Однако наибольшее распространение получила оценка результатов в относительных единицах, при которой каждой яхте в серии гонок насчитывали очки в зависимости от ее места в конкретной гонке по отношению к соперникам. Со временем эта система трансформировалась в сложные формулы гандикапов, среди которых различают гандикап на мастерство экипажа (обозначив его коэффициентом М), на ходовые качества яхты (коэффициент А) и на дистанцию (коэффициент В).
Рассмотрим, как же используется система гандикапа при оценке результатов соревнований по программе парусного спорта на Олимпийских играх.
Итоговая оценка выступлений на Олимпиаде до 1960 г. определялась по "логарифмической" формуле, в соответствии с которой всегда за последнее место в гонке экипаж получал 101 очко, а за более высокое место — в соответствии со специально разработанной таблицей. У победителя коэффициент М1 по сумме всех гонок составлял от 4000 очков и более. При таком подсчете выгоднее было занимать в отдельных гонках лучшие или худшие места, чем средние.
С введением в 1997 г. Международных правил парусных гонок и "премиальной" системы подсчета очков, действующей "в пользу слабого", с отбрасыванием худшего результата в одной из гонок, коэффициент М победителя всегда равнялся наименьшему количеству очков по сумме зачетных гонок. В этом случае выгоднее занимать в отдельных гонках места с 1-го по 6-е.
Что же касается гандикапа на ходовые качества яхты, то коэффициент А, учитываемый при оценке результатов гонки, приравнивался единице (здесь понятие "исправленного" времени отсутствует). При этом Олимпийский комитет в целях "уравновешивания шансов на победу" на сегодняшний день исключил из программы парусных соревнований гонки на яхтах так называемых "свободных" классов, обмеряемых по особым формулам, и перешел полностью на гонки яхт-монотипов, поле допусков линейных размеров которых составляет миллиметры, площадей — 0.1 м2, а весовых характеристик — в пределах килограммов2.
Современные технологии постройки яхт еще не столь совершенны, чтобы можно было строить лодки с "нулевыми" допусками на размеры, поэтому яхтостроительные фирмы и изготовители судового оборудования, работающие над улучшением ходовых качеств лодок, вынуждены выдерживать их размеры в пределах допусков.
И, наконец, о гандикапе на дистанцию: последовательно следуя принципу "равенства внешних условий" для всех участников соревнований, Олимпийский комитет проводит все гонки на сравнительно короткой дистанции, отличающейся длиной только для более скоростных яхт. Коэффициент В в этом случае также равен единице.
Теперь посмотрим, как у нас решаются вопросы гандикапа на соревнованиях морских гоночных яхт. Для России это — сравнительно "молодой" вид парусного спорта, насчитывающий всего около 30 лет. Возраст участников в данном виде соревнований, как правило, приближается к 20 годам. Действующая система гандикапа на мастерство экипажа явно не отвечает требованиям дня, и пора уже обратиться к опыту проведения парусных соревнований на Олимпийских играх, т. е. в соответствии с Правилами 1997 г. по "премиальной" системе с отбрасыванием худшего результата. Это будет достаточно справедливо, поскольку число гонок в данном виде соревнований, обычно не менее четырех, а значит, коэффициент М у победителя будет равняться наименьшему количеству очков по сумме гонок, идущих в зачет.
Если бы в соревнованиях на Кубок Онеги 1988 г. использовалась олимпийская система зачета, то результаты оказались не столь огорчительны для большинства гонщиков после того, как в третьей гонке почти 80% их не уложилось в контрольное время.
Теперь обратимся к гандикапу на ходовые качества яхт. "Несчастным" гонщикам морских гоночных яхт настолько "заморочили" голову всевозможными правилами IOR, TMF, TOTD, RS-2000, УПО и т.п., что они готовы уже гоняться либо "по приходам", т. е. по "истинному" времени, либо передать часть ответственности за свои результаты в соревнованиях "третьим" лицам — мерителям или комитетам, разрабатывающим "закрытые" формулы гандикапа. На мой взгляд, такой подход к определению коэффициента А отражает две крайние точки зрения на проблему, а истина, видимо, находится где-то посредине.
Гоняться всем "по приходам" нельзя, так как морские гоночные яхты, участвующие в соревнованиях, не являются монотипами и объединяются не в классы, а в зачетные группы, в пределах которых их линейные размеры отличаются на десятки миллиметров и более, размеры площадей парусности — на квадратные метры, а весовые показатели — на десятки килограммов.
