Хочу обратить внимание конструкторов-любителей на одну неприятную особенность применения эпоксидной смолы. В 1991-1992 годах для улучшения теплоизоляции своего катера "Амур-М" я решил оклеить его корпус изнутри (кокпит и носовой отсек) пенопластовыми пластинами толщиной в 15 мм. Примерно такое расстояние имеется между стенками топливных баков и внутренней поверхностью листов обшивки корпуса. В те далекие времена купить в магазине эпоксидную смолу и пенопласт было трудно, чаще всего все необходимое приходилось доставать. В этом случае качество приобретаемых материалов гарантировать трудно.
Пенопласт я использовал обычный упаковочный — рыхлый, с открытыми порами, растворимый всеми растворителями, включая бензин. Эпоксидная смола — ЭД-5, пластификатор — дибутилфталат, наполнитель — белая сажа. В качестве этих компонетов я не сомневался. А под видом кислотного отвердителя — полиэтилендиамина — мне предложили бутылку очень подвижной жидкости с крайне резким и сильным запахом аммиака. В верхней части бутылки в жидкости образовались кристаллы в виде плоских полупрозрачных пластин неправильной формы сероватого цвета. При смешивании с эпоксидной смолой этот отвердитель реагировал очень бурно — смесь моментально разогревалась, увеличивалась в объеме и быстро затвердевала. После нескольких опытов я вроде подобрал наиболее удачное соотношение компонентов и оклеил предварительно обезжиренный дюралевый корпус пенопластовыми пластинами.
В прошлом году я случайно обратил внимание на то, что во многих местах пенопластовые пластины вспучились, образовав бугры высотой 5-7 мм и размером в спичечный коробок. Вскрыв один такой бугор, я обнаружил там плотное скопление бело-серого порошка — продуктов коррозии дюраля. Зачистив это место до чистого металла и промыв его, я увидел, что дюраль разрушился на глубину 0.8-1.0 мм. Вскрыв еще несколько вздутий, я увидел аналогичную картину. Две пораженные зоны я законсервировал пластичной смазкой "Литол-24".
В этом году, приступив к установке кронштейна для радиостанции гражданского диапазона (СВ — диапазон 27 МГц) как раз на одно из пораженных мест, увидел, что в зоне, защищенной "Литолом", дальнейшего развития коррозии не происходило. В незащищенных местах коррозия дюраля продолжалась — он вновь покрылся тонким слоем бело-серого налета. Мой вывод: эпоксидная композиция по составу оказалась неоптимальной, то химическое соединение, что я использовал в качестве отвердителя, оказалось очень активным, с эпоксидной смолой прореагировало не полностью и его остатки вызвали интенсивную коррозию дюраля.
Скоро наступит пора весеннего ремонта наших маломерных судов. Будьте осторожны, применяя эпоксидную смолу! Приобретайте только доброкачественную продукцию, действуйте строго по инстукции и не смешивайте компоненты на глазок!
И еще о коррозии. Если вы используете в первичном контуре системы охлаждения антифриз или "Тосол" (что очень удобно), то меняйте его своевременно! Я на протяжении 4 лет ограничивался только проверкой уровня "Тосола" и его редкой доливкой. В этом году я обнаружил, что охлаждающая жидкость разложилась, образовав буро-серую кашу и забив расширительный бачок. Алюминиевая втулка самодельного датчика уровня охлаждающей жидкости, привинченная стальными кадмированными винтами М3 к корпусу из литейного легкого сплава типа АЛ-3, подверглась значительному разрушению из-за коррозии.