Совершенно необычная ситуация сложилась при подведении итогов океанских гонок прошлого 1970 года для определения чемпиона мира. Итальянская печать давно уже возвестила о победе (второй год подряд!) своего знаменитого соотечественника Винченцо Балестриери, а в Англии считали, что впервые чемпионом мира стал англичанин Томми Сопвич. И самое невероятное, что сомнения болельщиков никто не мог разрешить в течение нескольких месяцев. Только Постоянный комитет УИМ, собравшись на очередное свое заседание в апреле 1971 г., внес ясность и решил спор в пользу Италии. В чем же была суть разногласий?
Как известно, в борьбе за почетное звание чемпиона мира по океанским гонкам американец Дон Аронау не участвовал (о причинах — ниже), поэтому после 8 гонок из 10 основными соперниками стали ведущие европейские гонщики Балестриери (49 очков), Косентино (36 очков) и Томми Сопвич (45 очков). Решающей должна была стать американская гонка Майами — Нассау, назначенная на 16 октября. И Томми Сопвич блестяще выиграл ее, показав среднюю скорость 117, 48 км/час и на целую минуту опередив Балестриери (третьим на 2 мин. позже пришел Билл Вишник). Казалось бы все ясно и, поскольку в последнем зачетном соревновании года (гонке Майами — Ки-Вест) оба претендента выступили одинаково плохо, вопрос о чемпионе решила еще в октябре победа англичанина, Однако яблоком раздора стал протест, поданный одним из устроителей американской гонки капитаном Кризом.
Он считал, что результат Томми Сопвича должен быть аннулирован, так как на его катере «Эвенджер-007» установлены двигатели «Меркруйзер-482» с наддувом, запрещенным правилом 413 УИМ. Действительно, этот вопрос трактован Правилами УИМ нечетко, но до сих пор как-то само собой считалось, что правило 413 относится только к гонкам на замкнутой трассе, и к океанским гонкам международного класса применяли правило 700, не запрещающей наддув. Поэтому-то представители УИМ и допустили к участию в гонке Майами — Нассау «Эвенджера-007», как, впрочем, допускали в течение ряда лет и все другие суда, имевшие двигатели с наддувом (например, известные во всем мире «Серфри», «Дельта и т. д.).
Вот почему, чтобы принять окончательное решение по протесту Криза, а заодно и решить судьбу чемпионского титула, потребовалось вмешательство самих авторов правил — законодателей УИМ.
В середине июля на новой 198—мильной трассе проводилась гонка на «Большой Приз Хеннесси», субсидируемая старейшей коньячной французской фирмой. Само по себе это соревнование сравнительно небольшого масштаба — в нем приняло участие всего 18 судов, однако среди претендентов на победу были такие гонщики, как Балестриери на своем «Уайт Торнадо» верфи Бертрама, оснащенном двумя двигателями «Меркруйзер» по 475 л. с., и Билл Вишник из Нью-Йорка на «Босс о Нова» с такой же силовой установкой. Оказывается, гонка включена в список соревнований, по которым ведется зачет очков на звание чемпиона мира. А эти очки в тот момент были особенно нужны Балестриери. Увы! Он занял только четвертое место и «заработал» лишь 3 очка вместо 9 возможных. На этот раз «Большой Приз» выиграл со временем 4.10.23 американец Боб Магун на «Андреа» (корпус фирмы «Кэри») тех же размерений, что и «Уайт Торнадо», но не со стационарными двигателями, а с четырьмя подвесными моторами «Меркюри» по 140 л. с. Он на 14 мин. опередил Джордана Клейна, катер которого «Уайплеш» был оснащен такими же четырьмя «Меркюри», и более чем на полчаса — третьего призера Боби Раутборда на «Фино» со сдвоенной колонкой «Меркруйзер» (общая мощность 950 л. с.).
