Выиграв К-Т-К 1969 го.га. кроме переходящего «Приза Бивербрука», Дон Аронау завоевал «гостевой приз» и приз «Майами — Багама», вручаемый лучшему участнику (и победителю в данном случае) общих американских гонок Майами — Нассау и «Багама-500», а также «Приз Мидса», вручаемый первому судну, прошедшему Торки. В общем «заработал» он 1366 фунтов, что далеко не покрыло расходов, и зачетные 9 очков, выдвинувшие его на ведущее место в борьбе за почетный титул чемпиона мира в океанских гонках, который он уступил В. Балестриери в предыдущем 1968 г.
Несколько слов о «Сигарет». Этот катер прекрасно зарекомендовал себя во многих марафонских соревнованиях. Отметим, что показанная на английских гонках скорость далеко не предельна: на последнем этапе водителю просто незачем было идти на полностью открытом дросселе, так как отрыв от ближайшего соперника был большим. На этом же судне Д. Аронау установил в прошлом году мировой рекорд скорости на марафонских гонках, равный 119,5 км/час.
Англичане не без основания считают прошедшие девятые гонки К-Т-К несчастливыми: ведь вторыми были, увы, тоже иностранцы — итальянская команда во главе с известным гонщиком Франческо Косентино. Его «Уайт Торнадо» верфи Бертрама по размерениям и по силовой установке почти не отличался от «Сигарет», однако средняя скорость была заметно ниже — 101.38 км час. Только третьим (все же почетное место!), на час отстав от «Сигарет», пришел 8.5-метровый английский катер «Малаиз Магнум Твин» (двигатель «Меркруйзер» 127 л. с.). Вел его сам владелец — Джин Кеннерли. Любопытно, что, кроме 100 фунтов, никаких других наград он не получил, поскольку катер был не английской, а американской постройки и, следовательно, нельзя было претендовать на приз за лучшее достижение на отечественном судне.
Общее пятое место (первое среди катеров с подвесными моторами) занял известный нам по предыдущим гонкам английский катер «Мелодрама» с тремя «Меркюрп» по 125 л. с. Его средняя скорость 78,86 км/час была лишь на 1,6 км/час меньше, чем знаменитого «Телстара» — призера К-Т-К, 1968 года, на этот раз занявшего только четвертое место (двигатель «Дайтона-Скараб» 550 л. с.). Отметим, что вел «Телстар» Морис Харди, прнобревшнй его у Томми Сопвича, который пересел на новый 10-метровый катер «Т-2» с двумя «Дантона-Скараб» суммарной мощностью 1000 л. с. (сошедший в самом начале гонки из-за неисправности руля). Стоит упомянуть, что все три названных английских катера спроектированы одним из лучших современных конструкторов и отличным гонщиком Доном Шэдом.
Женский приз получила Молли Гринолл, выступавшая на огромном (длина 12,2 м) катере «Ги» с двумя дизелями «Камминс» по 500 л. с. На минуту опередил ее основатель и неизменный участник этих гонок сэр Макс Айткин: на своей верной «Джппси Герл». построенной три года назад по проекту Ханта, он завоевал приз за первое место среди дизельных судов. По уже сложившейся в наших обзорах традиции отметим, что его супруга, известная гонщица лэди Айткин пришла лишь 23-ей, хотя на гонках «Вокруг Британии» прославилась, заняв почетное 5-е место.
