Если говорить о самой выставке, то здесь было все более-менее традиционно. По сравнению с прошлым годом несколько увеличилась занимаемая выставочная площадь как внутри павильона, так и на открытой площадке, количество экспонентов — около ста — осталось где-то на прежнем уровне.
Главная тенденция прошлого года — стабильный рост самой индустрии малого флота — сохранилась, причем темпы этого роста даже несколько увеличились. Отмечено и общее увеличение объема продаж. Парадоксально, но именно по этой причине некоторые из прошлогодних участников выставки или сократили свои экспозиции, или не принимали участия вообще: к началу ее работы многие фирмы почти полностью реализовали программу продаж на сезон, а некоторым даже нечего было выставить. Например, фирме "Yachting Russia" за прошлый сезон удалось настолько успешно раскрутить популярные финские катера "Silver", что еще на заводском стапеле многие лодки строились под нашего конкретного заказчика.
Некоторые из питерских производителей, например фирма "Стрингер", насытив своей продукцией местный рынок, стали искать для сбыта другие привлекательные регионы — в первую очередь центральную и южную Россию, поэтому и делали ставки на участие в выставках именно там.
Около трети из 83 экспонентов представляли российских производителей. Большинство из них показывали свою уже ставшую традиционной продукцию. Внимание же посетителей привлекали в первую очередь новинки, которыми порадовали фирмы "Курс", "Мнев и К°", "Фрегат", "Тритон", "Лидер", "Пласт", "Аэроход", "Спасатель".
Мэтр питерского пластмассового судостроения Борис Ершов (фирма "Курс") представил сразу две новинки — мотолодку "Круиз" и РИБ "Спрут". Обе модели сделаны на основе прошлогодней новинки — лодки "Омега" и повторяют ее удачно найденные обводы.
Главной особенностью "Круиза" является полурубка, которая в сочетании с мягким тентом или съемным жестким верхом, закрывающим весь кокпит, дает экипажу необходимую в наших северных широтах надежную защиту от непогоды и на ходу, и на стоянке. При скромной длине 5.2 м общая площадь лодки дает возможность выйти в дневное плавание экипажу из четырех-пяти человек. С подвесным мотором мощностью 115 л.с. "Круиз" развивает скорость до 70 км/ч. Ценовой же порог этого "дейкрейсера" фирма надеется удержать в пределах 8-9 тыс. долл.
Информация об изображении
РИБ со сварным корпусом и незамкнутым в носу надувным баллоном фирмы "Спасатель"
"Изюминка" же РИБа "Спрут" — двухуровневый кокпит. Кормовая часть — до пульта водителя — имеет приподнятый настил, что делает эту часть кокпита самоотливной. А вторая его часть углублена до уровня днища, что обеспечивает большие носовые объемы. К тому же, носовая часть полностью закрывается тентом, который можно не снимать и на ходу; здесь могут сидеть два-три человека, а двоим, правда без особой роскоши, можно устроиться и на ночлег. Эта лодка предназначена в первую очередь для любителей охоты и рыбалки в осенне-весеннее время, когда и мокро, и холодно. В повседневной эксплуатации она не рассчитана на высокие скорости и мощный мотор. Достаточно установить двигатель мощностью 30-40 л.с. Все это делает РИБ по сравнению с аналогичными более дешевым (в пределах 4 тыс. долл.).
РИБ со сварным корпусом и незамкнутым в носу надувным баллоном фирмы "Спасатель"
Модернизируется и другая продукция фирмы, пользующаяся устойчивым спросом в течение многих лет. Например, на гребно-моторно-парусной "Лагуне" по борту появился дополнительный брызгоотбойник, который предотвращает замывание всего борта до привальника при ходе под 5-сильным моторчиком; сдвижной сделана банка, удобная и для парусника, и для рыболова.
Большой РИБ "Кальмар" теперь также выпускается в нескольких модификациях без рубки: такая открытая компоновка пользуется спросом на пляжах Сочи.
Несколько усовершенствованных моделей и новинок в разных классах представила фирма "Фрегат". В самом младшем, 2.8-метровом, классе, модернизированы две модели: моторная и гребная. Благодаря замене конусной формы окончания баллонов на полусферическую удалось увеличить площадь кокпита, повысить грузоподъемность и заметно улучшить стартовые характеристики лодки, так как раньше при выходе на глиссирование кормовые конусы практически не работали.
Такие же изменения претерпели 300-я и 320-я модели, а начиная с 340-й они получили тент, который можно использовать и на полном ходу
На базе 420-й модели сделан новый РИБ-380, стеклопластиковый корпус которого (весом всего 60 кг) можно перевозить на крыше и "Жигулей", и "Волги". Баллон крепится к днищу при помощи соединения "ликтрос—ликпаз"; его может установить даже один человек за 1015 минут. У этой лодки также изменены кормовые окончания, она стала "более острой" в управлении. Устанавливать на нее рекомендуется мотор до 25 л.с.
