12 сентября будет дан старт двадцать первым гонкам на «Кубок Америки». Впервые этим гонкам предшествуют отборочные соревнования между претендентами из двух стран — Австралии и Франции.
Австралийцы будут пытаться отобрать Кубок в третий раз. Сразу же после поражения в 1967 г. они сделали заявку на участие в нынешних гонках и объявили о создании синдиката для строительства новой яхты 12-метрового класса на смену не оправдавшей надежд «Дэйм Патти». Глава синдиката миллионер Фрэнк Пэкер так засекретил по стройку, что первые данные о ней удалось получить только после спуска на воду, в конце февраля.
Спроектировал яхту Алан Пэйн, конструктор «Гретель», безуспешно претендовавшей на Кубок в 1962 г. Строилась она на верфи Билла Барнетта в Сиднее, со стапелей которой сошла и «Дэйм Патти». Подробное описание яхты «Гретель-II» мы дадим вместе с информацией о сентябрьских гонках. Пока скажем, что результаты испытаний моделей в опытовом бассейне оказались весьма обнадеживающими — новая «Гретель» превосходит «Дэйм Патти» по всем показателям.
Еще нет сведений и о результатах отборочных соревнований в стане защитников Кубка. За честь представлять Соединенные Штаты боролись четыре претендента.
«12/U S 24» — до сих пор безымянный «двенадцатиметровик» по проекту фирмы «Спаркмэн энд Стефенс», в начале апреля спущен на воду на верфи Боба Деректора в Калифорнии. Судя по результатам модельных испытаний, ходовые качества этой яхты бесспорно выше, чем у «Интрепид», выигравшей гонки 1967 г.
«Интрепид» — яхта, столь блестяще отстоявшая Кубок на прошлых гонках, подверглась некоторым переделкам, особенно в подводной части, что, как уверяют, еще уменьшило и без того небольшую смоченную поверхность корпуса и снизило сопротивление движению Переделками занимался конструктор Бриттон Ченс-младший.
«Херитидж» («Наследие») — второй новый американский «двенадцатиметровик», спущенный на воду во Флориде в феврале. Строили ее несколько необычно — начиная с палубы, чтобы можно было в процессе постройки вносить изменения в проект с учетом постоянно поступающих данных о результатах модельных испытаний. Стало известно, что конструкция «Херитидж» предусматривает возможность быстрой переделки яхты в океанский крейсер, вооруженный иолом, что даст ей возможность участвовать и в других океанских гонках. Конструкторы считают, что яхты 12-метрового класса вполне укладываются в новые правила обмера крейсерско-гоночных яхт (IOR). Напомним, что один бывший «двенадцатиметровик» — «Америкэн Игл» успешно выступил в прошлом году в Трансатлантической и Фастнетской гонках.
«Коламбиа» — победитель гонок на Кубок Америки 1958 г. служит «тренировочной лошадкой» для «12/US 24» и одновременно сама числится среди претендентов на выступление в Ньюпорте. Ее обводы также подверглись изменениям по проекту молодого конструктора Гэри Малла.
Опасным соперником обещает стать первый французский «двенадцатиметровик». Как сообщают, он легко оставляет позади, особенно в сильный ветер, яхту Бриттона Ченса-младшего «Ченсеггер», построенную специально для «натаскивания» французского претендента. А «Ченсеггер» уже доказал свое превосходство над «Констеллейшн», отстоявшей Кубок в 1964 г., на любых курсах при любой погоде. Во всяком случае самоуверенные французы уже сейчас обсуждают, как переименовать в случае выигрыша «Кубок Америки». Придется ли им действительно беспокоиться о новом названии Кубка — увидим через месяц.