Стабильно высокие темпы роста российского "лодочного" рынка по-прежнему не находят пропорционального отражения в масштабах отечественных бот-шоу — "костяк" участников составляют все те же давно знакомые компании. Однако водно-моторный и парусный "бум" затронул отечественный экспобизнес с иной стороны: одной только весенней, открывающей навигацию MIBS теперь уже мало, особенно с учетом стабильного спроса на "крупняк": большой катер или яхту обычно не купишь прямо со склада, их нужно заказывать заранее, а делать это лучше всего как раз осенью, чтобы получить готовый продукт к началу следующей навигации. Именно эту нишу и был призван заполнить "Салон яхт и катеров" в Крокус-сити.
Новая выставка нарушила и еще одну монополию — до недавних пор экспозицией на воде могла похвастать только летняя Петербургская бот-шоу. Расположенный на Москва-реке новый экспоцентр имеет собственный яхт-клуб, способный, в отличие от приморского "Ленэкспо", принимать суда практически неограниченных размеров. Правда, на прошлом "Крокусе" у причалов было девственно пусто, но в нынешнем году явный прогресс: на воде было представлено около тридцати лодок во главе с несомненным флагманом, сделавшим бы честь и знаменитому Генуэзскому салону — свежепостроенной 35-метровой моторной суперяхтой "Северная звезда" российско-голландской компании "Timmerman Yachts". Правда, эта внушительная махина просто стояла у причала, в то время как подавляющее большинство "клубных" экспонатов было предназначено для реальных тест-драйвов — даже вторая по величине 20-метровая "Majesty 66".
Эту лодку, построенную в Арабских Эмиратах и представленную известной московской группой "Адмирал", предложили опробовать на ходу и нам. Честно говоря, и ей на Москва-реке было тесновато, хотя одному из нас удалось не только без проблем провести ее по фарватеру с интенсивным движением, но и с легкостью ошвартовать у причала — управляется яхта просто великолепно. Кстати, представитель "Адмирала", наш давний знакомый Юрий Пиль-чин, сообщил, что с недавних пор потенциальных клиентов, интересующихся лодками такого класса, стали волновать не только планировка, отделка кают и прочие "квартирные" вопросы вплоть до размера телевизионных экранов, но и чисто судоводительские подробности вроде управляемости, мореходности, расположения швартовного оборудования и т.п. — на наш взгляд, это добрый знак.
Не смогли мы пройти мимо и еще одного "шоу-стоппера" — водоизмещающего краснодеревого катерочка "Том Сойер 24", построенного костромской верфью "Land's End" и представленного московской компанией "Unisail", сервис-дилером "Volvo Penta" (понятно, что за мотор был установлен на этом стильном "утюжке"!) Это был как раз тот редкий случай, когда ходовые качества новинки волновали нас в последнюю очередь — романтический облик и любовное исполнение явно перевесили любые прагматические устремления.
Заставлял публику замедлить шаг и скоростной "Морской Дракон", отчет об испытаниях которого читайте в этом номере. Петербургская компания "Петросет-Большой", по заказу которого он был разработан, привезла на "Крокус" уже второй экземпляр лодки с завершенной внутренней отделкой.
"Aquador 32C" и "Nord Star 31 Patrol" уже бывали на редакционных тестах — равно как и выставленный на хорошо оформленном закрытом стенде "26-й". На наш взгляд, петербургская компания "Hard Top Marine" наиболее грамотно и сбалансированно воспользовалась возможностями "Крокуса", одинаково эффективно задействовав и водную, и павильонную экспозиции, которые взаимно "раскручивали" друг друга. Отсюда и весомый финансовый результат — директор "Hard Top Marine" Михаил Фартушный участием в выставке остался доволен, хотя признался, что немного устал, поскольку без дела и общения сидеть не пришлось ни минуты.
Как всегда обширную экспозицию представил "Спортсудпром" — весь модельный ряд лодок "Silver". И хотя это питерское предприятие практически догнало по объемам выпуска своего финского "папу" (да и разработка некоторых новых моделей целиком и полностью на его счету), большинство посетителей упорно относит его продукцию к "импорту".
Успешным оказалось участие в "Крокусе" и обладателей, пожалуй, самого скромного "лодочного" стенда — петербургской компании "Аст-рон", принявшей решение об участии буквально в последний момент. Кроме "Корвета-500", тоже испытанного на "мерной миле "КиЯ", и коврового покрытия (даже простых стульев на складе организаторов не нашлось ни за какие деньги), какое-либо оформление отсутствовало, но, тем не менее, астроновцам удалось заключить выгодные оптовые договоры — в том числе и с украинскими дилерами.
Информация об изображении
Солидный стенд "Hard Top Marine" был грамотно "уравновешен" экспозицией на воде
Кстати, к организаторам выставки и у нас возникли определенные претензии — прежде всего по части информационного обеспечения. Пресс-центр как таковой отсутствовал, точной статистики, принятой на солидных зарубежных бот-шоу, не велось, и даже число участвующих судов организаторы могли назвать лишь приблизительно. Судя по отзывам экспонентов, многих не удовлетворило и число посетителей — наверное, к рекламе подобного события стоило бы подойти более ответственно. Взять хотя бы тот факт, что на фасаде экспоцентра, выходящего на перегруженную автомобилями МКАД, так и не появилось соответствующей вывески или хотя бы баннера. Думается, при более активной "раскрутке" желающих выложить 250 рублей за входной билет нашлось бы куда больше.
Солидный стенд "Hard Top Marine" был грамотно "уравновешен" экспозицией на воде
Впрочем, довольно формально отнеслись к делу и некоторые участники — длинноногие девушки в мини, конечно, способны дополнительно украсить богато оформленный стенд, но вот грамотно ответить на технические или деловые вопросы... В общем, и по этой причине собранная нами на "Крокусе" информация оказалась далеко не полной.
Но все же основные тенденции, которые отразила выставка, выявить удалось. Наиболее часто встречающимся типом судна оказался упомянутый "крупняк" — катера и моторные яхты 8-12 м длиной — вполне отвечающий срокам проведения выставки, нацеленным на прием предварительных заказов. Если забыть про то, что почти треть одного-единственного зала осталась пустой и была прикрыта занавесом, оставшаяся часть выглядела вполне привычно для завсегдатая западных бот-шоу.
Точной статистикой мы не располагаем, но все же складывалось впечатление, что Москва была представлена в основном торгующими организациями (если не считать, конечно, такого судостроительного монстра, как российско-голландский "Timmerman"), а гости из других городов и регионов — производителями. Причем речь идет не только о Питере, где традиции малого судостроения исторически сильны. Например, интересный скоростной РИБ показала молодая нижегородская фирма "EK Марин" — и на воде, и в павильоне. В мелочах, правда, лодка пока сыровата, да и некоторые данные, указанные производителями — в частности, скорость, дальность хода и пассажировместимость — на наш взгляд, явно завышены. Рыбинская судоверфь, не показавшая, однако, "живых" лодок, пошла по другому пути, реанимируя проекты еще советских времен — алюминиевую мотолодку "Москва-2" и знаменитый "адмиральский" катер крейсерского класса. Очередную модификацию своего 5.8-метрового алюминиевого "Альянса" продемонстрировали дмитровские судостроители — на удачном, как показали редакционные испытания, корпусе лишь пробуют разнообразные типы надстроек.
Кроме того, наконец-то в полной мере расцветает интерес и к соответствующей инфрастуктуре. Несколько стендов были посвящены оборудованию для яхт-клубов и марин — наплавным причалам, береговым бензоколонкам и т.п. Участие в таком исключительно "водном" мероприятии, как бот-шоу, сочли выгодным и строительные фирмы — на "Крокусе" прошли презентации сразу нескольких коттеджных поселков, которые будут построены у воды и снабжены хорошо оборудованными маринами. Свои стенды на выставке держали страховые компании и банки, хотя буквально год-два тому назад страхование маломерных судов и кредитование при их покупке находились в зачаточном состоянии. Пользуются спросом и услуги школ по подготовке судоводителей. В общем, наконец-то начинает складываться разумный баланс, давно принятый за рубежом.
Дом у воды и причал с лодкой — наверное, самый приемлемый вариант не только для москвичей, на которых в основном и был нацелен "Крокус". Единственно, что на Москва-реке и окрестных водохранилищах яхты океанского класса выглядят несколько странновато. Так что проект "River Life" Дубненского машиностроительного завода, находящийся еще в стадии воплощения, вполне может оказаться удачным выходом из положения. Главная его "фишка", на наш взгляд, не столько в создании очередного яхт-клуба на Иваньковском водохранилище, сколько в малораспространенном у нас типе судов, который планируется продвигать среди москвичей. Речь идет о крупных и комфортабельных плавучих дачах ("houseboat"), которые представляют собой, так сказать, яхту и дом "в одном флаконе". Высокая мореходность, с учетом особенностей окрестных акваторий, здесь не требуется — гораздо важнее небольшая осадка и возможность приставать к необорудованному берегу, что, по замыслу конструкторов, и способна обеспечить понтонно-катамаранная схема "хаусбота".
Парусная часть московской выставки, хоть и была несколько представительнее, чем на MIBS, все равно на первый взгляд оставляла грустное впечатление. "Живых" яхт было всего три: две "Баварии" на стенде компании "Мореман" и "Jeanneau Sun Fast 32" от фирмы "Ultra Sail" — на воде. Еще две торговые марки — "Dufour" и "Benetteau" — присутствовали лишь "виртуально" на стендах представлявших их дилерских фирм. Тем не менее рост парусного сектора российского рынка очевиден, и наши беседы с дилерами это подтверждают.
По мнению Александра Маркарова — главы компании "Мореман", яхты "Bavaria" сейчас захватили и прочно удерживают лидирующее положение на отечественном рынке, и прошедшая выставка стала этому наглядным подтверждением, принеся фирме немалое количество заказов (правда, от озвучивания точной цифры заказов и продаж А.Маркаров уклонился). Представленные на стенде яхты новинками уже не являлись, но в самом деле вызывали большой интерес посетителей.
Как считает Сергей Безрук, глава фирмы "Ultra Sail", выставка в Крокус-сити оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, практически полное отсутствие рекламы в городе привело к крайне слабому потоку посетителей, разочаровавшему многих экспонентов. С другой стороны, руководство компании "Ultra Sail" отметило, что в Крокус-сити пришел уже подготовленный клиент, "умеющий отличать киль от шверта". Любопытствующих и праздношатающихся (как на MIBS) практически не было, посетители выставки в целом достаточно точно представляли цель своего визита и задавали стендистам вполне конкретные вопросы. Продажи парусных яхт "Jeanneau" в России держатся, как отметил С.Безрук, на хорошем уровне, некоторые покупатели (и на борту "Sun Fast 32" мы побеседовали с такой семейной парой, которая специально приехала на выставку из Петербурга) уже подумывают о двух парусных яхтах: длиной 30-35 футов для внутренних российских вод и 45-50 футов — для Средиземноморья.
Такого же мнения, в целом, придерживался и Валерий Стрыгин — руководитель геленджикской фирмы "Маринетехсервис" — дилера яхт "Dufour". Отметив, что продажи этих яхт в последние годы заметно выросли, В.Стрыгин посетовал на неразвитость стояночной инфраструктуры на черноморском побережье, уже заметно тормозящей рост численности судов, базирующихся в этом районе. Всплеска же строительного бума новых марин и яхтенных стоянок там пока не происходит. Как считает Анна Лебедева, директор фирмы "Маринетек Раша" — лидера российского рынка строительства марин, причалов и понтонов, — одной из причин подобного является отсутствие надежных естественных бухт и укрытий на российской части черноморского побережья. Это обстоятельство в сочетании со сложными ветро-волновыми условиями Черного моря вынуждает проектировать и строить марины со стационарными волноломами, что требует заметно более крупных капиталовложений по сравнению с относительно безопасными стоянками во внутренних водах России. Понятно, что к вложению значительных сумм при довольно большом сроке их окупаемости частные инвесторы пока не очень готовы. К тому же проблемой является и понимание ими этого вида бизнеса — в отличие от, скажем, гостиничного, где схемы окупаемости и правила игры уже установились и всем понятны. Тем не менее рост численности хороших яхтенных стоянок, клубов и марин не за горами, он необходим (в том же Сочи, например, новые суда уже попросту негде ставить), и поэтому на выставке были отмечены сразу четыре фирмы, занимающиеся поставками причалов, понтонов, а также проектированием и строительством марин. Отрадная, скажем прямо, тенденция.
Еще один известный яхтопроизводитель — "Elan" — показал, увы, лишь моторную яхту. Впечатляющая белая красавица стояла в павильоне чуть особняком от остальных судов, привлекая всеобщее внимание.
В секторе самых дешевых парусных судов демонстрировалась серия небольших парусных швертботов "Grand Regatta" от канадской компании "Grand International". Нарядные пластиковые лодочки с классическими шлюпочными обводами и имитацией клинкерной обшивки выглядели очень аккуратно и привлекательно. Благодаря умеренным ценам, приятному внешнему виду, хорошему качеству изготовления эти прогулочные швертботы составят серьезную конкуренцию питерскому парусному "фофану" (который, правда, несколько длиннее — длина самого крупного из канадских швертботов всего 3.7 м).
Если же говорить об общих тенденциях рынка, то большинство дилеров подчеркивали два момента: при общем росте продаж быстро растет и число представленных на российском рынке брендов, что обостряет конкуренцию и начинает вынуждать дилеров к разнообразным программам поощрения спроса: лизингу, кредитованию, скидкам, дополнительным услугам в виде бесплатной зимней стоянки и т.д. Рынок начинает приобретать цивилизованные формы — покупатель потихоньку перестает "мести с колес" все, что привозят импортеры (мы предупреждали о начале этой тенденции еще в статье о весенней выставке MIBS этого года).
Вторым моментом стало начало четкого оформления ценового расслоения судов — многие продавцы (тот же М.Фартушный, например) отмечали, что достаточно легко работать в сегменте судов стоимостью до 20 тыс. евро, а также стоимостью свыше 60 тыс. евро. Ценовая же "дырка" же от 20 до 60 тыс. евро становится серьезной проблемой...