Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • 2005 год
  • Компьютерный симулятор моторных судов «Motorboat Simulator»
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Компьютерный яхтенный симулятор «Virtual Skipper»
Гонка моторных судов на Рейне 1907 года
Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
Новинки моторных судов на водномоторных соревнованиях 1987 года
Проблема шумности на малых моторных судах
Шхерные плавания на моторных судах
Первые в России гонки на моторных судах
Отдых на арендованных парусных или моторных судах (чартер)
Каталог судов для водно-моторного спорта
Отзывы о моторных лодках «Казанка» и «Прогресс»
Обзор гоночных моторов водно-моторных чемпионатов 1971 года
Суровое испытание двух моторных лодок «Крым» с «Вихрями-М»
Правила проведения водно-моторных ралли
На моторных лодках по Охотскому морю


Компьютерный симулятор моторных судов «Motorboat Simulator»

Год: 2005. Номер журнала «Катера и Яхты»: 196
          0


Складывается впечатление, что чем меньше простого народу имеет возможность испробовать ту или иную технику на практике, тем большим числом компьютерных симуляторов она представлена. Взять хотя бы самолеты — зарядив соответствующий диск, вы запросто можете представить себя на месте пилота что "Ньюпора" начала прошлого века, что суперсовременного сверхзвукового истребителя. Как свидетельствует статистика, яхтсменов вот тоже меньше, чем водномоторников, однако, по сравнению с относительным обилием парусных "игрушек", общедоступных симуляторов моторных судов кот наплакал. Один из образцов этого редкого жанра, любезно предоставленный разработчиком — голландской компанией "Scentec Software" — нам довелось протестировать.

Информация об изображенииИнтерфейс симулятора
Интерфейс симулятора
 
Если, следуя обычной российской манере, запустить "Motorboat Simulator" без предварительного изучения инструкции или файла "Help", поначалу он может показаться эдакой детской игрушкой. Но даже в этом случае очень скоро начинаешь чувствовать, что все далеко не столь просто. Даже при "взгляде со стороны" (а именно в таком режиме программа начинает работать "по умолчанию") хорошо видно, что отражаемая на мониторе лодка, пусть и простенькая на вид, действительно ведет себя как настоящая! Правильный крен в повороте, заброс кормы под влиянием гребного винта, бортовая и носовая качка в зависимости от курса, инерция... Интересно, почему это нас оторвало от причала — неужели порыв ветра? А ведь и впрямь так — полощущийся на корме флажок здесь не "для картинки", он указывает вымпельный ветер! И с чего это вдруг потемнел экран — никак солнце садится?

Информация об изображенииНаходясь на водительском месте, можно "вертеть головой" по сторонам
Находясь на водительском месте, можно "вертеть головой" по сторонам
 
Но по-настоящему все впечатляющие возможности незамысловатой поначалу "игрушки" раскрываются после вдумчивого изучения многочисленных настроек, упрятанных в раскрывающемся меню. Чего тут только нет!

Во-первых, вовсе необязательно любоваться лодкой исключительно с кормы — есть множество вариантов установки виртуальных "видеокамер", что движущихся, что стационарных, которые могут показать объект и окружающую акваторию и с высоты птичьего полета, и даже из-под воды (на мелководье при этом виден рельеф дна, а на лодке исправно крутится гребной винт). Но все-таки самое интересное — это "устроиться" непосредственно на месте водителя, например, в рубке. При этом вы не ограничены тупым "взглядом вперед", как, скажем, на большинстве тех же автомобильных симуляторов — можно оглядываться по сторонам, смотреть вверх и вниз, приблизиться к стеклу, если что-либо нужно рассмотреть в деталях, или же отодвинуться назад, когда требуется более широкий обзор. Несмотря на довольно простенькую графику, реальность происходящего буквально завораживает — "повернув голову", можно любоваться проплывающими мимо берегами и со знанием дела прорисованными буями судоходной обстановки, приплясывающими на волнах.


Информация об изображенииВ повороте глиссирующая лодка исправно кренится
В повороте глиссирующая лодка исправно кренится
 
При этом штурвал, панель управления с рукоятками газа-реверса и целый набор дополнительных приборов — чарт-плоттер, эхолот, часы, компас, GPS, автопилот, метеостанция — сохраняют свое положение на экране. Впрочем, их можно убрать с глаз долой, а теми же штурвалом и рукоятками дросселей управлять не мышью, а кнопками (кстати, в зависимости от типа лодки могут также иметься триммер и носовое подруливающее устройство). У виртуального чарт-плоттера есть одна полезная функция — чтобы долго не добираться в нужную точку акватории "своим ходом", можно переместить в нее судно одним щелчком по его дисплею.

