Парусник был готов стартовать в начале октября. Буквально накануне выхода из Нью-йоркской гавани во время грозы в него лопала молния, в результате чего вся бортовая электроника и средства связи полностью вышли из строя. За несколько дней техники привели аппаратуру в порядок и 15 октября "MARI-CHA III" начала свой рекордный забег.
Задачей экипажа было побить действовавший к тому времени рекорд перехода через Атлантику, который был установлен шведской яхтой "Никоретт" в 1997 году и равнялся 11 дням 13 часам и 22 минутам. Рекорд, о котором идет речь, фиксируется для однокорпусных парусных судов с полными экипажами, управляемых без применения электрических, гидравлических и тому подобных приспособлений. Перед стартом "Мари-Ша" была специально переоборудована в соответствии с правилами, установленными WSSRC (Комиссией по мировым рекордам на парусных судах): часть гидравлики пришлось заменить ручными лебедками.
Напомним, что самый первый рекорд (12 дней 4 часа и 1 минута) принадлежал американской шхуне "Атлантик" и был зафиксирован еще в 1905 году. "Мари-Ша" успешно пересекла Атлантику за 8 дней 23 часа и 59 минут. Владелец супер-яхты американец Роберт Миллер принимал в установлении рекорда самое активное участие, управляя кечем наравне с другими рулевыми. Кроме него на борту находились еще 22 человека, в том числе шкипер Лионел Пен, капитан Дж. Ф. Детиво и навигатор Жан Ив Берно. Основу экипажа составили французские яхтсмены, но были на яхте и несколько новозеландцев, швейцарец, англичанин, итальянец и даже гонщик из ЮАР. В переходе участвовал и автор проекта Филипп Бриан.
"Мари-Ша III" прошла 2925 миль со средней скоростью 14.74 узла (у "Никоретт" тот же показатель равнялся 10.54 узла). Скорость движения достигала иногда 30 узлов и яхта практически не отклонялась от генерального курса. Как отметили участники рекордного перехода, погодные условия благоприятствовали стремительному продвижению к заветной цели, к тому же на борт постоянно поступали очень точные прогнозы погоды из метеоцентра во Франции, которые помогали гонщикам уверенно идти по выбранному маршруту.
Размеры и оборудование 45-метровой яхты внушительны, ее ходовые качества и мореходные возможности впечатляют. И тем не менее, переход через Атлантику не стал для яхтсменов легкой прогулкой. В самом начале пути сильные удары волн о корпус привели к тому, что была сорвана крышка-обтекатель, которая прикрывала носовое подруливающее устройство. В результате яхта весь путь проделала с открытой нишей в подводной части, что привело к снижению средней скорости движения примерно на узел. За несколько дней до финиша было повреждено оборудование гика на грот-мачте, в результате чего стала невозможна установка полного грота, и весь остаток пути яхта шла под зарифленным парусом, а иногда и вовсе без грота. Ко всем бедам, уже в конце пути вышла из строя закрутка стакселя и "Мари-Ша" какое-то время была вынуждена идти под громадной генуей, которую не удавалось срубить.
Уже после того, как яхта ошвартовалась в Фалмуте, Лионел Пен поделился своими впечатлениями от происшедшего на дистанции: "День накануне финиша и вся последующая ночь были ужасны. По морю ходили пятиметровые волны, дул ураганный ветер 40-50 узлов, а на порывах — все 60! Глупейшая ситуация произошла по истечении недели пути — за пять миль до финиша к нам прилетел и сопровождал до самого мыса вертолет с фото- и кинорепортерами, а мы, хотя ветер стих, шли под зарифленными парусами! И все время — на грани новой поломки. Но все же, что за удовольствие было совершить этот рекордный переход ка такой фантастической парусной машине, управляемой столь умелым и отважным экипажем!" Что ж, француз остается французом в любых обстоятельствах.
Несколько слов о самой суперяхте
Кеч "Мари-Ша III" спроектирован и построен не как чистый гонщик, а как очень дорогая круизная яхта "с задатками чемпиона". Этот двухмачтовик стал самым современным воплощением проекта "мега"-яхты, разработанного конструкторским бюро Филиппа Бриана. "Мари-Ша" была построена и оборудована специалистами двух новозеландских судостроительных предприятий — верфей "Мартен Марин" и "Сенсейшн". Спущена на воду яхта всего лишь год назад — в конце октября 1997 г. Задача на проектирование будущим владельцем ставилась так: "Нужна круизная яхта, но самая быстрая в своем классе". В результате через четыре года проектных работ и строительства на свет появилась красавица "Мари-Ша III". Ее внутренние помещения включают в себя три большие гостевые каюты, салон площадью 28 м2, каюты для экипажа из 8 человек, а также ангар в корме яхты для содержания небольшого катера. Место штурмана располагается над моторным отсеком, который надежно изолирован от остальных помещений. Штурманская рубка открывает отличный обзор для навигатора и нашпигована новейшим навигационным оборудованием.
При своем очевидном комфорте "Мари-Ша III" действительно является отличным "ходоком". Еще во время пробных выходов было отмечено, что при скорости вымпельного ветра 12 узлов скорость яхты в лавировку достигает 12.5 узлов, при том, что лавировочный угол равен всего 20°. Яхта лавирует со скоростью ветра! В то же время, на галсах "Мари-Ша" развивала скорость 17 узлов при 14-узловом ветре.
Специалисты отмечают, что при более благоприятных обстоятельствах и отсутствии поломок "Мари-Ша III" могла побить не только рекорд, установленный ранее в этой категории судов яхтой "Никоретт", но и другие существующие рекорды:
- 1. Трансатлантический рекорд для однокорпусных парусных судов, в управлении которыми применяются электрические лебедки и гидравлика - 8 дней 3 часа 29 минут, который принадлежит 74-метровой шхуне "Fhocea" (1988 г.).
- 2. Трансатлантический рекорд для многокорпусников - 6 дней 13 часов и 3 минуты, установленный в 1990 году катамараном "Jet Services V".