Сознавая значение флота для защиты морских рубежей, большевики призвали страну, народ сделать все возможное для возрождения в кратчайший срок военно-морских сил. Чтобы быстрее пополнить флот надежными, верными революции кедрами, В. И. Ленин посоветовал комсомолу взять шефство над Красным флотом. 16 октября 1922 г. V Всероссийский съезд РКСМ принял такое решение.
Сегодня Ленинский комсомолки военные моряки отмечают славную дату — 60-летие шефства ВЛКСМ над любимым детищем советского народа — Военно-Морским Флотом страны.
Об истории этого шефства, его значении и традициях а беседе с членом редколлегии журнала С. В. Бухариным рассказывают секретарь ЦК ВЛКСМ Дмитрий Алексеевич Охромий и заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР адмирал Григорий Алексеевич Бондаренко.
Д. А. Охромий: Ровесник наших Вооруженных Сил — комсомол с первых дней своего существования стал надежным помощником партии в деле организации защиты социалистического Отечества. Еще в феврале 1922 г. ЦК РКСМ обратился к комсомольцам с призывом идти служить на флот. И тогда же 2000 лучших представителей молодежи были направлены на корабли, 300 наиболее подготовленных комсомольцев — в военно-морские училища. Однако одной, частичной мобилизации оказалось явно недостаточно, флот нуждался в постоянной помощи, в постоянном притоке молодых сип. В то время со всей остротой стоял вопрос: флоту нужны кадры] И когда Владимир Ильич Ленин с мудрой прозорливостью дал РКСМ совет взять над флотом шефство, молодые соратники большевиков горячо откликнулись на призыв вождя. Такое решение было единогласно принято на проходившем в Москве, в Большом театре, торжественном заседании V съезда. Тогда же представителям флота было вручено знамя с вышитыми золотом словами: «Орлам революции — морякам Красного военного флота» и датой — 16 октября 1922 г. Особым приказом Реввоенсовета от 19 октября было объявлено: «В согласии с постановлением V Всероссийского съезде РКСМ полагатъ Российский Коммунистический Союз Молодежи шефом рабоче-крестьянского Красного флота».
Это стало как бы сигналом: комсомольцы начали осаждать райкомы с одной и той же просьбой — направьте служить на флот! На плакатах того времени печатали лозунги: «Готовь защиту против морских разбойников капитала! Комсомольцы — укрепляй Красный флот»!
Второй, массовый призыв ка флот проводился в декабре. Характерен состав призванных: большинство из них были рабочие-металлисты. И не так-то просто было получить комсомольскую путевку! Каждое заявление горячо обсуждалось, разгорались жаркие споры о том, кто более достоин высокого доверия комсомольской организации. И получившие путевки давали твердое комсомольское слово, не жалея сил, восстанавливать флот. Клялись отдать все силы, а если надо — и жизнь для народного дела.
В результате трех комсомольских наборов на корабли и в части флота пришло около 8000 добровольцев — лучших представителей молодежи. Теперь комсомольская прослойка среди личного состава флота составила примерно одну треть! Это было очень важно в те тяжелые двадцатые годы.
Молодые моряки чувствовали постоянную заботу о себе, о своих нуждах всего комсомола. Для укрепления шефских связей ЦК РКСМ раскрепил губернские комсомольские организации по флотам.
Для более активного вовлечения трудящихся в дело возрождения военно-морских сил по решению ЦК РКСМ в январе 1923 г. была успешно проведена «Неделя Красного флота». Начался сбор средств, устраивались митинги, читались лекции о роли флота, проводились встречи с моряками. По призыву всесоюзного старосты М. И. Калинина учреждения брали шефство над кораблями. И запевалами, как правило, всегда выступали комсомольцы!
Г. А. Бондаренко: Всего, что наш славный комсомол сделал тогда для флота, как говорится, не пересказать и не переоценить. Незавидное наследство досталось его посланцам. Интервенты при самом активном содействии белогвардейцев увели за рубеж немало боевых кораблей. Судоремонтные и судостроительные заводы были разрушены. Севастопольская бухта представляла собой просто кладбище подорванных кораблей! Немногие уцелевшие корабли стояли без топлива, некому и нечем было их ремонтировать. Казармы не отапливались, окна были без стекол. Многим из нас, тогда еще будущих моряков комсомольского призыва, не досталось ни коек, ни постельных принадлежностей. До крайности скудным было питание. Пришлось начинать с очистки трюмов, добывать материалы, ремонтировать механизмы, словом — выполнять всю «черную» работу. И при всем том — нести вахты, привыкать к жесткой корабельной дисциплине, осваивать непростую морскую науку.
Восстанавливать флот помогала вся страна. Вот газетные сообщения тех лет. Донбасские комсомольцы шахты № 5 имени Ленина на субботниках добыли и отправили Черноморскому флоту десять вагонов угля. Уральская комсомольская организация собрала для нужд флота больше 100 тыс. рублей. Комсомольцы Петрограда передали морякам-баптийцам 1500 аршин сукна, 1750 пар обуви, 500 пудов соли, 1100 пудов мыла. Так было тогда повсюду.
В жизнь флота ворвалась живительная струя. Флот, образно говоря, начал дышать. На Балтике а числе первых вступили в строй линкор «Марат» и крейсер «Аврора», вышло в плавание учебное судно «Океан», переименованное в «Комсомолец». На Черном море были досрочно введены в строй крейсер «Коминтерн» и эскадренный миноносец «Незаможник»: по инициативе украинских комсомольцев крестьяне-бедняки — незаможники — «сообща делали посевы и собранный урожай отдавали» на достройку и ремонт этого корабля.
Подводя первые итоги шефской работы, нарком М. В. Фрунзе дал высокую оценку этому патриотическому движению. Он сказал: «Тысячи комсомольского пополнения, образовавшие ядро нового флота, заложили тот фундамент, на основе которого стала возможной вся дальнейшая деятельность. Результат — налицо. Советская Республика флот уже имеет».
Д. А. Охромий: Посланцы комсомола не только помогли восстановить корабли — материальную часть флота, но и укрепили его с идейной, морально-патриотической стороны. Основа была заложена. В годы индустриализации главное внимание комсомола как шефа сосредотачивалось на досрочном и качественном выполнении принятой партией программы строительства большого флота. Можно напомнить, что 7 января 1930 г. пленум ЦК ВЛКСМ обратился ко всей молодежи страны с призывом собрать деньги на постройку подводной лодки. «Комсомольская правда» напечатала обращение Маяковского: «Пугая вражьи корабли, гудком раздвиньте глотку, на комсомольские рубли мы выстроим подлодку». Начался сбор средств. Комсомольцы отчисляли дневной и даже недельный заработок, устраивали воскресники, отрабатывали часы на «свой» подводный корабль. Вскоре собранная сумма достигла 2,5 млн. рублей. Правительство дало указание построенной на эти деньги лодке «Щ-304» присвоить имя «Комсомолец».
Новой и характерной для 30-х годов формой шефской работы было оказание помощи флоту в борьбе за овладение современной техникой и оружием. Эта большая работа переросла в стахановское движение. На Балтике застрельщиком его стал кочегар с эсминца «Калинин» комсомолец Мазуренко. На X съезде ВЛКСМ балтийцы доложили шефам, что 75% комсомольцев флота являются стахановцами. Огромное военно-морское строительство с новой остротой поставило проблему кадров. Комсомол развернул большую работу по вовлечению молодежи в училища, посланцы комсомола во вмузах составляли все 100%. Партия, комсомол открыли советской молодежи широкий путь на моря, воспитали новое поколение молодых моряков. Суровым испытанием для них, для флота, для всей нашей страны явилась Великая Отечественная война.
Коммунисты и комсомольцы всегда были там, где решалась судьба боя, силой личного примера за собой вели остальных бойцов.
Г. А. Бондаренко: К началу Великой Отечественной войны наш флот неизмеримо вырос в количественном и качественном отношении. Мы имели 3 линейных корабля, 7 крейсеров (четыре из которых только что вошли в строй), 61 лидер и эскадренный миноносец, 269 торпедных катеров, 218 подводных лодок. Это — большая техническая мощь. Но главной, неколебимой силой флота были наши моряки — горячие патриоты, готовые с оружием в руках отстаивать честь и независимость Родины. К началу войны каждый второй моряк был комсомольцем!
Отмечая боевые заслуги флота, Л. И. Брежнев говорил: «Разве можно не сказать о героизме и мужестве наших славных орлов-моряков, чьи подвиги на Черном и Балтийском морях, в холодных волнах Северного Ледовитого океана и на тихоокеанских просторах вписали незабываемые страницы в историю Великой Отечественной войны!»1.
О подвигах моряков-комсомольцев написано немало рассказов, повестей, документальных романов. В памяти народной навсегда останутся имена героев-североморцев — летчика Б. Ф. Сафонова, подводников Ф. А. Видяева, М. И. Гаджиева, И. А, Колышкина, К А. Лунина, В. Г. Старикова и многих других. В сентябре 1941-го торпедный катер комсомольца лейтенанта А. О, Шабалина потопил первый транспорт врага. Затем он отправил на дно еще два крупных транспорта и подводную лодку, а всего на боевом счету этого экипажа девять уничтоженных кораблей, много дерзких операций по высадке диверсионных групп и десантов, минных постановок. Всех его боевых дел не перечислишь! Кончил войну отважный катерник дважды Героем Советского Союза — членом партии.
Большой вклад в разгром немецко-фашистских войск внесли и моряки наших флотилий. В легендарной Сталинградской битве они показали чудеса стойкости и самоотверженности. Маршал В. И. Чуйков, командовавший 62-й армией, с которой взаимодействовала Волжская флотилия, отозвался о роли моряков так: «Скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы и не выполнила своей задачи». Около полумиллиона военных моряков геройски сражались на суше в морской пехоте. Под гимнастерками они неизменно носили флотские тельняшки, в у сердца — комсомольский билет. Некоторые из этих комсомольских билетов — пробитые пулями, обагренные кровью, хранятся ныне в музеях.
Д. А. Охромий: Советская молодежь — комсомольцы сороковых с честью выдержали суровый экзамен, показали величайшие образцы ратных и трудовых подвигов, преданности отчизне, верности идеалам коммунизма: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи по заслугам был награжден орденом Ленина.
После войны наша партия, наш советский народ не жалеют сил для укрепления обороны страны, совершенствования ее Вооруженных Сил. На страже интересов Советского государства ныне стоит мощный океанский ракетно-ядерный Военно-Морской Флот. Коренные преобразования в его техническом оснащении и организации потребовали и нового подхода к системе воспитания и подготовки воинов-моряков. В соответствии с этим совершенствовались и совершенствуются формы и методы шефской работы ВЛКСМ. Но и сегодня главными задачами комсомольцев остаются глубокое изучение военного дела, воспитание беспредельной преданности Родине. Комсомольские организации страны большое внимание уделяют подготовке молодежи к службе на флоте, проводимой в тесном контакте с ДОСААФ. Воспитание у молодых людей любви к флоту и морю, стремления овладеть флотскими специальностями, активно заниматься водными, техническими и военно-прикладными видами спорта, — вот только некоторые направления этой работы. Мы делаем все, чтобы готовить грамотное, физически крепкое пополнение, — достойных наследников революционных, боевых и трудовых традиций нашего народа, готовых с честью выполнить любое задание партии.
Флотские организации ВЛКСМ живут и трудятся не менее напряженно: они на деле являются надежной опорой командиров и политорганов в решении всех стоящих перед флотом задач. Сегодня более половины комсомольцев ВМФ являются отличниками боевой подготовки, свыше 90% — классными специалистами!
О связях ВЛКСМ и фллота говорит и то, что сегодня 52 корабля ВМФ носят славное имя Ленинского комсомола и шефствующих организаций. Ежегодно около 200 лучших комсомольских организаций ВМФ награждаются Переходящими Красными Знаменами и вымпелами ЦК ВЛКСМ и обкомов комсомола. А сейчас, в честь 60-летия шефства, учреждены десять памятных знамен и 100 вымпелов для награждения одновременно и лучших организаций ВМФ и шефствующих над ними комсомольских организаций. В этом году тысячи передовых юношей придут в учебные заведения и на корабли по специальным юбилейным комсомольским путевкам. Этому поколению надлежит нести дальше эстафету мужества и отваги!
Представители лучших флотских комсомольских организаций, выступая на прошедшем недавно XIX съезде ВЛКСМ, заверили партию, правительство в том, что они, охраняя мирный труд советских людей, будут развивать и умножать славные традиции советского флота.
Г. А. Бондаренко: Да, можно сказать, что сегодня флот является комсомольским. Вместе с коммунистами члены ВЛКСМ составляют цементирующую силу флотских коллективов. В океанских походах, на тактических учениях комсомольцы-моряки неустанно осваивают оружие, которое доверил им народ, учатся сложному искусству ведения современного боя. И этот повседневный труд личного состава попон романтики- Флотские будни богаты всем тем, и чему стремится молодежь: здесь есть место подвигу, здесь ценятся мужество, товарищеская взаимовыручка, настоящая мужская дружба. Здесь есть, где приложить кипучую энергию молодости, дух соревнования и неуемную жажду деятельности, которые всегда были присущи комсомольцам.
Обращаясь к молодым читателям «Катеров и яхт»2, я уже говорил однажды о той большой роли, которая отводится на флоте физической закалке, спорту. Ведь, как и раньше, настоящий моряк должен уметь хорошо плавать и грести. А еще лучше, если он будет, к тому же, уметь ходить под парусом и управлять катером! Привлечение детей — с самого раннего возраста, молодежи и занятиям всеми этими видами спорта — большое и ответственное дело, о котором не должны забывать и наши шефы, и редакция журнала!
Сейчас, когда весь советский народ вдохновенно трудится над претворением в жизнь грандиозных задач, поставленных XXVI съездом КПСС над выполнением социалистических обязательств, взятых в честь 60-летия образования СССР, флотский комсомол с новым патриотическим подъемом борется за дальнейшее повышение уровня боевой и политической подготовки ВМФ. Отличное овладение оружием и боевой техникой, беспредельная преданность ленинской партии служат залогом того, что моряки всегда готовы с честью выполнить свой долг перед Родиной.
Примечания
1. Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. I. М., Политиздат, 1973; стр. 127.
2. См. сборник №50.