Изобретатель гребного винта
В 1835 г. четыре инженера из четырех стан (Австрии, Швеции, Франции и Англии) вели судебный процесс, оспаривая приоритет в изобретении корабельного гребного винта. Суд не смог вынести определенного решения, ибо консультанты из Парижской академии наук назвали истинным изобретателем винта Архимеда.
Все четыре истца остались недовольны, поскольку, по их утверждениям, Архимед никак не мог иметь в виду применить винт для движения судна. Тогда мудрые консультанты откопали предложение швейцарского физика и математика Якоба Бернулли (XVII век), который сформулировал идею винтового движителя совершенно четко: «Было бы много удобнее для кораблей, если бы они использовали не силу ветра, а движение мельничных крыльев, опущенных в воду».
Бернулли при этом совершенно серьезно добавил, что для реализации его великолепной идеи необходима самая малость — какой-нибудь двигатель, который вращал бы эти опущенные в воду мельничные крылья...
Как школьный учитель посрамил моряков
Стопушечный флагман прославленного адмирала Нельсона «Виктори» по сей день стоит в Портсмуте. И по уже более чем 150-летней традиции в день очередной годовщины Трафальгарского сражения — 21 октября — на мачте корабля под грохот салюта поднимается знаменитый, сигнал, который дал адмирал перед боем: «Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг!».
Случайно свидетелем церемонии оказался хотя и далекий от истории флота, но очень въедливый и педантичный старый джентльмен— в прошлом преподаватель колледжа. Он не поленился заглянуть в свод военно-морских сигналов нельсоновских времен и обнаружил, что и лучшие сигнальщики эскадры такого сочетания флагов в 1805 г. расшифровать не смогли бы: как оказалось, сигнал, поднимавшийся по крайней мере сто лет, был набран по своду, введенному много позднее Трафальгара.
Не доверяйте электронике!
На борту американского авианосца «Корал си», вернувшегося из Индийского океана в Сан-Франциско, — переполох. Из офицерской столовой пропали 15 статуэток из чистого золота.
Тревогу и гнев командования вызвал не сам этот прискорбный с точки зрения моральных качеств личного состава факт воровства, а то непонятное обстоятельство, что не сработала «сверхнадеж-ная» электронная сигнализация.
Чем богато море?
Ни одно море в мире не было так богато названиями, как это: знатоки насчитывают более 60 вариантов. Например, до I в. н. э. оно именовалось Гирканским, со II—III до IX—X — Хазарским; затем до XIII в. в русских летописях его именовали Хвалынским. Лишь с середины XVI в. оно получило нынешнее название по имени жившего на его берегах народа — каспиев.
Из огня да в полымя!
Бристольский залив на Аляске — место весеннего нереста лососей. Это событие привлекает сюда огромное количество белуг, считающих лосося излюбленным деликатесом.
Ихтиологи провели интересный эксперимент. В заливе была заранее размещена соответствующая аппаратура и, после захода в него лососей, из подводных репродукторов начали звучать записанные на магнитофонную ленту «голоса» акул. Это действительно испугало белуг, лососи впервые метали икру спокойно, но получится ли все так же удачно в следующий раз — уверенности нет: на «родные голоса» к заливу стали подходить акулы...
Плавучие гаражи
На узких улицах старой Риеки час пик — целый день. В разгар туристского сезона проблема автостоянок становится столь острой, что городская управа потеряла всякую надежду с ней справиться. Оригинальное решение предложил коллектив риекских верфей. Судостроители берутся оборудовать из старого судна водоизмещением 30 тыс. т гараж на 2000 машин. Такой плавучий гараж обойдется гораздо дешевле «классического» наземного, а главное — не будет занимать ни метра драгоценной суши!
Возможно, плавучие гаражи в будущем станут привычным компонентом морских и речных городов.
Последователи Хейердала
Шесть японских ученых, задавшихся целью доказать, что мореплаватели Страны восходящего солнца вполне могли открыть Америку задолго до Колумба, совершили переход в 10 500 миль по Тихому океану на небольшом тримаране «Ясеи Го-III», построенном по моделям японских лодок, датируемым I-II в, до н. э. Ученые отправились в путь из порта Синода в Японии. После финиша в Сан-Франциско они заходили в Лос-Анджелес, затем добрались до Акапулько, Гуаякиля, Кальяо и Арики.
