Наружная экспозиция впечатляла. Сверкая полированными стеклопластиковыми бортами, вдоль стен павильонов выстроились внушительных размеров катера, моторные яхты и даже корабли(!), как свидетельствовала гордая надпись на стенде одной из фирм. (Справедливости ради заметим, что именно корабля, т.е. боевого судна, обнаружить на выставке все же не удалось.) К огромному сожалению, практически не было парусных судов, хотя один "парусный" экспонат, безусловно, заслуживал особого внимания. Но об этом — чуть позже.
Несмотря на всю показную роскошь наружной части, начать обзор мы решили все же в павильоне — с подвесных моторов, представленных на стендах ряда фирм.
Буквально напротив стенда "КиЯ" располагалась фирма "Аояма Моторс" — официальный дистрибьютор моторов "Honda". Внушительная линейка четырехтактных (других "Honda" просто не делает) двигателей, от скромных 2-сильных малюток до 150-сильных гигантов, глянцевито поблескивающая молочно-серебристыми поверхностями корпусов, буквально притягивала к себе взгляд, и отправная точка для начала путешествия по выставке определилась сама собой.
Однако мы были озадачены, когда вместо представления новых моторов стендист стал оживленно рассказывать... о крупной надувной лодке РИБ итальянской фирмы "Lomac". Эта марка отчасти знакома нашим читателям — описанный в "КиЯ" №178 "Флайбот" базируется именно на этой лодке, но увидеть ее на стенде дистрибьютора "Honda"?
Как пояснил менеджер, в деятельности компании "Аояма Моторс" появилось новое направление — высококачественные плавсредства, прежде всего ориентированные на VIP-клиента лодки из хайполона производства компании "Lomac". Мягко, но достаточно недвусмысленно было заявлено, что по своим потребительским качествам (в первую очередь — надежности и долговечности) лодки "Lomac" не имеют конкурентов среди ныне выпускаемых российских и украинских моделей. "Аояма Моторс" предлагает на нашем рынке все семь модельных линий "Lomac" (это в общей сложности 40 моделей), от самой дешевой серии "Tender" до профессиональной "Club", а цена на самую дорогую модель "Club 950 EFB" приближается к 90 000 долл.!
Когда же мы попытались перевести разговор на двигатели, то о них было сказано кратко: «Самый большой модельный ряд четырехтактных подвесных двигателей в настоящее время выпускает именно компания "Honda"» и добавлено, что эти двигатели практически не знают износа, а их моторесурс по длительности сопоставим с человеческой жизнью!
Это были, конечно, интересные (хотя и несколько сомнительные) заявления, но все же хотелось увидеть последние новинки — двигатели мощностью 200 и 225 л.с. — или хотя бы что-то услышать об их судьбе на российском рынке. Увы, на стенде фирмы они не были представлены "вживую". Подобные двигатели в условиях России являются товаром эксклюзивным, штучным, а потому привозятся только "под заказ". Основная же доля продаж двигателей "Honda" в нашей стране пока приходится на маломощные двигатели.
Еще одним крупным моторостроителем, широко представленным на MIBS 2002, была корпорация "Brunswick", точнее — ее подразделение, выпускающее подвесные моторы марки "Mercury". На внушительном по размерам стенде мебельного центра "Гранд" (ныне — эксклюзивного дистрибьютора "Mercury" по Москве и Московской обл.) и торгового комплекса "Три кита" была представлена практически вся линейка этих моторов. образца 2001 г.
На прямой вопрос — а где же новинки? — последовал столь же прямой ответ: «Их просто не успели доставить в Россию до начала выставки». Но представители фирмы высказали надежду, что к началу летнего сезона они уже будут располагать двигателями образца 2002 г. «Банкротство корпорации "ОМС" стало для нас полной неожиданностью, — признался один из менеджеров. Мы оказались просто не готовы занять освободившийся сектор рынка. Так что в ближайшее время некоторый дефицит подвесных моторов будет ощутим». И в самом деле, несмотря на все широковещательные заявления, моторов знаменитых некогда марок нигде не было видно.