Во-вторых, условия плавания можно задать самостоятельно до мельчайших деталей. Программа и впрямь моделирует световой день, так что закаты и рассветы (порой весьма живописные) управляются автоматически относительно установленного вами времени старта. Можно выставить не только время, но и дату, ведь смена дня и ночи "привязаны" к координатам! В порядке эксперимента мы выбрали середину января — берега Осло-фьорда в одном из сценариев снегом не покрылись, но световой день по-честному сократился, как и положено на Севере.

Информация об изображенииВзгляд назад очень помогает при швартовках задним ходом
Взгляд назад очень помогает при швартовках задним ходом
 
Ветер, сбивающий с курса на ходу и усложняющий швартовки, тоже не прост — задаются не только его скорость и направление, но и их периодические изменения вроде заходов, "закисаний" или шквалов. Самое "навороченное" подменю — волновые условия. В пользовательском режиме можно заказать до пяти накладывающихся друг на друга серий, где для каждой задаются длина подошвы, высота, крутизна склона, направление и периодические их изменения. Впрочем, это для маньяков (да и компьютер начинает подтормаживать) — достаточно, скажем, на длинный накат наложить небольшую ветровую волну иного направления. Направление и скорость течения тоже регулируются. В подменю "Атмосфера" выставляются температура (мы так и не поняли, зачем), видимость и пять видов облачности на выбор. Кстати, "автоматическое" солнце в виртуальном мире действует, как реальный источник света — в зависимости от ракурса предметы окружающей обстановки оказываются то ярко освещенными, то в тени, а вода исправно бликует. При движении прямо на закат в штилевую погоду даже хочется надеть черные очки!

Информация об изображенииШвартуемся на двухмоторном "No Limit 1500" в виртуальном яхт-клубе
Швартуемся на двухмоторном "No Limit 1500" в виртуальном яхт-клубе
 
Настраивается и само судно — можно изменять величину и положение груза, а также направление вращения гребного винта или винтов, что немаловажно при отработке маневров.

Акваторий, или "сценариев", на диске ровно дюжина, половина из них "нарисована" не специалистами фирмы-разработчика, а обычными пользователями, тем более что при помощи специальной дополнительной программы сценарий можно сделать самому на основе настоящей морской карты (естественно, оцифрованной). Поэтому в перечне много реальных мест — например, озера Тахо, Констанс и Люцерн или тот же Осло-фьорд.


Увы, несмотря на реальные глубины, очертания берегов и т.д., пусто здесь, как на Марсе — одинокая прибрежная деревушка с причалом найдется далеко не в каждом сценарии. Движущиеся суда по дороге не попадаются — редкие рыболовецкие сейнеры или яхточки просто стоят на месте, хотя и качаются на волнах. (Впрочем, играть можно по сети — тогда на акватории будут присутствовать и ваши партнеры). Больше всего нам понравилась не имеющая реального прообраза "тренировочная зона", рожденная фантазией моряков-компьютерщиков "Scentec Software" — замысловатых очертаний островок с яхт-клубом, к которому ведут несколько обозначенных буями фарватеров. Как и в любой подобной игре, ситуации можно сохранять, чтобы потом продолжить "плавание" с того момента, на котором вас прервали.

Лодок предлагается на выбор пять штук — смешная старомодная моторка с чем-то вроде древнего "Mercury" на транце, две моторные яхты (с одним и с двумя моторами), рабочий вельбот с открытым на всеобщее обозрение дизелечком и большой буксир. Кроме того, как зарегистрированные пользователи, мы скачали с scentec.com недавно появившийся бонус — спасательный катер с двумя водометами "Koning Willem I", явно имеющий реальный прототип, если судить по фото на обложке диска. За штурвалом всякий раз фигурирует некий легкомысленный молодец в красных бермудах и белой футболке с логотипом "Scentec". Как уже отмечалось, все лодки ведут себя по-настоящему, но чемпионом по реалистичности, на наш взгляд, является двухмоторный "No Limit 1500", хотя заявленная мощность (2x480 л.с.) здесь явно не соответствует действительности.