Информация об изображении
Чемпиона мира 1968 г. Балестриери снимают с тонущего катера «Магнум Торнадо»
Любопытно, что один из самых редких призов, имеющий романтическое название «Катти Сарк» и присуждаемый за экономию горючего (очевидно паруса в данном случае — символ экономии топлива!), был вручен Чарлзу Карри, пришедшему к финишу 35-ым. На его небольшом 7-мет-ровом катере «Фэари Хантри», установлен 145-сильный двигатель «Перкинс». Расход топлива — весьма существенный показатель, характеризующий не только совершенство конструкции силовой установки и корпуса, но и техническую грамотность водителя. Каким же образом подсчитывается «экономия»? Поясним. Не имеют значения ни общая мощность двигателей, ни занятое место, но, разумеется, обязательно получение зачета. Расход топлива в галлонах за время гонки делится на среднюю скорость в узлах. Приведем пример, обратившись к цифрам по тем же гонкам 1967 г., когда приз «Катти Сарк» завоевал пришедший 34-ым катер № 303 с дизелем той же мощности 145 л. с. За время гонки он израсходовал 45 галлонов топлива (1 галлон = 4,546 л), а средняя скорость составила 25,45 узла. Разделив, получаем 1,76. А вот у катера «Гран Эспуар» с двумя дизелями «Катерпиллер» общей мощностью 800 л. с. этот показатель был равен 8,078. Ясно, что победители гонок, имеющие двигатели в 1000 и более л. с. и расход топлива, измеряемый десятками галлонов на узел, никогда не получали и не получат «Катти Сарк»!
Чемпиона мира 1968 г. Балестриери снимают с тонущего катера «Магнум Торнадо»
С точки зрения чистого спорта, при котором расход горючего просто не принимается во внимание, оценка чисто гоночных судов по этому показателю вряд ли имеет смысл, — получается что-то вроде еще одного утешительного приза. Однако в специальных соревнованиях с участием серийных прогулочных лодок и серийных моторов провести такое сравнение представляется нам интересным, так сказать, с хозяйственно-экономической точки зрения!
По числу участников гонки прошлого года были рекордными: за 75 судов были внесены вступительные взносы (по 10 фунтов за катер), 53 из них стартовали и 41 финишировало, уложившись в контрольное время. Это очень высокий процент (напомним, что эти же гонки 1968 г. успешно закончили всего 18), но дело в том, что погода на этот раз была исключительно тихая, хотя метеорологи упорно предсказывали довольно сильный ветер.
Участвовали команды шести стран (два катера прибыли из Африки). 14 катеров из заявленных были оснащены подвесными моторами, 27 — дизельными установками. Любопытно, что чуть было не вышел на дистанцию «Магнум Торнадо», принадлежавший Балестриери и затонувший на К-Т-К 1968 г. (момент спасения самого чемпиона мира изображен на приведенном фото). Лежащий на дне катер купил некто Ен Толл; он сумел с помощью спасательной службы английского флота поднять его и начал готовить к выступлению на гонках. Однако при ходовых испытаниях катера перед самым стартом вышла из строя силовая установка и его пришлось снять с заявки. Действительно обидно. Ведь «Магнум Торнадо» —-многократный призер различных соревнований, английские болельщики так надеялись на него!
Нельзя не упомянуть еще об одной весьма примечательной, хотя и занявшей 38-е место лодке (именно лодке, а не катере) — «Санкиделпк Серфер». Ее водитель Джон Кодкатт получил приз, вручаемый судну с мотором наименьшей мощности: лодка шла под двумя стандартными подвесными моторами «Меркюри» всего лишь по 100 л. с. каждый. Это та самая резиновая надувная лодка фирмы «Авон» длиной 6,4 м, переоборудованная для океанском гонки тремя студентами нз английского колледжа «Атлантнк», которая незадолго до К-Т-К успешно участвовала в первых гонках вокруг Британии. Ее средняя скорость — 17,5 ку.час.
На следующий день состоялись дополнительные гонки вокруг о-ва Уайт на кубок Боллинджера. В 1968 г эти гонки из-за очень плохой погоды проходили по сокращенной программе, но на этот раз все было в порядке и суда прошли все полагающиеся 92 км. Старт взяли более 40 открытых катеров двух классов: ОР1 с длиной корпуса от 8,55 до 13,75 м и ОР2 от 6,10 до 8,55 м. Кроме того, на дистанцию вышли катера популярного класса Ш, оснащаемые подвесными моторами или стационарными двигателями с объемом цилиндров от 500 до 3000 см3, разделенные на пять категорий.
Гонки прошли очень интересно, причем па первое место в старшем классе уверенно вышел Сопвич на «Мисс Энфилд», взяв реванш за поражение в основных гонках. Он финишировал с прекрасным временем 52 мин. 20 сек. Второе место в том же классе завоевал Гарднер на «Серфри», третье — Гарди на «Телстаре» (класс ОР2).
