О принципах построения и функционирования системы GPS (ее другое название — NAVSTAR) неоднократно рассказывалось в периодических изданиях. Поэтому на сей раз постараемся обойтись без теории и рассмотрим возможности и особенности использования "персонального навигатора" с точки зрения практика — на простых и понятных примерах.
Уйти, чтобы вернуться
В мае прошлого года мы с приятелем решили посетить Мекку питерских рыболовов — остров Птиный неподалеку от Дубно. Это одно из немногих мест, где можно надеяться на хороший улов, где полуторакилограммовых щук завсегдатаи тех мест презрительно именуют "шнурками". Добраться туда можно только по воде, проделав путь в 30 км в одну сторону. Есть три маршрута — выйти через устье р. Волхов и напрямик Ладогой к острову (редко кто ходит этой дорогой из-за сильной волны), промчаться по глади Ново-Ладожского канала до Дубно, а затем пройти открытой Ладогой только 6 км (самый длинный, но относительно безопасный путь), и третий маршрут (который мы и выбрали тогда) — самый короткий, но запутанный, надо проделать 4.5 км по Ново-Ладожскому каналу, затем через протоку, которая называется "7 километр", выйти в озеро и дальше вдоль берега двигаться к острову, Длина протоки около километра, ширина — 3-5 м. Когда идешь по каналу, промахнуться трудно — это первая и единственная протока между Новой Ладогой и Дубно.
Выходя в Ладогу, не сразу замечаешь, где кончается берег и где начинаются тростниковые заросли шириной 8 несколько сот метров. Видно это становится по тому, как начинает петлять протока, до этого момента довольно прямая. Вышли через камышовые плавни и по находящимся рядом отмелям, покрытым тем же тростником, постарались запомнить место, которое нам предстояло найти вечером на обратном пути. Светило яркое утреннее солнце, все береговые ориентиры (трубы промышленных предприятий и приметные высокие деревья на берегу) были отчетливо видны. Мы тронулись в дальний путь.
Опуская подробности этого путешествия и рыбалки, хочу отметить, что шли мы не напрасно, поймав в окрестностях Птиного более двух десятков неплохих щук. Солнце давно уже перевалило за полдень, пора ехать домой. По озеру прошли нормально, благо погода позволяла, но когда стали приближаться к "7 километру", стало понемногу смеркаться. В итоге на поиск входа в протоку ушло пятьдесят минут вместо пяти запланированных — изменилось положение солнца, чуть стемнело и все предстало буквально в другом свете. Тем более, что из протоки в озеро путь прост и понятен — озеро одно, большое, и его видно издалека. А со стороны озера перед нами предстало множество углублений и проток в стене камыша. Все они, кроме нужного нам входа, заводили в тупик. На суше задача решалась бы легко и просто, а на воде пришлось проламываться на лодке через тростник, на удивление плотный, в очередную протоку, а потом кормой вперед выбираться обратно. В результате вход нам подсказали местные рыбаки, он был в 50 метрах от нас, и тогда я понял, что навигатор — это не роскошь, а очень полезная вещь. Будь у нас с собой этот прибор, задача решалась бы в два действия: поставить точку(сохранить в памяти приемника GPS координаты выхода из протоки), и вернуться к этой точке. Даже при максимально возможной погрешности (100-150 м) нам пришлось бы обследовать всего несколько вариантов, а если учитывать, что на воде условия приема сигналов со спутников близки к идеальным, то при вероятной погрешности в 10-15 м мы вошли бы в протоку практически с закрытыми глазами.
Скорость и расстояние
Одной из полезных функций приемника GPS, кроме вычисления координат, является указание скоростей и пройденного пути. Прибор показывает текущую скорость движения, максимальную и среднюю скорости на данном отрезке измерения, а кроме того, фиксирует пройденное расстояние и путь. Данные о скорости движения судна, измеряемые с достаточной точностью, могут здорово помочь при подборе наиболее оптимального гребного винта и экспериментах с размещением груза, ставящих своей целью подобрать наиболее выгодный дифферент.
Кроме того, такая информация может быть весьма полезна для косвенной диагностики двигателя. Зная с точностью до несколько метров пройденное расстояние, вы можете оценить прожорливость вашей двигательной установки и, если расход сильно отличается от паспортного, загрузка не больше, чем обычно, и не было сильного встречного ветра или течения, то есть повод задуматься о регулировке карбюратора или системы зажигания. Если максимальная скорость вашего судна снизилась, то при отсутствии перегруза или иных внешних факторов, это может быть вызвано водорослями или веревкой, намотавшимися на винт, а то и вовсе болтающимся за бортом якорем.
При отсутствии видимых причин для снижения максимальной скорости можно сделать вывод о том, что двигатель не развивает максимальных оборотов и теряет мощность — и то, и другое может свидетельствовать о приближающейся поломке. Предупрежден — значит, вооружен, и вы не только успеете вовремя вмешаться в ситуацию, избежав более серьезного и дорогостоящего ремонта, но и уменьшите вероятность застрять вдали от берега с заглохшим двигателем.
Камни и отмели
Ладога не только поражает своими размерами, но и отличается очень сложным рельефом дна, с перепадами глубин от десятков и даже сотен метров до обширных мелей и далеко выдающихся каменных гряд. В десятке километров от берега можно налететь на банки с глубиной всего в полметра, хотя совсем рядом эхолот покажет безопасную для плавания пятиметровую глубину. Сухская банка находится в 30 км от ближайшего берега, с ней и островом Сухо связана легенда, согласно которой еще корабли Петра I налетели на эти камни недалеко от судоходного пути и великий царь удивленно воскликнул: "Да здесь же сухо!?". Отсюда якобы и пошло название. Неглубокий Финский залив — Маркизова лужа также изобилует опасными для судов мелями. Если вы планируете неоднократно ходить одним и тем же маршрутом, то можно один раз потратить время, контролируя безопасный путь по эхолоту, а навигатор в мельчайших подробностях сохранит в своей памятке пройденную траекторию ("трак"). В следующие раз вы можете пройти по нему буквально "след в след", причем навигатор проведет вас по этому пути и туда и обратно, в любую сторону. Идя заведомо безопасным путем, вы можете двигаться с большей скоростью и тем самым с лих вой вернете время, потраченное на обследование акватории) Не обязательно все пути проверять самому — вы можете обменяться безопасными траками и точками со своими друзьями и знакомыми, имеющими приемники GPS. Подобную информацию можно найти и в интернете.
В тумане
Осенью и в конце лета, когда водная поверхность днем нагревается солнечными лучами, а ночью температура резко падает, нередок туман, который при безветрии может продержаться всю первую половину дня. Видимость сокращается до сотен или даже десятков метров. Что делать, если, несмотря на туман, надо продолжать движение? Малый ход и бортовые огни помогут предотвратить столкновение с другими судами, но будут бесполезны для указания правильного маршрута. Выход из данной ситуации подскажет навигатор — если у вас имеется записанный ранее трак, то нет проблем: умная машинка след в след проведет вас по нужной безопасной траектории, если же есть только координаты конечной точки, то прибор, по крайней мере, подскажет вам кратчайшее направление к ней и оставшееся расстояние.
В трех соснах
Несмотря на то, что понятие "навигация" у многих ассоциируется только с судоходством, навигатор может пригодится не только на воде, но и на суше. Для большинства людей отдых на воде не ограничивается только водными переходами, а гармонично сочетается со стоянками на берегу и походами в лес. И здесь GPS-приемник может оказать неоценимую помощь — заблудиться можно и в трех соснах, что уж говорить о незнакомом лесу? Нынешней зимой мой друг, человек весьма далекий от "координат" и "навигации", после 10-минутного курса обучения обращению с навигатором уверенно нашел свой джип на охоте в непроходимых лесах Лодейнопольского района (в прошлом году он чуть не отморозил пальцы ног, блуждая 6 часов в десятке километров от стоянки автомобиля).
С использованием в лесу связан и мой первый опыт эксплуатации GPS, во время которого я столкнулся с одной из проблем, вытекающий из особенности работы навигатора. Я только что купил "Garmin еТгех" и, чтобы оправдать в глазах супруги довольно значительные затраты из семейного бюджета, решил на примере поездки в лес показать ей преимущества передовых технологий. Мы приехали на неделю в деревню Заостровье к нашим знакомым, места — просто сказка! В километре — бухта Владимирская с песчаным пляжем, напоминающим дюны Финского залива, в хорошую погоду виден знаменитый остров Коневец, до которого можно рискнуть дойти на надувной моторке, рядом озеро Отрадное, много лесных озер и очень красивые сосновые боры, где в сезон можно ведрами собирать крепкие и румяные белые грибы. Вот в такой бор мы и поехали на прогулку — подышать пьянящей чистоты воздухом, насыщенным запахом сосновый смолы и неведомыми легкими ароматами, столь желанными после окутанных смогом каменных петербургских джунглей.
Свернули с грунтовки на одну из лесных дорог и проехали по ней несколько километров, найдя приглянувшуюся полянку для стоянки машины. Закрыв машину, я включил навигатор и зафиксировал в его памяти точку, выбрав для нее символическое изображение легковой автомашины ("еТгех" имеет несколько десятков различных картинок, которые помогут различать точки на карте-схеме — среди них различные домики, машинки, кораблики, якоря, буи, вехи и т.п.). "Теперь мы сможем вернуться к этой точке даже в полной темноте," — гордо заявил я супруге, держа на ладони навигатор. Пару часов мы гуляли, не обращая внимания ни на какие ориентиры, потом сын начал жаловаться на усталость, надо возвращаться домой, и я решил провести для своей семьи открытый урок на тему "Как пользоваться навигатором для того, чтобы вернуться к машине".
Включил прибор, который быстро поймал спутники (редкие и высокие сосны — не очень серьезная помеха для приема). Правда, погрешность была намного больше, чем на открытой местности. Сказалось, наверное, и неблагоприятное взаимное расположение спутников. Наибольшую точность навигатор демонстрирует, когда нет помех для приема сигналов и спутники равномерно располагаются по сторонам света, но поскольку взаимной синхронизации вращения спутников по орбитам нет, то возможны ситуации, когда видимые спутники выстроятся в одну линию, отчего погрешность будет максимальной. В данном случае погрешность составила 80 метров — немало, но с 80 метров я машину уж как-нибудь разгляжу. Задал навигатору указание на точку с кодовым обозначением "CAR" и не спеша, чтобы успевал четырехлетний сынишка, двинулся в направлении, на которое указывала стрелка. Через 40 метров стрелка резко повернулась на 90 градусов, как будто я только что прошел рядом с машиной, доверяя умной электронике, я не задумываясь повернул в указанную сторону. Прошли еще метров 50, и ситуация повторилась. "Как-то странно мы идем..." — ехидно заметила жена. Я и сам уже начал замечать, что двигаемся мы каким-то противолодочным зигзагом, если не сказать хуже. После очередной серии боевых разворотов возникло труднопреодолимое желание забросить "умную" машинку в болото.
Разозлившись, я прикинул направление к машине по солнцу, и быстрым шагом двинулся в нужную сторону. Через несколько секунд движения стрелка навигатора повернулась почти туда же, куда я двигался, и навигатор уверенно довел нас до машины. "Слишком сложная и ненадежная штука этот навигатор," — подумал я, размышляя о возможном сбое в электронных мозгах прибора.
Позже, вернувшись домой, я спокойно оценил ситуацию и нашел причину странного поведения навигатора. Дело все в том, что для определения скорости и направления необходимо движение!
Многие ошибочно полагают, что навигатор GPS представляет из себя сложный и умный компас. Это не так (за исключением, например, нового прибора "Garmin eTrex Summit", который стоит около 300 долл.). Недорогие модели, если вы не перемещаетесь с навигатором, могут показать только координаты текущего местоположения и рассчитать расстояние до других точек. Ведь как навигатор измеряет скорость? Известны координаты точки начала движения, известны координаты текущего местоположения, известно время, за которое произошло это перемещение. Рассчитать скорость по этим данным сможет и школьник младших классов. Это происходит каждую секунду (если навигатор стоит в режиме энергосбережения, то один раз в 5-10 секунд). Аналогично вычисляется и направление движения.
