Основная, I часть принятого документа посвящена общим вопросам классификации яхт; перечислены разрешенные к постройке классы (этот перечень обновлен) и типоразмеры судов, приведены общие правила обмера и постройки, а также рассмотрены все законодательные вопросы, касающиеся яхт, строящихся и плавающих в СССР. В частности, уточнен порядок регистрации яхт в соответствии с требованиями «Кодекса торгового мореплавания СССР». Эта часть Правил издается и является основополагающим, руководящим материалом для всех спортивных и проектно-производственных организаций.
Часть II включает частные правила для гоночных яхт международных классов, принятых в СССР. Поскольку эти правила изменяются довольно часто, их решено издавать отдельно для каждого класса и подвергать необходимой корректировке по мере поступления материалов из IYRU.
Часть III (уже разосланная на места) содержит международные правила и инструкции по обмеру крейсерско-гоночных яхт по формуле IOR, принятой, как известно, в нашей стране.
Рассмотрим подробнее существо изменений, внесенных в часть I. Из таблицы классов яхт, рекомендуемых к постройке в 1973—1977 гг., исключены швертботы «Ерш» и «М», килевые яхты Л6, К6, К7, К8 и «фолькбот», катамараны группы С, гоночные яхты «Звездный», «Дракон» и 5,5-метровые яхты. Теперь вместо 17 классов стало 15. Это суда международных гоночных классов: швертботы «Оптимист», «ОК-динги», «Финн», «Кадет», «420», «470», «Летучий Голландец»; яхты «Темпест» и «Солинг»; катамараны группы В и «Торнадо». Из национальных классов сохранены лишь крейсерско-гоночные швертботы двух классов Т2 и Т3. Промежуточное положение между национальными и международными классами занимают крейсерско-гоночные яхты с фиксированным баллом по формуле IOR — популярные в международном парусном спорте «четвертьтонники» (К5) и «полутонники» (К6).
Нет необходимости пояснять важность включения этих двух популярных, сравнительно недорогих яхт, пригодных как для классных, так и для крейсерских гонок и дальних плаваний. На период до 1977 г. и до уточнения международных требований к этим новым классам яхты должны строиться по нашим нормам.
Некоторые из не включенных в новую таблицу классов рекомендованы для учебно-спортивной работы и гонок. Это яхты «Звездного» класса, «Дракон», «Фолькбот», а также весьма распространенные швертботы «М». Таким образом то, что они не вошли в классификацию на 1973—1977 гг. означает лишь ограничение количества вновь строящихся судов.
В связи с развитием крейсерских гонок и дальних плаваний расширены разделы, касающиеся крейсерско-гоночных яхт. Все ранее построенные суда (в частности, яхты классов Л6 и Л4) должны быть обмерены по правилам IOR и отнесены к одному из следующих шести классов: I — с гоночным баллом более 10,06 м; II — 8,84÷10,03 м; III — 7,77÷8,81 м; IV — 7,01÷7,74 м; V— 6,40÷6,98 м; VI — 4,88÷6,39 м. Следует заметить, что в международной практике вместо VI класса сейчас введены три новых: VI — 6,37÷5,94 м; VII — 5,91÷5,33 м; VIII — 5,30÷4,88 м. Однако у нас для внутренних гонок пока остается только один класс VI, поскольку яхт этого класса еще очень мало. Нужно ли дробить класс VI, — покажет практика.
Постройка новых судов для гонок с гандикапом разрешается Правилами только в I, II, III и IV классах IOR. В V и VI классах допускаются переделки ранее построенных яхт (к примеру, распространенные сейчас любительские переделки гоночных яхт классов «Дракон»; R5,5; Л4); строить разрешается только «четвертьтонники» (К5) и «полутонники» (К6). Такое ограничение введено в связи с тем, что за основной вид парусных соревнований малых яхт у нас приняты классные гонки, поэтому нецелесообразно распылять усилия на постройку разнотипных судов.