Единственно, что вызывает недоумение — это аварийные ситуации, а вернее, отсутствие их последствий. Потопить ни одну из лодок не выйдет! Больше того — если при столкновении, например, с причальной стенкой или буем судно угрожающе подбрасывает, раскачивает и кренит, то при выходе на сушу можно... продолжать движение. Даже огромный буксир способен запросто преодолеть пологую отмель, вращая обнажившимся винтом. Кроме того, все столкновения происходят совершенно бесшумно. Звук у симулятора, кстати, не ахти. Если посвистывание ветра, шипение волн, крики чаек и дудение сирены — еще так-сяк, то однообразное "тр-р-р" мотора очень похоже на те звуки, которые издает младенец, балующийся с игрушечной машинкой. Все это, равно как и ряд неизбежных для любой компьютерной игры "глюков", несколько уменьшает ощущение реальности происходящего.

И все же в целом мы бы дали голландскому симулятору достаточно высокую оценку — даже с учетом нынешнего "безрыбья". Это вполне серьезный тренажер, с помощью которого можно отработать азы управления лодкой — прежде всего, что касается швартовок. А вот на "игрушку", которой "Motorboat Simulator" представляется в первые минуты знакомства, программа пока не особо тянет, что жаль — учиться лучше всего играя... Главная причина — унылая пустынность берегов и, соответственно, некоторая бесцельность виртуальных "плаваний". Вместо множества сценариев хотелось бы видеть один, но максимально насыщенный — например, большой архипелаг с населенными пунктами на каждом из островов, соединенных фарватерами, на обследование которого уйдет не один час. Словом, элементы компьютерной "бродилки" были бы тут только кстати. Хотя, как знать — может, кто-нибудь из поклонников симулятора уже создал нечто подобное своими руками?

Информация об изображенииЭта 32-футовая водоизмещающая моторная яхта оказалась не в меру шустрой
Эта 32-футовая водоизмещающая моторная яхта оказалась не в меру шустрой
 
Информация об изображенииПримитивный рабочий вельбот с прямым валом один из самых сложных в управлении
Примитивный рабочий вельбот с прямым валом один из самых сложных в управлении
 
Информация об изображенииВ общий прогулочный "флот" попал и 22-метровый буксир со 150-сильным дизелем
В общий прогулочный "флот" попал и 22-метровый буксир со 150-сильным дизелем
 

Информация об изображенииСпасательно-патрульный "Koning Willem I" имеет прототип в "настоящей" жизни
Спасательно-патрульный "Koning Willem I" имеет прототип в "настоящей" жизни
 
Информация об изображенииВ этом окне устанавливаются нагрузка и ее распределение по длине корпуса
В этом окне устанавливаются нагрузка и ее распределение по длине корпуса
 
Информация об изображенииОдно из самых сложных подменю управляет волновыми условиями
Одно из самых сложных подменю управляет волновыми условиями
 



Понравилась ли вам эта статья?
-2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Современная трехмачтовая шхуна «Athena»
Испытания спортивной мотолодки РИБ «Буревестник-550»
Испытания алюминиевой моторной лодки «Silver Shark WA»
Надувная мотолодка «Korsar-Combat» на яхте в качестве тузика
Особенности управления катером в узкостях
Системы спутникового телевидения для яхт и катеров
Система мобильной связи «KVH Tracphone» для яхт
Приобретение лодки и мотора в кредит
Выбор автомобиля в роли тягача для перевозки лодки
Ловля марлинов около Антильских островов
Финская яхта люкс-класса «Swan 100» FD
Испытания современного катера в ретро стиле «Мартин»
Испытания рыболовной модификации мотолодки «Альбатрос-2»
Испытания мотолодки РИБ «Спрут» модификации «HLC»
Поход на разборном парусном катамаране «Вектор»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Компьютерный симулятор моторных судов «Motorboat Simulator»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Зимняя ловля кумжи в верховьях баренцевоморских рек
Как избавиться от укачивания (морской болезни)?
Ремонт деревянного корпуса яхты «Дракон»
75-метровая круизная сепер-яхта «Mirabella V»
Украинская прогулочная моторная яхта «Lagoon 52 HTC»
Испытания алюминиевой моторной лодки «Корвет-500»
Испытания мощного водометного катера «Freerider-490-jet»
Итальянская скоростная моторная яхта «Baia Azzurra 63»
Несколько советов по буксировке моторной лодки
Транцевые плиты — излишество или необходимость?
Как приготовить правильный шашлык
Испытания круизной моторной яхты «Pershing 62»
Испытания мореходного катера «Aquador-25C»
Российская скоростная моторная лодка «Морской дракон»
Испытание сварной алюминиевой моторной лодки «Охта 21»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 16 + 44 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории