Стабильно высокие темпы роста российского "лодочного" рынка по-прежнему не находят пропорционального отражения в масштабах отечественных бот-шоу — "костяк" участников составляют все те же давно знакомые компании. Однако водно-моторный и парусный "бум" затронул отечественный экспобизнес с иной стороны: одной только весенней, открывающей навигацию MIBS теперь уже мало, особенно с учетом стабильного спроса на "крупняк": большой катер или яхту обычно не купишь прямо со склада, их нужно заказывать заранее, а делать это лучше всего как раз осенью, чтобы получить готовый продукт к началу следующей навигации. Именно эту нишу и был призван заполнить "Салон яхт и катеров" в Крокус-сити.
Новая выставка нарушила и еще одну монополию — до недавних пор экспозицией на воде могла похвастать только летняя Петербургская бот-шоу. Расположенный на Москва-реке новый экспоцентр имеет собственный яхт-клуб, способный, в отличие от приморского "Ленэкспо", принимать суда практически неограниченных размеров. Правда, на прошлом "Крокусе" у причалов было девственно пусто, но в нынешнем году явный прогресс: на воде было представлено около тридцати лодок во главе с несомненным флагманом, сделавшим бы честь и знаменитому Генуэзскому салону — свежепостроенной 35-метровой моторной суперяхтой "Северная звезда" российско-голландской компании "Timmerman Yachts". Правда, эта внушительная махина просто стояла у причала, в то время как подавляющее большинство "клубных" экспонатов было предназначено для реальных тест-драйвов — даже вторая по величине 20-метровая "Majesty 66".
Эту лодку, построенную в Арабских Эмиратах и представленную известной московской группой "Адмирал", предложили опробовать на ходу и нам. Честно говоря, и ей на Москва-реке было тесновато, хотя одному из нас удалось не только без проблем провести ее по фарватеру с интенсивным движением, но и с легкостью ошвартовать у причала — управляется яхта просто великолепно. Кстати, представитель "Адмирала", наш давний знакомый Юрий Пиль-чин, сообщил, что с недавних пор потенциальных клиентов, интересующихся лодками такого класса, стали волновать не только планировка, отделка кают и прочие "квартирные" вопросы вплоть до размера телевизионных экранов, но и чисто судоводительские подробности вроде управляемости, мореходности, расположения швартовного оборудования и т.п. — на наш взгляд, это добрый знак.
Не смогли мы пройти мимо и еще одного "шоу-стоппера" — водоизмещающего краснодеревого катерочка "Том Сойер 24", построенного костромской верфью "Land's End" и представленного московской компанией "Unisail", сервис-дилером "Volvo Penta" (понятно, что за мотор был установлен на этом стильном "утюжке"!) Это был как раз тот редкий случай, когда ходовые качества новинки волновали нас в последнюю очередь — романтический облик и любовное исполнение явно перевесили любые прагматические устремления.
Заставлял публику замедлить шаг и скоростной "Морской Дракон", отчет об испытаниях которого читайте в этом номере. Петербургская компания "Петросет-Большой", по заказу которого он был разработан, привезла на "Крокус" уже второй экземпляр лодки с завершенной внутренней отделкой.
"Aquador 32C" и "Nord Star 31 Patrol" уже бывали на редакционных тестах — равно как и выставленный на хорошо оформленном закрытом стенде "26-й". На наш взгляд, петербургская компания "Hard Top Marine" наиболее грамотно и сбалансированно воспользовалась возможностями "Крокуса", одинаково эффективно задействовав и водную, и павильонную экспозиции, которые взаимно "раскручивали" друг друга. Отсюда и весомый финансовый результат — директор "Hard Top Marine" Михаил Фартушный участием в выставке остался доволен, хотя признался, что немного устал, поскольку без дела и общения сидеть не пришлось ни минуты.
Как всегда обширную экспозицию представил "Спортсудпром" — весь модельный ряд лодок "Silver". И хотя это питерское предприятие практически догнало по объемам выпуска своего финского "папу" (да и разработка некоторых новых моделей целиком и полностью на его счету), большинство посетителей упорно относит его продукцию к "импорту".
Успешным оказалось участие в "Крокусе" и обладателей, пожалуй, самого скромного "лодочного" стенда — петербургской компании "Аст-рон", принявшей решение об участии буквально в последний момент. Кроме "Корвета-500", тоже испытанного на "мерной миле "КиЯ", и коврового покрытия (даже простых стульев на складе организаторов не нашлось ни за какие деньги), какое-либо оформление отсутствовало, но, тем не менее, астроновцам удалось заключить выгодные оптовые договоры — в том числе и с украинскими дилерами.
Информация об изображении![Солидный стенд "Hard Top Marine" был грамотно "уравновешен" экспозицией на воде](https://www.barque.ru/img/articles5/solidnyy_stend_hard_top_marine_byl_gramotno_uravnoveshen_ekspoziciey_na_vode_small.jpg)
Солидный стенд "Hard Top Marine" был грамотно "уравновешен" экспозицией на воде
Кстати, к организаторам выставки и у нас возникли определенные претензии — прежде всего по части информационного обеспечения. Пресс-центр как таковой отсутствовал, точной статистики, принятой на солидных зарубежных бот-шоу, не велось, и даже число участвующих судов организаторы могли назвать лишь приблизительно. Судя по отзывам экспонентов, многих не удовлетворило и число посетителей — наверное, к рекламе подобного события стоило бы подойти более ответственно. Взять хотя бы тот факт, что на фасаде экспоцентра, выходящего на перегруженную автомобилями МКАД, так и не появилось соответствующей вывески или хотя бы баннера. Думается, при более активной "раскрутке" желающих выложить 250 рублей за входной билет нашлось бы куда больше.
![Солидный стенд "Hard Top Marine" был грамотно "уравновешен" экспозицией на воде](https://www.barque.ru/img/articles5/solidnyy_stend_hard_top_marine_byl_gramotno_uravnoveshen_ekspoziciey_na_vode_small.jpg)
Солидный стенд "Hard Top Marine" был грамотно "уравновешен" экспозицией на воде
Впрочем, довольно формально отнеслись к делу и некоторые участники — длинноногие девушки в мини, конечно, способны дополнительно украсить богато оформленный стенд, но вот грамотно ответить на технические или деловые вопросы... В общем, и по этой причине собранная нами на "Крокусе" информация оказалась далеко не полной.
Но все же основные тенденции, которые отразила выставка, выявить удалось. Наиболее часто встречающимся типом судна оказался упомянутый "крупняк" — катера и моторные яхты 8-12 м длиной — вполне отвечающий срокам проведения выставки, нацеленным на прием предварительных заказов. Если забыть про то, что почти треть одного-единственного зала осталась пустой и была прикрыта занавесом, оставшаяся часть выглядела вполне привычно для завсегдатая западных бот-шоу.
Точной статистикой мы не располагаем, но все же складывалось впечатление, что Москва была представлена в основном торгующими организациями (если не считать, конечно, такого судостроительного монстра, как российско-голландский "Timmerman"), а гости из других городов и регионов — производителями. Причем речь идет не только о Питере, где традиции малого судостроения исторически сильны. Например, интересный скоростной РИБ показала молодая нижегородская фирма "EK Марин" — и на воде, и в павильоне. В мелочах, правда, лодка пока сыровата, да и некоторые данные, указанные производителями — в частности, скорость, дальность хода и пассажировместимость — на наш взгляд, явно завышены. Рыбинская судоверфь, не показавшая, однако, "живых" лодок, пошла по другому пути, реанимируя проекты еще советских времен — алюминиевую мотолодку "Москва-2" и знаменитый "адмиральский" катер крейсерского класса. Очередную модификацию своего 5.8-метрового алюминиевого "Альянса" продемонстрировали дмитровские судостроители — на удачном, как показали редакционные испытания, корпусе лишь пробуют разнообразные типы надстроек.
Кроме того, наконец-то в полной мере расцветает интерес и к соответствующей инфрастуктуре. Несколько стендов были посвящены оборудованию для яхт-клубов и марин — наплавным причалам, береговым бензоколонкам и т.п. Участие в таком исключительно "водном" мероприятии, как бот-шоу, сочли выгодным и строительные фирмы — на "Крокусе" прошли презентации сразу нескольких коттеджных поселков, которые будут построены у воды и снабжены хорошо оборудованными маринами. Свои стенды на выставке держали страховые компании и банки, хотя буквально год-два тому назад страхование маломерных судов и кредитование при их покупке находились в зачаточном состоянии. Пользуются спросом и услуги школ по подготовке судоводителей. В общем, наконец-то начинает складываться разумный баланс, давно принятый за рубежом.
Дом у воды и причал с лодкой — наверное, самый приемлемый вариант не только для москвичей, на которых в основном и был нацелен "Крокус". Единственно, что на Москва-реке и окрестных водохранилищах яхты океанского класса выглядят несколько странновато. Так что проект "River Life" Дубненского машиностроительного завода, находящийся еще в стадии воплощения, вполне может оказаться удачным выходом из положения. Главная его "фишка", на наш взгляд, не столько в создании очередного яхт-клуба на Иваньковском водохранилище, сколько в малораспространенном у нас типе судов, который планируется продвигать среди москвичей. Речь идет о крупных и комфортабельных плавучих дачах ("houseboat"), которые представляют собой, так сказать, яхту и дом "в одном флаконе". Высокая мореходность, с учетом особенностей окрестных акваторий, здесь не требуется — гораздо важнее небольшая осадка и возможность приставать к необорудованному берегу, что, по замыслу конструкторов, и способна обеспечить понтонно-катамаранная схема "хаусбота".