Правила, как и ранее, предусматривают обязательное утверждение проектов вновь строящихся крейсерско-гоночных яхт в ВИСТИ и Спортсудорегистре Федерации парусного спорта СССР (объем представляемой документации устанавливается ВИСТИ).
Приведены все необходимые ограничения по планировке и комплектации крейсерско-гоночных яхт. Оговорено, что требования к планировке и обеспечению безопасности старых и переделываемых яхт в V и VI классах должны в максимальной степени соответствовать предъявляемым к яхтам классов К5 и К6. За стандартный минимум снабжения приняты нормы для гонок 4-й категории; установлено, что объем полной комплектации для целевой постройки должен определяться ТУ на поставку.
Правила постройки швертботов крейсерско-гоночных классов Т2 и Т3 остались практически без изменений, если не считать уточнений веса мачты (до 25 кг для Т2 и до 30 кг для Т3), размера фаловых дощечек, перечня снабжения.
Размеры деталей набора регламентированы только для деревянных крейсерско-гоночных яхт. Основным руководящим техническим материалом для проектирования и постройки крупных крейсеров, в том числе и яхт из стеклопластика, считаются правила Регистра Ллойда.
Раздел 5 общей части содержит общие правила обмера и регистрации яхт, которые касаются всех классов и, в ряде случаев, несколько расширяют и уточняют существующие правила частных классов, оговаривая дополнительные требования. Например, теперь обязательно требуется наносить марки на рангоуте и корпусе при обмере по IOR, хотя сами эти правила только рекомендуют постановку марок на корпусе. Уточняются некоторые обмерные понятия и определения, такие, как «кромка рангоута», обмер дополнительной площади рангоута, длина лат и т. д.
Правила содержат новые нормы оплаты за обмер. В частности, стоимость полного обмера сейчас составляет: для мелких швертботов («Кадет», «Оптимист») — 5 руб.; швертботов-монотипов — 8 руб.; катамаранов, швертботов М, Т2, Т3, «Фолькботов» — 6 руб.; яхт классов «Солинг», «Дракон», «Звездный», «Темпест» — 10 руб.; крейсерско-гоночных яхт по IOR — 25 руб.
Этот раздел Правил включает также порядок регистрации яхт. Каждая яхта, применяемая для крейсерских гонок и дальних спортивных плаваний, кроме мерительного свидетельства должна иметь судовой билет (свидетельство яхты), зарегистрированный в судовой книге местного спорткомитета (яхт-клуба, водноспортивной базы). Пока действительны старые «Удостоверения яхты», но в течение 1974—1975 гг. будет введена новая единая форма судового билета. Гоночные яхты регистрируются в судовых книгах спорткомитетов по мерительным свидетельствам без выдачи судового билета. Надзор за состоянием судов, внесенных в судовые книги спорткомитетов (определение их годности к плаванию и т. п.), осуществляют соответствующие местные (клубные) технические комиссии.
Все спортивные парусные и парусно-моторные яхты, не имеющие мерительных свидетельств и не соответствующие требованиям рассматриваемых «Правил классификации, постройки и обмера», в судовых книгах спорткомитетов (яхт-клубов) не регистрируются; контроль за их техническим состоянием, выдачу судовых билетов и т. п. осуществляют местные органы надзора за маломерным флотом.
В приложениях к Правилам приведены необходимые вспомогательные материалы. Наибольшее значение имеет Международная инструкция по обмеру, которая принята IYRU взамен действовавшей до 1973 г. довольно куцей инструкции, регламентировавшей только обмер парусов. Теперь в Инструкции есть рекомендации по технике обмера, правила обмера корпусов, рекомендации по контрольному обмеру на соревнованиях. В приложениях даны также таблички отличительных знаков на парусах и Инструкция по проведению крейсерских гонок, составленная на основе международных рекомендаций.
В связи с введением в действие новых Правил проводятся семинары по переподготовке, обмен удостоверений и перерегистрация мерителей, а также другие мероприятия по быстрейшему внедрению принятого документа в практику спортивной работы.
Примечания
1. Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям.