Основные данные РИБа "Спрут HLC
"Длина, м: | |
- корпуса | 5.2 |
- наибольшая | 5.6 |
Ширина наибольшая, м | 2.2 |
Осадка, м | 0.3 |
Килеватость, град.: | |
- на транце | 20 |
- на миделе | 23 |
Сухой вес, кг | 300 |
Емкость топливного бака, л | 33 (58) |
Высота транца, мм | 510 |
Тип двигателя | Подвесной |
Мощность двигателя, л.с.: | |
- максимальная | 90 |
- рекомендуемая | 60 |
Надувной баллон: | |
- материал | ПВХ |
- плотность, г/м2 | 1350 |
- диаметр в носу/корме, м | 0.35/0.50 |
- кол-во отсеков | 4 |
Пассажировместимость, чел. | 7 |
Цена, руб. | 348 500 |
Любая лодка представляет собой компромисс между несколькими, порой противоречивыми качествами. Проектируя новинку, главный конструктор петербургской фирмы "Курс" Борис Ершов во главу угла поставил высокую мореходность, во имя которой и пришлось немного поступиться "максималкой". Впрочем,скорость применительно к лодкам — вещь относительная, и говорить о ней следует только с учетом условий эксплуатации. И, наверное, не стоит уточнять, какие обводы — "скоростные" или "мореходные" — окажутся наиболее быстрыми на открытой акватории с постоянной волной. Разрабатывая корпус "Спрута", Ершов прежде всего имел в виду просторы Ладоги и Финского залива, отличающиеся жесткой и ухабистой "дорогой".
Крыша и стены
Кроме обводов, нас привлекла необычная концепция внутренней компоновки. Главная ее особенность в том, что лодка разделена на два отсека, которые выполнены в двух уровнях. Кормовой, с пайолом выше ватерлинии — самоотливной и выглядит достаточно традиционно. А вот носовая половина представляет собой глубокую "ванну", пол которой располагается чуть выше собственно днища. Стоять или сидеть здесь во время рыбалки в качку (рассчитывался "Спрут" в первую очередь на рыболовов) гораздо безопасней — и по той причине, что центр тяжести располагается максимально низко, и благодаря более высоким бортам. Кроме того, полезный объем здесь значительно больше, чем на лодках с самоотливным кокпитом, что позволяет при необходимости превратить носовой отсек в рубку-убежище с мягкой крышей. Единственный минус его в том, что скопившуюся здесь воду — например, дождевую — необходимо либо вычерпывать вручную, либо сливать через шпигат в между-донное пространство кокпита, откуда она удаляется электропомпой.
Успех "Спрутов" среди любителей рыбачить на открытой воде подтвердил правильность основной концепции лодки. И хотя рыбаки, как правило, народ довольно неприхотливый, разработчикам не раз высказывались пожелания повысить комфорт на борту, который открытая планировка с центральной консолью обеспечивает не в полной мере, особенно в северных широтах. Так появилась модификация "HLC", которую первыми опробовали на воде испытатели "КиЯ".
Чтобы обеспечить лучшую защиту экипажа от встречного ветра и брызг, Ершов применил двухконсольную компоновку. Точнее, обе консоли с закрывающимся "калиткой" проходом между ними представляют собой единый широкий блок — переборку, более явно отделяющую кормовой кокпит от "рабочего" носового отсека. Благодаря развитым боковинам ветровых стекол "жилая" зона надежно прикрыта и по бортам. Кроме того, ее легко превратить в полностью закрытую "кабину" — интегрированная в корпус "Спрута" стеклопластиковая конструкция позволяет без проблем установить полноразмерный тент.
На лодке относительно небольших размеров, а тем более на РИБе, значительную часть пространства которого "съедают" надувные баллоны, места не так-то много, и экипаж приходится располагать покомпактнее. Конструктор блестяще вышел из положения, усадив слева от водителя сразу двух пассажиров — боком к движению (вместо традиционного кресла здесь двухместное сиденье вдоль борта). Еще один пассажир может пристроиться на откидном сиденье-столике в корме — пусть и с меньшими удобствами. В общем, под крышей можно разместить экипаж, даже превышающей численностью "среднестатистический" — как правило, на рыбалку выходят вдвоем-втроем и на более крупных лодках.
Сам по себе тент вполне удачен, но система его крепления требует некоторой доработки — на наш взгляд, установочных кнопок здесь явно в избытке. И поставить, и снять его на воде, не подходя к причалу, в принципе можно — сами проверяли, хотя в качку процесс усложнится. Да и упаковочная "колбаса", в которую ткань убирается "по-походному", туговата — застегнуть молнию, когда тент второпях свернут как попало, не выйдет.
Поскольку в день испытаний было не по-весеннему холодно и сыро, оценить прелести новой компоновки нам удалось в полной мере. В целом в кокпите значительно комфортнее, чем на открытой версии, но на полном ходу все же ощутимо дует в ноги — под "калиткой" оставлена широкая щель, а кроме того, встречный ветер проникает сквозь место стыковки консоли и баллона. И если во втором случае пластик попросту не был приклеен к ткани (в порядке эксперимента, чтобы оценить необходимость этой меры с точки зрения технологии), то в проходе между консолями хотелось бы видеть более высокий порожек — и как защиту от сквозняка, и как "плотину", препятствующую попаданию воды в носовую "ванну" из кормового кокпита, если его, скажем, накроет большой волной. Кстати, понравилось, что шпигат носового отсека теперь можно принудительно закрыть — вода будет скапливаться в нем, не попадая внутрь корпуса. При желании его можно превратить в большой живорыбный садок!
