Основные данные мотолодки "Silver Shark WA"
Длина наибольшая, м | 6.05 |
Ширина наибольшая, м | 2.25 |
Вес, кг | 730 |
Килеватость на транце, град. | 17.5 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Объем топливного бака, л | 100 |
Мощность ПМ, л.с. | 70-135 |
Категория согласно сертификату СЕ | С |
Цена, евро | от 17 000 |
Создание "Silver Shark WA" в том виде, в котором лодка ныне выпускается серийно, не обошлось без экспериментов. Года три тому назад нам довелось принять участие в испытаниях опытного образца "Акулы" с компоновкой "walkaround", надстройку для которого позаимствовали у РИБа "Кальмар", тоже выполненного по подобной схеме. На сторонний взгляд смотрелся подобный гибрид не так уж и плохо, но ряд неизбежных компромиссов, на которые при этом пришлось пойти, не устроили ни "Спортсудпром", ни саму финскую компанию "Silver", осуществлявшую надзор за постройкой. Поэтому было решено разработать палубную секцию "с нуля", чтобы она наиболее полно соответствовала имеющемуся корпусу и по дизайну, и по ряду конструктивных особенностей.
Вокруг "Акулы"
"Shark" стал первой лодкой марки "Silver", испытанной на "мерной миле "КиЯ" (см. №173), и с тех пор мы вольно или невольно используем эту действительно довольно удачную модель в качестве некой точки отсчета при оценке прочих ее "родственников". Первое, на что мы обратили внимание почти пять лет тому назад — это узнаваемый дизайн с характерным силуэтом высокобортного корпуса, отчего открытый "Shark" с центральной консолью смотрелся у причала не менее солидно, чем более крупный каютный "Eagle". Сейчас становится ясно, чего тогда "Акуле" не хватало — невысокая надстройка оказалась той самой малостью, которая придала ее облику окончательную завершенность, зрительно уравновесив гипертрофированно "мускулистый" корпус. И хотя дизайн палубной секции — самый что ни на есть классический для лодок "walkaround" схожих размерений, "Акулу" по-прежнему трудно перепутать с какой-либо другой лодкой на воде.
Напомним, что с практической точки зрения главным плюсом подобной компоновки является наличие вокруг надстройки свободного прохода, расположенного ниже кромки бортов и ограниченного фальшбортами. Вокруг "обычной" рубки, конечно, тоже в ряде случаев можно пробраться по узкой, расположенной на уровне борта потопчине — например, при швартовке или при необходимости перебраться в нос, однако желания задерживаться тут, как правило, не возникает. У лодок "walkaround" пространства по бокам от рубки являются более-менее полноценной частью кокпита и могут быть задействованы не просто как временная "тропа" в носовую часть лодки, но и для других целей, скажем, во время той же рыбалки.
Проходы по бокам от рубки на "Shark WA" располагаются выше уровня пайола кормового кокпита — понадобились даже промежуточные ступеньки (они же играют роль небольших рундучков). Впрочем, такая схема характерна и для более крупных лодок "walkaround" — палубу приподнимают, чтобы увеличить габарит каюты по ширине. При этом высота фальшборта все равно достаточна, чтобы чувствовать себя у борта уверенно и безопасно, тем более что "Акула" отличается неплохой статической остойчивостью, а весь периметр корпуса защищен стальными релингами. В корме они стоят, как влитые, а вот в носу немного шатаются под рукой — подобное замечание мы уже не раз высказывали в адрес крупных лодок "Silver". Проблему могла бы решить жесткая связь между правым и левым релингами в носу, но это затруднило бы выход на небольшой плоский "бушприт", удобный при швартовке (на консольной "Акуле" эта деталь отсутствовала).
К сожалению, закрывающегося форпика для хранения якоря и якорного конца, которым был оборудован экспериментальный образец, мы не обнаружили. Впрочем, рундуков на лодке хватает — для поклажи можно использовать пространства под широким кормовым сиденьем, под крышками ступенек, ведущих на проходы вдоль бортов,и внутри бортов кокпита. Кстати, понравилось, что аккумулятор установлен как раз в одном из таких бортовых отсеков — подальше от встроенного 100-литрового бензобака. Как и на консольном прототипе, рундучки, которые пригодны на роль живорыбных садков, расположены по бокам от подмоторного рецесса. Кроме того, основа сиденья водителя и пассажира тоже представляет собой вместительный ящик, надежно защищенный от влаги. Минус его только в том, что сидеть здесь тесновато, особенно вдвоем, а водителю высокого роста нелегко подобрать удобную позу за рулем. Наверное, кому-то более приглянулись бы раздельные поворотные кресла с продольной регулировкой, возможность установки которых тоже предусмотрена — тип сидений оговаривается при заказе. Не совсем понравилось и практически горизонтальное расположение контрольных приборов — снимая показания тахометра в ходе тестовых замеров, приходилось постоянно вытягивать шею.
Конфигурация рубки по сравнению с экспериментальным образцом заметно удачнее не только с точки зрения дизайна — ее более пологую носовую часть можно использовать как дополнительное сиденье, хотя специальной ковшеобразной отфор-мовки здесь нет. Глубина носового кокпита все же невелика, и сидеть в нем гораздо удобней, чем стоять — и на рыбалке, и просто при подходе к берегу.
Прозрачная дверь рубки — обычная на петлях (дверной проем сверху дополнительно закрывается крышкой), хотя, учитывая тесноту, уместнее была бы складная. Имеется и небольшой вентиляционно-световой люк, но его использование в качестве дополнительного входа-выхода, учитывая особенности компоновки, наверняка и не предполагалось. Конечно, при компоновке "walkaround" рассчитывать на особый простор в каюте не приходится — предназначена она прежде всего для ночлега, но на довольно компактном "Shark WA’ удалось выделить габарит по длине, достаточный для двух полноценных спальных мест. Располагаться тут сидя тоже лучше всего максимум вдвоем — высота подволока, замеренная от мягких подушек, даже у входа практически на пределе (900 мм). Внутренность каюты отделана ворсовым материалом, так что вряд ли владельцу лодки придется сталкиваться с проблемой конденсата, характерной для пластиковых надстроек небольшого объема.
Учитывая растущую популярность такого вида рыбной ловли, как троллинг, наличие высокой дуги над кокпитом нас ничуть не удивило — на нее очень удобно крепить не только всякие аксессуары вроде фонарей или звуковых сигналов, но и "стаканы" для удилищ. Впрочем, благодаря простору на палубе лодки, нисколько не мешает она и ловле взаброс. А вот необходимость в ходовом тенте — по крайней мере, в том виде, в котором он имелся на предоставленном для испытаний "Shark WA", вызвала у нас некоторые сомнения. По сути это даже не тент, а, скорее, мягкое ветровое стекло увеличенного размера — его коротенькая крыша едва прикрывает сверху даже сиденье водителя и пассажира. А дополнительный кормовой полог, крепящийся к заднему рундуку, на ходу лучше снимать — располагается он под таким углом, что использовать основное пространство кокпита практически нереально.
Яблоко от яблони...
На транце "Silver Shark WA", предоставленного для испытаний, был установлен четырехтактный "Suzuki DF115". Не так давно подобная мощность была для "Акулы" предельной (консольную версию мы тестировали со 100-сильным мотором), но теперь оба производителя — и финский, и российский — подняли планку до 135 л.с.
Во время ходовых испытаний нас прежде всего интересовало, насколько новая компоновка повлияла на поведение "Акулы" на воде, знакомое нам по консольной версии. Сразу скажем, что незначительные изменения мы действительно отметили — причем, как ни странно, большей частью в лучшую сторону.
Результаты замеров и сравнение их с данными, полученными при испытаниях открытой "Акулы", показали, что некоторое увеличение веса и аэродинамического сопротивления на скоростных качествах лодки практически не отразились. А вот центровка — судя по всему, за счет рубки — изменилась к лучшему: модифицированная "Акула" (и без того отличающая "мягким" выходом на глиссирование), стала преодолевать "горб сопротивления" практически без кормового дифферента. Однако за все приходится платить: крен в крутых поворотах, как нам показалось, стал чуть глубже. Это и неудивительно, поскольку центр масс у "Shark WA" переместился не только вперед, но и вверх. Однако в целом лодка сохранила спокойный (если не сказать вальяжный) характер, присущий базовой версии. Если говорить о тех же кренах, то это вам не "Eagle Star Cabin" — хоть и более крупный, но куда более "острый" в управлении! Увеличилась и общая парусность лодки — во многом, думается, за счет высокого тента, который мы убирать не стали.
Чувствительность к поперечной центровке "WA" целиком заимствовал у своего открытого собрата — стоит кому-то из пассажиров переместиться к борту, как лодка во всем диапазоне скоростей начинает идти с заметным креном. Ничего в этом страшного нет, но капитанам "Акул" любых модификаций советуем рассаживать экипаж так, чтобы лодка шла на ровном киле — иначе в штормовую погоду и на хорошей скорости можно крепко "приложиться" о волну плоской стороной днища.
Резюме
Пожалуй, одна из наиболее удачных лодок модельного ряда "Silver", отличающаяся, на наш взгляд, наибольшей цельностью и законченностью по большинству основных показателей — начиная от спокойного и прогнозируемого поведения на воде и заканчивая общей функциональностью и практичностью. Несомненный плюс — привлекательный внешний дизайн. В "минус" записываем только конструкцию тента, хотя и опционного. Как показывают наши опросы, лодка нравится очень многим — в том числе владельцам других моделей "Silver", и сдерживающим фактором чаще всего является лишь ее цена.