Основные данные катера "Афалина-520"
Длина наиб., м | 5.2 |
Ширина наиб., м | 2.2 |
Высота борта в носу, м | 1.05 |
Вес, кг | 600 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Число спальных мест | 3 |
Объем топливных баков, л | 2х60 |
Мощность ПМ, л.с. | до 125 |
Цена, руб. | 275 000 |
Главный конструктор и руководитель череповецкой верфи "Афалина" Александр Яковлев — тоже в прошлом самодельщик со стажем. Еще будучи старшеклассником, по чертежам "КиЯ" построил с друзьями бригантину "Старина", на которой ходил по Ладоге, Волге и Рыбинскому водохранилищу. В 1986 г закончил ленинградскую Корабелку и работал по распределению на судостроительном заводе в Череповце. По его собственным словам, работать было не особо интересно — баржи строили. А хотелось создавать небольшие лодки, реализовать собственные идеи. И, когда стало развиваться кооперативное движение, решил попробовать. Первые лодочки — тузики "Джек Шпрот" — поначалу делал прямо в квартире. Потом появились помощники и производственные площади, и уже около пяти лет назад сформировалась постоянная бригада профессионалов. Да и выпускаемые верфью суда стали посолидней.
Первая стеклопластиковая лодка по мотивам "Суперкосатки" (отличие обводов ее корпуса от прототипа — лишь в нешироких скуловых брызгоотбойниках) была спущена на воду три года назад. До сих пор эта модель существовала в двух вариантах с фанерной обстройкой — открытом и с высокой рубкой. Для редакционных испытаний был предоставлен опытный образец третьей модификации — полностью стеклопластиковый.
Снаружи и внутри
Внешний облик и компоновка "Афалины-520" вполне традиционны и свободны от всяческих авангардных дизайнерских исканий, которыми нередко увлекаются отечественные производители. Как и в случае с обводами корпуса, создатель лодки предпочел не "изобретать велосипед", а остановиться на проверенных годами и мировой практикой решениях. Высокобортный корпус "Афалины" на первый взгляд выглядит открытым, однако под носовой декой кроется небольшая каюта — такая "интегральная" компоновка широко распространена на судах подобных размерений.
В просторном кокпите с удобством размещаются пять человек: водитель с пассажиром — на ковшеобразных поворотных сиденьях перед переборкой каюты, еще трое — на широком кормовом диване. Понравилось, что верхняя часть спинки этого дивана служит откидной крышкой отсека, в который убирается сложенный тент вместе с дугами — и удобно, и эстетично.
Место водителя оборудовано вполне по-европейски: удобное кресло с боковой поддержкой, регулирующийся по углу наклона штурвал (при управлении стоя бывает удобней перевести его в положение, близкое к горизонтали) и полный набор приборов — указатели уровня бензина в баках (на "Афалине" установлены два пластиковых 60-литровых бензобака от "Газели"), тахометр, спидометр и даже указатель положения триммера. Сразу за штурвалом, перед глазами водителя — широкий планшет для карт, закрывающийся прозрачной крышкой, вещь тоже достаточно распространенная на западных лодках. А вот компаса, вполне уместного при наличии планшета, увы, нет, и какого-либо специального места для его самостоятельной установки не предусмотрено.
Ветровое стекло — граненое, правая "водительская" секция его снабжена стеклоочистителем, а центральная откидывается влево, освобождая проход на носовую деку. Подъем на бак облегчают и отформованные в переборке ступеньки. Кроме того, в подволоке каюты имеется и прозрачный люк. Перед передним пассажирским сиденьем — запирающийся на ключ бардачок наподобие автомобильного.
Каюта за сдвижной дверью не отличается особым простором — сказываются ограниченные размерения лодки. Испытателю ростом 183 см, сидящем на бортовом диване, пришлось наклонять голову, чтобы не упираться в подволок — высота от подушки составляет всего 80 см (от жесткого основания — 90), а высота самого основания от пола — 33 см. Впрочем, несмотря на наличие съемного столика, каюта предназначалась конструктором не для семейных чаепитий, а для ночевки, и вдвоем здесь можно разместиться с достаточным комфортом.
На ходу
"Суперкосатка" в свое время проектировалась Д.И.Курбатовым под два 30-сильных "Вихря" или стационарный волговский двигатель мощностью 75 л.с. На транце "Афалины" — 125-сильный "Mercury" с алюминиевым 19-дюймовым винтом. Однако, несмотря на внушительную мощность, череповецкая лодка мало чем отличалась своим поведением от прототипа — легкий выход на глиссирование с незначительным дифферентом, хорошая устойчивость на курсе, умеренный крен в повороте (правда, имеющий тенденцию к увеличению с ростом скорости).
Теми же оказались и погодные ограничения. Высота волны в Финском заливе в день испытаний достигала полуметра, и при движении против волны удавалось поддерживать скорость не более 30 км/ч — иначе лодка начинала совершать прыжки, испытывая сильные удары днищем. Это неудивительно — корпус имеет умеренную "озерную" килеватость (17° на транце) и на высокие скорости в свежую погоду не рассчитан. На попутной волне той же высоты удалось без прыжков и ударов разогнаться до 50 км/ч, хотя при этом наблюдались незначительные зарыскивания.
Отыскать небольшой участок более-менее спокойной воды удалось лишь у берега в районе выставочного комплекса "Ленэкспо" и на подходе к Военноморскому яхт-клубу. Если на открытых участках при высоте волны 0.3-0.5 м максималка с тремя человеками на борту и "поджатом" триммере составляла 56-57 км/ч, то на тихой воде, пусть и на ограниченном отрезке, при "отпущенном" триммере была достигнута скорость около 65 км/ч. Кроме того, винт был несколько тяжеловат — даже с приподнятой "ногой" мотор раскрутился всего лишь до 5200 об/мин, так что этим показателем скоростные резервы лодки явно не исчерпаны.
Резюме
Типичный трейлерный дейкрейсер компактного класса, основанный на традиционных и проверенных конструкторских и дизайнерских решениях. По насыщенности дополнительным оборудованием мало чем уступает аналогичной продукции западных фирм и при этом весьма привлекателен по цене. В целом лодка понравилась, хотя обнаружили мы и ряд недостатков — впрочем, легко устранимых. Так, например, оба бензобака, аккумулятор и выключатель "массы" расположены в одном и том же отсеке, что зарубежные сертификационные правила категорически запрещают, а для обеспечения плавучести используются блоки из недолговечного и небензостойкого пенопласта на основе полистирола — верфи давно пора переходить на заполнение полостей корпуса вспенивающимся полиуретаном.