Заем припасов в море
В случае крайнего недостатка жизненных припасов командир судна, встретившись на пути с другим судном, может занимать таковые по взаимному согласию (условию) с капитаном, ведущим то судно, и даже против его воли и согласия, если тот, презрев законы человеколюбия, отказал в пособии терпящему бедствие. При этом должно поступить с большой осторожностью и не брать припасов более необходимого количества, чтобы не подвергнуть голоду и того, у которого они взяты. Должно брать припасы мерою и весом, оставив письменное удостоверение с обозначением условий платежа.
Ежегодник «Яхтсмен» на 1909 год. Карманная книга морского спорта. Одесса.
Открытие Гольфстрима
История гласит, что в 1513 г. одна из каравелл испанской эскадры адмирала Понса де Леоне собиралась стать на якорь у берегов Флориды. Уже убрали паруса, как вдруг неведомая сила подхватила судно и понесла от берега — на север. Так моряки познакомились с быстрым Флоридским течением, являющимся началом Гольфстрима. Первое систематическое исследование об этом течении вышло 206 лет назад, его автор — В. Франклин.
НТР и контрабанда
Одно за другим из самых укромных бухточек колумбийского побережья под покровом ночи и без огней, с соблюдением всех обычных правил сугубой конспирации, вышло в море сорок с виду самых невинных рыболовных и прогулочных судов с грузом наркотиков. И одно за другим все сорок непостижимым образом были обнаружены среди тысяч других малых судов и задержаны Береговой охраной в территориальных водах США. Было арестовано 220 контрабандистов с безупречной репутацией и многолетним стажем. Пропало чуть ли не 500 т одной марихуаны (ввоз ее в США сразу же сократился на 33,3%). Среди американских контрабандистов пошли разговоры о крупном предательстве и т. п.
Тайна сенсационного разгрома ночного флота раскрылась только тогда, когда награды управления по борьбе с наркотиками стали почему-то вручать... работникам, связанным с запуском спутников, наблюдающих за движением судов морского флота. Операция по применению спутников для обнаружения судов, следующих ночью из Колумбии, до недавнего времени державшаяся в секрете, оказалась одним из самых действенных мероприятий, когда-либо проводившихся полицией США.
Почем нынче дюйм?
Многоопытные чины английского Адмиралтейства, заказывая частной фирме новый, особого вида мелкосидящий десантный корабль, записали в контракт хитрое условие: если габаритная осадка построенного корабля превысит оговоренную, то за каждый лишний дюйм кораблестроители будут платить штраф по 1000 фунтов. Был обусловлен и штраф за недобор скорости: на 0,1 уз — 175 фунтов, а за 0,5 уз — уже 2500 фунтов! В случае, если превышение осадки было больше 12 дюймов, а недобор скорости — более 0,5 уз одновременно, флот вообще мог отказаться от корабля...
Состязания на галерах
В XXIV гребной регате четырех старинных морских республик, проводившейся на реке Арно, победила команда города Амальфи. Галеры под флагами Пизы и Генуи отстали лишь у самого финиша, а команда Венеции, имеющая на счету 15 побед, на этот раз выступала из рук вон плохо. За состязанием давних конкурентов наблюдало свыше 100 тыс. зрителей, заполнивших набережные. Затем они стали свидетелями красочного зрелища — парада 320 персонажей, воспроизводившего знаменательные события из истории итальянских морских республик. Парад был открыт конным шествием карабинеров и праздничными фанфарами морской академии Ливорно.
Камень в роли почтового ящика
В музее Кейптауна хранится большой ничем с виду не примечательный камень.
Было время, когда у мыса Доброй Надежды все суда останавливались для пополнения запасов воды. Те моряки, которые плыли в Индию, оставляли свои письма на берегу под эти камнем, а моряки, возвращавшиеся в Европу, корреспонденцию забирали.