У другой 380-й новинки нет ни одного жесткого элемента, кроме транца. Конструкторы называют ее "лодкой для ленивых" — в ней не надо ставить фанерный пайол, так как продольную жесткость днища обеспечивают три баллона. Имеющиеся восемь отсеков делают лодку практически непотопляемой. Она рассчитана под мотор до 25 л.с.
Более подробно об этих двух новинках читатель сможет узнать из тестов в следующем номере "КиЯ".
Всего же фирма "Фрегат" расширила свой типоразмерный ряд до 15 моделей.
Фирма "Мнев и К°", кроме своей традиционной программы, представила целый ряд проектов для пляжных развлечений и аттракционов. Это, например, надувной остров и надувная лодка-блюдце с установленным внутри электро- или бензиновым моторчиком; блюдце может двигаться в любую сторону и даже кружиться вокруг собственной оси, доставляя пассажирам, особенно детям, бурную радость.
Интересный РИБ со сварным корпусом из легкого сплава показала фирма "Спасатель". Незамкнутый в носу надувной баллон делает особенно привлекательной эту лодку для использования службой МЧС, на ней удобно работать со тросами и цепями при швартовке.
Продолжает трудиться над созданием судов на воздушной подушке как для индивидуального использования, так и для рабочих целей нижегородская фирма "Аэроход".
Их земляки из фирмы "Пласт" также представили ряд интересных новинок из стеклопластика, среди которых наиболее перспективны мотолодки "Гарпун" и "Мираж".
Не будем останавливаться на них более подробно, так как большинство из представленных новинок мы сумели испытать во время пробных выходов, и эти материалы вы найдете на страницах этого номера.
Из продукции деревянного судостроения привлекали внимание высоким качеством изготовления гребные фанерные лодочки "Ласка-1" (3.5x1.36 м) и "Ласка-2" (4.2x1.36 м), напоминающие несколько увеличенный известный швертботик "Кузя". Выпускающие их мастерские Андрейсонса и Семенова, где накоплен многолетний опыт работы классических мастеров-шлюпочников, готовы строить не только любые гребные и моторные лодки, но и катера, и швертботы из традиционного дерева. Занимаются они и внутренней обстройкой крупных катеров и яхт из металла и пластика. Совместно с ГП "Ленинградский Северный завод" они сумели организовать производство некогда легендарного трехместного самолета-амфибии "Ш-2". Эта деревянная летающая лодка "Шаврушка" выпускалась на заводе с 1930 по 1956 г. и зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая конструкция.
К сожалению, не блеснули новинками крупные в прошлом отечественные моторо- и судостроители. Мы видели прежние "Ветерки", "Вихри" и "Казанку-5М4".
Из зарубежных новинок посетители смогли увидеть премьеру начала года — финский "Buster Magnum" (см. "КиЯ" №179, №180). Его представляла питерская фирма "Форс". Этот хит сезона пользовался повышенным вниманием публики, чему во многом способствовала новая рубрика журнала "Представляем экспонентов петербургской бот-шоу", вышедшего накануне выставки. Заинтересованный посетитель уже шел целенаправленно на стенд той или иной компании, вооруженный предварительной информацией. Такая же ситуация складывалась с новинками фирм "Акватрейд" и "Командор". У испанских катеров "Lema" и норвежских "Marex" редко можно было увидеть скучающего стендиста.
Популярные в Европе яхты "Hunter" приглашало посмотреть московское представительство фирмы "Bellamer OY". С нашими впечатлениями после пробного выхода на ней вы также можете ознакомиться в этом номере. В ближайших выпусках мы познакомим читателей и с другими моделями известной фирмы.
К настоящей экспансии на скучающие российские пляжи подготовился руководитель питерской фирмы "ТехноСпорт-Центр" Вадим Санкин. Свою экспозицию он отдал водным велосипедам, скутерам, аттракционам, водным горкам, плавающим лежакам и даже киоскам — целому морскому городу, экологически чистому и безопасному. Его партнер из Канады президент компании "Future Beach Inc." Дэвид Лехтман видит направление развития "пляжей будущего" в России весьма перспективным.
Представленные модельные ряды моторов "Mercury", "Yamaha", "Honda", "Selva", "Tohatsu" практически уже не отличаются от экспонируемых на любой крупной зарубежной выставке. Российскому покупателю стали доступны почти все модели этих фирм. По-прежнему слабо о себе заявляют на нашем рынке только изготовители японских моторов "Suzuki", не видели мы и возрождающихся "Evinrude" и "Johnson" от "Bombardier".
Гребные винты "Solas" для любых подвесных моторов уже традиционно представляла питерская фирма "Техно-марин", которую хорошо знают по всей России.
Общая техническая культура водномоторников быстро растет; все меньше и меньше любителей удовлетворяются одним штатным винтом на все случаи жизни. Фирма давно прорабатывает новое направление — поставку на отечественный рынок так необходимых эффективных и надежных водометов, однако отсутствие необходимых рекомендаций по согласованию корпуса и водомета, без которых этот движитель просто не покажет заложенных возможностей, тормозят дело.