Зато на этом же стенде была показана другая новинка — впервые представленный в России 22-футовый открытый семиместный водометный катер с небольшой рубкой-убежищем. Приземистый силуэт подозрительно ярко-алого цвета с несколькими абсолютно нетипичными даже для быстроходных судов элементами дизайна мгновенно ассоциировался с представителем совершенно другого мира — "Ferrari"! Ни с чем другим сравнить эту модель молодой американской компании "Sonic Jet" было нельзя. (Без особого труда можно даже назвать модель "Ferrari", линии которой явно прослеживаются в дизайне лодки.) Несмотря на не очень удачное размещение на стенде, лодка оказалась настоящим "шоу-стоппером", и неудивительно, что при весьма впечатляющей цене в 55 865 долл. все четыре привезенных в Россию экземпляра были проданы, что называется, "с колес".
Если учесть характеристики лодки, то приведенная цена представляется завышенной. Судите сами: полностью открытый кокпит (возможность установки тента не предусмотрена), крохотная рубка-убежище, где и одному-то тесно, небольшая килеватость днища, навевающая грустные мысли о поведении лодки на волне — все это не позволяет отнести столь красивую игрушку даже к дейкруйзерам. Скорее, это -подобие "гидроцикла-переростка", лодка для коротких скоростных прогулок вдоль побережья — себя показать, людей посмотреть, девушку покатать. Покатать, кстати, можно неплохо — мощность двигателя объемом 7.4 л составляет 370 л.с., что, по данным фирмы, позволяет развить скорость 56 ст.миль/ч (или 90 км/ч).
За такие (или похожие) деньги можно приобрести куда более практичное судно, но, положа руку на сердце, спросим себя: а всем ли нужна эта скучная повседневная практичность? Ведь и любую из моделей "Ferrari" трудно отнести к практичным автомобилям, а спрос на них от этого отнюдь не уменьшается.
Усилием воли оторвав себя от разглядывания плавных, завораживающих линий алой заокеанской красавицы, мы отправились осматривать стенды отечественных предприятий. Увы, хорошо заметной за прошедшее десятилетие тенденцией выставки стало постепенное вытеснение с нее тех отечественных судо- и моторостроителей, чья продукция рассчитана, в первую очередь на относительно небогатых граждан.
Помимо уже несколько навязших в зубах (но, безусловно, востребованных на рынке!) РИБов (представленных почти исключительно питерскими фирмами "Мнев" и "Корсар"), российских судов, интересных для массового потребителя, было крайне мало. В их числе — уже упоминавшийся на страницах предыдущего номера "КиЯ" каютный катер "Вектор Si". Побывав на его борту и побеседовав с создателями, мы убедились в том, что, несмотря на все проблемы, сопутствующие развитию производства в нынешней России, нашей судостроительной промышленности оказалось вполне под силу выпускать довольно комфортабельные, качественные, а главное — приемлемые по цене суда. Разумеется, мы не могли не обратить внимания конструкторов на некоторые мелкие недоработки; впрочем, подробный разговор еще впереди — в ближайшем будущем редакция "КиЯ" планирует провести испытания этой новинки.
Прежде чем закончить с осмотром внутренней части экспозиции, мы побеседовали с менеджером выставки Тамарой Лукьяненко. Нас, в частности, интересовал рост занимаемых экспонентами площадей от года к году, число посетителей выставки и ее дальнейшие перспективы.
Как следовало из ее ответов, в следующем году выставка "Катера и яхты" (в связи с постоянным ростом занимаемых ее участниками площадей) будет проводиться в другом павильоне, причем впервые отдельно от выставки "Спорт и отдых".
Тем не менее оптимизм менеджера не разделяли многие из участников и посетителей, ряд которых в доверительной беседе откровенно признались, что выставка не оправдала их ожиданий и что они задумываются об организации альтернативной выставки. Например, по мнению президента Торгового Дома "Царь" Александра Маркарова, данная выставка крайне неудобна и сроками проведения и своим расположением. Подобное шоу, считает он, должно проводиться поблизости от воды, причем в более поздние сроки (начало мая, никак не ранее). А посетителей удивляло, например, практически полное отсутствие судостроительных предприятий и выпускающих сопутствующую продукцию фирм из ближнего зарубежья и стран Балтии. Сократилось по сравнению с предыдущими годами и число петербургских участников.
