К середине второго рабочего дня свободное место было уже найти трудно, и выставка полновесно заработала по своей привычной схеме: павильон—улица-вода. Чуть плотнее прошлогоднего потянулся и посетитель: только через регистрацию прошло 3445 человек (в прошлом — 2700). Несомненно, дали свои плоды наработки профессиональной команды организаторов выставки, которые не только являются специалистами в выставочном бизнесе, но и имеют кораблестроительное образование, а генеральный директор "Ленэкспо" Сергей Алексеев еще и дипломированный яхтсмен, организатор и участник парусной регаты на призы "Ленэкспо".
Выставка уже переросла рамки региональной, однако общероссийским событием, к сожалению, не стала. А предпосылки к этому, по нашему мнению, есть. Беглый осмотр подтвердил: индустрия малого судостроения, в том числе отечественного, не осталась на прежних позициях, она активно развивается, предлагаются новые товары и услуги.
На фоне растущего спроса населения на товары для водного досуга в выставочном бизнесе сегодня мы наблюдаем странную картину: быстро ушедшая преимущественно в сектор крупных представительских яхт московская MIBS не оставила наследницы, которая представляла бы суда "бюджетного" ценового уровня, отражающего реалии российского рынка. Ее роль пытаются брать на себя разнообразные альтернативные и региональные проекты, но явного лидера среди них пока определить трудно. Петербургская бот-шоу в Гавани при некоторых условиях имеет хороший шанс претендовать на место общенационального лидера в этом деле. Но об этом чуть позже.
Катера и мотолодки
Из положительных моментов отметим прежде всего неожиданно возросшее предложение надувных лодок. Казалось бы, этот рынок давно и успешно поделен питерскими, ярославскими и уфимскими "старожилами", как производящими, так и ввозящими продукцию из-за рубежа, но вот появилось несколько новых имен. Среди них — лодки "ProfMarine", собираемые в Петербурге по хорошо отработанной технологии, с использованием корейского ПВХ, европейской и местной готовой комплектации, и отличающиеся от других особо просторным кокпитом. Появился еще один питерский производитель надувнушек — "Boat Master". Официальный представитель "Yamaha" "Петросет" не ограничился своим хорошо известным брендом "Yamaran" и представил в этом году полный размерный ряд новой серии пакетных лодок "Silverado" серебристо-серого цвета с корпусами из фанеры и из алюминия и разборными пайолами. Из "пакетников" были замечены "Honda" с лодками "Brandt" и "Suzuki" при своих "Suzumar".
Буквально на наших глазах — в гонках на призы "КиЯ" — рождался проект первого отечественного "пакетника". Союз надувных лодок "Корсар" от фирмы "Миллон" и ПМ "Нептун-25" оказался на редкость удачным. Благодаря стоимости мотора в два-три раза ниже зарубежных аналогов, его ориентированности на бензин А-76 и обычной скидки при пакетной продаже вместе с лодками "Корсар" открываются хорошие перспективы появления этого товара в глубинке, в небогатых районах.
Патриарх ПВХ-строения "Мнев и К" упора на новинки не делал, но показал полный ассортимент дополнительного оборудования, способного поднять на недостижимую конкурентами высоту потребительские качества лодок: транспортировочные колеса, мачты-"подстаканники", накладные фальшборты и прочие радости рыболова-фаната, а также новую серию чисто гребных надувнушек "Соло". Этот класс самых малых и простых лодок из ПВХ хорошо начал продаваться в последний год, так что другому нашему мощному производителю "Лидеру" пришлось даже организовать для их изготовления отдельную сборочную линию.
Из экзотического можно отметить некую питерскую фирму, не пожелавшую пока разглашать подробности о себе, которая демонстрировала секционный РИБ оригинальной складной конструкции. При длине 3.4 м он за два поперечных сгиба складывается в компактный пакет, помещающийся в автомобильный багажник, что вызвало неподдельный интерес посетителей.
К сожалению, мы не смогли познакомиться с обычно богатой на новые идеи продукцией питерской фирмы "Фрегат" — постоянного участника прошлых выставок, который, по-видимому, решил, что "у них и так все хорошо". Кстати, эта опасная тенденция к самоуспокоенности проскальзывала и у некоторых других участников: "Мол, беспокоиться нечего, товар метут прямо с колес..."
