночного сезона, когда выяснены отношения и на чемпионате СССР, и на кубковой встрече, и на первенстве среди спортивных обществ и организаций. Плохо только то, что в 1977 г. день рекордов по ряду не зависящих от спортсменов причин проведен так и не был, хотя многие гонщики специально готовились к нему. Тем больший интерес вызывал день рекордов следующего года.
Штурмовать рекордные достижения на небольшом озере близ грузинского городка Гали приехало 27 ведущих советских спортсменов. О возможностях претендентов давало представление хотя бы то, что треть этого числа составляли мастера спорта международного класса. Акватория озера в Гали всем понравилась. Это, пожалуй, идеальное место для проведения рекордных заездов — со всех сторон оно прикрыто горами от ветров, достаточно тепло, хотя дело происходит уже в октябре.
Итак, наступает первый день спортивной борьбы. Он отведен соревнованиям судов с подвесными моторами на дистанциях 5 и 10 статутных миль и судов со стационарными двигателями на дистанции «фонд» (24 морские мили). И мы не оговорились, упомянув «соревнования» и «борьбу»: но правилам У ИМ гонки на 5 и 10 миль проводятся как обычные спортивные заезды, причем количество участников каждого заезда должно быть не менее четырех. Как раз по этой причине не удалось провести «мильные» заезды в классе скутеров ОВ — просто не набралось необходимого количества претендентов.
В этот день — 8 октября наибольшего успеха добились спортсмены, выступавшие на 10-мильной дистанции. В классе ОС наконец-то «не устоял» рекорд (109,85 км/ч), установленный 13 лет назад — в 1965 г. — французским спортсменом. Правда, в 1975 г. эту скорость превысил Э. Голубицкий, но превысил лишь ненамного: результат его был ниже, чем предыдущий рекорд, умноженный на 1,0075, как это требуют правила УИМ при регистрации (результат Э. Голубицкого стал только всесоюзным рекордом). Теперь, в Гали, из пяти спортсменов, вышедших на трассу в классе ОС, сразу трое побили рекорд. Это были м. с. А. Головин, м. с. м. к. П. Богданов и м. с. м. к. С. Жиров. Наивысший результат, превышающий почти на 10 км/ч существующий долговечный рекорд, показал николаевский спортсмен А. Головин.
В обоих заездах мотолодок, в SB — А. Берницыным, а в SC — В. Волковым также были превышены мировые рекорды, принадлежащие с 1975 г. нашим же спортсменам — Ю. Иванову и С. Жирову. Любопытная ситуация: рекорды Берницына и Волкова могут быть зарегистрированы только как мировые, ибо наши всесоюзные рекорды — несколько выше! (Напомним, это произошло потому, что в 1976 г. результаты, показанные советскими спортсменами в классах мотолодок, как рекорды СССР были утверждены, а на утверждение в УИМ в качестве мировых так и не посылались.)
На 5-мильной дистанции результативным оказался только заезд скутеров ОС, в котором москвич м. с. м. к. П. Богданов почти на 2 км/ч улучшил рекорд СССР, установленный им же семью годами раньше. Мотолодки на этой дистанции показали невысокие результаты, причем большинство претендентов (например, в заезде SB четверо из шести стартовавших) сходило с дистанции из-за перегрева и заклинивания двигателей. И здесь стоит снова напомнить о проблеме, которая так и не решена: о проблеме специальных дополнительных заборников воды для охлаждения мотора. По правилам УИМ на мотолодках такой заборник устанавливать можно, но только в том случае, если он сделан предприятием — изготовителем мотора, внесен в каталог детален мотора и, естественно, зарегистрирован в УИМ. Пока таких заборников наши заводы не выпускают, регистрировать в УИМ нечего. Для внутрисоюзных соревнований Федерация водно-моторного спорта СССР разрешила применение заборников кустарного производства, но на время рекордных заездов эти заборники, естественно, спортсменам пришлось снять. Этим, в частности, можно объяснить неудачи в Гали многих гонщиков на мотолодках, двумя неделями раньше с блеском выступавших на чемпионате, страны...
На дистанции «фонд» для тяжелых судов рекорд мира и СССР в классе R1, установленный в 1976 г. А. Кузнецовым, почти на 7 км/ч увеличил ульяновец к. м. с. Н. Алексеев, а ленинградец м. с. м. к. О. Пикоткин свой же рекорд СССР в классе R2, установленный в 1976 г., поднял более чем на 22,5 км/ч.
Ну что же — совсем неплохо: за первый же день четыре результата, которые можно представлять на утверждение в качестве новых рекордов мира!
Следующий день полностью отведен заездам на дистанцию «фонд» (12 морских миль) для судов с подвесными моторами.
Уже в первой попытке скорость ленинградца А. Берницына на мотолодке SB превышает существующий рекорд мира, установленный В. Волковым в 1975 г. Никому из остальных претендентов, включая чемпиона СССР В. Усолкина и экс-рекордсмена мира в этом классе Б. Клюшникова, несмотря на использование всех трех попыток, так и не удается превысить результат ленинградца.
С 1970 г. держался мировой рекорд в SC, равный 73,890 км/ч (ФРГ). С появлением на наших гоночных трассах 30-сильного «Вихря» уже в 1976 г. этот результат сразу же был превзойден (но, напомним, рекорд был зарегистрирован только как всесоюзный). Здесь, в Гали, этот перспективный мотор даже без дополнительного подвода воды на охлаждение позволил м. с. м. к: В. Волкову с первой же попытки перешагнуть за 80-километровый рубеж. Результат в этом классе наверняка был бы еще выше, имей «Вихрь-30» дополнительный заборник: дважды чемпион СССР 1978 г. М. Зайчиков предпринимал попытки превысить достижение В. Волкова и, судя по средним скоростям первых кругов, это явно удавалось, но оба раза он был вынужден сойти с трассы именно из-за перегрева и заклинивания двигателя...
В 1976 г. ульяновцу В. Борисову не хватило примерно 1,5 км/ч скорости для «взятия» мирового рекорда «фонд» в классе скутеров ОВ, установленного в 1974 г. австрийцем. На этот раз, в Гали, ульяновец «взял» рекорд, уже с первой попытки превысив его более чем на 11 км/ч! Этот результат тем более приятен, что установлен на отечественном гоночном моторе— ульяновском «ГЛМ-3».
Шесть претендентов было заявлено на рекорд «фонд» в классе скутеров ОС. Во второй попытке ленинградец м. с. Игорь Дубинин проходит дистанцию с великолепной скоростью 144,99 км/ч. Попытки именитых спортсменов м. с. м. к. С. Жирова, П. Богданова, Е. Степанова перекрыть. этот результат оказались безуспешными: помешали неполадки в моторах — гонщики сходили с дистанции.
В заездах на километровой дистанции, проводившихся 10 октября, исключительно высокий результат в классе SB вновь показал Андрей Берницын на «Нептуне-23» — 91,37 км/ч. Стоит попутно отметить, что если в Гали вообще отличились ленинградцы, занявшие чуть ли не половину всей таблицы рекордных достижений, то Берницына, который превысил официальные рекорды мира на всех трех дистанциях, можно назвать героем дня.
В классе SB и в основном именно на «километровке» наши гонщики соперничают со спортсменами Швеции. Так, мировой рекорд, установленный В. Волковым в 1975 г., в том же году был перекрыт в Швеции. И вот теперь в Гали скорость шведского рекордсмена (84,80 км/ч) превышена А. Берницыным более чем на 6,5 км/ч. Преодолен 90-километровый рубеж. Это действительно выдающийся результат. Оценивая его, необходимо учесть, что шведы выступают на специально выпускаемых фирмой «Вольво-Пента» моторах, являющихся форсированным вариантом потребительской модели 350-кубового класса; наши же гонщики выступают на обычных серийных «Нептунах-23».
Новые «километровые» рекорды СССР были установлены в этот день почти во всех классах судов, участвовавших в заездах, кроме глиссеров R1.
Общий итог: установлено 13 всесоюзных рекордов, 9 результатов выше зарегистрированных на сегодня рекордов мира!
По единодушной оценке участников заездов и членов судейской коллегии, достижению спортсменами столь высоких скоростей во многом способствовала удачная акватория озера в Гали. Следует и в следующие годы использовать эту акваторию для организации заездов на побитие рекордов.
Теперь пора и подчеркнуть: мы не случайно назвали наш рассказ о соревнованиях в Гали «мировые достижения», а не «мировые рекорды». Понятно, что в то время, когда готовился материал, еще рано было называть показанные результаты рекордами: надо было дождаться соответствующего оформления и официального утверждения этих рекордных скоростей в качестве рекордов. Но вот уже материал набран, сборник идет в печать, а оснований для изменении названия статьи так и нет: за прошедшие пять месяцев рекорды так и не были объявлены рекордами, а рекордсмены — рекордсменами.
Такая медлительность Федерации водно-моторного спорта труднообъяснима. Не говоря о моральном уроне, который понесли спортсмены, пропали впустую их годичный труд (в данном случае даже двухгодичный, поскольку в 1977 г. рекордные заезды были отменены буквально за несколько дней до начала), затраты на доставку техники к месту соревнований, труд высококвалифицированной судейской коллегии.
А главное — страдает спортивный престиж нашей страны: ведь мы имели право вписать в свой актив 9 мировых рекордов, из которых 4 принадлежали (увы, принадлежат и сейчас) зарубежным спортсменам.
Думается, и дли престижа отечественной промышленности был бы небезразличен тот факт, что 6 новых рекордов мира были установлены на наших моторах!