Основные данные яхт «Mari-Cha III», «Mari-Cha IV» и их знаменитой предшественницы шхуны «Атлантика»
«Атлантика» | «Mari-Cha III» | «Mari-Cha IV» | |
Длина, м: | |||
— макс. | 57 | 44.70 | 44.40 |
— по КВЛ | 42 | 38.00 | 40.20 |
Ширина, м | 8.84 | 9.00 | 6.50 |
Осадка, м | н.д. | 4.50 | 6.70 |
Высота мачты, м | н.д. | 39 | 45 |
Водоизмещение, т | 303 | 126/110* | 50 |
Балласт, т: | |||
— в бульбкиле | — | 41 | 10 |
— водяной | — | 6.6 | 10 |
Площадь парусности, м2 | 1722 | 1000/1680** | 980/1415** |
Мощность двигателя, л.с. | — | 600 | 315 |
Экипаж, чел. | н.д. | 8/25* | 20 |
Относительная длина, | 6.25 | 7.57/7.92* | 10.89 |
Энерговооруженность, | 6.18 | 8.17/8.54* | 10.16 |
Средняя скорость на дистанции, уз | 10.05 | 13.54 | 18.07 |
* В «круизном» и «гоночном» вариантах
** На лавировке/полных курсах
Заказчику лодки многочисленные «доброжелатели» недвусмысленно намекали на судьбу другого сверхбогача — Бернара Тапи, пожелавшего иметь подобную же яхту1, а конструктора будущего судна один из известных яхтенных обозревателей — видимо, в запале — назвал «опасным сумасшедшим»2. Однако все эти нападки не смутили ни Бриана, ни самого Миллера: «роскошно-рекордное» судно было построено и торжественно спущено на воду в 1997 г. Сама концепция необычного парусника — мега-яхта со скоростными характеристиками, свойственными экстремальным гоночным судам, равно пригодная как для комфортабельного отдыха мультимиллионера, так и для установки рекордов скорости на океанских дистанциях — потребовала от конструктора и дизайнеров колоссальной работы. В результате они смогли определить минимально необходимые габариты судна, его архитектурный облик, парусное вооружение и материал корпуса.
Выяснилось, что достижение приемлемых весовых, объемных и энергетических характеристик будущего судна возможно лишь при длине его корпуса не меньше 42 м. После консультации с заказчиком конструктор принял решение удлинить корпус еще на 3 м — поскольку длина, как известно, бежит, ее запас карман никогда не тянет. В связи с необходимостью ручного привода всех лебедок (чтобы макси-яхта могла участвовать в гонках и ставить официально фиксируемые рекорды скорости) потребовалось распределить парусность (ее площадь должна была составить более 1600 м2) минимум по двум мачтам (для удобства в круизных плаваниях ручные лебедки заменяются на гидравлические). Так определился и тип будущего судна — двухмачтовый кеч. Расчеты показали, что реализовать замыслы конструктора, используя традиционный материал корпуса — алюминий — невозможно из-за резкого увеличения веса судна. Пришлось применить композиты. В итоге получилась сложная сэндвичевая конструкция корпуса, в которой чередуются слои углепластика и кевларового волокна (в наиболее нагруженных местах — однонаправленного), а в качестве наполнителя — соты из номекса. Еще одним необычным решением для яхт такого размера в те годы стало применение водяного балласта массой 6600 кг.
Большой сложностью отличалась работа конструктора и группы дизайнеров над интерьером судна. С одной стороны, рекордная яхта должна быть предельно легкой, с другой — Миллер желал иметь на яхте богато отделанные апартаменты не только для себя, но и для гостей. Причем весь интерьер следовало выполнить в полном соответствии с канонами — из красного дерева, бронзы и натурального камня. После долгих споров родился компромисс — на борту судна остается каюта владельца, а комфортабельные салон и гостевые каюты выполняются... «быстросъемными», из легких разборных элементов. Потребовалось натурное макетирование интерьера, чтобы убедиться в приемлемости и технической реализуемости столь необычного предложения. Одновременно сам собой решился вопрос, где размещать полноценный гоночный экипаж численностью в 25 человек (в «круизном режиме» на борту яхты — лишь восемь человек команды).
Дизайнерам под руководством Джона Манфорда пришлось разрабатывать необычную технологию изготовления сэндвичевых панелей из. красного дерева. На тонкий (3 мм) слой махагони с обратной стороны наклеивался 12миллиметровый слой номекса, закрываемый слоем кевлара — именно так были выполнены все 1120 деталей внутренней обшивки кают и салона. Не меньшая трудность возникла и при работе с мрамором — существовавшие камнерезные машины не позволяли уверенно получать большие плиты тоньше 5-6 мм. Понадобилось изобретать специальный станок для сошлифовывания излишнего материала, чтобы достичь трехмиллиметровой толщины. Разумеется, их тоже пришлось наклеивать на номекс.
