Подобно перелетным птицам, отправляются воднолыжники осенью на юг. Здесь, в Сочи, с 3 по 7 октября проходил матч сборных Российской Федерации, Эстонии и Ленинграда при участии сильнейших спортсменов московского «Динамо» и сочинских лыжников. Сочинский матч — заключительный аккорд сезона, собрал еще раз наших ведущих спортсменов, привлек внимание ряда специалистов, связанных с производством оборудования для воднолыжного спорта, в том числе и судостроителей.
Вместо того чтобы описывать перипетии спортивной борьбы, по правде говоря — не очень на этот раз интересной, мне хочется затронуть все те же наболевшие вопросы, от решения которых зависит многое, но на которые, к сожалению, обращают — и на этот раз обратили — очень мало внимания.
Прежде всего, по-прежнему проблема акватории. Очень часто получается, что связанные Положением о соревнованиях мы проводим крупнейшие матчи на совершенно негодных акваториях. Неудачи должны были бы научить нас, однако инерция организаторов такова, что «воз и ныне там». Разве можно ждать высоких результатов даже от сильного спортсмена, когда высота волны в море больше полуметра, и не только воднолыжника, но и катер бросает из стороны в сторону.
Подобные сочинскому открытые участки морского побережья — не место для проведения крупных, серьезных соревнований. Убежден, что в Сочи гораздо полезнее было бы проводить не матчи, а показательные выступления воднолыжников, праздники на воде: зрителям веселее, спортсменам приятно. И хочется снова повторить то, о чем говорилось уже не раз: спортсмены не могут показать свои лучшие результаты и на акватории водного стадиона «Динамо» в Химках, хотя именно здесь уже были проведены три из пяти Чемпионатов страны! Итак, пора однозначно решать проблему выбора акватории для проведения больших соревнований, а подходящих мест у нас в стране более, чем достаточно.
Вторая проблема — это техническое оснащение и прежде всего проблема скорости катера, с которой мы столкнулись и в Сочи. Для многих наших соревнований скорость 57 км/час по сию пору остается несбыточной мечтой; естественно, что говорить о высоких результатах в слаломе и прыжках при этом не приходится. А ведь только на такой скорости мужчины могут показать результат 1-го международного класса в слаломе и прыжках, без которого нечего и думать о выходе на крупные зарубежные соревнования!
Не менее важна и стабильность скорости катера-буксировщика. Казалось бы, совсем нетрудно оснастить катера датчиками скорости типа манометров, оттарированных по скоростному напору. Однако и это до сих пор не сделано. Итоги налицо: бесчисленные перезаезды даже на всесоюзных соревнованиях! Это изматывает спортсменов, неблагоприятно сказывается на зрелищной стороне соревнований.
Со спортивной точки зрения соревнования в Сочи были мало интересными, тем не менее зрителей каждый день собиралось множество. В многоборье победили представители первой и в командном зачете сборной России: Т. Тумпарова и Э. Чекин. В фигурном катании сильнейшей оказалась молодая сочинская воднолыжница М, Филимонова (она же была первой и в слаломе), а у мужчин с большим, порядка 700 очков, отрывом от остальных призеров победил Э. Чекин. В прыжках с трамплина лучший результат (28,3 м) показал В. Нехаевский. Победителем в слаломе стал выступавший в личном зачете москвич М. Гохберг.
Закончился очередной воднолыжный сезон. Следующий, уже шестой по счету с момента официального признания водных лыж в нашей стране, — это как раз половина пути до предстоящего в 1976 г. вхождения воднолыжного спорта в программу Олимпийских игр. Но чтобы быть в числе призеров Олимпиады 1976 года, нам нужно еще очень многое сделать и в первую очередь решить названные выше проблемы.