— Виктор Александрович, как возникла идея начать местное производство известных лодок?
— Четыре года назад мы начали с закупки у финского завода "Silver Veneet Oy" нескольких катеров для продажи в России. Были определенные сомнения: окажутся ли они востребованы? Наступивший сезон оправдал ожидания. Однако цена готовой финской лодки, включающая в себя таможенные сборы и доставку, показалась мне высокой для отечественного рынка. Мы пошли на кардинальный шаг: построили новые производственные помещения, вложили средства в современное промышленное оборудование и организовали "с чистого листа" сборку судов из поставляемых "Silver" готовых комплектов. В финансировании проекта финская сторона не участвовала, но помогла найти необходимое оборудование. В дальнейшем те детали и комплектующие, в производстве которых высока доля ручного труда (стеклопластиковая палуба, сиденья, диваны, тенты и др.), мы стали изготавливать сами. Это позволило существенно снизить цену готовых лодок. В наших условиях производство — это необходимость, у него есть перспектива. Хотя должен добавить: заниматься просто торговлей нам было бы значительно легче.
— Насколько успешным оказался первый год работы?
— Построено и реализовано всего около 120 судов, из них 20% остались у нас в Петербурге, 40% отправлены в Поволжье, остальные разошлись по стране. На сборочном участке сейчас одновременно можно собирать шесть изделий. Норматив на сборку одного катера — от 20 до 120 часов, в зависимости от модели. Производственные площади в 4000 м2 позволяют собирать до 2000 лодок в год. За прошлый сезон мы собрали 60 каютных катеров, в этом сезоне планируем расширить производство, выйти на 450-500 единиц продукции и далее — до 2000 в год.
В ушедшем году введены в серийное производство шесть новых моделей лодок "Сильвер". Особенно приятно, что четыре из них доработаны нами с учетом спроса российского покупателя. Эта работа была проведена совместно с ООО "Мобиле Груп". Специалисты этой фирмы являются одними из лучших в России по работе с пластиком.
— Кстати, какие модели идут у нас лучше?
— Из моторных лодок открытой компоновки наиболее популярны пятиметровые "Silver Hawk". Соотношение малых открытых и больших каютных моделей примерно 50 на 50, и мы предполагаем сохранение этой пропорции в ближайшее время.
— Вы представляете лодки "Сильвер" на всей территории страны. Развиваете ли вы дилерскую сеть?
— Работа по созданию дилерской сети была начата давно. Сегодня мы продаем лодки дилерам во многих крупных городах России. В основном это Москва и Поволжье, хотя мы отправляли катера и в Иркутск, и во Владивосток, и в Петропавловск-Камчатский. Пока мощных представительств на местах у нас нет. С увеличением производства планируем дальнейшее развитие сети.
— Вы работаете на Россию по соглашению с финской стороной. А есть ли планы расширения сбыта и на другие страны?
— Отношения с финнами подразумевают, что мы не будем распространять свои лодки в странах Северной и Западной Европы. С расширением производства, возможно, наша продукция появится и в странах ближнего зарубежья, прежде всего СНГ.
— Как видно по оборудованию участков, сборка наших "Сильверов" совсем не отверточная. Какие материалы, комплектующие и технологии используются в производстве?
— Мы используем те же материалы и комплектующие, что и финны. Закупаем их у тех же субподрядчиков и производителей. Первое время все получали через финнов. Постепенно, с развитием завода, налаживали прямые контакты с производителями оборудования и комплектующих. Сейчас практически все комплектующие закупаем напрямую. Материал для производства стеклопластика, стекла, двери, релинги — все это из Финляндии, также работаем с итальянскими, шведскими, американскими производителями.
В работе используем лучшее профессиональное оборудование. Это касается и сборки, и сварки. У нас стоят те же сварочные полуавтоматы "Kemppi", что и у финнов, и используется в них тот же шведский присадочный материал. Если вы посмотрите на ручную сварку, то увидите, что она очень хорошего качества, ничем не отличается от финской. Наши сварщики проходили стажировку на финском заводе, и коллегам очень понравился высокий уровень их профессиональной подготовки.
Чем отличается наш пластик от финского? Финны напыляют деко-ратив из пульверизатора, мы наносим его вручную кистью. Это более трудоемкий процесс, но декоративный слой получается толще, чем при напылении. В дальнейшем поверхность пластика можно смело подшкуривать и полировать.
