Под этой аббревиатурой скрывается Европейская ассоциация производителей рыболовных товаров, ежегодно устраивающая смотрины "достижений народного хозяйства" в одной из столиц Старого Света. Цивилизованная Европа, как известно, непомерно расширилась, и в нынешнем году выставка проходила в Варшаве, где на блестящем мерседесовском такси можно всего за семь долларов доехать от аэропорта до гостиницы, а на 10 даже сытно закусить в ресторане под знаменитую "Зубровку".
Яне был в Польше более 10 лет, но, как и тогда, после нескольких дней пребывания в разных уголках страны осталось впечатление деловой активности всего населения при минимально видимых результатах. В общем, как однажды сказал один экономический обозреватель, "доллар неумолимо падает, имея стойкую тенденцию к росту...".
Шоу обещало быть действительно грандиозным, ведь в отличие от прошлогоднего, лондонского, в Польшу обещали прибыть более 250 участников со всех концов Земли.
Как всегда в списках было много представителей славящегося дешевой рабочей силой Азиатского региона. Представьте на минуту, что только в одном коммунистическом Китае — более 200 крупных производителей блесен, большинство которых не утруждают себя формированием собственного лица, а лишь копируют выпущенные в других странах образцы, продающиеся, естественно, по более низкой цене. Это вызывает серьезные опасения у признанных лидеров рынка, тратящих миллионы долларов на исследования, маркетинг и разработки.
Законодателем мод в производстве воблеров по праву считается финская "Rapala", единственный бренд блесен, пользующийся популярностью на всех континентах. Например, только знаменитого "X-Rap" в прошлом году было продано около 220 тыс. штук (лучший результат лишь у спиннербейта "Booyah pond magic" от американского гиганта "Pradco" — 250 тыс.). В Польше финны представили шесть новых моделей воблеров, среди них я бы выделил 16-сантиметровую троллинговую модель "X-Rap Magnum 30", которая при скорости 13 уз заглубляется до 9 м. Этот год для данной транснациональной корпорации (30 компаний и более 3000 работников) особенный, ведь 27 ноября исполняется 100 лет со дня рождения ее основателя Лаури Рапала. Свой первый воблер он вырезал из сосновой коры в 1936 г., но мировое признание финский мастер получил лишь 26 лет спустя, когда его дистрибьюторы в США разместили в красочном издании "Life" первую рекламу. Этот выпуск журнала был раскуплен мгновенно и стал библиографической редкостью, ведь там было опубликовано множество фотографий и сообщение о смерти Мерилин Монро...
Сегодня "Rapala" активно внедряется во многие сегменты рыболовного рынка. Мы уже давно привыкли к одноименным ножам, лескам и шнурам. В прошлом году добавились поляризационные очки, ну а ныне мы стали свидетелями появления целой аксессуарной линии — непромоканцы, вейдерсы, рубашки, брюки, ботинки и т. д. — с лейблом "Rapala".
Другая известная фирма "Nils Master" из крошечного городка Калккинен в Центральной Финяндии вот уже более 40 лет радует рыболовов всего мира отменными воблерами и блеснами. Все, кто когда-либо дорожил щуку, конечно же, знают непобедимый "Invincible", придуманный братьями Ханну и Калеви Кангас в 1960 г. В этом сезоне мы увидели данный воблер уже в 20-сантиметровом варианте — ну теперь берегись, зубатый хищник! Плюс ко всему "Nils Master" первым в мире анонсировал двухпозиционный балансир для зимнего блеснения.
Было бы несправедливо не отметить тайваньскую фирму "Ever Grass" с единственным брендом " Strike Pro". На рынке компания присутствует с 1973 г., вначале как производитель заготовок для других, а с 2000 г. и под собственным именем. По цене "страйковские" рыбки раза в два дешевле финских, но работают и оформлены на загляденье, хоть используй вместо броши на вечернем платье. Кстати, их воблер "Jointed buster", состоящий из девяти (!) вихлявых сегментов, получил в Варшаве приз зрительских симпатий. Правда, опытные эксперты ассоциации производителей отдали предпочтение все-таки блеснам известной итальянской фирмы "Panther Martin".
Об удилищах мнения также разделились: если профи отдали первенство аккуратненьким тайваньским нахлыстам от "Harvest", то зрители предпочли опять же нахлыстовые двуручники американского производителя "G. Loomis". Эта фирма, хоть и принадлежит японской корпорации "Shimano", до сих пор добротно клепает весь модельный ряд исключительно в США. Понравившаяся зрителям серия удилищ под названием "Ревущая река" впервые в истории охватывает все три стиля современного нахлыста — традиционный (шотландский), скандинавский и американский.
В России данный вид рыбалки на искусственную мушку сегодня переживает второе рождение, чего не скажешь о Европе и Америке, где общественность все больше интересуется экологической стороной рыболовного вопроса. Мы вспоминаем про это лишь, когда дело доходит до реализации лицензий на эксплуатацию природных ресурсов, и полностью съедобные рыболовные приманки никого пока серьезно не интересуют. А зря, ведь столь распространенные повсюду пластиковые черви кое-где устилают плотным слоем все дно водоемов, и, будучи заглоченные рыбой, они непременно приведут к ее смерти. В 2003 г. американская фирма "Foodsource lures" буквально ворвалась на рынок с набором естественных приманок, которые легко надеваются на джиг-головку, но где содержание белка и калорий больше, чем у дождевого червяка. Да и ароматы данных приманок несколько позаманчивее: анисовый, кровяной, сырный, свиной, чесночный, клубничный, сахарный. И в Варшаве в номинации лучший аксессуар первенствовали "вкусные" черви по имени "Gulp", но уже от другой американской компании — "Pure fishing". Им же присудили первое место за собранную в Китае безынерционную катушку "Cardinal 33" (темно-зеленый цвет при цене 90 евро), хотя, на мой взгляд, и поворотник заднего фрикционного тормоза, и наружные соединительные винтики на этой модели все же смотрятся несколько грубовато.
Не обошлось в Польше и без чисто лодочных перлов и вычурностей. Надувные лодки сегодня не делает, пожалуй, только ленивый, и порою модели различных фирм выглядят, словно однояйцевые близнецы. Что тут удивляться, когда известная французская "Sevylor" (одна из "дочек" "Zodiac") представила надувнушку с 9-слойным аэродеком "SV 350 S" по очень приемлемой цене (1100 евро), но ничем не отличающуюся от прочих рыночных собратьев.
Зато очень интересным мне показался их 21-килограммовый надувной каяк черного цвета из ПВХ повышенной прочности (длина — 370, ширина — 105 см), специально созданный для любителей диких подводных погружений. И рым ручки, и весла, и эргономичные сиденья, и крепления для кислородных баллонов смотрелись на полноценные пять баллов и дышали такой надежной уверенностью, что хоть сейчас садись и греби на все четыре стороны! К сожалению, распространяются эти каяки исключительно через дайвинговые центры и магазины.
В область гребно-каяковой оперы подалась и известная канадская фирма "Scotty". Их даунриггеры известны по всему миру. Теперь же канадцы выпустили всевозможные приспособления для троллинга, рассчитанные даже на одноместный каяк.
Прочий лодочный новодел относится уже к области изысков судомоделирования. Так, финская "Vilco" создала радиоуправляемую (пять каналов) шестискоростную водометную модельку (вес — 3 кг), позволяющую рыболову завести блесну или воблер за 500 м от собственной персоны. Катерок может пробираться через пороги и преодолевать полуметровую волну. Все бы хорошо, да стоит малютка 500 евриков. В том же направлении шли и англичане из компании "Badger international".
Созданная островитянами модель "Dyna-Craft" предназначена для быстро растущей карповой тусовки. Этот радиоуправляемый аккумуляторный трудяга способен в течение двух часов безостановочно доставлять до 1 кг прикормки в точно заданное место. Англичанин смотрится несколько попроще, чем финский конкурент, но, как пояснил сотрудник компании, перед разработчиками была четко определена верхняя ценовая планка — 200 фунтов. Зато за новинкой уже образовалась целая очередь, и в портфеле "барсуков" пылится 470 заказов.
Я уже привык, что на подобных мероприятиях всегда углядишь какую-либо штукенцию из разряда "этого не может быть". В Варшаве выпендрилась маленькая португальская фирма "Somsen & Poole da Costa", выставившая на стендах фасонные шляпы, кепки и зонты из тонюсенькой, зато на 100% натуральной, пробки!