Превратности морской почты
Это произошло в 1856 г. После довольно неудачного плавания в бурном Бискайском заливе бригу «Грифтен» пришлось встать на ремонт. Отдали якорь в одной из бухт близ Гибралтара. На корабле начались авральные работы, а капитан... решил съехать на берег поохотиться. Пришла пора возвращаться после удачной охоты, а к этому времени ветер засвежел. Для шлюпки потребовался балласт. Матросы уже в темноте выворотили и уложили на дно шлюпки несколько камней. Утром среди них обнаружили бочонок, до неузнаваемости обросший ракушками. Внутри нашли кокосовый орех, залитый смолой, а в нем — пергамент с готическими буквами.
Это было сообщение Христофора Колумба королю и королеве Испании о гибели «Санта-Марии», об отказе испанских кормчих с «Ниньи» повиноваться ему. «Донесение» скиталось в океане и пролежало на берегу 358 лет.
Об уровне подготовки яхтсменов
Обучение яхтсменов в морских классах Петербургского речного яхт-клуба было поставлено на таком высоком уровне, что в 1895 г., например, слушателям, сдавшим экзамены, одновременно присваивалось офицерское звание — прапорщика запаса. Это давало право с началом военных действий занимать на флоте должности офицеров.
Долой штурманов!
Ко времени расцвета трансатлантического судоходства относится обсуждавшийся сто лет назад оригинальный проект: на линии кратчайшего пути между Европой и Америкой расставить цепочкой плавучие маяки «с электрическим освещением этой линии на всем ее протяжении». Это нововведение, по мнению авторов, делало бы трансатлантические рейсы безопаснее и дешевле, так как давало возможность сократить число штурманов; продолжительность переходов должна была заметно сократиться, так как в пути суда «могли идти абсолютно прямо». Все проходящие суда получили бы возможность два раза в сутки иметь по телеграфу связь с обоими материками.
Ошибка ошибке рознь...
Как заявил в августе 1959 г. командующий подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Локвуд, в ходе второй мировой войны в результате ошибок при опознавании своих кораблей американские ВМС потопили или серьезно повредили, по крайней мере, 31 свой корабль. Подводная лодка «Си вулф» была потоплена своими самолетами и эскадренным миноносцем севернее Новой Гвинеи; подводная лодка «Дорадо» была потоплена американским самолетом в Карибском море.
Локвуд подчеркнул, что опознавание своих подводных лодок авиацией является и в настоящее время одной из сложных проблем, причем «положительные результаты еще не достигнуты».
Веселые названия
В канадской провинции Квебек есть ряд географических объектов с любопытным названием. Это речка Ха-Ха, которая проходит через озера — просто Ха-Ха и Малое Ха-Ха. Есть, кстати сказать, и одноименный залив, а неподалеку от него — одноименная железнодорожная станция.
Глубоководный лот
Идея глубоководного лота, который приносил бы и пробу грунта, принадлежит Петру I. Вот что писал в середине ХIХ века американский океанограф М. Мори в книге «Физическая география моря»: «Честь первой попытки достать образцы морского дна с большой глубины принадлежит Петру Великому. Этот замечательный государь придумал особый зонд, прилаженный таким образом к длинному тросу, что при первом же ударе о дно грузило соскакивает, а крючья захватывают кусок земли». Созданный русскими моряками лот был применен во время гидрографических работ на Каспии в 1714—1720 гг. и позволил составить карту под названием «Картина плоская моря Каспийского».
Хочу работать губернатором!
Труд лоцмана всегда был почитаем и потому хорошо оплачивался. Любовь к легкой наживе часто заставляла некоторых недобросовестных людей, не имеющих нужной подготовки, заниматься лоцманским промыслом в надежде на хорошие доходы. Естественно, такая «проводка» нередко заканчивалась тем, что лжелоцманы губили и судно и грузы. Средневековые законы стали оговоривать наказание лоцмана, не справившегося со своими обязанностями: возмещение убытков, а если он не в состоянии это сделать, то и смертную казнь. Последняя мера, очевидно, оказалась эффективной...
Кстати, первые лоцманы на Средиземном море назывались «губернаторами» (от латинского корня «губерно» — руль).