Парусная часть московской выставки, хоть и была несколько представительнее, чем на MIBS, все равно на первый взгляд оставляла грустное впечатление. "Живых" яхт было всего три: две "Баварии" на стенде компании "Мореман" и "Jeanneau Sun Fast 32" от фирмы "Ultra Sail" — на воде. Еще две торговые марки — "Dufour" и "Benetteau" — присутствовали лишь "виртуально" на стендах представлявших их дилерских фирм. Тем не менее рост парусного сектора российского рынка очевиден, и наши беседы с дилерами это подтверждают.
По мнению Александра Маркарова — главы компании "Мореман", яхты "Bavaria" сейчас захватили и прочно удерживают лидирующее положение на отечественном рынке, и прошедшая выставка стала этому наглядным подтверждением, принеся фирме немалое количество заказов (правда, от озвучивания точной цифры заказов и продаж А.Маркаров уклонился). Представленные на стенде яхты новинками уже не являлись, но в самом деле вызывали большой интерес посетителей.
Как считает Сергей Безрук, глава фирмы "Ultra Sail", выставка в Крокус-сити оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, практически полное отсутствие рекламы в городе привело к крайне слабому потоку посетителей, разочаровавшему многих экспонентов. С другой стороны, руководство компании "Ultra Sail" отметило, что в Крокус-сити пришел уже подготовленный клиент, "умеющий отличать киль от шверта". Любопытствующих и праздношатающихся (как на MIBS) практически не было, посетители выставки в целом достаточно точно представляли цель своего визита и задавали стендистам вполне конкретные вопросы. Продажи парусных яхт "Jeanneau" в России держатся, как отметил С.Безрук, на хорошем уровне, некоторые покупатели (и на борту "Sun Fast 32" мы побеседовали с такой семейной парой, которая специально приехала на выставку из Петербурга) уже подумывают о двух парусных яхтах: длиной 30-35 футов для внутренних российских вод и 45-50 футов — для Средиземноморья.
Такого же мнения, в целом, придерживался и Валерий Стрыгин — руководитель геленджикской фирмы "Маринетехсервис" — дилера яхт "Dufour". Отметив, что продажи этих яхт в последние годы заметно выросли, В.Стрыгин посетовал на неразвитость стояночной инфраструктуры на черноморском побережье, уже заметно тормозящей рост численности судов, базирующихся в этом районе. Всплеска же строительного бума новых марин и яхтенных стоянок там пока не происходит. Как считает Анна Лебедева, директор фирмы "Маринетек Раша" — лидера российского рынка строительства марин, причалов и понтонов, — одной из причин подобного является отсутствие надежных естественных бухт и укрытий на российской части черноморского побережья. Это обстоятельство в сочетании со сложными ветро-волновыми условиями Черного моря вынуждает проектировать и строить марины со стационарными волноломами, что требует заметно более крупных капиталовложений по сравнению с относительно безопасными стоянками во внутренних водах России. Понятно, что к вложению значительных сумм при довольно большом сроке их окупаемости частные инвесторы пока не очень готовы. К тому же проблемой является и понимание ими этого вида бизнеса — в отличие от, скажем, гостиничного, где схемы окупаемости и правила игры уже установились и всем понятны. Тем не менее рост численности хороших яхтенных стоянок, клубов и марин не за горами, он необходим (в том же Сочи, например, новые суда уже попросту негде ставить), и поэтому на выставке были отмечены сразу четыре фирмы, занимающиеся поставками причалов, понтонов, а также проектированием и строительством марин. Отрадная, скажем прямо, тенденция.
Еще один известный яхтопроизводитель — "Elan" — показал, увы, лишь моторную яхту. Впечатляющая белая красавица стояла в павильоне чуть особняком от остальных судов, привлекая всеобщее внимание.
В секторе самых дешевых парусных судов демонстрировалась серия небольших парусных швертботов "Grand Regatta" от канадской компании "Grand International". Нарядные пластиковые лодочки с классическими шлюпочными обводами и имитацией клинкерной обшивки выглядели очень аккуратно и привлекательно. Благодаря умеренным ценам, приятному внешнему виду, хорошему качеству изготовления эти прогулочные швертботы составят серьезную конкуренцию питерскому парусному "фофану" (который, правда, несколько длиннее — длина самого крупного из канадских швертботов всего 3.7 м).
Если же говорить об общих тенденциях рынка, то большинство дилеров подчеркивали два момента: при общем росте продаж быстро растет и число представленных на российском рынке брендов, что обостряет конкуренцию и начинает вынуждать дилеров к разнообразным программам поощрения спроса: лизингу, кредитованию, скидкам, дополнительным услугам в виде бесплатной зимней стоянки и т.д. Рынок начинает приобретать цивилизованные формы — покупатель потихоньку перестает "мести с колес" все, что привозят импортеры (мы предупреждали о начале этой тенденции еще в статье о весенней выставке MIBS этого года).
Вторым моментом стало начало четкого оформления ценового расслоения судов — многие продавцы (тот же М.Фартушный, например) отмечали, что достаточно легко работать в сегменте судов стоимостью до 20 тыс. евро, а также стоимостью свыше 60 тыс. евро. Ценовая же "дырка" же от 20 до 60 тыс. евро становится серьезной проблемой...