Впервые по-настоящему представительной выглядела экспозиция парусников — семь новых моделей были оснащены парусным вооружением. Увеличилось число универсальных лодочек типа «картоп», пригодных для перевозки на верхнем багажнике легкового автомобиля. Впервые для желающих самостоятельно оснастить свою лодку парусами предлагался комплект необходимых для этого материалов, заготовок и дельных вещей.
Наиболее крупным из представленных на ярмарке парусников была крейсерская мини-яхта «Дельфин» со сварным корпусом из легкого сплава. Длина ее корпуса — 6,6 м, ширина — 2,5 м; осадка с опущенным швертом — 1,2 м, с поднятым — 0,3 м. Яхта несет паруса общей площадью 22 м2. Она оборудована небольшой, но достаточно комфортабельной каютой. Словом, по всем своим характеристикам такой «крейсер» может удовлетворить требования любителей отдыха и путешествий из разных районов нашей страны. Черноморский судостроительный завод, на котором был разработан проект «Дельфина» и построен демонстрировавшийся на ярмарке опытный образец, готов уже с будущего года наладить ежегодный выпуск 300 яхт этого типа. Однако эта по многим отзывам интересная и перспективная новинка практически никакой рекламы еще не имела; потенциальные покупатели и капитаны, как, впрочем, и работники торговой сети на местах о «Дельфине» ничего не знают. Неудивительно, что на оптовой ярмарке представители торговли, как это всегда бывает при заказе новых, крупногабаритных и во всяком случае не дешевых товаров (ориентировочная цена «Дельфина» 7,5 тыс. руб.), были сдержанны: их заказ в десять раз меньше предложенной заводом цифры.
В строю парусников можно было видеть и новую, снабженную бульбкилем модификацию уже хорошо известной «Ассоли» (напомним, что обширная публикация по этой пластмассовой серийной мини-яхте помещена в предыдущем номере). Петрозаводский судостроительный завод «Авангард» предложил поставить в торговую сеть в будущем году 65 «Ассолей-2»; однако на ярмарке были заключены договоры только на 21 судно.
Интересную новинку — двухместный швертбот-картоп «Сопя-рис-320» продемонстрировали авиастроители. Это действительно универсальная лодка — кроме паруса площадью 5 м2, на ней можно установить подвесной мотор «Салют»; неплохо идет она и на веслах. Корпус, изготовленный из привычного для авиаторов легкого сплава, для удобства транспортировки разбирается на две секции. Ориентировочная розничная цена «Соляриса» — 450 руб. И снова придется отметить, что это надежное и транспортабельное суденышко, пригодное не только для туризма и прогулок, но и для любительской рыбной ловли и охоты, заслуживало большего внимания со стороны работников торговли. И в этом случае на сумме заказов, безусловно, сказалось то, что о достоинствах «Соляриса» не было широкой и достаточно полной информации. Основным заказчиком швертбота стал... «сухопутный» Узбекистан. А разве «Солярис» не прижился бы на озерах Прибалтики, Днепровских водохранилищах, рукотворных морях Сибири! Если судить по редакционной почте, такой парусник наверняка заинтересует тысячи автомобилистов — жителей больших городов!
Информация об изображении
Универсальный комплект вооружения для превращения серийных байдарок в парусный тримаран
Уплатив всего 140 рублей, можно быстро превратить любую байдарку («Салют», «Таймень-2» и т. п.) в парусный мини-тримаран; весь комплект необходимых для этого узлов — не только разборную мачту с парусом «виндсерферовского типа», но и набор соединительных балок, два надувных поплавка-аутригера, шверц предлагает Тюменский моторный завод имени 50-петия СССР.
Универсальный комплект вооружения для превращения серийных байдарок в парусный тримаран
К слову сказать, выпускаемый этим же заводом удачный «подвесной парус», называемый так по аналогии с подвесным мотором, по отзывам работников торговли, раскупается плохо. Не помогает даже «броская» реклама в стихах, сопровождавшая продукцию тюменцев на ярмарке:
От шума, от треска, от гари мотора
Устали реки, устали озера.
Парус купите! Покупкой такой
Вы вновь возвратите природе покой!
Устали реки, устали озера.
Парус купите! Покупкой такой
Вы вновь возвратите природе покой!
Оставив на совести автора художественную ценность этого произведения, отметим, что, на наш взгляд, противопоставлять парусник моторной лодке — тенденция вредная, неправильная и отнюдь не способствующая росту популярности парусов. Что же касается подвесного паруса, то, как показали итоги ярмарки, он действительно нуждается в хорошей рекламе, которая знакомила бы самые широкие круги любителей отдыха на воде с этим практичным и надежным устройством. Предприятию стоит обратиться к помощи кинохроники и телевидения, ибо не зря сказано, что лучше один раз увидеть, чем сто — услышать.
Как и на предыдущей ярмарке, более охотно «раскупались» малогабаритные гребные и гребно-моторные 3-метровые металлические лодки типов «Ерш» и «Язь», деревянные 3,5-метровый «Утенок-3» и «Кефаль», обе (одно- и двухместная) модели разборной секционной «Малютки». Предложенные заводами партии лодок этого класса практически полностью были обеспечены заказами, чего никак нельзя сказать о «тяжелом» классе комфортабельных мотолодок, рассчитанных на эксплуатацию с двумя подвесными моторами. Речь идет о «Сарепте», «Крыме-3», «Казанке-5М2», «Ладоге-2» и «Нептуне-3». Торговля ограничила свой заказ всего лишь 20% того количества этих лодок, которое было предварительно запланировано к выпуску в будущем году. Еще меньше «закуплено» катеров типа «Амур» и плавдачи «Дон». К слову сказать, строители «Дона», получив более чем скромную цифру заказа и усомнившись в нужности своего оригинального и перспективного судна, уже подумывают о том, чтобы снять его с производства. Видимо, и здесь тот же случай: завод не сумел обеспечить должную рекламу своей лодке-палатке-автоприцепу; только плохой рекламой можно объяснить то, что даже при сохранившейся на прежнем уровне цене 2300 руб. «Дон» не нашел своего покупателя.
Информация об изображении
Новый секционный прогулочно-туристский швертбот из легкого сплава «Солярис-320»
Среди мотолодок старшего класса наибольший успех, если можно так выразиться, поскольку и в этом случае заказано меньше, чем предложено, пришелся на долю «Казанки-5М2». У Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова традиционные, хорошо налаженные связи с покупателями. Объединение выполняет неизменно четко все свои обязательства, постоянно модернизирует конструкцию лодки, представляет большой выбор запасных частей.
Новый секционный прогулочно-туристский швертбот из легкого сплава «Солярис-320»
Есть, к сожалению, примеры иного рода. Так, даже временная утрата доверия покупателя к качеству изготовления «Сарепты» (попалась обшивка днища) и недостаточное внимание предприятия к модернизации и рекламе «Оки-4» привели к резкому снижению спроса на первую и снятию с производства второй из этих мотолодок.
Итоги прошедшей ярмарки малоутешительны для целого ряда предприятий. Торговая сеть заказала промышленности на 1983 г. всего 50 800 прогулочно-туристских лодок — это лишь около 55% количества, заказанного на предыдущей ярмарке, и в несколько раз меньше, чем могли бы выпустить наши заводы.
Несмотря на начало сезонной торговли товарами для летних видов спорта и туризма, отнюдь не прекратилась практика отказов оптовых баз от своих же ранее оформленных заказов на 1982 г.: слишком большие товарные остатки скопились на складах магазинов и баз.
Торговые базы юга страны, включая базы наших крупнейших водномоторных центров, существенно — в пять, а то и больше, раз — сократили свои заказы, по Сравнению с предыдущим годом. Здесь прошлогодние остатки оказались особенно велики. Покупались в основном небольшие гребно-моторные и складные лодки, особенно — надувные, в которых постоянно ощущается дефицит. Подобное же состояние дел на торговых базах Куйбышева, Ульяновска, Архангельска. В то же самое время Красноярская база Роскультторга, например, оформила заказ примерно на то же самое количество лодок, что и годом раньше. Старший товаровед Н. Г. Халипова показала нам бланк красноярского заказа. Здесь упомянуты и «Прогресс-2» (100 шт.), и «Южанка-2» (72 шт.), а также «Амуры» и «Казанки-5М2». Сказывается еще ненасыщенность больших водных путей Сибири относительно крупными мотолодками и катерами, существовавшая в течение длительного времени хроническая нехватка некоторых моделей.
Несколько неожиданными оказались итоги торговых сделок, которые заключили представители наших прибалтийских республик. Как нам сообщила старший товаровед Эсткультторга К. И. Зафатаева, общее количество заказанных судов практически не сократилось, и здесь в числе заказанных можно видеть катера «Амур» (30 шт.) и «Прогресс-2» (72). Возрос заказ на «Пеллу» (240 шт.): раньше республика получала недостаточно лодок этого типа.
Для прибалтийских оптовых баз характерны выбор широкого ассортимента судов, отзывчивость на новинки, появляющиеся в нашем прогулочном флоте. Это подтверждает, в частности, заказ Латвии, в котором можно было встретить «Таврию», «Ингул», «Пеликан», «Ладогу-2», каноэ «Таймыр».
При подведении итогов ярмарки перед промышленностью была поставлена задача резко повысить качество выпускаемых судов и моторов, обратив особое внимание на привлекательность внешнего вида, тщательность отделки и окраски. Не отказываясь от выпуска не потерявших популярности моделей глиссирующих мотолодок, гребно-моторных, чисто гребных и разборных лодочек, расширять ассортимент поставляемой продукции за счет создания новых, более совершенных типов судов для отдыха на воде.