Кусто изучает реки
Жак-Ив Кусто «изменил морю» и занялся изучением крупнейших рек планеты. Начал он с реки Святого Лаврентия и при этом сразу же сделал интересные открытия. Так, на одном из притоков этой реки он обнаружил участки с очень большими глубинами — до 180 м; кроме того, под 15-метровым слоем пресной проточной воды оказалась холодная (около 1°С) соленая «неподвижная» вода. Этот факт позволил предположить, что река, в сущности, не река, а фьорд, глубоко проникший в североамериканский континент.
Снова о профессионализме в спорте
На проходившей в ноябре прошлого года в Лондоне генеральной ассамблее Международного парусного союза IYRU было принято решение, разрешающее гонщикам-любителям получать вознаграждение за соревнования и наносить на борт судна название фирмы-производителя. В связи с этим внесено изменение в ст. 26 правил парусных соревнований.
Постоянный комитет постановил, однако, ограничить размеры букв и названий фирм при их написании на бортах яхты. Ограничено и получаемое от фирм яхтсменами денежное вознаграждение; оно не должно превышать 300 долл. за соревнование; при получении более крупной суммы гонщик рискует потерять статус любителя.
Полагают, однако, что данное правило будет достаточно гибким, чтобы учесть возможные отступления от него.
Новые дистанции гонок
В 1982 г. намечено опробовать новые олимпийские дистанции, построенные в круге диаметром 1,5 мили вместо 2,1—2,8 мили; для того чтобы избежать осложнений на старте, стартовая линия отнесена на 0,5 мили от нижнего буя. Для классов «Финн», «470». «Летучий Голландец» и «Торнадо» предлагается сложная дистанция, состоящая из треугольника, петли, второго треугольника и фордевинда на финиш.
Классы «Звездный» и «Солинг» проходят один треугольник, затем три петли и идут к финишу.
Крейсерские яхты на олимпиаде?
На ежегодном заседании Международного парусного Союза IYRU в прошлом году вновь был поставлен вопрос о представительности олимпийских регат. Беспокойство членов постоянного комитета IYRU легко понять: из 84 стран — членов Союза в олимпийских соревнованиях регулярно принимают участие представители всего 20 стран.
Французская делегация предложила решить проблему, организовав на будущих олимпийских регатах гонки небольших крейсерских яхт в открытом море. Для этой цели предлагается использовать один из международных классов-монотипов «Н-бот» пли «J 24», получивших широкую популярность среди яхтсменов многих стран.
«Галантные паруса»
Парусное вооружение, для управления которым не требуется многочисленного квалифицированного экипажа, представляет ныне особый интерес в связи с массовым развитием водного туризма.
«Галантные паруса» — так буквально переводится с английского название сконструированного Дж. Меннерс-Спенсером парусного вооружения — являются одной из перспективных разработок в этом направлении.
За основу взяты идеи жесткого паруса-крыла и рейкового вооружения китайской джонки. Форму парусу придают ребра-нервюры, скрепленные с мачтой которая заключена внутри крыла. Оболочка крыла изготовлена из прочной синтетической ткани. Это позволяет уменьшать площадь парусности, потравливая крыло на один, два и т. д. промежутков между нервюрами.
К положительным качествам вооружения Меннерс-Спенсера относится то, что мачта не влияет на обтекание паруса и оно легко в управлении. Мачта поставлена вблизи центра давления ветра, поэтому не требуется больших усилий на шкотовых лебедках.
На яхте, оснащенной «галантными парусами», было пройдено более 5000 миль, что позволяет рекомендовать их практически на любом типе парусного судна.
300 тысяч надувных лодок
Западногерманская фирма «Метцелер», — один из крупнейших в Европе поставщиков надувных лодок.
В прошлом году заводы этой фирмы выпустили 300-тысячиую надувную лодку, юбилейная «надувнушка» представляла собой универсальную лодку типа «Майя», которую можно использовать и как гребную, и как парусную, и как моторную.
С 1954 г. конструкторы «Метцелера» разработали около 100 самых различных моделей; одновременно поступают в продажу лодки 10 из них.
Большой интерес представляют крупные лодки, рассчитанные на 14 чел; на них можно устанавливать подвесной мотор до 155 л. с.