В феврале в Крым пришла машина с новенькой дюралевой лодкой «МКМ» в кузове. Северные морозы заставили конструкторов приехать сюда для того, чтобы до наступления лета испытать спроектированную ими лодку и успеть наладить ее серийное производство. Однако на этот раз и в Крыму пришлось чистую воду искать: Керченский пролив покрылся льдом, в Феодосии стоял 15-градусный мороз, море штормило.
Только в Севастопольской бухте, закрытой от северных ветров горами, было сравнительно тепло — мороз не превышал пяти градусов. Работу пришлось начать сразу с мореходных испытаний, так как дул ветер силой 5—6 баллов, довольно редкий в Крыму, а это вполне устраивало испытателей. По справке местной метеостанции, волнение в бухте во время испытаний было 2 балла (высота волны 0,3—0,5 м). Лодка испытывалась с подвесным мотором «Москва» и четырьмя человеками на борту. Были проверены мореходные качества лодки на всех курсах по отношению к бегу волны, поворотливость лодки и устойчивость ее на курсе.
При ходе против волны (на курсовых углах 0—45° к волне) палуба и кокпит лодки сильно забрызгивались, хотя всходила на волну она хорошо. Даже при полных оборотах мотора удары днищем о волну ощущались не так болезненно, как на «Казанке». При двух человеках в лодке забрызгиваемость существенно уменьшалась. На курсовом угле 90° (бортом к волне) качка лодки оказалась плавной, устойчивость на курсе хорошей. При волне с кормы забрызгивания и заливания моторного отсека не наблюдалось.
В целом мореходные качества лодки были признаны хорошими. Испытатели рекомендовали для уменьшения брызгообразования закрепить в носовой части скуловые брызгоотбойники, а для защиты пассажиров от брызг увеличить высоту ветрового стекла.
На следующий день ветер стих и установилась идеальная погода для всех других испытаний. Прежде всего были замерены высота надводного борта и осадка лодки при различной нагрузке (см. таблицу). Высота надводного борта по верхнюю кромку выреза под мотор в транце оказалась всего 250 мм. Это компенсировано постановкой водонепроницаемой переборки моторного отсека и автоматическим шпигатом в транце.
Остойчивость лодки проверялась самым простым и наглядным способом: три человека из четырех, находящихся в лодке, садились на палубу у борта. При этом минимальная высота надводного борта составила 200 мм. Один человек может встать на борт, при этом не возникает опасности опрокидывания или заливания лодки через борт.
Продольную остойчивость оценили при навешивании мотора «Вихрь» (47 кг) на транец, когда двоим пришлось встать в моторный отсек. В этом случае над водой оставалось еще 100 мм борта до верхней кромки выреза в транце. Достаточной оказалась и остойчивость лодки при поворотах под мотором «Вихрь».
Непотопляемость проверили заполнением лодки водой (вместо подвесного мотора положили стальную, плиту весом 60 кг). Корма лодки погрузилась в воду, на форштевне сохранился надводный борт высотой 200 мм. При перемещении балласта на борт лодка не переворачивается и сохраняет положительную остойчивость. Плавучесть лодки, создаваемая воздушными отсеками, оказалась достаточной для поддержания человека, стоящего на палубе — оставался еще надводный борт около 60 мм. Конечно, надо было бы проверить еще и способность затопленной лодки поддерживать на плаву пять человек, но такое испытание не позволила провести ледяная вода. Если исходить из нормы Регистра на плавучесть спасательных приборов (16 кг на каждого находящегося в воде человека), то непотопляемость лодки «МКМ» можно считать удовлетворительной. Все же решено было рекомендовать несколько увеличить объем кормовых воздушных отсеков, чтобы выровнять лодку при затоплении.
Результаты ходовых испытаний на мерной линии длиной 500 м с мотором «Москва» таковы:
Скорость лодки с четырьми пассажирами под мотором «Вихрь» составила 31 км/час.
Диаметр циркуляции при скорости 15 км/час составил при повороте на правый борт 8 м, на левый борт — 10 м. Крен при повороте — около 3° наружу.
При нагрузке четыре человека лодка проходит расстояние 20 м за 30 сек при переходе с полного переднего хода. (15 км/час) на «стоп» до полной остановки.
По результатам испытаний головной образец лодки был принят и рекомендован к производству. Лодка «МКМ» обладает более высокой остойчивостью и более безопасна в эксплуатации, чем серийная «Казанка».
Комиссия дала некоторые рекомендации и по оборудованию лодки; в частности, рекомендуется установить дополнительные ручки в корме для переноски лодки, панель для крепления штурвала дистанционного управления.
Летом 1967 г. выпущена первая партия (150 шт.) лодок, которая поступила в торговую сеть. Временная цена лодки установлена 370 руб.