Если, следуя обычной российской манере, запустить "Motorboat Simulator" без предварительного изучения инструкции или файла "Help", поначалу он может показаться эдакой детской игрушкой. Но даже в этом случае очень скоро начинаешь чувствовать, что все далеко не столь просто. Даже при "взгляде со стороны" (а именно в таком режиме программа начинает работать "по умолчанию") хорошо видно, что отражаемая на мониторе лодка, пусть и простенькая на вид, действительно ведет себя как настоящая! Правильный крен в повороте, заброс кормы под влиянием гребного винта, бортовая и носовая качка в зависимости от курса, инерция... Интересно, почему это нас оторвало от причала — неужели порыв ветра? А ведь и впрямь так — полощущийся на корме флажок здесь не "для картинки", он указывает вымпельный ветер! И с чего это вдруг потемнел экран — никак солнце садится?
Но по-настоящему все впечатляющие возможности незамысловатой поначалу "игрушки" раскрываются после вдумчивого изучения многочисленных настроек, упрятанных в раскрывающемся меню. Чего тут только нет!
Во-первых, вовсе необязательно любоваться лодкой исключительно с кормы — есть множество вариантов установки виртуальных "видеокамер", что движущихся, что стационарных, которые могут показать объект и окружающую акваторию и с высоты птичьего полета, и даже из-под воды (на мелководье при этом виден рельеф дна, а на лодке исправно крутится гребной винт). Но все-таки самое интересное — это "устроиться" непосредственно на месте водителя, например, в рубке. При этом вы не ограничены тупым "взглядом вперед", как, скажем, на большинстве тех же автомобильных симуляторов — можно оглядываться по сторонам, смотреть вверх и вниз, приблизиться к стеклу, если что-либо нужно рассмотреть в деталях, или же отодвинуться назад, когда требуется более широкий обзор. Несмотря на довольно простенькую графику, реальность происходящего буквально завораживает — "повернув голову", можно любоваться проплывающими мимо берегами и со знанием дела прорисованными буями судоходной обстановки, приплясывающими на волнах.
При этом штурвал, панель управления с рукоятками газа-реверса и целый набор дополнительных приборов — чарт-плоттер, эхолот, часы, компас, GPS, автопилот, метеостанция — сохраняют свое положение на экране. Впрочем, их можно убрать с глаз долой, а теми же штурвалом и рукоятками дросселей управлять не мышью, а кнопками (кстати, в зависимости от типа лодки могут также иметься триммер и носовое подруливающее устройство). У виртуального чарт-плоттера есть одна полезная функция — чтобы долго не добираться в нужную точку акватории "своим ходом", можно переместить в нее судно одним щелчком по его дисплею.
Во-вторых, условия плавания можно задать самостоятельно до мельчайших деталей. Программа и впрямь моделирует световой день, так что закаты и рассветы (порой весьма живописные) управляются автоматически относительно установленного вами времени старта. Можно выставить не только время, но и дату, ведь смена дня и ночи "привязаны" к координатам! В порядке эксперимента мы выбрали середину января — берега Осло-фьорда в одном из сценариев снегом не покрылись, но световой день по-честному сократился, как и положено на Севере.
Ветер, сбивающий с курса на ходу и усложняющий швартовки, тоже не прост — задаются не только его скорость и направление, но и их периодические изменения вроде заходов, "закисаний" или шквалов. Самое "навороченное" подменю — волновые условия. В пользовательском режиме можно заказать до пяти накладывающихся друг на друга серий, где для каждой задаются длина подошвы, высота, крутизна склона, направление и периодические их изменения. Впрочем, это для маньяков (да и компьютер начинает подтормаживать) — достаточно, скажем, на длинный накат наложить небольшую ветровую волну иного направления. Направление и скорость течения тоже регулируются. В подменю "Атмосфера" выставляются температура (мы так и не поняли, зачем), видимость и пять видов облачности на выбор. Кстати, "автоматическое" солнце в виртуальном мире действует, как реальный источник света — в зависимости от ракурса предметы окружающей обстановки оказываются то ярко освещенными, то в тени, а вода исправно бликует. При движении прямо на закат в штилевую погоду даже хочется надеть черные очки!
