Для начала откроем небольшую редакционную тайну. Нам давно хотелось познакомиться с тем, как проводят редакционные испытания лодок-новинок зарубежные коллеги. При этом особенный интерес вызывали тесты таких современных серийных лодок, которые были уже знакомы нашим читателям и как-то дополняли наши прежние публикации.
И вот стало известно, что в финском журнале "Kippaii" №6 за 2000 г. напечатаны материалы редакционного теста — сравнения "Buster XXL" и "Silver Shark". Обе лодки и очень интересны, и совершенны сами по себе, и знакомы: "Бастеры" мы представляли читателям в "КиЯ" №170, а "Силверы" в "КиЯ" №172 и №173 (как раз ту же модель "Shark"). Сравниваемые лодки — "уроженцы" одного и того же финского городка, имеют одинаковые размерения, изготовлены из одного и того же основного материала — сваривающегося легкого сплава — и рассчитаны на одинаковый диапазон мощности ПМ. Разве не интересно выяснить — по каким критериям, по какой методике их сравнивали, и главное — к каким же выводам пришли опытные испытатели-журналисты из "Kippari"? Порядковый номер редакционных тестовых испытаний (№245) говорил сам за себя, да и в качестве автора большой (семь страниц) статьи выступал главный редактор журнала Веса Лепая.
Меньше всего нам хотелось бы оспаривать выводы финских коллег, которые "победу в тесте" присудили "Бастеру", хотя и сформулировали это очень (даже чересчур) осторожно и изящно: "сравнение преимуществ и недостатков говорит, что чаша весов слегка склоняется в сторону "Бастера". Однако не только этот вывод, но и само сравнение показалось нам не очень убедительным.
Сравнить впечатления от двух упомянутых лодок мы попросили хорошо знающего материал нашего консультанта Константина Левикина; он и много ходил на "Силвере", и бывал на предприятиях обеих фирм, расположенных рядом в небольшом финском городке Ахтяри. Он честно предупредил, что ему трудно быть объективным. Тем не менее, полагаем, что его размышления будут интересны читателям.
Я согласен с финскими авторами в том, что обе сравниваемые лодки принадлежат к появившемуся сравнительно недавно интересному и перспективному классу малых моторных судов.
С одной стороны, при длине 5.8—6 м это еще "лодка" — относительно легкая, открытая, удобная и для рыбалки, и для активных видов отдыха на воде. С другой стороны, благодаря уже солидным размерениям она становится достаточно мореходной и безопасной: корпус можно сделать прочным и высокобортным, кокпит — самоотливным; успехи моторостроителей, добившихся существенного снижения и веса ПМ, и расхода топлива, сделали реальной возможность установки на транец 100-сильных моторов, обеспечивающих любую интересующую судоводителя-любителя скорость вплоть до 40 узлов. Разумеется, на меньшие лодки такой ПМ весом в 150 кг не поставишь!
Другими словами, моторка рассматриваемого класса — это действительно универсальное и еще относительно недорогое малое судно. Стоит перешагнуть 6-метровый рубеж — появляется соблазн превратить лодку в полноценный катер-дейкрейсер с закрытой каютой, спальными местами, камбузом и туалетом, установить на нем стационарный двигатель с угловой колонкой и т.д. и т.п. Согласитесь, речь уже пойдет совсем о другом судне, не сравнимом ни по стоимости, ни по затратам на содержание.
Не случайность, что сравниваемые лодки но внешним характеристикам одинаковы. Напомним, что они сосуществуют, заполняя одну и ту же рыночную нишу. Больше того, 5.8-метровый "Шарк" и разработан был как ответ на появление 5.8-метрового "Бастера XXL", выпущенного конкурирующей фирмой (и сразу же ставшего призером Дюссельдорфской бот-шоу): типичному "Бастеру" стал противостоять типичный "Силвер". И как ни странно, судьбы этих двух моделей-соперниц сложились на редкость удачно. Благодаря точно угаданным соотношениям характеристик, применению новых материалов и отработке упрощенной конструкции и технологии конкуренты создали жизнеспособные лодки, которые выпускаются большой, по нынешним временам, серией и хорошо продаются на севере Европы, пользуясь репутацией надежных и долговечных. Это — редкость. Ибо многие не менее удачные, на первый взгляд, лодки (изготовленные, чаще всего, из стеклопластика) не выдерживают конкуренции и, несмотря на усиленную рекламу, сходят со сцены.