Как уже отмечалось, при всех своих плюсах — большом объеме, высоких бортах, оптимальном расположении центра тяжести — "рабочий" отсек не самоотливной, что, например, при длительной стоянке под дождем чревато рядом проблем. На открытой модификации для защиты от воды служит тент, превращающий носовой кокпит в рубку-убежище, но для первого экземпляра "HLC" к моменту испытаний его просто не успели изготовить.
Тонированные ветровые стекла смотрятся эффектно, но в наших широтах лучше, пожалуй, иметь перед глазами более прозрачный материал, иначе обычный пасмурный день воспринимается изнутри как самые настоящие сумерки. Для лучшего обзора в непогоду, тем более при наличии тента, необходим водительский "дворник" — он предлагается только в качестве опции.
В целом же рабочее место водителя решено грамотно. Мы в очередной раз по достоинству оценили удобное кресло фирменной "курсовской" конструкции, эргономичное расположение штурвала, рукоятки газа-реверса и комбинации приборов. Полочка над приборной панелью вроде бы совсем узенькая, но в углу вполне можно поставить "навигацию" — на рыболовной лодке, предназначенной для открытой воды, эхолот и чарт-плоттер более чем уместны.
Как и прототип, новый "Спрут" отличается обилием рундуков для поклажи — в дополнение к багажникам под сиденьем и в форпике на "HLC" появился достаточно вместительный локер под пайолом кормового кокпита, тем более что большинство рыбаков предпочитает держать приманки, катушки и прочие прибамбасы в специальных ящиках, которые легко разместить непосредственно в кокпите. Увы, но при этом мы не обнаружили специальных тубусов для хранения удилищ, которые столь восхитили нас на самой первой лодке — они тоже опционные и устанавливаются за дополнительную плату. Форпик, который так и просится на роль вместилища для якорного или швартовного конца, стоило бы доработать — сделать его самоотливным и снабдить крышку вырезом, чтобы конец каждый раз не приходилось отсоединять от швартовной утки.
Внедорожник для воды
Впечатляющая мягкость хода по волне — главный плюс обводов "Спрута", и мы не раз могли убедиться в том, что и по "битым" кильватерным следам, и по крутым ветровым валам лодка идет, как утюг: ни ударов, ни подтормаживаний, ни прыжков, отчего экипаж чувствует себя комфортно и безопасно. Правда, водителю, особенно начинающему, все же не советуем при этом поддаваться всеобщему безмятежному настроению — для достижения высокой мореходностью здесь пришлось поступиться не только скоростью, но и простотой управления.
При разгоне лучше было максимально поджать мотор к транцу, иначе "HLC" с его тяжелым мотором и довольно массивной консольной "вставкой", смещенной в корму от миделя, вставал свечой. В момент преодоления "горба сопротивления" требовалось сразу начать откидывать мотор кнопкой "Up", не то после выхода на глиссирование лодка принималась рыть воду своим острым, приспособленным резать волну носом, что влекло за собой не только потерю скорости, но и некоторые проблемы с управляемостью (носовая центровка способна вызвать рыскливость и избыточную поворотливость, отчего новый "Спрут", как и его прототип, чересчур резко реагировал на малейшие повороты штурвала). Если на борту человек пять, можно разгонять лодку дальнейшей откидкой мотора, но, как мы выяснили, с небольшой нагрузкой триммером лучше не увлекаться — некоторую проблемность в поведении "HLC" с 80-сильным че-тырехтактником начинал выказывать на "максималке" даже с тремя седоками, а с одним водителем поперечная раскачка давала о себе знать в полной мере.
Мы так и не беремся определить, какая центровка для него изначальна, носовая или кормовая — все зависит от нажатий на кнопки триммера при тех или иных условиях. Впрочем, "Спрут" повинуется им настолько послушно, что подобрать желаемую "золотую середину" после нескольких экспериментов несложно — главное, заранее предупредить об этой особенности "подменного" водителя из числа гостей, которому передаешь руль на маршруте.
При положенном на борт руле и старте с места крен превышает 45°, зато разворачивается "Спрут" буквально на месте. Термин "циркуляция" здесь неприменим — "ось" поворота располагается где-то в районе миделя! Крен уменьшается с ростом скорости — на режиме глиссирования лодка поворачивает практически "блинчиком", хотя уверенно держит траекторию и в этом случае. Главное — излишне не "занутрять" мотор, что чревато самопроизвольным исполнением "полицейского разворота".
Считать ли чувствительность "Спрута" к продольной центровке недостатком? Скорее, мы бы отнесли это свойство к разряду особенностей, которые просто надо учитывать при управлении. Здесь напрашивается параллель с автомобилями-внедорожниками, за рулем которых тоже приходится учитывать ряд важных моментов. И в поворотах их кренит, и управление "ватное", и скорость, как правило, не ахти... Зато за пределами асфальта, куда все прочие и не сунутся, чувствуешь себя королем.
Резюме
На наш взгляд, попытка создать "люксовую" версию популярного "Спрута" оказалась довольно удачной, хотя в мелочах требуются некоторые доработки. Напомним, что по традиции мы приняли участие в испытаниях самого первого опытного образца, целью которых было выявить и устранить возможные недостатки.
"HLC", как и его прототип — лодка компромиссная, но обретенные качества все же стоят того, чем пришлось ради них поступиться. Касается это и оригинальной планировки с глубоким носовым кокпитом, и мореходных обводов, роднящих лодку с внедорожником.
На протестированном "сигнальном" экземпляре "HLC" был установлен более мощный и тяжелый мотор, чем обычно ставят на "Спруты" — четырехтактный "Yamaha 80". Однако мы остаемся при мнении, что мощности в 50-70 л.с. здесь вполне достаточно.