Основные характеристики мотолодки "Фрегат-550 Тримаран"
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: | |
Длина наиб., м | 5.50 |
Ширина наиб, м | 2.20 |
Высота борта, м | 0.75 |
Вес без оборудования, кг | 110 |
Мощность ПМ, л.с. | 3.5-40 |
Грузоподъемность, кг | 1100 |
Пассажировместимость макс., чел. | 14 |
НАДУВНЫЕ БАЛЛОНЫ: | |
Количество независимых отсеков | 5 |
Диаметр, м: | |
бортовых спонсонов (3 отсека) | 0.5 |
киля | 0.28 |
фальшборта | 0.25 |
ЖЕСТКАЯ ПЛАТФОРМА: | |
Длина габаритная, м | 3.0 |
Ширина габаритная, м | 1.7 |
Высота габаритная, м | 0.25 |
Вес, кг | 75 |
Замысел
На первый взгляд, у этого необычного надувного тримарана изначально хватает минусов. Например, из-за отсутствия мягкого днища и образуемого им дополнительного объема лодка должна заметно проигрывать "классической" надувнушке в грузоподъемности, а три круглых баллона — далеко не идеальные обводы для глиссирования. Во имя чего было принято решение поступиться такими важными показателями?
— Прежде всего, ради достижения повышенной мореходности, — объясняет главный конструктор "Фрегата" Игорь Макаров. — Безусловно, хорошей мореходностью обладает и грамотно спроектированный РИБ, но лодки этого класса тяжелы и дорогостоящи. Нам же хотелось создать достаточно простую, демократичную и транспортабельную лодку, которая в мореходности, пусть и в ущерб тем же скоростным показателям, не уступала бы РИБам, а в чем-то, может, и давала им фору.
Чтобы уверенно чувствовать себя на любой акватории в любую погоду, мало одной только способности поддерживать высокую скорость на волне — нужно, чтобы лодка не боялась заливания (что обеспечивается у нас высоким расположением самоотливной платформы), а также подводных препятствий, которыми изобилуют наши водоемы. Если выскочить на камень на том же РИБе со стеклопластиковым днищем, потребуется сложный и дорогостоящий ремонт. Наши надувные спонсоны в этом случае попросту спружинят, а если дело и дойдет до повреждений, то исправить их легко своими силами даже в походных условиях.
Что ж, звучало все это вполне логично. Оставалось только проверить, насколько "Фрегату" удалось воплотить эти замыслы на практике.
На волне и порогах
Если учитывать основную задачу испытаний, с погодой нам повезло: озеро Вуокса у истока Лосевских порогов, куда мы привезли тримаран на трейлере, было сплошь покрыто белыми "барашками". Шквалистый ветер, скорость которого на порывах достигала 16 м/с, развел крутую короткую волну высотой 0.5-0.6 м.
Когда лодка оказалась на воде, мы осмотрели ее повнимательней. Хотя основную ставку производители делают на самое спартанское исполнение, лодка на тест была предоставлена в "люксовом" варианте — со смещенной к левому борту водительской консолью (заимствованной в данном случае у другой новой модели "Фрегата" — "РИБ-420"). Неглубокий самоотливной кокпит пластиковой платформы обнесен по периметру надувным фальшбортом, а в носу имеется вместительный "мягкий" багажник. Сразу скажем, что все вещи, боящиеся сырости, следует укладывать сюда в водонепроницаемой упаковке — багажник "мокрый" и тоже самоотливной. На транце был установлен "Тохатсу-40" с электрозапуском.
Первый же выход подтвердил слова конструктора: компромисс есть компромисс. Ход на всех курсах относительно волны удивительно мягкий — круглые спонсоны уверенно режут пенные гребни, до ударов и прыжков дело не доходит. Однако и скорость оставляет желать лучшего — вчетвером с 13-дюймовым винтом мы сумели разогнаться только до 29 км/ч. Мотор при этом раскручивался лишь до 3600-3800 об/ мин, и мы решили при первой же возможности поменять штатный винт на "грузовой". На ходу баллоны, на которых глиссирует лодка, активно замываются, отчего кокпит постоянно орошает забортной водой, особенно при боковом ветре. Даже самые крутые повороты лодка проходит практически без крена, "блинчиком", но до заноса дело не доходит.
Покатавшись по озеру, мы тем же экипажем (4 чел.) направились к порогам, соединяющим озеро Вуокса с Суходольским озером. Скорость течения здесь превышает 30 км/ч, высота стоячих валов достигает 1.5-2 м, а из воды кое-где высовываются огромные, обрамленные бурунами валуны во главе со знаменитым "Жандармом". Вниз по течению мы пролетели, как масло по сковороде — в лодку попало лишь несколько отдельных брызг.
Покончив с фотосъемкой, мы погрузили в лодку наших фотомастеров и отправились обратно. Тут-то и произошел небольшой казус: уже после двух третей пути, за автомобильным мостом, где водяные "холмы" особенно высоки, водителю вздумалось пройти против течения по самой стремнине. В итоге лодка воткнулась носом в один из крутых стоячих валов высотой метра два и наполовину занырнула в воду, как подводная лодка. Сидящего впереди пассажира накрыло с головой, а в кокпите оказалось около полутонны воды.