В классе III победа досталась А. Баллену, катер которого «Викид Элф» был оснащен 100-сильным подвесным «Меркюри». Как и в гонках 1968 г.. основными призами служили бутылки коньяка разной емкости.
В разгар туристского сезона, продолжающегося во Флориде почти весь год, не затихает гул моторов на Морском стадионе в Майами, о котором уже мс раз упоминалось в предыдущих обзорах. На его акватории проводятся многочисленные водные шоу — самые невероятные праздники на воде, а также водно-моторные гонки как общенационального, так и местного значения (из последних известны регаты трех местных клубов по национальным классам судов). Вход на стадион платный, но зрителей обычно хватает. Многих привлекает не столько азарт спортивном борьбы, сколько надежда увидеть «в натуре» какой-либо несчастный случай вроде показанного па фото, когда трехмоторное скоростное судно Ронни Болла на самом старте взмыло вверх, став почти вертикально из-за чрезмерной акселерации — резкой подачи газа.
В традиционных гонках на «Оранжевый кубок» 21—22 декабря 1969 г. участвовало 150 гонщиков в 7 классах судов (по АПБА) со стационарными двигателями. Это — традиционные большие соревнования, проводимые в несколько этапов. Наиболее эффектное зрелище представляют заезды в классах «266» и семилитровом, где скорости достигают 250 км/час. Напомним, что к классу «266-гайдро» относятся гоночные суда с четырехтактными автомобильными двигателями максимальным объемом до 4358 см3. Минимальная длина корпуса 5486 мм. минимальный допускаемый вес судна в рабочем состоянии. по без гонщика 590 кг. В самом мощном 7-литровом классе АПБА. за которым уже следует «неограниченный класс», максимальный цилиндровый объем определяется самим названием: минимальная длина корпуса 6096 мм, минимальный вес 725 кг.
На заключительном этапе X регаты «Оранжевого кубка» на замкнутой 2.5-мильнй трассе проводился 250-мильный марафон «Спид Классик», в котором приняли участие 40 гонщиков (успешно закончило соревнование 25). Эту гонку в присутствии 5000 зрителей выиграл небезызвестный 42-летний Руди Рэймас из Калифорнии, шедший на 6-метровом катере № 9 «Беттер Айдна» с конвертированным 7-литровым двигателем «Форд». Он развил среднюю скорость 107.1 км/час. За первое место он получил 1300 долл. плюс еще 450 долл. за 9 кругов, в которых он лидировал. Лишь на 10 сек. отстал от него техасец Джерри Винтерс, шедший на таком же катере с экзотическим названием «Тигр Чикито». Любопытно, что Винтерс получил на 550 долларов больше, чем Рэймас, так как лидировал целых 40 кругов.
Если уж мы заговорили о системе призов, то упомянем что все участники, закончившие гонку, получили по 50 долл. «в утешение». Сошедший с дистанции Фрик заработал, тем не менее, кругленькую сумму в 850 долл., поскольку лидировал 17 кругов. Практика выдачи поощрений за лидерство в каждом отдельном круге независимо от конечного результата имеет, по нашему мнению, смысл: ведь сход с дистанции очень часто бывает вызван совершенно случайными причинами.
Несколько слов об американских космонавтах, многие из которых — заядлые водномоторники. Г. Купер заявил на Регате, что к марафонским гонкам и даже к океанским соревнованиям 1970 г. готовится специальная команда, в которую войдут некоторые работники NASA, и в частности — известные космонавты Пит Конрад, уже побывавший на луне, Джим Лоувелл и еще собирающийся в космос на «Аполло-15» Ол Уорден. Кстати, сам Гордон Купер выступал на «Регате» па маленьком (длина 5,8 м) катере с 7-литровым двигателем «Шевроле».