Все пристальнее к организации бот-шоу приглядывается ближайший конкурент — самая крупная на сегодня по тематике московская MIBS. Все больше опыт работы питерского салона привлекает и наших прибалтийских соседей. Пока бот-шоу в Таллине и Риге по масштабам сравниться с питерской трудно.
Число посетителей, на наш взгляд, не превысило прошлогоднего — в городе информации о предстоящей выставке было меньше, чем обычно, а по уровню организации она несколько превосходила предыдущую. Участников и посетителей не оглушала музыка со сцены в павильоне. Больший порядок царил и на акватории, все дни у причальной стенки дежурила спасательная команда из ГИМС. Наконец-то были заменены сгнившие деревянные настилы на береговых трибунах. Появились удобные причальные боны, правда, с некоторым опозданием.
В этом году трудно назвать "гвоздь" выставки. Промелькнувший необычный "алмазовский" катер, сразу названный "космическим пришельцем" и явно претендовавший на всеобщее внимание, не в счет.
На воде можно было видеть на ходу надувные катамараны фирмы "Тритон" и СВП, осмотреть только что пришедшую из Финляндии яхту "Hunter". Совершал показательные полеты флайбот. У причала покачивалась готовая к выходу в кругосветное плавание бригантина "Самба" (кстати сказать, построенная С. Афониным с использованием чертежей из "КиЯ"); рядом со шхуной "Юный балтиец" она казалась особенно миниатюрной. Словом, обстановка на акватории была морской, что полностью соответствовало случаю.
Традиционно — уже в четвертый раз — во время проведения выставки состоялись гонки на надувных мотолодках на призы журнала "Катера и Яхты". Год от года они приобретают все большую популярность среди производителей и продавцов "надувной техники" и стали самым ярким событием предпоследнего дня работы бот-шоу.
Правила соревнований не претерпели больших изменений. По-прежнему участники состязались в шести классах мотолодок (с рабочим объемом мотора до 175, 250, 300, 400, 500 см3 и в свободном классе). Общее количество судов, вышедших на трассу, нынче впервые превысило 40 "бортов".
Украшением стал заезд мощных РИБов в свободном классе, собравший рекордное число гонщиков — девять. Характерно, что практически все они являлись участниками марафона "24 часа Петербурга", так что эти соревнования стали для них первой прикидкой перед марафоном. Кстати, победил в них самый молодой участник — Александр Пылаев на "Мустанге" с "Mercury-125". За скоротечность гонки она даже получила шуточное название "24 секунды Петербурга". (В будущем именно для этого класса дистанция гонки будет увеличена.)
Другой особенностью соревнования стала более продуманная тактическая борьба за командное первенство. Некоторые спортсмены, стремясь заработать максимальное количество очков для своей команды, принимали участие в нескольких разных классах, иногда даже заменяя мотор на более мощный, если это позволяла допустимая паспортная мощность лодки. Уже во второй раз переходящий приз журнала за победу в командном зачете завоевала команда "Yamaran", которая выступала на фирменных лодках с мягким днищем и моторах "Yamaha" с румпельным управлением.
Любопытно, что популярностью пользовались и младшие классы судов: ни в одном из них не было меньше четырех участников, а в среднем в заезд выходило по семь-восемь гонщиков. Это придавало зрелищность и накал спортивной борьбе.
Многие новинки, о которых мы упоминали, получили здесь первое боевое крещение и показали очень неплохие результаты. В первую очередь надо отметить новые модели фирмы "Фрегат". Лодка "М-380" с тремя надувными "килями" победила и в классе 175 см3, и в классе 300 см3. Новый фрегатовский РИБ, лидируя в классе 300 см3 всю гонку, с учетом гандикапа сумел занять третье место.
Очень хорошее впечатление произвел РИБ "Л-370" фирмы "Лидер"; выступая в классе 400 см3 с мотором "Маринер-25", Анатолий Герасимов настолько опередил соперников, что даже поправочный коэффициент "за жесткое днище" не сумел лишить его первого места.
Большую помощь в организации соревнований и создании богатого призового фонда оказали наши спонсоры: фирмы "Меркурий НИИ ТМ", "Мнев и К°", "Лидер", "Баджер", "Ямаха-Центр на Петроградской", "Курс".
Особую благодарность за выделение для победителей страховых сертификатов на большую сумму мы выражаем петербургской фирме "Медэкспресс". Оригинальными наградами — швейцарскими профессиональными пылесосами — порадовало призеров северо-западное представительство фирмы "Wetrok".
Уже сегодня мы готовимся к юбилейным пятым соревнованиям на надувных лодках на призы нашего журнала, которые состоятся 7 июня 2003 г. Мы готовы обсудить любые предложения по их проведению и расширению и уже сегодня приглашаем принять в них участие всех желающих!