На классической надувнушке мы бы наверняка так дешево не отделались. Но наш тримаран, по-утиному отряхнувшись, тут же выбросил львиную долю воды через низенький транец, а остатки быстро вытекли через кормовые шпигаты — несомненный плюс низкобортной платформы, расположенной выше уровня воды! Даже мотор не заглох. Решив не искушать судьбу, мы развернулись вниз по течению — тоже достаточно непростой маневр на порогах: когда нос лодки удалось нацелить в нужном направлении, снесло нас вниз метров на пятьдесят. Высадив на берегу Суходольского озера одного пассажира (которому пришлось плестись пешком больше километра) и сменив винт на более "тягучий" 11-дюймовый, мы без проблем поднялись обратно на Вуоксу.
Меньший шаг винта дал заметную прибавку в скорости — с одним водителем тримаран стал разгоняться до 45 км/ч при 5700-5800 об/мин. При замерах скорости приемником GPS мы сразу обратили внимание на парадоксальное, на первый взгляд, явление: при движении против сильного ветра (направление которого в день испытаний, как назло, совпало с достаточно быстрым течением), тримаран демонстрировал даже лучшие скоростные показатели, нежели в более благоприятную, казалось бы, сторону — по ветру и течению!
Вскоре лодка сама намекнула нам на возможное объяснение парадокса, когда нос слегка подбросило волной, а навстречу дунул очередной шквал — тримаран совершил самую настоящую попытку "подлета", словно скутер "Формулы-1". Судя по всему, нижняя плоскость расположенной над водой платформы работает как крыло (замкнутое, вдобавок, бортовыми спонсонами), и, очевидно, возникающая аэродинамическая разгрузка — нечто сродни воздушной подушке — частично компенсирует недостаток гидродинамической подъемной силы, создаваемой круглыми баллонами в режиме глиссирования. Экра-ноплан, да и только!
Вкратце подводя итоги, не можем не отметить, что в общем и целом испытания подтвердили заложенные конструкторами расчеты — в первую очередь, с точки зрения самой концепции необычного надувного тримарана, призванного дарить уверенность даже в очень сильную погоду. Выявленные недостатки касались, в основном, конструкторской проработки отдельных деталей и узлов.
Экстремальные "прохваты" по порогам не прошли бесследно: фиксация килевого баллона к транцу ослабла, отчего на поворотах надувной киль стал немного гулять вправо-влево. Проявлялось это в том, что винт время от времени стал подсасывать воздух и терять упор при скорости выше 30 км/ч. Выявили мы и ряд "бытовых" недостатков, например, не совсем удачную конструкцию носового багажника, мягкая дека которого в сильную волну способна набрать, словно в мешок, пару-тройку ведер воды (здесь так и напрашивается жесткий "конек", как у двускатной крыши). При подходе к необорудованному берегу сойти на берег прямо с носа лодки не получится — честно говоря, одну из поддерживающих деку багажника текстолитовых "лат" мы сломали именно в такой ситуации. В гладком пластиковом кокпите немудрено поскользнуться, а пайол ощутимо "дышит" под ногой. Немалые усилия и ловкость требуются и при постановке тента (некоторые "шпеньки" установлены в неудобных местах), хотя уже установленный тент нам очень приглянулся...
— Экземпляр пока что экспериментальный. Затем и проводятся испытания, чтобы выявить недостатки, — заверил нас Игорь Макаров. — Главное, что идеи, заложенные в новую лодку, большей частью подтвердились. Теперь остается проработать пусть и мелкие, но значимые "детали".
В этом испытатели "КиЯ" полностью солидарны с конструктором. "Фрегат", как мы заметили, вообще любит нетрадиционные решения, а на пути к их совершенствованию мелкие проколы неизбежны. "Закладывая" принципиально новую лодку в тиши кабинета, вряд ли можно предусмотреть абсолютно все. На то, чтобы привести в соответствие замысел и исполнение, нередко уходят годы кропотливого труда. Надеемся, что и традиционные испытания "на мерной миле "КиЯ", которые мы проводим от имени потребителей, вносят в это дело свою скромную лепту.
Для кого и зачем
При первом же взгляде на новый тримаран с его просторной высокой платформой приходят на ум суровые бойцы МЧС, рыбаки-профессионалы с километрами сетей, обутые в свинцовые "калоши" водолазы со своей неподъемной станцией. Однако наверняка новая лодка должна приглянуться и любителям — прежде всего, из числа тех, коих сих пор принято именовать "водными туристами". Народ это обычно небогатый, но ценящий свободу — прежде всего, свободу передвижения. Классический РИБ большинству вряд ли потянуть, в то время как отпускная цена "Фрегата-550" (без тента и консоли) составляет 2.5 тыс. долл. Мореходность, проходимость, а главное, обитаемость нового тримарана явно придутся им по душе. Шутка ли дело: площадь накрытой тентом-домиком платформы составляет 5 м2 — почти как кухня в старорежимной "хрущевке"! Опытные туристы сразу сообразят, что расположить спальные места можно не только вдоль, но и поперек ДП — мы подсчитали, что в варианте без консоли здесь можно свободно разместить 5-6 человек.
В общем, новинка наверняка будет востребована, и мы надеемся, что специалисты "Фрегата" в самое ближайшее время возведут экспериментальную лодку в статус конкурентоспособного рыночного образца.