В День Победы — 9 мая 1970 г. — в Казахстане, на Каратамарском водохранилище близ города Рудный проводились 6-часовые лично-командные гонки, организованные спортсоветом Соколовско-Сарбанского горно-обогатительного комбината, ДСО «Енбек» («Труд») и Федерацией водно-моторного спорта республики и посвященные 50-летию установления Советской власти в Казахстане.
Марафонские гонки такой продолжительности проводятся у нас в стране впервые, поэтому рассмотрим подробнее правила соревнований. Согласно Положению, допускались только серийные моторы отечественного производства «Сток» мощностью от 20 до 30 л. с. без каких-либо переделок, кроме полировки винта и подводной части. Сразу же отметим, что практически на всех судах были установлены обычные моторы «Вихрь» (куйбышевского или пермского заводов). К лодкам предъявлялись следующие требования: минимальные размерения корпуса: длина 3,7 м, ширина 1,4 м, высота транца 0,4 м; вес корпуса не менее 100 кг. Все суда должны быть укомплектованы полным оборудованием и снаряжением (дистанционное управление мотором, весла и швартовно-спасательные средства, шлемы, жилеты).
Каждая команда выступала на трех судах с экипажами не менее чем из двух человек. Победители гонки определялись по количеству сделанных за 6 часов кругов (причем было оговорено условие, что гонщики, пересекшие линию старта-финиша за последние 15 мин. до истечения контрольного времени, делали еще один дополнительный круг для уточнения распределения мест.
Длина замкнутой кольцевой трассы составляла 38 км. Каждый экипаж должен был продемонстрировать и искусство управления судном, делая прн завершении каждого круга «змейку» между десятью буями, расположенными на одной прямой на расстоянии 10 м один от другого.
В соревновании участвовало 15 экипажей — пять сборных команд четырех городов: Рудного, Златоуста, Бердска (Новосибирской области) и Новосибирска. Гонки начались «сухим» стартом. За 30 мин. до старта были прогреты моторы, за 10 минут до старта гонщики выстроились в одну линию на расстоянии 200 м от своих лодок. По сигналу «Старт!» (начало отсчета гоночного времени) экипажи бегом помчались к лодкам, запустили моторы и вышли на дистанцию.
Погода не благоприятствовала спортсменам: сильный (18—20 м/сек) порывистый ветер развел на сравнительно небольшом водохранилище волнение до двух баллов. Это было отличным испытанием и для экипажей, и для техники.
На 30-й минуте перевернулись сразу две лодки из города Рудного. В течение первого часа одно за другим 11 судов из 15 сошли с дистанции из-за переворотов, поломок корпусов и моторов; у части гонщиков просто не хватило опыта, чтобы вести лодку на максимально возможной скорости в таких тяжелых условиях. На втором круге не повезло и лидеру гонок — Бердскому экипажу, выступавшему в личном зачете на фанерной мотолодке под мотор «Вихрь» (производства Ленинградского завода спортсудостроения), оснащенной, однако, не одним, а двумя моторами: лодка неудачно приняла волну, «взяв на себя воду», стала неуправляемой.
Травм и несчастных случаев, однако, никаких не было, все суда благополучно отбуксировались к берегу.
Командное первенство выиграла сборная Новосибирска, выступавшая на серийных дюралевых мотолодках «Обь» производства Новосибирского авиационного завода им. В. Чкалова. Лодка продемонстрировала отличные ходовые качества. В то же время надо отметить, что только лодка победителей выдержала все испытания этого дня: на двух других лодках лопнули левые ветви второго и третьего шпангоутов, считая от транца, и оторвало левую сторону переборки герметического отсека; соответственно появились трещины в днищевой обшивке левого борта. Слабым оказалось крепление рулевого управления, за время гонки его полностью разболтало.
Итак, лучший результат — пять кругов, на один круг 1 час 10 мин.
На втором месте — команда Златоуста, выступавшая на лодках собственной конструкции. Третье место не присуждалось.
Не выдержали жестокого испытания все шесть фанерных мотолодок «МК-29» (производства Городецкой верфи), на которых выступали обе команды из г. Рудного: полопались шпангоуты, отошла фанера на днище и скуловых стрингерах.
Прошедшие гонки еще раз подтвердили, что такие соревнования являются отличной проверкой серийной продукции. Можно было убедиться в том, что плоскодонные корпуса с малой носовой килеватостью абсолютно непригодны для сравнительно тяжелых условий на трассе. Показательно, что ни одна команда не решилась выставить «Казанку». Следует добавить, что соревнования в Рудном задуманы как традиционные и будут проводиться ежегодно. Несмотря на недостаточный опыт организаторов и участников, они прошли очень интересно и, безусловно, будут еще интереснее, если расширить круг участников и привлечь внимание промышленности.