Мы были приятно удивлены появлением на выставке одной из крупнейших московских фирм по продаже морских товаров "Мореман". Александр Маркаров, владелец фирмы, обычно тонко улавливающий все изменения в тенденциях рынка, лично возглавил работу на стенде своего питерского дилера компании "Робинзон". "Отец" русского "Зодиака" обращал внимание посетителей на две интересные модели надувнушек "340" и "360" с надувным пайолом от знаменитрого французского производителя. Новая технология изготовления надувного пайола позволила "набивать" аэродек почти до каменной твердости при относительно малом весе. Благодаря этому удалось сохранять и жесткую геометрию днища с килеватой центральной и более плоской кормовой частью. Лодка участвовала в наших соревнованиях и показала хорошие результаты.
А из других приятных моментов можно отметить заметную активность отечественных фирм-строителей по разработке моторных лодок и катеров со стеклопластиковыми и особенно алюминиевыми корпусами. Здесь наша бот-шоу выполнила свою основную задачу — отразить реальное состояние маломерного судостроения в стране. Наряду с уже "засвеченными" в прошлые годы и вновь участвующими в выставке костромскими "КС-700", саратовскими "Николями", "Стрелами" от КнААПО (отметим, что у дальневосточных авиастроителей практически ничего нового нет, сейчас на заводе происходит реорганизация, и судьба производства пока неясна) и многими другими отметим новые модификации испытанной нами в прошлом году шестиметровой каютной мотолодки "Альянс" Дмитровского завода спецтехники МВД. На этот раз она показала два варианта компоновки — открытый и с пластиковой рубкой, разработанной в содружестве с фирмой "Курс". Модификации сохранили конструктивную особенность прототипа — мощный трубообразный профиль по килю внутри корпуса, увеличенную толщину его алюминиевой обшивки, повышающую ресурс, а заодно и улучшающую его внешний вид. Очень мужественно выглядела новая разработка Охтинской судоверфи — 6.5-метровый рабочий катер "Охта-21" со сварным корпусом из алюминиевого сплава, также увеличенной толщины (6 мм). Отчет о его испытаниях нашей тестовой группой предполагается опубликовать в одном из следующих номеров журнала.
"Адмиралтейские верфи" все более уходят в старшие классы, отказываясь постепенно от самых мелких моделей. Сегодня это — требование рынка. Завод имеет стабильные заказы на лодки длиной от 4 м и выше по 100-140 шт. на каждую выпускаемую модель в течение года. Новинка этого сезона "Мастер-630" — самая крупная модель линейки. "Это наш ответ бустеровскому "Магнуму", — шутят конструкторы.
Фирма "Астрон" доработала корпус своей "Новой Ладоги", несколько добавив ей мореходности, а также выставила новую открытую мотолодку "Корвет-500" с корпусом из АМг и пластиковым кокпитом. При тестировании на акватории Гавани она показала очень неплохие результаты, что в сочетании с аккуратным исполнением делает ее одним из перспективных открытий года.
Весьма заметным стало вторжение на рынок казанских судостроителей: компания "Татскан", поменявшая, кстати, название на "Казанский судостроительный завод", вновь привезла большую партию недорогих стеклопластиковых лодок и охотно демонстрировала их на воде. Заметим, что теперь они изготавливаются из импортного полиэфирного сырья, но на цене это практически не отразилось. В нынешнем году мы смогли наконец по достоинству оценить высокие мореходные качества их реданированной моторной лодки "Пегас", развивавшей полный ход в 75 км/ч под 150-сильным мотором на уверенной 2-балльной волне Финского залива, при этом в кокпите потряхивало не сильнее, чем в джипе по неразбитой проселочной дороге. Приятное впечатление оставила другая казанская новинка — пластиковая моторная лодка "Катран-460" с корпусом по мотивам популярной "Радуги-46", но с некоторыми оригинальными решениями — "ноу-хау".