Думается, устроителям MIBS следует прислушаться к этим мнениям и, возможно, пересмотреть свой подход к ее организации в целом и ценовой политике в частности, иначе может оказаться так, что снимать отдельный павильон станет незачем и не для кого...
Крупнейшим из наружных стендов традиционно был стенд ТД "Царь". На нем демонстрировался широчайший ассортимент товаров для отдыха на воде — тут были и разные "мелочи" (от гидрокостюмов до парусных досок), были и крупные моторные яхты.
Самой интересной новинкой среди них была лодка "Laver 31.5" итальянской фирмы "Nautica Salpa srl". Относительно небольшая (длина 9.3 м) моторная яхта имеет, в отличие от ряда своих куда более крупных собратьев, европейскую сертификацию по классу А — Ocean, а уровень внутренней отделки и комфорта на борту способен поставить ее в один ряд с более крупными и дорогими судами. Две изолированные двуспальные каюты с креслами и трансформируемый в полноценную (также двуспальную) каюту центральный салон — большая редкость на судах подобных размерений. А чего стоит одна столешница умывальника, выполненная из натурального гранита!
Приятно поразили два факта — хорошая подготовленность стендистов, их вежливость и радушный прием, оказываемый каждому посетителю, а не только потенциальному покупателю. "Фирменным" отличием стенда стала, как и в прежние годы, бесплатная доставка автобусами всех желающих (из числа посетителей выставки) непосредственно в залы ТД "Царь".
На улице, помимо упомянутого стенда ТД "Царь", нас особо заинтересовали две лодки российского производства: уже знакомый нашим читателям катер "Николь", серьезная модернизация которого заставила редакцию в этом номере вновь вернуться к рассказу о нем, и практически единственный парусный экспонат выставки — яхта микротонного класса "Marlyn". Вокруг этой яхты, серийно строящейся в Новолазаревском (близ Сочи) по проекту французского конструктора Жана Пьера Жанто, постоянно толпился народ, что было неудивительно: изящество линий, безупречность поверхностей, качество изготовления всех деталей оказались настолько высоки, что на яхточку было не просто приятно смотреть, к ней, как к женщине, хотелось прикасаться. Впечатлял и гоночный потенциал яхты — как-никак, а ее прототип в течение пяти лет подряд выигрывал чемпионат мира в классе "микро".
Радовали и цены — за готовый корпус с внутренней отделкой, укомплектованный алюминиевым рангоутом, такелажем и парусами (пошитыми, заметим, питерской фирмой "Тритон"!) нужно было заплатить менее 7000 долл. Более чем приемлемая цена для яхты такого размера и таких качеств (в том числе ходовых).
Информация об изображении
Модель фешенебельной моторной яхты, разработанной ТД "Консорциум русских судоверфей"
Увы, других отечественных экспонатов, к которым применимо известное определение "глаз не оторвать", на выставке больше не нашлось. Две трети выставочных площадей и вовсе были отданы дилерам известных зарубежных фирм, представляющих недоступные по цене для среднего россиянина моторные суда. Даже многие отечественные судоверфи предпочли демонстрировать макеты крупных фешенебельных моторных яхт. А поэтому, подводя итоги и возвращаясь к вопросу, поставленному в начале статьи, нельзя не сказать о том, что выставка оставила о себе весьма неоднозначное впечатление.
Модель фешенебельной моторной яхты, разработанной ТД "Консорциум русских судоверфей"
В каком-то смысле, конечно, можно говорить о сформировавшейся ориентации рынка товаров для отдыха на воде на богатых и сверхбогатых людей. Вполне возможно, что этот рынок проходит тот же путь, что и автомобильный, но находится еще в начале своего пути (напомним, еще относительно недавно в России наибольшим спросом пользовались исключительно престижные и дорогие автомобили, а импортные машины среднего класса не представляли для дилеров никакого интереса). Хотелось бы надеяться, что после относительного насыщения рынка дорогих эксклюзивных судов дилеры и судостроители (отечественные в первую очередь) займутся освоением других секторов рынка, более доступных нашим согражданам.