Настраивается и само судно — можно изменять величину и положение груза, а также направление вращения гребного винта или винтов, что немаловажно при отработке маневров.
Акваторий, или "сценариев", на диске ровно дюжина, половина из них "нарисована" не специалистами фирмы-разработчика, а обычными пользователями, тем более что при помощи специальной дополнительной программы сценарий можно сделать самому на основе настоящей морской карты (естественно, оцифрованной). Поэтому в перечне много реальных мест — например, озера Тахо, Констанс и Люцерн или тот же Осло-фьорд.
Увы, несмотря на реальные глубины, очертания берегов и т.д., пусто здесь, как на Марсе — одинокая прибрежная деревушка с причалом найдется далеко не в каждом сценарии. Движущиеся суда по дороге не попадаются — редкие рыболовецкие сейнеры или яхточки просто стоят на месте, хотя и качаются на волнах. (Впрочем, играть можно по сети — тогда на акватории будут присутствовать и ваши партнеры). Больше всего нам понравилась не имеющая реального прообраза "тренировочная зона", рожденная фантазией моряков-компьютерщиков "Scentec Software" — замысловатых очертаний островок с яхт-клубом, к которому ведут несколько обозначенных буями фарватеров. Как и в любой подобной игре, ситуации можно сохранять, чтобы потом продолжить "плавание" с того момента, на котором вас прервали.
Лодок предлагается на выбор пять штук — смешная старомодная моторка с чем-то вроде древнего "Mercury" на транце, две моторные яхты (с одним и с двумя моторами), рабочий вельбот с открытым на всеобщее обозрение дизелечком и большой буксир. Кроме того, как зарегистрированные пользователи, мы скачали с scentec.com недавно появившийся бонус — спасательный катер с двумя водометами "Koning Willem I", явно имеющий реальный прототип, если судить по фото на обложке диска. За штурвалом всякий раз фигурирует некий легкомысленный молодец в красных бермудах и белой футболке с логотипом "Scentec". Как уже отмечалось, все лодки ведут себя по-настоящему, но чемпионом по реалистичности, на наш взгляд, является двухмоторный "No Limit 1500", хотя заявленная мощность (2x480 л.с.) здесь явно не соответствует действительности.
Единственно, что вызывает недоумение — это аварийные ситуации, а вернее, отсутствие их последствий. Потопить ни одну из лодок не выйдет! Больше того — если при столкновении, например, с причальной стенкой или буем судно угрожающе подбрасывает, раскачивает и кренит, то при выходе на сушу можно... продолжать движение. Даже огромный буксир способен запросто преодолеть пологую отмель, вращая обнажившимся винтом. Кроме того, все столкновения происходят совершенно бесшумно. Звук у симулятора, кстати, не ахти. Если посвистывание ветра, шипение волн, крики чаек и дудение сирены — еще так-сяк, то однообразное "тр-р-р" мотора очень похоже на те звуки, которые издает младенец, балующийся с игрушечной машинкой. Все это, равно как и ряд неизбежных для любой компьютерной игры "глюков", несколько уменьшает ощущение реальности происходящего.
И все же в целом мы бы дали голландскому симулятору достаточно высокую оценку — даже с учетом нынешнего "безрыбья". Это вполне серьезный тренажер, с помощью которого можно отработать азы управления лодкой — прежде всего, что касается швартовок. А вот на "игрушку", которой "Motorboat Simulator" представляется в первые минуты знакомства, программа пока не особо тянет, что жаль — учиться лучше всего играя... Главная причина — унылая пустынность берегов и, соответственно, некоторая бесцельность виртуальных "плаваний". Вместо множества сценариев хотелось бы видеть один, но максимально насыщенный — например, большой архипелаг с населенными пунктами на каждом из островов, соединенных фарватерами, на обследование которого уйдет не один час. Словом, элементы компьютерной "бродилки" были бы тут только кстати. Хотя, как знать — может, кто-нибудь из поклонников симулятора уже создал нечто подобное своими руками?
Информация об изображении Примитивный рабочий вельбот с прямым валом один из самых сложных в управлении | Информация об изображении В общий прогулочный "флот" попал и 22-метровый буксир со 150-сильным дизелем |
Информация об изображении Спасательно-патрульный "Koning Willem I" имеет прототип в "настоящей" жизни |