Материал корпуса — итальянский алюминий, его состав поставщики не афишируют, но у него аналогов нет, это показал анализ. Финны поставляют бортовые пенонаполненные секции, их изготовление составляет "ноу-хау" финских компаний. Толщина днища и транца — 4 мм, обшивки — 2.5-3 мм. Что еще на катере нашего, кроме пластика? Тенты, которые мы шьем на производстве из фирменного материала. Стараемся всю фурнитуру использовать высококлассную. Например, шарниры на тентовых дугах финны ставят пластмассовые, они намного дешевле и менее надежны, а мы — полированные нержавеющие, более дорогие и надежные.
Краску для корпуса начали применять более дорогую, полиуретановую. Такая же краска используется для покраски машин "Mercedes" и "BMW". Специально для нас художники также разработали технологию покраски лодок в камуфляжный цвет двух видов: "НАТО" и "Хантер".
— Материалы, технологии — понятно, перенесены оригинальные. Но качество? Осталось ли оно финским?
— Наши финские партнеры периодически проводят контроль качества выпускаемых нами лодок и остаются удовлетворенными. Более того, они отмечают, что по некоторым позициям наше качество превосходит финское.
— В выставочном зале мы видели, что ваши лодки часто комплектуются моторами "Suzuki". Значит ли это, что они станут "пакетным" вариантом оснащения лодок "Сильвер"?
— Мы комплектуем свои лодки разными моторами, но отдаем предпочтение "Suzuki", так как считаем их четырехтактные моторы мощностью 50, 115, 140 л.с. наиболее подходящими для наших катеров, лучшими в своем классе. Кроме того, это очень умные моторы. Они помнят все происходившие с ними события: на каких режимах использовались, когда менялось масло и т.д. Еще ни один "Suzuki" не возвращался к нам в службу сервиса на ремонт. Кстати, все гарантийное и сервисное обслуживание мы выполняем в нашем сервис-центре на территории завода.
Мы стали комплектовать катера моторами "Suzuki" еще и потому, что это очень надежные моторы. Однажды был случай, когда наш слесарь забыл залить в картер масло. В нем оставалась консервационная смазка. На ней можно завестись, немного поработать. Клиент купил катер, вышел на воду, запустил мотор — сработала сигнализация. Надо было поставить судно к стенке и вызвать специалиста. Но клиент пять часов катался на малых оборотах, прежде чем окончательно "запорол" мотор. Виноваты и не заливший масло слесарь, и владелец. Теперь мы обязательно маркируем моторы, в которые еще не залито масло.
— Раз уж разговор зашел о гарантийном обслуживании, скажите, какова ваша политика в этой области? Как согласованы условия гарантийного ремонта с финской стороной?
— Мы даем два типа гарантии: минимальную, на год, которую должны давать всем, и продленную, до трех лет, которую даем и на лодки, и на моторы при условии регулярного обслуживания техники у нас. С продленной гарантией нет никаких проблем. При этом неважно, где приобреталась лодка "Сильвер" — у нас или в Финляндии, мы будем поддерживать такую гарантию.
Как вы понимаете, нет такой вещи, которую нельзя было бы сломать. У нас перебывали наши же лодки, которые эксплуатировались в самых разных условиях. Например, люди попадали в предельной силы шторм и пытались быстро выйти из него любой ценой. Штормовые повреждения могут быть просто катастрофичными. Тем не менее, рассказывая о поломке, клиент не должен говорить "оторвалось", надо говорить "оторвали".
Информация об изображении
Секции лодок доводятся до высокой степени готовности перед окончательной сборкой
Сейчас мы совместно со специалистами ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова разработали инструкцию для пользователя (с оригинальными финскими лодками она не идет), в которой расписаны все рекомендации по управлению судном, а также по хранению и правильному уходу за ним. В частности, мы теперь пишем: "При подъеме из воды корпус должен быть осушен", а "при хранении на берегу сливная пробка должна быть открыта". В корпусе "Silver Eagle", к примеру, более 350 сварных швов. Коробчатые стрингеры на днище привариваются прерывистым швом для уменьшения деформаций. Если не осушать корпус перед зимним хранением, вода, оставшаяся в стыках набора, может при замерзании вызвать растрескивание швов. То же самое относится и к пластику палубы. Надеемся, что инструкция поможет владельцам лодок избежать многих недоразумений, связанных с неправильным обращением с ними.
Секции лодок доводятся до высокой степени готовности перед окончательной сборкой
Надо сказать еще об одной важной детали: при нормальной эксплуатации лодка теряет в год порядка десятой части стоимости. Нередко клиенты через сезон-другой решают, что лодка стала им мала и хотели бы иметь что-то другое, побольше. В этом случае они всегда могут сдать нам лодку по ее остаточной стоимости и поменять на другую.