С большим трудовым подъемом работники промышленности приступили к завершению планов IX пятилетки, предусматривающих значительное увеличение выпуска и расширение ассортимента товаров широкого потребления для продажи населению страны. Предстоит немало сделать и в области производства товаров для любителей водного туризма и спорта: в 1975 г. должно быть передано в торговую сеть около 420 тысяч прогулочно-туристских судов разных типов (включая байдарки и надувные лодки), 200 тысяч подвесных лодочных моторов мощностью от 2 до 30 л. с.; предстоит освоить серийное производство около десятка новых моделей лодок.
В июле прошлого года в Москве проходила очередная межреспубликанская оптовая ярмарка товаров культурного и спортивного назначения, на которой работники торговли знакомились с новыми образцами и давали свои заказы промышленности на 1975 год. Наше ЦКБ «Нептун», головное в области выпуска лодок, организовало на ярмарке широкую и красочную экспозицию, на которой были продемонстрированы как хорошо известные и уже давно освоенные, так и новые лодки, находящиеся в стадии освоения производством.
Очевидно, нельзя ставить знак равенства между объемом заключенных на ежегодной ярмарке договоров и объемом выпускаемой и реализуемой за год продукции; пожалуй, не стоит и утверждать, что мнение работников, представлявших торговую сеть страны, абсолютно точно отражает истинные возможности рынка и реальные потребности потенциальных покупателей лодок и моторов. Однако бесспорно и то, что очередная ярмарка наглядно проявила какие-то определенные тенденции, уже сложившиеся на внутреннем рынке.
Отрадно отметить, что ряд новых моделей получил признание любителей туризма и отдыха на воде. Об этом свидетельствует, например, значительное (в 7,5 раза) увеличение заказа торгующих организаций на гребную шпоновую лодку «Форель», приспособленную для установки мотора, в отличие от выпускающейся уже много лет «Березки» — «ШПШ-3М» (заказ на нее остался на уровне прошлого года — около 9200 единиц): можно сказать, что торговая сеть взялась реализовать все то количество лодок, которое предложило предприятие.
В минувшем году потребители смогли уже практически — на воде — познакомиться с перспективной, по нашему мнению, дюралевой мотолодкой «Днепр». Это сказалось и на итогах ярмарки: заказ на 1975 г. больше предыдущего заказа на 27% и составляет 3600 единиц. Правда и то, что представители торгующих организаций Запорожской, Киевской, Днепропетровской и других южных областей, куда преимущественно поступали эти лодки в течение всего 1974 г., передали Херсонскому судостроительному заводу ряд справедливых претензий покупателей. Так, в частности, высказано пожелание комплектовать «Днепр» дистанционным управлением подвесным мотором.
Можно сделать определенный вывод, что новые модели, обладающие более высокими эксплуатационными качествами, постепенно начинают вытеснять такие широко распространенные лодки, как «Казанка-М», «Казанка-МД», «МКМ» и даже «Прогресс». Показательно, что Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова уже полностью прекратил производство «Казанок-М» и «-МД». На 1975 г. торговые организации заказали только 26000 мотолодок этих типов против 41000 в предыдущем году. Кстати говоря, начавшееся сокращение производства устаревших лодок отразилось и на общем снижении числа заказываемых на ярмарке прогулочных судов.
Разумеется, полное прекращение производства подобных устаревших моделей сейчас еще преждевременно — лодки продолжают пользоваться спросом, да и в технологическую оснастку для их выпуска вложены немалые средства.
Однако уже сейчас необходимо вести проектирование новых, перспективных моделей, готовить производство. В настоящее время утвержден разработанный с участием всех заинтересованных организаций перспективный план работ в этом направлении.
В то же время надо сделать все возможное для улучшения потребительских свойств выпускаемых лодок. Так, ЦКБ «Нептун» рекомендовало предприятиям, выпускающим «МКМ», конструкцию легкой разборной рубки, которая могла бы поставляться в торговую сеть отдельно от лодки. Секции такой рубки складываются в плоский пакет, удобный для транспортировки с завода в магазин, а оттуда и на лодочную стоянку. Покупатель, не внося никаких изменений в конструкцию лодки, с помощью прилагаемого к рубке крепежа легко может смонтировать ее самостоятельно. Кроме тех неоспоримых удобств, которые рубка предоставит владельцу лодки в походе или на рыбалке, она упростит хранение всего инвентаря и снаряжения на стоянке: можно запирать каюту на замок. Важно в ближайшее же время наладить выпуск такой рубки.