Любопытно, что хотя один из моторов победителя вышел из строя, Боб так и не уступил лидерства. Отметим, что незадолго до этого на знаменитых гонках «Багама-500» (дистанция более 800 км) он занял второе место, пропустив вперед только Дуга Сильверу, выступавшего на катере «Квиксилвер» опять-таки с четырьмя «Меркюри». Сильвера участвовал и в гонке «Хеннесси» (закончил дистанцию с очень хорошим временем, но «скатился» на восьмое место, так как вопреки правилам прошел слишком далеко от контрольного знака).
Сенсацией соревнований, как ни странно, было участие в них начинающего гонщика — нью-йоркского пекаря Эда Вуковица на самодельной 6-метровой лодке «Пэйпер Долл» («Бумажная кукла») с двумя «Мер-кюри». Почему «бумажная»? Да потому, что, выклеивая корпус своего судна, Эд широко использовал не только стеклоткань, но и бумагу! Вуковиц, правда, сошел с дистанции в самом начале, но это не помешало ему заявить корреспондентам, что гонки ему понравились и через год он, безусловно, будет снова участвовать в борьбе за приз «Хеннеси» на своем судне.
Из крупных международных европейских соревнований, помимо гонки Каус — Торки — Каус (о ней говорилось в предыдущем выпуске), прежде всего упомянем «6 часов Парижа», которые 11 октября 1970 г. уже в шестнадцатый раз проводились в столице Франции. Не исключено, что они были и последними, поскольку снова и довольно остро муниципалитет поставил вопрос о перенесении этих опасных соревнований куда-нибудь за пределы Парижа, где река пошире. Тот довод, что гонки на узкой «загроможденной» многими мостами речной трассе весьма опасны, к сожалению, вновь получил подтверждение. Восемь гонщиков (т. е. более 10% участников) получили серьезные травмы и попали в больницу. Несколько лодок перевернулись или были повреждены в столкновениях, неизбежных при таком скоплении гоночных судов, мчащихся на большой скорости по 4,7-километровому кольцу в течение шести часов.
Несмотря на явную опасность для жизни, в гонках «под мостами Парижа» вновь приняли участие многие асы водно-моторного спорта. Назовем только несколько имен: Билл Шекспир и леди Арран (Англия), Дитер Шульце (Австрия), Джон Сандерс, Дон Прутт и Билл Сиройс (США), Ренато Молинари и Чезаре Скотти (Италия). Среди вышедших на старт 72 гонщиков преобладали, понятно, французы, но когда подошла пора подводить итоги, выяснилось, что только в одном классе из четырех победа досталась устроителям соревновании.
Подавляющее число гонщиков выступало на катамаранах «Молинари». Из 69 подвесных моторов 4 были фирмы «Кениг», 6 — «Карнити», 29 — «Меркюри» и 30 — «Эвинруд»/«Джонсон». На этот раз «6 часов Парижа» стали подлинным триумфом концерна «ОМС», на моторах которого («Джонсон» и «Эвинруд») было завоевано большинство призов; только в одном классе «ОЬ> восторжествовали «приверженцы» Кикхейфера с черно-траурными моторами «Меркюри». Наиболее малочисленным был состав участников в классе «R3» судов со стационарными двигателями рабочим объемом до 2000 см3. Здесь почти все катера были оснащены шведскими двигателями «Вольво-Пента», а один (тоже шведский и, кстати сказать, занявший в своем классе первое место) — роторным двигателем «НСУ-Ванкель».
Победители в классе «ON» Сандерс и Поузи показали рекордную среднюю скорость 117,63 км/час, сделав 150 кругов. Однако наивысшую скорость одного круга — 129,02 км/час продемонстрировал Билл Сиройс на катамаране «Молинари» с мотором «Меркюри». Для этого на прямой он должен быть развивать фантастическую, принимая во внимание труднейшие условия гонок, скорость порядка 150 км/час.
Не повезло, хотя он и остался невредимым, австрийскому чемпиону Дитеру Шульце; его катамаран перевернулся. На катере леди Арран к концу второго часа закапризничало зажигание, и гонщица была немедленно дисквалифицирована «за принятие помощи со стороны», так как помогать ей галантно бросились «посторонние» механики. Чезари Скотти, опоздавший на старте, вскоре сумел выйти на общее пятое место, но... налетел на баржу и в результате был вынужден снизить скорость, а затем сойти с дистанции. Не удалось добиться победы и Шекспиру, который ко всеобщему изумлению, пришел чуть ли не последним (только потом выяснилось, что на его судне лопасть винта одного мотора обломана!).
В наших обзорах не раз упоминался один из крупнейших мировых центров водно-моторного спорта «Морской стадион» в Майами. Его хорошо просматриваемая с трибун, укрытая от штормовой волны акватория представляет почти идеальные возможности для проведения не только водно-моторных соревнований, но и всевозможных праздников на воде, состязаний воднолыжников и гребцов. Не забыт, конечно, и парус. Ежегодно проводятся многочисленные регаты в разных классах парусных судов, например — гонки катамаранов «Торнадо» (в октябре).
Неудивительно, что на стадионе в Майами обновляется большое количество национальных и мировых рекордов. Так, например, 19 июля в 225-мильном «Пригласительном» марафоне судов с одним подвесным мотором объемом до 1638 см3 была показана средняя скорость 116, 47 км/час, что на 10 км/час превышает рекорд, установленный на этих же гонках 1969 года знаменитым Чезаре Скотти. Кстати говоря, сам марафон был довольно скучным, и трибуны наполовину пустовали: в течение трех с лишним часов лодки крутились на 4-километровой трассе, огибая островок, расположенный у входа в бухту. Победитель 36-летний профессионал-гонщик Джим Мартен из Висконсина, выступавший на корпусе «Молинари» с мотором «Мер-кюри», первым прошел положенные 90 кругов. Лидировал он в 46 кругах, поэтому, кроме основного приза в 5000 долл., ему вручили еще 1150 долл. из расчета 25 долл. за каждый круг.
Интересно отметить, что, по соображениям безопасности на трассе, устроители марафона в 1970 г. выпустили на старт только 40 судов, против 60 в 1969 г. Благополучно финишировало 21. В данном случае суда сходили с дистанции в основном из-за неполадок в моторе (напомним — единственном), но нередко зрители становятся свидетелями аварий. Например, во время проведения 14—16 августа национального чемпионата на любительских прогулочных судах с подвесными моторами катамаран ветерана этих гонок Джона Маккола, имеющий «роковое» название — «Поднимайся и лети» («Rise N’Fly»), действительно взлетел и перевернулся через нос. По счастью гонщик не пострадал и уже на следующий день снова принимал участие в заездах.
19 сентября во время заездов на побитие рекордов, проводившихся неподалеку на канале Бороу, были поставлены два новых рекорда, санкционированных УИМ. Заезды проводились на километровой дистанции в американских классах судов, оснащенных стационарными двигателями.
В классе «Гайдро-225» (объем цилиндров до 3686 см3) отличился Джен Брамлет на катере «Сзусерн Колор Ту» с двигателем «Бьюик». Пройдя трассу в обоих направлениях, он показал среднюю скорость 125, 63 миль/час.
Том Дэс стал новым рекордсменом в классе «Гайдро-150» (до 2438 см3), развив среднюю скорость 121,59 миль/час.
Что же, однако, случилось с Доном Аронау? Почему же чемпион мира 1969 г. в прошлом году в крупных соревнованиях не выступал? Причина самая серьезная: его старший сын попал в тяжелую автомобильную катастрофу и, понятно, отцу было не до гонок.
Предприятие Аронау к осени прошлого года выпустило в продажу скоростной прогулочный катер высшего класса «Сигарет-28». Его белоснежный пластмассовый корпус с обводами «глубокое V» имеет длину 8,53 м и максимальную ширину 2, 44 м. Водоизмещение около 2 тонн.
На камере установлены два двигателя «Меркруйзер» мощностью по 165 л. с. каждый. Катер рекламируется как «самое быстроходное современное прогулочное судно своего класса», так как легко развивает скорость до 73 км/час. Бак для горючего имеет емкость около 400 л, что обеспечивает автономность плавания примерно 350 км. Стоимость полностью оборудованного катера 13 000 долларов. Каждый катер серии перед сдачей заказчику проходит тщательные испытания в условиях эксплуатации — с выходом в океанские воды.
Прототипом этого прогулочного катера послужило известное гоночное судно Дона Аронау «Сигарет-32», на котором он установил в 1969 г. мировой рекорд скорости в океанских гонках (119,6 км/час) и выиграл за один год 8 таких соревнований (подобного результата не добивался ни один гонщик в мире!).
Теперь о моторах. Автомобильный концерн «Крайслер», продолжая «наступление» на воде, в 1971 г. расширил ассортимент своих подвесных моторов до 51 (14 базовых моделей), начиная с гоночного 135-сильного четырехцилиндрового мотора (рабочий объем 1582 см3) и кончая одноцилиндровым (85 см3) «Свингером» всего на 3,6 л. с. Приводим полную таблицу базовых моделей подвесных моторов «Крайслера». Особого внимания заслуживает двухцилиндровый мотор мощностью 55 л. с. при рабочем объеме цилиндров 732 см3 и весе 63,5 кг.
Все моторы мощностью свыше 25 л. с. снабжены бесконтактным, безбатарейным зажиганием системы «Магнапауэр». Моторы большой мощности (70—120 л. с.) выпускаются с новыми трехлопастными винтами со специальной профилировкой, дающими, по заверению фирмы, прибавку скорости до 5 км/час и значительно снижающими опасность возникновения кавитации. За исключением «Свингера», на всех моторах гребные винты крепятся без всяких шпонок на резиновых амортизаторах.
Начиная с мощности 9,9 л. с. моторы снабжаются генераторами, позволяющими снимать ток 10 а, начиная с 20 л. с. — термостатами. По желанию покупателя мощные моторы снабжаются приборным щитком (с тахометром, лагом, указателями температуры охлаждающей воды и наличия топлива), устанавливаемым перед водителем. Фирма продолжает выпускать свои уникальные моторы «Автоэлектрик» мощностью 9,9 и 12,9 л. с. с верхним фонарем, хорошо видным на фотографии.
Особый интерес представляет специальное устройство, позволяющее избавиться от стремления лодки отклоняться на ходу в сторону в зависимости от направления вращения гребного винта. Это достигается поворотом конца скошенной выхлопной трубы. Регулировка может быть выполнена владельцем судна (предварительно надо лишь отпустить два болта) в зависимости от характеристик корпуса лодки, ее нагрузки и т. д.
Все мощные моторы имеют дистанционно управляемые (на некоторых моделях поставляются по желанию покупателей) гидравлические амортизированные подъемники. С 1971 г. фирма ввела новый стандартный топливный бак (на 22 л) в улучшенном «обтекаемом» оформлении. Вообще внешнему виду продукции «Крайслер» придает весьма существенное значение, привлекая самых известных художников-дизайнеров. Выдержан единый стиль художественного и конструктивного оформления всех моторов.
Помимо подвесных моторов фирма выпускает откидные колонки с двигателями мощностью от 80 л. с. (4 цилиндра) до 300 л. с, (8 цилиндров) и 10 модификаций конвертированных двигателей номинальной мощностью от 125 л. с. при 3600 об/мин (6 цилиндров, рабочий объем 4341 см3) до 335-сильного V-образного двигателя (8 цилиндров, рабочий объем 7210 см3, 4400 об/мин). Особняком стоит специальный форсированный восьмицилиндровый двухкарбюраторный гоночный двигатель со следующими параметрами: мощность 525 л. с. при 6400 об/мин; рабочий объем 6980 см3; степень сжатия 12,5; диаметр цилиндра 108 мм, ход поршня 95,2 мм. Для этого двигателя применяется бензин с октановым числом 105.
Как и раньше, фирма выпускает прогулочные катера нескольких типов и небольшие полностью оснащенные парусные яхты, не говоря уже о широком ассортименте разнообразных принадлежностей для своих судов и моторов, включая дистанционное управление нескольких типов и большой выбор гребных винтов.
Новинкой года является гоночный катамаран «Свингер-3» длиной 6,5 м, спроектированный Гари Фергюсоном. Катер рассчитан на участие в марафонских гонках. Скорость под тремя подвесными моторами мощностью по 135 л. с. свыше 145 км/час.
Концерн «ОМС», выпускающий на своих заводах в США, Канаде и в Бельгии подвесные моторы «Эвинруд» и «Джонсон», предлагает 15 базовых моделей мощностью от 1,5 до 125 л. с. Надо подчеркнуть, что в то время как все моторы «Крайслера» и «Меркюри» имеют хотя и усовершенствованную, но все же устарелую дефлекторную продувку с тяжелым «козырьковым» поршнем, «ОМС» постепенно (очень осторожно!) переходит к имеющей ряд специфических преимуществ петлевой продувке, о которой не раз уже говорилось в предыдущих выпусках сборника.
В этом году к трехцилиндровому теперь уже не 55,- а 60-сильному «Триумфу» прибавился еще один мотор с петлевой продувкой — его «меньший брат» двухцилиндровый «Ларк» («Жаворонок»).
Несколько слов об этом моторе. Мощность его при 5500 об/мин 50 л. с. Рабочий объем 680 см3, диаметр цилиндра и ход поршня 77,7X69,8. Редукция к Еинту 12:32. Электрооборудование мотора имеет напряжение 12 в при 6 а. Зажигание бесконтактное. Имеются дистанционный привод для откидывания мотора и применяемая в мощных моторах фирмы электро-гидравлическая система передач («вперед», «нейтраль», «назад»). Вес мотора со стандартным дейдвудом 85 кг, с удлиненным — 87 кг. Основной гребной винт трехлопастной имеет диаметр 396 и шаг 432 мм. К этому же мотору выпускается более десяти дополнительных алюминиевых, бронзовых и стальных винтов на выбор, причем стальные для повышения устойчивости против коррозии и кавитационного разрушения покрыты тефлоном.
Как и фирма «Крайслер», «ОМС» выпускает один специально гоночный мотор — «Старфлайт-SS» (около 150 л. с.), имеющий кроме стандартней редукции к винту 14:23 три других варианта передач, в том числе 1:1. Расчетная скорость порядка 140 км/час (около 160 км/час при сдвоенной установке). Конечно, речь идет о скорости при идеальных условиях, а не на кольцевой трассе обычных марафонских гонок.
Интересная новинка выпущена в прошлом году бельгийским заводом концерна. Это — специальная приставка для повышения экономичности моторов «Эвинруд»/«Джонсон», начиная с выпусков 1962 г. мощностью 15, 18, 20, 33 и 40 л. с. В США бензин сравнительно дешев и владельцы моторов мало заботятся о его расходе. Другое дело в Европе, где, особенно при дальних поездках, потребление горючего является немаловажным фактором. Для снижения эксплуатационных расходов и выпущено упомянутое приспособление, получившее известность под названием «керосиновый адаптер». Этот адаптер свободно помещается под капотом мотора и позволяет запущенному на бензине мотору в дальнейшем работать на обычном хозяйственном керосине, стоимость которого значительно ниже. Конечно, надо иметь два бака — один стандартный (22-литровый) для керосина, и другой (3-литровый) для бензина.
