В последнюю неделю июня в петербургской Гавани прошел Второй Международный военно-морской салон (IMDS). Первый имел место два года назад и выявил высокий интерес к достижениям отечественной оборонной промышленности как со стороны официальных делегаций и специалистов, так и рядового посетителя. Нынешний салон подтверждает: российская морская "оборонка" успешно развивается, число фирм-участниц возросло с 319 до более чем 400, и один из главных результатов его работы — многочисленные контракты, заключенные ими как с нашими, так и с зарубежными организациями. Для нас же важно, что малые суда, оборудование для них, материалы и технологии для их производства уже являются достаточно привлекательным товаром и на оборонном рынке.
На набережной у 5-го павильона, где традиционно проводятся бот-шоу, посетителей встречали РИБы фирмы "Мнев и К"; среди них была модель со стационарным дизелем "MerCruiser", к которой проявили реальный интерес представители ВМФ. Еще один, более солидный 7.7-метровый каютный катер-РИБ под названием "Стриж-4" от судостроительной компании "Триумф" бороздил водные просторы Гавани с официальными делегациями на борту. В небе кружила, гудя парой моторов, летающая лодка "Бе-103" производства КнААПО. По своим размерам и вместимости она вполне "тянула" на маломерное судно, пусть и летающее, тем более что полеты в режиме экраноплана для нее предусмотрены спецификацией.
В павильонах, вместивших множество стендов российских фирм-произво-дителей разнообразной электроники военного назначения, удалось найти навигационные системы, способные принимать сигналы спутников не только популярной GPS, но и менее известной отечественной ГЛОНАСС, отчего точность и надежность их работы значительно повышается. По массе и габаритам они вполне годятся для установки на каютные катера и круизные яхты, правда, ценой значительно превосходят массовые аналоги — 3000-5000 долл.
Среди двигателей запорожского объединения "Мотор Оч" были представлены и подвесные лодочные моторы мощностью 30 и 40 л.с. Жаль только, что представитель компании не смог ничего сказать о ценах, а также о возможностях и перспективах приобретения данных моторов в России. Несомненный интерес для производителей малых судов представляет продукция пермского химзавода им. С. М. Кирова, в том числе эмаль ФА повышенной водостойкости — улучшенный аналог популярной ПФ-115, а также жесткие двухкомпонентные пенополиуретановые системы ИЗУР для заливки и напыления. Примечательно, что поставка пенополиуретанов обещана заводом в сколь угодно малых количествах — в отличие от поставщиков импортных пенополиуретанов, интересующихся объемами от бочки и выше, а их отпускная цена — всего порядка 100 рублей за килограмм.
Будем надеяться, что наработки нашей "оборонки" реально помогут становлению и развитию рынка маломерного судостроения.