Говоря о лодках для истинных ценителей, не можем не упомянуть "SeaChaser 195", представленный петербургской компанией "Морской Скат". Это типичный американский "рыболов", выполненный по принципу "ничего лишнего". Мы использовали его для обслуживания традиционных соревнований на призы журнала и по достоинству оценили впечатляющую мореходность, позволяющую под 140-сильным "Suzuki" поддерживать в свежую погоду скорость порядка 70-75 км/ч, а также просторный открытый кокпит — рабочую "платформу", с которой было очень удобно ставить и снимать объемистые поворотные буи гоночной дистанции. На рыбалке он тоже явно был бы неплох, тем более что при всей своей аскетичной внешности "нафарширована" лодка чисто по-американски — есть даже живорыбные ящики с электроаэраторами (забортной водой они наполняются тоже одним нажатием кнопки).
Украсили водно-моторный раздел выставки и несколько крупных прогулочных катеров как на берегу, так и на воде — пришедший свои ходом из Турку шарового цвета милитарист "Masmar-47" с движителями Арнесона, финский "Aquador" от "ХардТоп Марин" и голландская моторная яхта...
Информация об изображении
Круг почета претенденток на звание "Мисс бот-шоу", исполненный на костромском "КС-700"
Из экстремальных проектов мы бы отметили первый "русский оффшор". Этот интересный 9-метровый катер с большим удлинением и системой поперечных реданов спроектирован известным питерским конструктором А. Филипповым специально для больших открытых водоемов. По своей компоновке он напоминает морские гоночные катера открытого моря, отличается повышенной мореходностью и солидной энерговооруженностью: на транце у него устанавливаются два трехсотсильных подвесника "Yamaha". Эта элегантная стеклопластиковая лодка предназначена для коротких выходов "за адреналином". Построена она по заказу фирмы "Петросет-Большой" и в будущем будет комплектоваться моторами только японской фирмы "Yamaha". Мы сделали пробный выход на новом судне, но, к сожалению, полного представления о нем составить не смогли: двигатели работали в обкаточном режиме — не выше 3000 об/мин. Скорость составляла около 80 км/ч, лодка еще не была достроена, но разгон и устойчивость на волне уже обращали на себя внимание. Редакция намерена провести более детальные испытания этого катера. Предполагаемая стоимость — 100 тыс. евро.
Круг почета претенденток на звание "Мисс бот-шоу", исполненный на костромском "КС-700"
Из настоящих гоночных судов в показательных заездах зрителям был представлен спортивный катамаран класса "Формула-2" питерского гонщика Сергея Никитина. О результатах выступления спортсмена в гонках этой престижной серии мы будем регулярно сообщать нашим читателям.
Как показал опрос специалистов и посетителей выставки, наибольший интерес (16%) проявляется именно к разделу "Катера, яхты, лодки". Вероятно, и усилия по привлечению участников будущих выставок должны быть сосредоточены именно в этом секторе. Причем акцент необходимо сделать на привлечение производственников преимущественно из других регионов страны. Посетители хотели бы видеть продукцию Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова, Казанского авиазавода им. С. П. Горбунова, Сосновского судостроительного завода. Сегодня же 90% зарегистрированных посетителей — специалисты из Петербурга и Ленинградской области.
К сожалению, очень бедно была представлена яхтенная часть — уже знакомый нам "Алекстар", парусная лодка "Тритона", вот, пожалуй, и все. Зарубежное присутствие в этом разделе также ничтожно, хотя выставка и носит статус международной. В Петербурге уже есть представительства крупных яхтенных фирм, которые проявляют интерес к нашему рынку, но, увы, пока они по разным причинам принимают выжидательную позицию. Формат выставки их скорее настораживает, чем привлекает.
Моторы
Большие специализированные стенды были только у "Меркурий-НИИ ТМ", причем уникальный — двухэтажный, на котором соответственно была представлена достаточно большая часть производственной линейки моторов, и у компании "Морской Скат", известного и заслуженного продавца продукции "Suzuki". Эти фирмы разместили на своих стендах достаточно большое количество моторов различной мощности. Здесь были и мощные четырехтактные подвесники, и средние двух- и четырехтактники, и малыши. "Honda", представляемая у нас в основном фирмой "Brandt", почти ничего нового и интересного не выставила. "Tohatsu" были только на стенде дилера, в количестве четырех единиц. Моторы "Yamaha", которые продает в городе на Неве компания "Петросет-Большой", затерялись среди надувных лодок и гидроциклов.
Что касается стационарных моторов, то здесь ситуацию можно назвать еще более скромной. "Volvo Penta" в лице дилера — фирмы "Квартет" — показала два дизельных мотора средней мощности, правда, с разными откидными колонками. Одна колонка обычная, металлическая, другая — из композитных материалов. Любопытно, что представители столь уважаемой фирмы демонстрировали "кусочек" передовой технологии, видимо, на это у них были все основания — рынок растет, и есть перспективы. Торговый дом "Перпетуум-мобиле" также представил пару дизельных моторов с колонками и без них разных производителей. Ни мировых тебе имен, ни новинок с "common rail", ни бензиновых монстров...
Наиболее интересными с точки зрения человека, интересующегося моторами, можно назвать стенды "Меркурий-НИИ ТМ", "Морского Ската" и "Петросета". На них были выставлены наиболее популярные сегодня моторы, как принято говорить, "вживую", и здесь же можно было получить квалифицированные комментарии по поводу самих моторов, их особенностей и возможностей. Наверное, наибольший интерес у посетителей вызвало появление на воде новой мотолодки "Мастер 630" с подвесным мотором "Verado 250", который занимал центральное место в экспозиции и практически проходил презентацию на питерской воде. Острословы даже окрестили эту двойную премьеру "Хаммером" на воде". Каждый имел возможность выйти в залив и на себе испытать вжимающий в сиденье разгон до 90 км/ч и головокружительные развороты. Мотор действительно впечатляет не только своим видом, но и возможностями.
"Петросет" силами сотрудников также устроил катание всех желающих, но на надувных лодках "Yamaran" и "Silverado". Страждущим была предоставлена возможность оценить не только мореходные качества лодок, но и почувствовать возможности моторов мощностью от 5 до 15 л.с. Премьерой можно было назвать и первый показ новой "Yamaha 250".
После двухдневного осмотра стендов бот-шоу в голову невольно вкралась мысль о том, что по какой-то причине мало кто из производителей, зарубежных и отечественных, уделяет внимание нашему рынку. В этом году лишь представитель "Mercury" Жан-Клод Клавье не только посетил выставку, но и принял самое активное участие в прошедших событиях.
Отечественное моторостроение, мягко говоря, игнорирует Санкт-Петербург. То ли по причинам сильной занятости, то ли в силу больших надежд на разворотливость дистрибьюторов и дилеров. Как заметил один посетитель выставки, человек с большим морским прошлым и не менее морским настоящим: "Пять стендов, на которых продают ножи, и три стенда с моторами — местные перекосы..." Грустно, но это действительность. С одной стороны, чувствуется, что интерес к нашему рынку фирм-производителей моторов есть, но, с другой, если сравнить экспозицию с ежегодной весенней бот-шоу в Хельсинки (население Финляндии примерно соответствует населению Санкт-Петербурга), интерес относительный, и на стендах отдуваются в основном непосредственные продавцы, которым от лица заинтересованной общественности хочется сказать отдельное спасибо.
Моторы — это второй по популярности раздел выставки, и печально, что посетители не смогли встретиться с отечественными моторостроителями, которые, судя по результатам продаж прошлого года, все больше и больше уступают позиции зарубежным конкурентам.
Более насыщенной была в этом году программа встреч специалистов. Наиболее интересным оказался доклад о перспективах развития яхтинга в Петербурге и на Северо-Западе. Проблема стоянок остается наиболее острой, и необходим конструктивный диалог с властью.
В рамках выставки у стенда нашего журнала произошел розыгрыш призов среди читателей, ответивших на нашу анкету в "КиЯ" №194. География победителей оказалась очень широкой — от Якутии и Сибири до США. А нашему читателю из Великого Новгорода, который лично пришел на розыгрыш, повезло больше всего — он получил удилище и катушку прямо на выставке. Мы еще раз благодарим всех читателей, ответивших на наши вопросы.