Но при всей схожести "Бастер" с "Силвером" никто не спутает. И на вопрос, какая же из этих двух удачных лодок лучше, я бы отвечать просто не стал, хотя все мои симпатии на стороне "Силвера". Всякие подобные сравнения с вынесением окончательных оценок — дело неблагодарное и довольно субъективное, какими бы опытными ни были члены "жюри".
Вот пример. Формулируя преимущества "выигравшего" сравнение "Бастера" (их перечислено шесть), сотрудники "Kippari" пишут: "Солидное впечатление". Перечисляя преимущества "проигравшего" "Силвера", они же пишут: "Солидная конструкция". За такой игрой слов пропало то, что "Силвер" имеет в полтора раза более толстую обшивку (транец и днище — 4 мм, остальное — 2 мм), существенно более прочный корпус с несколько меньшей килеватостыо днища (17.5 против 19°). Пропала оценка надежности корпуса, очень важной при эксплуатации на каменистых и засоренных северных водоемах.
Обе сравниваемые лодки имеют одинаковую категорию С (выход в прибрежную морскую зону при силе ветра до 6 баллов, т.е. при скорости ветра до 10.8—13.8 м/с и высоте волны не более 2 м). Мне приходилось ходить на "Шарке" и по 2-метровой волне. Уверен, что для таких тяжелых условий плавания его заостренные носовые образования более удачны, чем притупленный в плане фирменный нос "Бастера".
Испытатели говорят об этом так: "На волнении поведение "Силвера" безупречно. Нос режет волну мягко, ход приятный. При большой волне он не прыгает, как "Бастер", а пытается больше двигаться в устойчивом положении; при сильной волне это приводит к попаданию брызг внутрь лодки, ход следует снизить". Про упомянутые прыжки "Бастера" сказано достаточно непонятно: "При обычном волнении лодка идет мягко и переносит метровую волну, изящно перепрыгивая с одной волны на другую, если только характер рулевого это выдержит". Похоже, что в целом мореходные качества "Силвера" представляются испытателям более высокими. "Вообще "Силвер" идет явно солиднее: уверенно выходит на глиссирование, его движения не такие резкие, как у "Бастера", крен умеренный. Больше чувство стабильности, тогда как "Бастер" является более спортивной лодкой и сильно кренится на виражах, особенно, когда на лодке находится только одни человек: при повороте в сторону рулевого борт сильно погружается в воду и может даже зачерпнуть. Тем не менее опасных ситуаций на лодке не возникало даже на резких поворотах, но ведь и мощность двигателя была уменьшена". Поскольку дополнительная мощность увеличивает склонность к крену на поворотах, установка ПМ максимальной разрешенной мощности (т.е. еще на 30 л.с. больше) при малой нагрузке "Бастера" может оказаться опасной.
Как недостаток очень устойчивого на ходу "Силвера" финские испытатели отметили замедленную реакцию на действия рулевого; лодка мало чувствительна к триммированию мотора. Должен заметить, на это мне как-то даже не приходилось обращать внимание, да и на редакцнонных испытаниях "Шарка" (см. №173) сотрудниками "КиЯ" такого замечания высказано не было.
Шумность при ходе на волнении у "Бастера" значительно выше; возникает металлическое дребезжание, которого нет в "Силвере".
В тексте статьи, о которой идет речь, отмечено такое достоинство "Силвера", как цельная стеклопластиковая внутренняя секция обстройки (кокпит). Стеклопластик толщиной 2 мм делает лодку гораздо более обитаемой, чем алюминий и морская фанера на "Бастере". Но страшнее другое. В недостатки "Бастера" честно записано: "обнаружены течи" ("Внутри появляется вода — немного, но все же"). Думается, это важный сигнал изготовителям!
