Дебют мотолодки "Кобра" состоялся на прошедшем этим летом марафоне "24 часа Санкт-Петербурга" (см."КиЯ" №177). Необычный дизайн судна сразу же привлек внимание и зрителей, и прессы, и самих участников. Зализанной капсулой гонщика, приполненной по надувным бортам носовой палубой, глубоко посаженными глазами-фарами и острым носом мотолодка, действительно, напоминала готовую к атаке кобру. А глубококилеватый сильно реданированный корпус с кормовыми закрылками и мощным 225-сильным "Mercury" на транце выдавали в ней резвого ходока. Однако сбои в электронике мотора, досадные аварии на трассе и берегу не позволили тогда до конца раскрыть скоростные и мореходные возможности этого экстравагантного РИБа, поэтому нам удалось договориться с конструкторами встретиться на воде, как только уляжется напряжение гонки.
В один из солнечных августовских дней мы вместе с руководителем команды "Меркурий-Ви-То" Виктором Агарковым и одним из конструкторов лодки Сергеем Никитиным отошли от причала на Большой Невке и взяли курс в Финский залив. Мы с Виктором заняли два места на кормовом диване, а Сергей протиснулся на центральное место водителя.
Короткий прогрев двигателя, и вот "Кобра" без резкого дифферента плавно выходит на глиссирование. На закрытой речной акватории свежий ветер в 6-7 м/с лишь морщит водную гладь, поэтому ход практически ровный.
При движении на скоростях вплоть до 70 км/ч ощущения на воде остаются привычными. С дальнейшим ростом скорости корпус все более отрывается от поверхности воды, боковая пелена брызг все шире разлетается вдоль бортов. Когда стрелка спидометра переваливает за 100 км/ч, проявляется склонность к продольному раскачиванию, подставлять лицо встречному ветру уже откровенно не хочется и инстинктивно пригибаешь голову, прячась за кормовым срезом капсулы.
За бортом по-самолетному мелькают берега, пролеты мостов; мы вырываемся на простор Финского залива, по которому от дельты начинает разбегаться попутная волна.
Когда догоняешь очередную, еще пологую волну, корпус отрывается от воды и, пролетая с десяток метров, приводняется на ровный киль. Скорость продолжает расти, и стрелка спидометра дрожит в районе 120 км/ч. Плавание, а точнее полет, становится все более экстремальным. Уже набравшая силу 60-сантиметровая волна бьет в днище бетонными кулаками, перед очередным подлетом инстинктивно привстаешь с кресла и до белизны в пальцах сжимаешь край рубки. Только профессиональный опыт гонщика и надувные борта не позволяют "Кобре" зарыться носом в склон очередной волны или приводниться с креном на один борт, обрушив на корпус силу почти плоского удара. От самого опасного подлета с дифферентом на корму, который в спорте нередко оканчивается переворотом через транец, надежно защищают кормовые закрылки, стабилизирующие корпус в подлете.
Получив изрядную долю адреналина, экипаж поворачивает обратно. Когда стрелка падает до 70 км/ч, которые теперь уже воспринимаются, как "бег трусцой", начинаем неспешный разговор о "Кобре".
Идеология мотолодки — это скоростное экстремальное судно, в котором реализованы совершенно новая концепция и решения конструкции РИБов. Оно должно быстро ходить по гладкой воде и достаточно комфортно без снижения скорости — по умеренной волне ( 0.5 м).
В последнее время появилось довольно много людей, которые получают адреналин от езды на мощных мотоциклах. Но кому приелся гидроцикл, кого он не устраивает по возрасту, но кто хочет сохранить ощущение высокой скорости и на воде, тот может выбрать "Кобру".
Эта лодка имеет гоночную кровь. И создавали ее гонщики. Гидродинамику корпуса, обводы разрабатывал известный гонщик Иван Атаманов, имеющий богатый личный опыт в большом водно-моторном спорте. За основу была взята спортивная мотолодка "Эпсилон". Привлекался к работе и опытный корпусник из ЦНИИ им.акад. А.Н.Крылова — Е.Крамарев.
И вот что у них получилось.
Глубококилеватый корпус (6.30x2.10 м) опирается на узкую (b =560 мм), гидролыжу, расположенную по всей длине корпуса. На выпуклом, с переменной килеватостью днище, плавно переходящем в борта, почти по батоксам расположены по три на каждый борт широких продольных редана-брызгоотбойника.
Корпус сэндвичевой конструкции выклеен с большим запасом прочности на основе смолы "Норпол". В бортах отформованы ложементы для установки незамкнутых вокруг носа надувных баллонов. Удерживаются они за счет внутреннего давления, без всякого дополнительного крепления. Подкачивать их можно изнутри кокпита. Выклеивал баллоны Николай Мнев. Общий дизайн Виктора Агаркова и Сергея Никитина. Они же разработали технологию постройки корпуса.
Характерные кормовые профилированные аэрокрылья обеспечивают продольную устойчивость на высокой скорости хода, прижимают нос при подлетах с волны, способствуют сохранению горизонтального положения корпуса и приводнению на ровный киль.
"Кобра" при собственной массе 1000 кг имеет огромную, почти авиационную энерговооруженность. Удельная нагрузка по мощности составляет около 4.5 кг/л.с. Нагрузку мотолодка почти не чувствует.
Именно эта модификация была построена для участия в петербургском марафоне.
...Получено "добро" на пробный выход по спокойной и пустынной Большой Невке, и я сажусь в кресло водителя. Всю подгонку "под себя" можно проводить не вставая с кресла — простым нажатием кнопок, приводящих в движение сервоприводы: угол наклона, боковое облегание, высота, степень амортизации и т. д. Посадка очень удобная, с хорошим обзором по курсу. Все управление мотором, почти как в "Формуле", сосредоточено на руле, только управление газом, как на автомобиле, — ножной педалью. Контрольные приборы, выключатели электроосвещения, помпы и т. п. размещены на передней панели перед глазами водителя. Справа — контрольный блок управления. Поворот ключа — и через короткое время после включения реверса энергичный старт резким утапливанием педали газа. Лодка буквально выстреливает с места, вжимая водителя в кресло: отметки 70 км/ч "Кобра" достигает за 3.5-4.0 сек. Дальнейший рост скорости идет не столь энергично, но и такой разгон требует предельного внимания и быстрой реакции на неожиданную волну. Руль — реечного типа и очень остро реагирует даже на небольшие отклонения.
Когда скорость доходит до 90 км/ч, уже хорошо понимаешь, что с таким "болидом" без подготовки и опыта в экстремальной ситуации можно и не справиться. Поэтому ограничиваешь себя этой скоростью. В поворот входишь, как на аквабайке: сначала слегка сбрасываешь газ, а как только лодка ложится в поворот, резко нажимаешь педаль газа. Такой "резаный" поворот "Кобра" выполняет почти без проскальзывания.
На прямых участках разгона при высоких скоростях проявляется эффект дель-финирования, склонность к плавному продольному раскачиванию. Наше предположение о несколько коротком корпусе при таком мощном моторе потом подтверждают и конструкторы.
Неоднократные изменения в "Положении" о марафоне заставили создателей "Кобры" буквально в последние дни перед гонкой укоротить корпус почти на полметра. Этим был недоволен и сам Атаманов, когда принимал готовую лодку. В остальном теория полностью совпала с практикой.
Впереди — запуск лодки в серийное производство, в котором примет участие и фирма "Мнев и Ко". Строить ее будут по модульному принципу. Собственно корпус планируется комплектовать тремя типами секций палубы: открытой, закрытой и полузакрытой или спортивной.
Открытый вариант — полностью прогулочный, предназначен для коротких выходов с экипажем из трех-четырех человек. Закрытый вариант с командой из двух-трех человек позволит уходить в одно-двухдневное плавание с ночевкой, не заботясь о превратностях погоды. Имеется стационарный топливный бак на 120 л.
Прогулочный и туристский вариант предполагается оборудовать моторами мощностью 115-130 л.с. и ограничить достижимую скорость 100 км/ч. А полузакрытый спортивный вариант, которым уже управляют опытные спортсмены, может иметь более мощный двигатель и соответственно более высокую скорость.
Всю заботу о настройке, содержании, хранении и ремонте такого необычного судна готова взять на себя фирма "Сервис Бот". На мотолодку уже получен сертификат соответствия. Имеются и первые заказы, подтверждающие, что такая ниша на нашем лодочном рынке существует и продукция может быть востребована.