Из числа существующих в США национальных классов, признанных АПБА, назовем еще «гоночные лыжные катера», которым присвоено обозначение SK- Это суда со стандартными автомобильными двигателями максимальным объемом цилиндров 6455 см3, наименьшим допустимым весом 680 кг, наименьшей длиной 4877 и шириной 1905 мм. На таком судне «SK-999» шестнадцатилетний новичок Дафф Дэйли, обогнав многих именитых соперников, выиграл «Трехклубную зимнюю регату Вотерама». В Майами это было настоящей сенсацией дня. Молодому гонщику прочат большое водно-моторное будущее.
Несколько слов об океанской 220-мильной гонке на «Нью-йоркский большой приз Хеннесси», субсидируемой известной коньячной фирмой того же названия. Гонка эта интересна тем. что ее наконец-то выиграл упорно к этому стремившийся Питер Рнттмейстер — президент компании Бертрама. На этот раз он шел на катере «Америкэн Моппи». оснащенном сдвоенными двигателями «Меркруйзер» по 475 л, с. Победа досталась нелегко; несколько раз пришлось останавливать судно, чтобы дать возможность механику Сэмми Джеймсу очистить винт от посторонних предметов, поэтому общее время прохождения .дистанции составило 4 часа 38 мин. Вторым финишировал Пэт Даффи на 8-метровом катере с тремя «Меркюри Супер БП» по 140 л. с. Интересно, что такие гоночные «киты», как Билл Вишник и Дон Аронау, заблудились на трассе и пошли неверным курсом; когда же они обнаружили ошибку, было поздно — мощные двигатели израсходовали столько топлива, что продолжать гонку уже не имело никакого смысла.
Самым трудным марафоном, входящим в зачет мирового чемпионата по океанским гонкам, по праву считается «Багама-500», проводимый на дистанции 872 км вдоль Багамских островов. В этом третьем по счету марафоне из стартовавших в 7 утра 14 июня 1969 г. 28 судов финишировало 20. Понятно, что при столь большой дистанции, проходящей в открытом океане, такой результат следует считать просто отличным. Только безукоризненная материальная часть и великолепное мастерство водителей могли обеспечить этот успех.
Почти все,катера со стационарными двигателями были оснащены сдвоенными «Меркруйзер» мощностью по 485 л. с. с угловыми колонками. Все 9 финишировавших судов с подвесными моторами шли со 140-сильными Шестицилиндровыми «Меркюри», причем 5 из них имели на транце по четыре, а остальные — по три мотора. Какой же надежностью должны обладать эти сверхмощные моторы, чтобы с одной лишь получасовой остановкой для заправки пройти чуть ли не 900 км!
Обращает на себя внимание отсутствие подвесных моторов прочих марок, хотя некоторые из них при почти той же мощности не менее надежны. Ларчик открывается просто. По Правилам АПБА суммарный объем цилиндров подвесных моторов не должен превышать 300 куб. дюймов (4916 см3), что практически дает возможность применения не более трех мощных моторов любой фирмы. Но в 1969 г. гонки «Багама-500» впервые проводились по международным Правилам УИМ, по которым максимальный объем как для стационарных двигателей, так и для подвесных моторов ограничен уже 1000 куб. дюймов (16387 см3). Это уже никак не лимитирует количества применяемых моторов. Фирма «Меркюри» установила на своих стандартных катерах по четыре мотора. Почему так же не поступили другие фирмы? Да просто потому, что ширина их моторов значительно больше, чем однорядных и потому узких «Меркюри», в связи с чем любые другие четыре мотора просто не умещаются на транце. Надо конструировать специальные корпуса, а для этого нужно время.