Потребительские моторы в Японии в основном выпускаются двумя крупными фирмами: «Ямаха» и «Хонда». Первая производит шесть двухтактных подвесных моторов небольшой мощности с рабочим объемом от 43 до 229 см3, развивающих соответственно от 1,5 л. с. при 4000 об' мин до 15 л. с. при 5000 об/мин. Приведем основные технические данные наиболее интересного для нас двухцилиндрового 15-сильного мотора. Диаметр цилиндра 54 мм, ход поршня 50 мм. Зажигание от маховичного магнето. Редукция к винту 13:27 Сухой вес мотора со стандартным дейдвудом 36 кг (выпускается и модификация с удлиненной «ногой»). По желанию покупателя мотор комплектуется дистанционным управлением.
Как видно уже из этих Цифр, мотор, как, впрочем, и остальные модели той же фирмы, особыми достоинствами не отличается. Прямо скажем, он несколько устарел, хотя и весьма надежен в эксплуатации. Разгадка конкурентоспособности моторов «Ямаха» в том, что стоят они существенно ниже, чем аналогичные моторы ведущих американских фирм.
С 1965 г. продолжает выпускать исключительно оригинальные четырехтактные моторы японский концерн «Хонда» (мспелы, автомобили и, главным сбразом, мотоциклы). Сейчас рекламируются две модификации мотора с рабочим объемом 67 см3 и 170 см3.
Конструкция этого 4-сильного мотора «Хонда ГБ-40» была описана в 7 выпуске сборника. Напомним, что он имеет один вертикально поставленный цилиндр, наверху которого закреплен небольшой бак для бензина, рассчитанный примерно на 3 часа работы. Вертикальное расположение цилиндра потребовало введения в конструкцию дополнительно горизонтального промежуточного вала с зубчатым колесом, с которого мощность передается на вал гребного винта при помощи цепи (наподобие велосипедной). Охлаждение воздушное. Реверс осуществляется поворотом мотора на 180°. Габаритные размеры 684X470X1180 мм. Выпускаются два варианта — для нормальной высоты транца (400—550 мм) и увеличенной (550—700 мм). Тягa на швартовах порядка 50—60 кг. Сухой вес мотора 28,5 кг. Диаметр двухлопастного гребного винта 200 мм. По желанию поставляется «тяговый» — трехлопастной винт. Максимальная скорость лодки с таким мотором, как сообщает фирма, 19 км/час.
Малая модель этого уникального мотора имеет габаритные размеры 375X300X1050 мм. Диаметр трехлопастного винта 150 мм. Вес 20,5 кг. Емкость встроенного бака обеспечивает непрерывную четырехчасовую работу двигателя. Объявленная фирмой скорость 10 км/час. Мощность мотора не указывается, но ориентировочно можно считать ее равной 2,0—3,0 л. с.
Уже можно сказать, что совершенно необычная конструкция мотора «Хонда» выдержала испытание временем. Мотор безотказен и экономичен, что обусловлено применением четырехтактного цикла.
Сравнение подвесных моторов с двигателями, работающими по двухтактному и четырехтактному циклам, — это тема специальной статьи, пока же отметим, что недаром почти все современные автомобильные двигатели четырехтактные.
Но не только японцы выпускают четырехтактные моторы малой мощности. В Англии, где, кстати сказать, особенно велико число сторонников четырехтактных подвесных моторов, они выпускаются уже около десяти лет.
4-сильный одноцилиндровый «Океан-004» создан на базе двигателя известной фирмы «Виллерс» с рабочим объемом 150 см3. Диаметр цилиндра 63,5 мм, ход поршня 47,0 мм. Редукция к винту 2,0:1. Отметим редкую особенность конструкции: мотор снабжен двухлопастным гребным винтом диаметром 241 мм регулируемого шага. Приводим основные технические параметры «Океана-004»: литровая мощность 26,6 л.с./л; удельный вес 5,32 кг/л.с. (сухой вес 21 кг); удельный расход 300 г. л.с./час. Это очень неплохие показатели для маломощного мотора! Габариты его 1060X330X460 мм.