Получившаяся в результате столь немыслимых технических ухищрений яхта уже в первый свой пробный выход в море продемонстрировала потрясающие результаты, развив при ходе в острый бейдевинд 12.5 уз при истинном ветре всего 6 м/с!
Неудивительно, что все негативные оценки и прогнозы были тут же забыты, и бывшие критики проекта стали столь же дружно соревноваться в цветистости эпитетов, восхваляющих это действительно эпохальное судно в истории парусного спорта. Отмеченная в 1997 г. Обществом суперяхт как «Лучшая парусная яхта 1997 г. длиной более 36 м» и получившая в том же году приз «За лучший интерьер парусного судна», «Mari-Cha III» в следующем, 1998-м, году установила рекорд трансатлантического перехода, показав результат 8 сут 23 ч 59 мин 41 с. В порыве восторга один из обозревателей даже назвал эту лодку «провозвестником новой зари океанского парусного спорта»!
Однако именно во время этого перехода Роберт Миллер в полной мере осознал ограничения, наложенные на ходовые качества яхты большой массой интерьера и тиковой(!) палубы. Сразу же после финиша он вновь обратился к Филиппу Бриану с предложением создать еще более быстроходное судно. Работы над этим проектом в полной тайне (горький опыт уже научил) были начаты в 1999 г., а в августе этого года новое судно, получившее имя «Mari-Cha IV», было спущено на воду3 на французской верфи «J.M.V. Industries».
На этот раз яхта построена бескомпромиссно — никаких роскошных кают и салонов, никакого красного дерева и мрамора. Голый аскетичный интерьер гоночной «мыльницы», предназначенной только для одного — пожирать мили океанских трасс со стремительностью, недоступной ни одному из ныне существующих однокорпусных парусных судов (а, возможно, и многокорпусных).
«Лучшее — враг хорошего», — справедливо рассудил Филипп Бриан, и новая яхта внешне получилась весьма похожей на старую. Многие обмерные характеристики двух судов если и не совпадают с точностью до сантиметра, то во всяком случае очень похожи. Многие, кроме водоизмещения, — у новой яхты оно уменьшено более чем вдвое, по сравнению с предшественницей, и составляет всего 50 т.
Добиться этого удалось не только за счет отказа от роскошного интерьера и тиковой палубы. Вместо 600-сильного дизеля на яхте установили 315-сильный, выиграв более полутонны веса. Тщательнейшим образом пересмотрели конструкцию корпуса, облегчив ее везде, где только возможно. Лодку полностью изготовили из углеволокна с сотовым наполнителем из номекса. Вместо стального стоячего такелажа— синтетический. Но главное: на «Mari-Cha IV» применен — впервые на яхтах подобного размера — качающийся киль. Выросла и масса водяного балласта — теперь она составляет целых 10 т. За счет увеличения плеча восстанавливающего момента (угол отклонения гигантского киля длиной 6.3 м составляет 40° на каждый борт) при сохранении почти такой же, как у ее предшественницы, площади парусности на «Mari-Cha IV» удалось значительно сократить массу твердого балласта — его в бульбкиле содержится всего 10 т. Еще одним отличием «Mari-Cha IV» стало парусное вооружение. Яхту вооружили не кечем, а шхуной. На ней нет спинакера, но зато имеются огромный геннакер площадью 550 м2 и апсель — еще 390 м2.
Многие детали и особенности конструкции нового сверхбыстроходного судна конструктором и изготовителем держатся пока в секрете — до раскрытия полного гоночного потенциала судна делиться уникальными knowhow никто не станет.
Однако ждать этого, надеемся, долго не придется. Когда мы только начали писать эти строки, никто и предположить не мог, что новая суперяхта практически без какой-либо продолжительной обкатки, настройки и доводки выйдет на рекордную дистанцию трансатлантического перехода с запада на восток. Уже в первые часы перехода (начавшегося 2 октября) с борта лодки пошли электронные письма, свидетельствовавшие о том, что расчеты конструктора полностью подтверждаются. Огромная 44-метровая яхта легко развивала максимальную скорость более 28 уз, удерживая среднюю выше 19 уз при ветре 10-13 м/с. 5 октября Роберт Миллер сообщил с борта «Mari-Cha IV», что самая сложная (в погодном отношении) часть маршрута пройдена и есть надежда на существенное улучшение предыдущего результата, установленного однокорпусным судном с полным экипажем («Armor Lux», 2001 г., 8 сут 20 ч 55 мин 35 с). Лишенный какой-либо зашивки или иных элементов отделки огромный корпус яхты, резонирующий при каждом ударе о волны, по словам Миллера, «грохочет, как паровоз на полном ходу», а отдыхающая вахта «...чувствует себя, будто внутри барабана, но на фоне всего этого нам начал нравиться вкус сублимированной пищи».