Если бы речь шла об абсолютных величинах, все было бы просто, но ведь при определении координат надо учитывать и текущую погрешность измерения (или точность). При перемещении на расстояния, по величине сопоставимые с точностью измерений координат в данный момент, можно получить совершенно непредсказуемый результат. Навигатор может неправильно вычислить направление перемещения и указать ошибочное направление на нужную точку, что и произошло со мной в лесу. Я своим медленным извилистым движением между деревьями сам сбил GPS с толку, а мои виражи за стрелкой навигатора только усугубили процесс — все, круг замкнулся.
Если с вами произойдет подобная история, выходом изданной ситуации будет прямолинейное движение в произвольном направлении с достаточной скоростью. После несколько десятков метров пути навигатор уверенно поведет вас к цели. Достаточной скоростью для правильной работы навигатора при точности в пару десятков метров будет скорость порядка 3-3.5 км/ч.
Есть еще одна тонкость в использовании навигатора для выхода непосредственно на точку, если она находится в нескольких десятках метров от вас, и вы стоите неподвижно. Из-за особенностей вычисления направления, о которых я только что поведал, вы можете ходить вокруг да около точки — вы не сможете достаточно долго двигаться с необходимой скоростью, и навигатор будет вам все время показывать, что вы в 20-30-50 метрах от цели, а стрелка будет указывать в разные стороны. Помочь в данной ситуации может, как ни странно, обычный магнитный компас. Когда вы стоите неподвижно и задаете навигатору команду "Двигаться к указанной точке", навигатор укажет вам дистанцию до этой точки и азимут. Вот такой парадокс — для того, чтобы как можно точнее выйти на нужную точку, возможно, придется прибегнуть к помощи старого доброго компаса.
В новой модели "Garmin еТгех Summit" имеется встроенный магнитный электронный компас, который поможет вам ориентироваться, даже стоя неподвижно. Кроме того, 8 этой модели есть точный датчик давления, который выполняет функции барометрического альтиметра.
Рыбалка
На рыбалке навигатор может значительно сократить время и усилия на подготовку к этому увлекательному занятию — рыба, особенно в крупных водоемах типа Ладоги или Финского залива, расположена очень неравномерно, и, вопреки пословице, не там, где глубже, а там. где есть резкие изменения глубины и присутствуют естественные укрытия. С этой точки зрения интерес для рыболова составляют бровки вдоль ям и фарватера, каменные гряды и банки.
В среде питерских рыболовов ходят легенды об уловах на Варецких банках, которые представляют собой несколько каменных гряд шириной от 20 до 500 метров и протяженностью в несколько километров. Расположены эти банки на расстоянии от 3 до 12 км от береговой линии, в хорошую погоду кажется, что берег совсем близко, но продолжительный обратный путь и показания навигатора выдают несовершенство человеческого глазомера. В пасмурную погоду береговую линию затягивает дымкой, и никакие ориентиры не в состоянии помочь в поиске перспективных для рыбалки мест. Приходится идти малым ходом, постоянно сверяясь с показаниями эхолота, или контролировать дно грузом на веревке. Так проходит драгоценное время. С навигатором вам достаточно пройти один раз с эхолотом вдоль каменных гряд, записать в память приемника GPS трак и поставить несколько точек на краях банки и в местах поворотов — в следующую поездку вы сэкономите уйму времени, которого так не хватает на рыбалке. Если вы любите ловить мирную белую рыбу (леща, плотву и т.п.) и планируете это делать на протяжении нескольких дней подряд, то имеет смысл прикормить перспективное место, которое не надо будет обозначать буйками и вехой — достаточно занести в память навигатора координаты этой точки.
На ловле троллингом (дорожкой) при зацепе и прочном шнуре вы рискуете потерять плохо закрепленный спиннинг. Если вы не успели схватить согнувшееся дугой удилище и ослабить тормоз катушки, но догадались отметить навигатором точку, рядом с которой это произошло, у вас будет гораздо больше шансов кошкой зацепить шнур и поднять свой спиннинг со дна. На зимней рыбалке навигатор тоже не останется без дела — на те же ямы и банки можно выйти без утомительного сверления лунок только для того, чтобы промерить глубину и убедиться в отсутствии рыбы.