Значительно сокращается выпуск «Прогресса-2» и в то же время несколько возрастает сумма заказов на новую модель того же Куйбышевского машиностроительного завода — «Прогресс-4» (рост на 1040 единиц); на 200 единиц возрос заказ на мотолодки типа «Крым».
С удовлетворением можно отметить, что за прошедшие годы значительно окрепли связи нашей промышленности с торговой сетью; предприятия могут более оперативно реагировать на все изменения конъюнктуры, в более полной мере удовлетворять потребности населения в прогулочных судах.
Серьезным сигналом является снижение спроса на пластмассовые мотолодки типа «Нептун-2», «Ладога», гребные лодки из стеклопластика. Хотя заказ на «Темпы» и вырос по сравнению с предыдущим годом на 50 единиц, но и после этого он меньше, чем то небольшое количество лодок, которое предлагает для продажи предприятие (250). По мнению работников торговли, выгоды, которые получает владелец судов из стеклопластика, — сокращение расходов времени и средств на ремонт и содержание, оказываются малоубедительным доводом; сравнение с более дешевыми лодками из алюминиевых сплавов кончается в пользу последних.
Снизился спрос и на одноместную полиэтиленовую лодочку «Дельфин» (заказано всего 174 единицы) — нашу пока единственную прогулочную лодку из термопластичного материала. Следует проанализировать это явление, проверив соответствие такого широко распространенного за рубежом типа лодки нашим условиям; во всех случаях надо признать. что реклама «Дельфина» оказалась явно недостаточной.
Работники торгующих организации указывают на целый ряд причин, сдерживающих реализацию прогулочных судов (и в какой-то мере объясняющих некоторое снижение общей цифры заказываемых на ярмарке лодок со 143 тыс. в 1973 г. до 125 тыс. в 1974 г.). Наиболее важными являются такие факторы, как неупорядоченность условий содержания прогулочной лодки во многих городах и поселках; запрещение эксплуатации моторных лодок и ограничения мощности устанавливаемых моторов в большинстве областей Украины и Центральной России; недостаточно тесный контакт предприятий с оптовыми торгующими организациями; срыв некоторыми предприятиями договорных обязательств и нарушения сроков поставки; слабая постановка рекламы.
Затягиваются сроки освоения рядом заводов новых моделей судов (мы имеем в виду мотолодки «Серебрянка», «Москва» и «Марина», мини-яхту «Ассоль»). Кстати говоря, упомянутая каютная мотолодка «Москва-2» пользовалась самой большой популярностью на выставке новых судов, которая уже в третий раз была организована ЦКБ «Нептун» в сентябре прошлого года на Москве-реке. Новую модификацию этой лодки отличает то, что открытая с кормы рубка превратилась в закрытую и теперь каюта отделена от кокпита переборкой с дверью. Некоторое изменение обводов позволило увеличить скорость мотолодки, сохранив высокие мореходные качества; архитектура ее стала более привлекательной. Представители Министерства торговли СССР и московских торговых организаций заверили, что при цене около 1500 руб. эта мотолодка будет пользоваться спросом.
С удовлетворением можно сообщить о начавшемся внедрении такой перспективной формы торговли, как продажа новых и выпускаемых промышленностью лодок по предварительным заказам. Опыт внедрения такой системы имеется в Хабаровском крае, в Днепропетровской, Читинской, Ярославской, Запорожской и других областях, в Ивано-Франковске. Покупатели получают возможность лучше ознакомиться с ассортиментом прогулочных судов, а торговая сеть и заводы получают объективные данные об имеющейся потребности на ту или иную модель. На повестке дня остается все та же проблема создания сети специализированных магазинов по продаже лодок, катеров и подвесных моторов.
Не будет ошибкой сказать, что годы IX пятилетки послужили школой для конструкторов, производственников и организаторов промышленности: создана целая отрасль по производству нового вида массовой продукции на сумму более чем в 100 млн. рублей, накоплен опыт отработки экономических взаимосвязей производства и потребления. Этот опыт служит залогом успешного выполнения новых задач.