Передавать часть ответственности за свои результаты в соревнованиях "закрытым" формулам гандикапа также неверно, так как любая монополия на знание неизбежно приводит к изоляции и противоречит принципу "массовости" спорта. Трудно себе представить, например, чтобы в футболе некоторый комитет FIFA по одним, только ему известным, правилам оценивал бы победу в футбольном мачте в одном случае в 3.5 очка, а в другом — в 2.75.
Очередной попыткой определения коэффициента А и является предлагаемый "нижегородский" гандикап, основанный на принципах простоты, открытости и прозрачности и предоставления преимуществ слабому. Суть его в следующем: для каждой зачетной группы яхт определяются 10 базовых фактических параметров, не прошедших через "жернова" обмерных формул и впоследствии замеренных на конкретной яхте, входящей в зачетную группу. Такими параметрами могли бы быть длина наибольшая LOA, длина по ватерлинии LWL, ширина наибольшая Bmax, ширина по ватерлинии BWL, высота борта FBM, на наибольшей ширине, вес яхты DSPL, восстанавливающий момент на 1° RM, площадь наибольшего стакселя RSAF, площадь грота SAM, площадь наибольшего спинакера SPIN.
Далее, следуя принципам "относительности" и "преимуществ в пользу слабого", определяется сумма отношений фактических параметров конкретной яхты к базовым параметрам зачетной группы, а именно:
Это выражение3 дает преимущество более тяжелым яхтам с меньшей парусностью, широким, коротким, высокобортным и более остойчивым, чем базовые, принятые для конкретной зачетной группы.
Теперь пришло время вспомнить о "логарифмической" формуле, верой и правдой служившей на протяжении десятилетий в Олимпийской системе подсчета очков, и с ее помощью определить гандикап на ходовые качества яхты, взяв логарифм от предыдущей суммы. Нетрудно заметить, что для яхты, у которой параметры совпадают с базовыми в группе, коэффициент А будет равен единице, а для других яхт он будет количественно выражать отличия ходовых качеств конкретной яхты от базовой.
Рассмотрим далее понятие "исправленное" время. По формуле IOR-TOTD "исправленное" время
где ЕТ — истинное время, ч; D — длина дистанции, мили; В=(1−0.336·R·0.5—C)/(2+R·0.5) — коэффициент гандикапа на дистанцию.
Формула эта настолько закрыта для понимания, что мне так и не удалось определить размерность коэффициента В, хотя по здравому смыслу она должна выражаться в часах, деленных на милю.
В "нижегородском" гандикапе коэффициент В предлагается определять по формуле В=1/1.811·LWLi·0.5, поскольку в соответствии с Международными правилами обмера морских крейсерских яхт IOR III (п. 60.1.1.), "...винт или подвесной мотор, с которым яхта участвует в гонке, может продемонстрировать способность двигать ее на спокойной воде со скоростью, по крайней мере, (1.811·L·0.5) узлов. Из этого следует, что "исправленное" время есть разница во времени прохождения дистанции под парусами в соответствии с ходовыми качествами яхты и под двигателем. Для учета гидрометеорологических условий надо ввести поправочный коэффициент длины дистанции К: при длине дистанции до 50 миль К=0.15; до 100 миль К=0.20; до 150 миль К=0.25; до 200 миль К=0.30.
Таким образом, формула "исправленного" времени окончательно принимает вид
Для проверки формулы "нижегородского" гандикапа была выбрана зачетная группа из 10 яхт, параметры которых представлены в табл. 1-3. Далее для этих 10 яхт были выбраны значения истинного времени первых 10 яхт в третьей зачетной группе на соревнованиях "Кубок Онеги" 1986 г. и рассчитано "исправленное" время по системам подсчета очков IOR-TOTD, TMF, олимпийской системе и "нижегородского" гандикапа (табл. 4).
Итоговые сравнительные результаты представлены в табл. 5.
Проанализировав эту таблицу, можно сделать вывод об отсутствии парадоксальных результатов, подсчитанных по формуле "нижегородского" гандикапа, что дает право на ее опытное использование хотя бы в виде параллельного зачета. Это позволит накопить статистические данные и сделать окончательный вывод о целесообразности введения нового гандикапа.
Примечания
1. Автор несколько своеобразно трактует сумму очков, полученных экипажем в ходе регаты, как "гандикап на мастерство экипажа".
2. На деле поля допусков могут быть несколько шире.
3. Следует заметить, что все же некорректно учитывать в формуле соотношения столь разных характеристик, как, к примеру, водоизмещения яхт и высоты их надводных бортов с одинаковым коэффициентом.