Информация об изображении
Стенд литовского ЗАО "Ветрунге" получил кубок организаторов "за лучший дебют"
Судя по итогам работы, выставка укрепляет свои позиции, общий вектор положительный, рост налицо, начали давать отдачу прошлые наработки. Однако темпы роста в современных условиях пока отстают от бурно растущего малого флота. Удручает все-таки, что наша бот-шоу за все время существования медленно выходит из рамок камерного, регионального события (подавляющее большинство — 90% — местные посетители), несмотря на то, что среди ее участников есть представители всей России, от Балтики до Амура, а гости из Европы давно проявляют к ней интерес. Вряд ли тому виной расценки за выставочную площадь и цена билетов — они вполне демократичны и доступны как для нормально работающего предприятия, так и для любителя водного отдыха. Хотя мы встречали и противоположные мнения. То же относится и к посетителям: их вполне устраивает формат выставки, но пожелания, высказанные гостями в адрес организаторов, весьма характерны. Отмечается, что время проведения выставки не слишком удачно: сезон начался, и о серьезных покупках думать уже поздно; планировать на следующий год, напротив, еще очень рано. Большинство посетителей устроил бы акцент на сопутствующий водный праздник, пусть даже по отдельному билету, но об этом организаторы пока почти не думают. Кроме гонок на приз "КиЯ" других мало-мальски зрелищных мероприятий в Гавани не проводится.
Стенд литовского ЗАО "Ветрунге" получил кубок организаторов "за лучший дебют"
В беседах с участниками выставки наиболее часто мы слышали замечания о слабой информированности посетителя. Он в массовом порядке не доходит до выставки. Здесь хорошо бы брать на вооружение западную практику. Например, на дюссельдорфскую выставку из всех ближайших городов организуются однодневные автобусные туры для любителей водного отдыха, экскурсии школьников по целевым программам (обучение парусу, водным лыжам, серфингу). Приглашения, заранее разосланные на крупные стоянки, через ГИМС, наверное, тоже дадут положительный результат.
Сегодня производитель и продавец заинтересованы в покупателях со всей страны, но они пока с трудом добираются до выставки. Например, фирма "Баджер" отмечает, что наибольший рост продаж сегодня дают Сибирь, Якутия, Дальний Восток. Роман Ершов из фирмы "Курс", продавший катер "Фантом" покупателю из Хакассии, также отмечает, что его фирма заинтересована в этом. Отдача от выставки была бы выше.
Во многом продвижению на новый более качественный уровень даст двухэтажный выставочный павильон у воды, который должен быть построен до конца сентября. Сейчас стройка идет полным ходом. С вводом его в строй у выставки появится новая современная концепция. Выставочные площади позволят по-западному размещать экспонаты по тематической направленности: надувные лодки, небольшие суда, крупные катера, яхты, моторы и т. д. В пресс-центре, большом конференц-зале, проходящем через два этажа, можно будет проводить не только встречи специалистов, но и презентации, награждения, читательские конференции. Планируются современное стендовое оборудование, все необходимые коммуникации, душевые, кафе и т. д. Новый павильон сможет вместить в себя всю уличную экспозицию, причем расценки на внутренние площади не должны превышать прежних. У оборудованной набережной со слипом разместятся современные боны для экспозиции судов на воде. Правда, акватория граничит с соседним яхт-клубом, и для демонстрационных заездов придется выходить на открытую акваторию залива перед павильоном № 5. Руководство "Ленэкспо" после завершения строительства намерено собрать всех постоянных участников и коллективно решить вопрос о целесообразности перевода выставки в новый павильон.
Обсуждается вопрос об открытии экспозиции рыболовного снаряжения. Наверное, целесообразно подумать и об экспозиции автомобилей-внедорожников, примыкающих к разделу транспортируемых мотолодок, катеров и яхт. В общем, есть все основания считать, что руководство "Ленэкспо" предпримет все шаги, способствующие росту популярности водных видов отдыха в целом и посещаемости Петербургской бот-шоу в частности.