Утром 6 октября с борта яхты пришло письмо, выдержанное в официально-деловом стиле. В нем кратко сообщалось, что «.«Mari-Cha IV» переписала парусную историю и стала первым однокорпусным парусным судном, прошедшим за сутки более 500 миль». Так действующий рекорд («Illbruck», 2002 г., 484 мили) был перекрыт более чем на 20 миль. Не успели журналисты опубликовать эту новость, как несколькими часами позднее мир известили о том, что новый результат (тоже еще не оформленный официально) уже равен 511.4 мили. Однако рано утром 7 октября экипаж яхты сообщил, что побито и это достижение. Наибольшая дистанция, пройденная «Mari-Cha IV» за 24 ч, теперь стала равна 525.5 мили по генеральному курсу — т.е. сутки яхта шла со средней скоростью 21.9 уз! Судно все это время несло средний геннакер («Code 3»), фок, грот и стаксель при ветре скоростью 15-17 м/с. Всего же за двое суток яхта прошла 1024 мили.
Сразу после этого букмекеры стали принимать новые ставки — речь уже шла не о том, сможет ли команда Миллера улучшить действующий рекорд трансатлантического перехода (в этом практически никто не сомневался), а превзойдет ли она его на одни сутки или на двое?
«Вы спрашиваете нас, что дальше? — написали яхтсмены. — ОК, нет никакого сомнения, что в Гольфстриме мы смогли бы пройти и более 600 миль за сутки. Возможно, некоторые из вас скажут, что это не совсем честно, но ведь предыдущий рекорд установлен именно так4. В конце концов, играть честно — означает просто соблюдать все действующие правила, не так ли? А пока нам осталось сделать три поворота, чтобы подойти к финишной линии.»
Команда Миллера сыграла по всем правилам — и получила заслуженную награду. Ветер не стих, не переменил резко своего направления. Не произошло ничего экстраординарного и на судне. 9 октября в 13 ч 32 мин по Гринвичу «Mari-Cha IV» миновала траверз маяка Лизард, показав на 2925-мильной дистанции фантастическое для однокорпусного судна время — 6 сут 17 ч 52 мин и 39 с, улучшив предыдущее достижение более чем на двое суток (и, заметим, перекрыв результаты почти всех многокорпусников на этой дистанции!)
Поразительно, но факт — в течение всего перехода экипаж яхты ни разу не столкнулся с какими-либо техническими проблемами или поломками. За все время на борту шхуны было всего два неприятных момента. Одним из них стал удар на полной скорости килем о подводный предмет (скорее всего, это была акула), после чего яхте пришлось ложиться в левентик, чтобы на заднем ходу снять останки животного с киля. Огромный шестиметровый плавник судна выдержал удар без повреждений, как и механизм его поворота, что делает честь конструктору и строителям яхты. Другим стал обрыв фала одного из геннакеров, который в конечном итоге удалось вытащить на борт, хоть и изрядно попортив. «На борту ничего драматического — писать просто не о чем», — так охарактеризовал ход уникального плавания один из рулевых суперяхты.
Колоссальные средства, вложенные Робертом Миллером в «Mari-Cha IV» (по некоторым данным, на ее создание было потрачено денег примерно в семь-восемь раз больше, чем ушло на постройку ее конкурента «Bols»), окупились сторицей — надежное судно принесло своему владельцу мировую славу
А что же дальше? С момента установления первого трансатлантического рекорда скорости под парусами минуло без малого сто лет. За это время результат «Атлантики» удалось улучшить почти в два раза. Перед конструкторами яхт в октябре 2003 г. оказалась поставлена новая — и очень высокая — планка.
Павел Игнатьев. Фото Тьерри Мартинеза и Джона Наша.
P.S. 31 октября в редакцию пришло известие, что окончательно утвержденным рекордом суточного перехода следует считать 525.7 мили (бюллетень WSSRC №49).
Примечания
1. Бернар Тапи — французский мультимиллионер, владелец ряда промышленных предприятий и спортивных клубов. В свое время приобрел знаменитую «Club Mediterranea» Алена Кола, перестроив ее в комфортабельную и быстроходную мега-яхту «Phocea», на которой пытался установить рекорд трансатлантического перехода (см. «КиЯ» №181). Впоследствии разорился.
2. Немаловажную роль в подобных агрессивных нападках сыграло, видимо, чувство уязвленного национального самолюбия — как это, британец заказывает постройку суперяхты французам?
3. Полная секретность, в которой велась работа над проектам, дала, кстати, свои плоды — владельцы и экипаж «Bols» были совершенно явно обескуражены возникшим буквально в последнюю секунду из ниоткуда конкурентом, существование которого при постройке их яхты в расчет явно не бралось.
4. См. статью «Венок рекордов» в «КиЯ» №180.