Конечно, все это немедленно было учтено, но пока вопрос о явной «несправедливости» такого изменения правил обсуждается, даже гонщики, например, Джерри Лангер, неизменно ходившие с моторами «Эвинруд» и «Джонсон», сразу же сменили их на четыре «Меркюри Супер БП». Кстати, Лангер занял второе место среди катеров с подвесными моторами, уступив победителю в этой группе Тейеру (9.13.00) лишь одну минуту. Пришедшему первым Дону Аронау, выступавшему, конечно, все на той же своей «Сигарет», понадобилось 8 час. 24 мин. и 15 сек., чтобы пройти всю дистанцию, включая получасовую остановку в Майами для заправки. Он снова заработал так нужные ему 9 зачетных очков, буквально вырвав победу у шедшего бок о бок Мэла Риггса на «Мона Лу». До последней секунды нельзя было сказать, кто же выиграет, но на финише каким-то чудом Аронау вырвался вперед на полтора-два метра. Конечно только автомат-электрофинишер мог зафиксировать такую победу с разрывом в 0,5 сек.! Третьим, уже с отрывом в 16 мин. пришел Риттмейстер, после него — Билл Вишник, шестым — Дэнл Тэйер. Финишировавшему последним Эду Симмсу понадобилось ровно 17 часов.
В заключение добавим, что большая часть катеров, участвовавших в гонках, представляла собой продукцию предприятий Бертрама и Аронау.
Мы не будем на этот раз подробно останавливаться на когда-то знаменитых океанских 300-километровых гонках Майами — Нассау.
В 1969 г. они проводились в тринадцатый раз. Очевидно поэтому из-за неблагоприятного прогноза старт пришлось отложить на три дня и из записавшихся первоначально 22 катеров стартовало в конце концов всего 14, а смогло финишировать только 6. Первое место, на этот раз без особого труда, занял тот же Аронау со временем 2.49.30, улучшив более чем на 20 мин. прежний рекорд гонок Мэла Риггса (1967 г.). В сущности говоря заработанные здесь новые 9 очков были уже не нужны: ко времени этих гонок, а они состоялись 11 октября, он уже завоевал титул чемпиона мира и получил золотую медаль УИМ. Мы знаем, что этот титул он уже имел в 1967 г. В следующем году, набрав 51 зачетное очко, чемпионом стал Балестриери, зато в 1969 г. с блеском выиграв ряд гонок. Аронау заработал рекордное количество — 60 очков и намного опередил всех соперников. Он — многократный чемпион США по водно-моторному спорту; ему принадлежит мировой рекорд скорости на дизельном катере. Дональд Аронау во всех отношениях весьма представительная фигура: рост 190, вес 91. Сейчас ему 42 года. Спортом начал заниматься очень давно, еще в Бруклинском колледже играл в футбол, занимался борьбой. Потом его захватил моторный спорт.
Шесть автомобильных н две мотоциклетные катастрофы, множество тяжелых аварий на воде, — таков «послужной список» Дональда Аронау. Одновременно он известен и как бизнесмен, и как конструктор катеров, заслуживших мировое признание. В 1963 г. его корпуса «Фомьюле» неоднократно выигрывали самые ответственные и тяжелые гонки. С 1964 г. он выпускает широко известные катера «Донци Марин», а в настоящее время ему принадлежит верфь «Магнум Марин» в Майами, выпускающая высококачественные и дорогие гоночные суда.
Раз уж речь зашла об американских судах, упомянем еще корпорацию Бертрама, выпускающую, в частности, мощные пластмассовые катера для океанских гонок, не раз выходившие победителями самых больших соревнований. Широко распространены известные катера серии «Моппи» (в переводе значит «метелка»). На «Блю Моппи» дважды завоевывались вторые места в К-Т-К. Сам Ричард Бертрам опытный гонщик, как и Аронау— рекордсмен мира на дизельных судах; в 1965 г. он выиграл К-Т-К на «Брэйв Моппи».
Перед постройкой нового судна фирма обычно делает его точную самоходную модель, управляемую по радио, и производит все необходимые «натурные» испытания. Модели оснащаются небольшими двигателями стандартного выпуска. Так, на пластмассовой модели катера «Мини Моппи» длиной 1,5 м, развивавшей скорость свыше 50 км/час, установлен бензиновый двигатель «Хоумлайт» мощностью 3,5 л. с. Гоночные же катера «в натуральную величину» обычно оснащаются сдвоенными двигателями суммарной мощностью порядка 800—1200 л. с.; их скорость (конечно, при соответствующих условиях) превышает 100 км/час. Верфи Бертрама, существующие около 30 лет, выпускают также пластмассовые прогулочные суда до 14 м длины, роскошно отделанные, с несколькими каютами.