В настоящее время выпускается и «Океан Супер-8», развивающий 8 л. с. Он снабжен генератором, позволяющим снять ток до 10 а при 12 в. Его показатели значительно выше, чем у первого мотора.
Из современных более мощных четырехтактных моторов следует упомянуть — см. также №26 сборника — «Биркэт-85» номинальной мощностью 85 л. с., выпускаемый американской фирмой «Фишер-Пьерс» с 1970 г. параллельно с четырехтактным мотором мощностью 55 л. с., который был сенсацией 1963 г. и с тех пор завоевал большую популярность. Новый мотор «85» имеет рабочий объем 1458 см3; блок цилиндров алюминиевый со съемной головкой. В качестве двигателя применен английский автомобильный «Ковентри Климакс», прекрасно себя зарекомендовавший, в частности, во время многочисленных гонок. Этот подвесной мотор, естественно, также обладает всеми преимуществами четырехтактных двигателей и появление его на рынке свидетельствует о возрастающем спросе на надежные и экономичные подвесные моторы. Это пока самый мощный четырехтактный подвесной мотор из когда-либо выпущенных в широкую продажу. Его вес 126 кг; стоимость 2340 долларов, т. е, несколько больше, чем «обычных» 80-90-сильных моторов.
Фирма «Меркюри» в 1971 г. вводит лишь небольшие усовершенствования в серию из десяти базовых моделей мощностью от 4 до 135 л. с. В прошлом году компания уступила призовые места моторам «ОМС» на крупнейших соревнованиях, в основном — европейских, однако в самих США на Чемпионате мира по судам с подвесными моторами, состоявшемся 28—29 ноября на озере Гавасу, моторы «Меркюри» в значительной степени «реабилитировали» себя: с ними были заняты все первые четыре места.
Победитель — американец Билл Сиройс выступал на катамаране «Молинари» длиной 6,4 м, оснащенном шестицилиндровым 135-сильным «Меркюри». Он превысил скорость прошлогоднего победителя итальянца Чезаре Скотти более чем на 10 км/час и установил новый рекорд этих гонок, показав очень высокий результат — 127,54 км/час. Билл прошел 640 статутных миль за 8 часов (в два приема).
Не повезло Ренато Молинари, занявшему хотя и почетное призовое, но все-таки только 3-место. А ведь если бы не поломка гребного винта, на смену которого пришлось затратить 10 мин., он, безусловно, стал бы победителем, так как шел первым!
Отметим довольно устойчивую тенденцию практически всех ведущих фирм — наряду с освоением все более мощных моторов продолжать массовый выпуск моторчиков самой малой мощности.
Американский не отличающийся высокими параметрами одноцилиндровый «Майти-Майт» — «Нептун» мощностью 1,7 л. с. и весом 7,7 кг выпускается без каких бы то «и было изменений уже более десяти лет. Рабочий объем 47,2 см8 при диаметре цилиндра 39,8 мм и ходе поршня 38,1 мм. Емкость встроенного бачка 0,95 л. Поворот для осуществления реверса не предусмотрен. Цена — 78 долл. Фирма продала более 120000 штук «Нептунов» и не собирается снимать их с производства! Как мы уже знаем, заводы «ОМС» также выпустили на рынок моторы мощностью 1,5 и 4 л. с., да и в Европе буквально все известные фирмы имеют в своем ассортименте 1971 года подобные моторы.
Упомянем, например, английские «Сигалл», которые до самого последнего времени выпускались в «допотопном» оформлении — даже без капотов — и использовались, главным образом, рыбаками, охотниками и туристами (на каноэ и байдарках). Все моторы с маркой «Сигалл» явно не предназначены для модных скоростных прогулок, однако, подчеркнем, расходятся неплохо.