Представляют несомненный интерес приводимые в статье таблица и кривые с объективными и крайне редко публикуемыми характеристиками скорости, расхода топлива и шумности в зависимости от числа оборотов. Но опять же — для сравнения лодок было бы гораздо интереснее снимать показатели при тестах с одинаковыми ПМ. Дело в том, что "Бастер’’ испытывался с 75-сильным двухтактным ПМ "Evinrude Ficht 75 RAM", а "Силвер" — с 90-сильным четырехтактным "Honda BF90". Все сравнимые показатели у "Силвера" несколько лучше, особенно — шумность (84 дБ (А) при максимальной скорости 33 узла против 88 дБ (А) на 29.6 узла у "Бастера"): сочетание "Шарк" + "Хонда" на сравнимой скорости дает и некоторое снижение расхода топлива, что и естественно - ведь "Хонда" - мотор четырехтактный.
Думаю, что читателям будет интересны и данные о скорости и мощности "Бастера" со 115-сильным четырехтактным ПМ, заимствованные из журнала "Skipper" (№8, 2000 г.). Эти цифры подставлены в ту же таблицу.
Наконец, стоимость мотолодок при примерно одинаковой комплектации чуть ниже у "Силвера".
Теперь остается отбросить ненужные для сравнения совершенно одинаковые для обеих лодок преимущества (и там и там повторяются "ходовые качества" и "практичная совокупность") и поговорить о таких отмеченных испытателями недостатках "Силвера", как узкие проходы вдоль бортов у пульта и слабая защита пультом от ветра и непогоды сидящих за ним водителя и штурмана.
Естественно, при ограниченной ширине малой лодки два прохода вдоль бортов всегда оказываются уже, чем один по ДП. Однако даже эти действительно довольно узкие проходы очень удобны и при ловле рыбы, и при швартовке или спасательных операциях, когда необходимо свободно продвигаться вдоль борта и когда любые обходы и обносы снастей или концов вокруг (поверх) бортовых консолей оказываются помехой. Вообще по вопросу выбора расположения консолей (одной в ДП или двух по бортам) единого мнения нет и то, что одни считают недостатком, другие считают преимуществом. В данном случае вопрос решился к общему удовольствию: АО "Силвер Венеет" наряду с выпуском прежнего варианта СС (центральная консоль) принимает заказы н на вариант DC (двойная консоль). Вес лодки увеличился всего на 10 кг (с 590 до 600 кг), зато каждый может получить именно то, что ему по вкусу. Для варианта DC выпускается и специальный тент от ветра, закрывающий центральный проход и защищающий всех сидящих на кормовой половине лодки. Соответственно можно приобрести любой из двух вариантов другого тента, защищающего кормовую часть от непогоды.
Сотрудники "Kippari" сформулировали свой вывод так: "Видно, что обе лодки являются прочными и солидными промышленными изделиями, сконструированными на долгое время, не имеющими ни "детских болезней", ни видимых ошибок". В то же время бросается в глаза, что и свое основное внимание, и большую часть статьи испытатели уделили сравнению имеющихся рундуков для хранения багажа, снастей и судового имущества, совершенству защитных ветровых стекол и системы поручней-релингов, удобству посадки-высадки пассажиров (через носовую палубу). На мой взгляд, не стоило бы так злоупотреблять вниманием читателей и запугивать потенциальных покупателей. Есть полезные наблюдения, которые наверняка заинтересуют конструкторов лодки и могут быть учтены при корректировке чертежей. Но есть и повлиявшие на общую оценку замечания, которые не бесспорны.
Вот, например, понравился на "Бастере" испытателям "большой отсек" для хранения длинномерных предметов (вдоль левого борта в носовом кокпите). Но ведь есть и другая точка зрения, которая мне как рыболову-спортсмену гораздо ближе: этот продольный рундук, как и левая консоль, мешает работе у борта. Для одних это плюс, для других — минус. Как оценить эту разницу в баллах?
Итак, еще раз подчеркнем. Лодок без недостатков нет. В целом обе сравниваемые лодки заслуживают высокой оценки. А ценность проведенного теста именно в том, что испытатели дали интересные цифры и обратили внимание на то, как и чем при внимательном рассмотрении могут отличаться, казалось, бы совершенно одинаковые лодки.
Что же касается высоко ценимого мною "Шарка", то я согласен с формулировкой, вынесенной в предисловие к проспекту фирмы на 2001-й год: "Комфортабельность и надежность стали товарным знаком катеров "Силвер", хотя испытатели из "Kippari" и считают их более традиционными и менее спортивными, чем "Бастеры".