Обзоры только таких соревнований, как К-Т-К, «Багама-500», Регата Оранжевого Кубка, могут создать у читателя неправильное представление о Мировом водно-моторном спорте. Ведь нельзя забывать о гораздо более многочисленных «малых» соревнованиях, особенно распространенных в большинстве стран Западной Европы и прежде всего в Италии. ФРГ, Швеции, странах Социалистического лагеря. Эти малые гонки не менее интересны, а главное — гораздо более доступны для широких кругов любителей водно-моторного спорта. Заметим, что и УИМ вначале всецело ориентировался именно на любительские гонки и в соответствии с этим классифицировал суда.
К таким соревнованиям относятся так называемые титульные, или именованные (titre), международные соревнования, проще говоря — чемпионаты мира по отдельным классам судов (по прежним Правилам скутера и глиссеры), проводимые ежегодно в разных странах по утвержденному УИМ календарю. Звание чемпиона мира, а также чемпиона Европы и т. д. присваивается победителю в каждом классе; УИМ ежегодно публикует списки чемпионов. Результаты заездов обычно подсчитываются по очковой системе. Гонки проводятся по Правилам и в присутствии представителя УИМ.
Помимо этих весьма многочисленных соревнований в Европе проводятся ежегодные гонки на специальные призы, например, на Кубок имени А. Бюйнса, присуждаемый водителю, набравшему наибольшее количество очков в титульных соревнованиях, на Приз Джона Уорда, предназначенный исключительно для скутеров класса ОС (по прежней классификации), на «Большой Приз Европы» и другие. Обычно на таких соревнованиях фиксируются и наивысшие скорости. Поскольку эти гонки проводятся в основой в классах судов, принятых Федерацией водно-моторного спорта СССР, они представляют для наших спортсменов исключительный интерес. так как служат показателем достижений лучших гонщиков всех стран. Этим соревнованиям будет посвящен специальный обзор в одном из следующих номеров.
В связи с новыми, обязательными для всего водно-моторного спортивного мира Правилами УИМ, предусматривающими совершенно иную классификацию судов, придется как-то исправлять, обновлять прежнюю таблицу мировых рекордов. По-видимому, оставив в силе рекорды по прежней классификации, одновременно УИМ начнет регистрацию по новым классам. Возможно, этим следует воспользоваться для внесения рекордов наших гонщиков в таблицу мировых достижений. Во всяком случае Федерации водно-моторного спорта СССР хорошо бы заняться этим вопросом. А может быть в текущем году удастся организовать «День рекордов» с приглашением представителен УИМ для возможности официальной регистрации рекордов?
По части мировых рекордов прошедший 1969 г. по праву можно назвать «годом спокойной воды»: он не был ознаменован какими-либо чрезвычайными происшествиями. Конечно, были установлены отдельные рекорды в «малых» и «средних» классах судов, но никаких сенсаций не произошло.
Несколько слов о моторах. Пока ничего существенно нового на 1970 г. предложено не было. Максимальные мощности остались на прежнем уровне. Как всегда, ведущие фирмы рекламируют некоторые новые модификации и отдельные улучшения.
Любопытны высказывания Карла Кикхейфера о будущем его фирмы «Меркюри» на ежегодной пресс-конференции, на которой присутствовало более 200 корреспондентов из США и Европы (добавим — обставляемой чрезвычайно помпезно). В настоящее время годовой оборот фирмы равен 500 млн. долл., но в течение ближайших пяти лет он будет удвоен, поскольку виды на сбыт продукции неплохие. Считает ли он конкурентоспособными роторные двигатели Ванкеля? Кикхейфер ответил, что имеется так много нерешенных технических проблем, роторные двигатели настолько дороги даже при массовом производстве, что по крайней мере в ближайшие десять лет об их широком введении не может быть и речи. На «ехидный» вопрос — почему в наш век ярких красок фирма выпускает только черные «траурные» моторы, Кикхейфер сказал: просто потому, что черный лак самый дешевый...