Немного статистики
Знакомясь с представленными на выставке товарами, большинство из которых никак не отнесешь к предметам первой необходимости, не устаешь удивляться — неужели в 5-миллионной Финляндии все это великолепие находит спрос? Как видно, находит. Показательный факт: среди разложенных на стендах рекламных проспектов, буклетов и листовок практически не попадалась информация даже на "международном" английском, хоть подавляющее большинство финнов прекрасно им владеет — все описания и технические данные были изложены по-фински, так что основная масса экспонентов определенно ориентировалась исключительно на внутренний рынок.
Согласно официальным статистическим данным, самое непосредственное отношение к маломерному флоту имеет 47% населения Финляндии— почти половина. Наиболее распространены гребные лодки — их регулярно использует треть финнов, катера и мотолодки — 20%. Среди любителей путешествовать по воде (10%) наиболее популярны моторные суда (7%), парусникам отдают предпочтение остальные 3%. Байдарками и каноэ увлекаются 5% жителей страны, в основном молодежь. Маленькие швертботы и гидроциклы, используемые для развлечения и отдыха на воде — тоже удел молодежи (1.2 и 1.7% соответственно). Около 6% владеют достаточно крупными крейсерскими катерами и яхтами. Для большинства жителей Финляндии катер или лодка неразрывно связаны с летними домиком на природе, расположенным, как правило, у воды. А воды тут хватает: Финляндия — не только приморская страна, но и "край тысячи озер".
Публика
В первый день, когда выставка была открыта только для специалистов, входные турникеты зарегистрировали 4361 посетителя. А когда назавтра двери экспоцентра открылись для всех желающих, народ повалил валом — 17 535 человек за один день! Потом ажиотаж несколько спал, но каждый день выставку с завидной регулярностью посещало по 6-7 тысяч человек.
"Vene" не из тех выставок, что предназначены исключительно для общения профессионалов. Это мероприятие в первую очередь для публики. Хотя нельзя не признать — особенно если учесть приведенные статистические данные — что публика тут и сама по себе достаточно профессиональная. Праздные зеваки тоже наверняка попадались, но подавляющее большинство посетителей, выложивших за входной билет 10 кровных евро, заглянули в экспоцентр явно с некой деловой целью. Сразу у входа многие справлялись с планом и, не обращая внимания на обилие заманчивых вещей вокруг, решительно двигались в избранном направлении — словно в нужный отдел универмага. Сначала дело, а просто побродить по выставке можно и потом! Представители фирм-экспонентов на стендах без дела не стояли: неустанно отвечали на множество вопросов, давали разъяснения, а то и демонстрировали свою технику в действии.
Многие приходили целыми семьями, причем, судя по долгим и обстоятельным разъяснениям стендовиков, даже малыши задавали им вполне взрослые вопросы. В пестрой толпе то и дело попадались типичные финские мореходы со шкиперскими бородками, которые вдумчиво продували в задымленной курилке короткие кривые трубки — настоящие труженики моря. Двоих-троих я видел даже в резиновых сапогах, несмотря на легкий морозец — не иначе, явились прямо с рыбного причала. Особо не глядя на глянцевые моторные яхты, они обстоятельно перебирали в мозолистых ручищах связки канатов, прикидывали на вес длинные багры или надолго склонялись над какой-нибудь хитроумной электролебедкой.
Российским глазом сразу обращаешь внимание на множество инвалидов, группами и поодиночке раскатывающих по залам в колясках. На Финляндию вовсе не свалилась некая напасть — у нас инвалидов, думается, ничуть не меньше, но большинство из них, увы, обречено сидеть по домам. Здесь же человеку, волей судьбы вынужденному передвигаться в инвалидной коляске, созданы все условия — повсюду специальные пандусы, лифты... Здесь — это не только в упомянутом экспоцентре, а вообще на всей территории страны. Да и посещали выставку люди в колясках тоже явно не из праздного любопытства, а как полноправные водномоторники, яхтсмены или рыбаки. Жаль, но нам до этого пока далеко.
Крейсер выходного дня
Выставка тем и хороша, что интерес публики к той или иной продукции водной индустрии определить достаточно просто: по количеству народа, собравшегося у стенда. Бывают, конечно, исключения — когда пусть и не особо утилитарный, но либо очень красивый, либо обладающий некой неуловимой "душой" экспонат сам собой притягивает взгляд и заставляет замедлить шаг — но в общем и целом тенденцию потребительских пристрастий вычислить можно.
Если говорить о катерах и мотолодках, то такая их категория, которую во всем мире принято именовать "daycruiser", явно пользовалась повышенным вниманием, о чем свидетельствовали толпы у соответствующих стендов.
"Дневной крейсер", "крейсер выходного дня" — понятие растяжимое. Чтобы не залезать во всякие дебри, вроде ограничения по длине корпуса или мощности мотора, остановимся на одном только назначении подобной лодки. Ее задача проста — обеспечить автономность плавания не более чем на сутки, максимум на двое. Что для этого нужно? Крыша над головой (либо полноценная закрытая каюта, либо рубка-убежище, закрываемая с кормы тентом) и как минимум пара стационарных спальных мест — остальные при необходимости трансформируются из обычных сидений. Учитывая непродолжительность плавания, можно сэкономить на багажных отсеках и объеме топливного бака. Вместо полноценного камбуза хватит портативной газовой плитки, без отдельного гальюна тоже можно обойтись, используя переносной биотуалет. Финнам проще: разветвленные внутренние водные пути, по которым от уже упомянутого летнего домика за выходные можно удалиться на десятки километров, обладают развитой инфраструктурой, почти такой же, как автодороги. В известных местах на берегу имеются рестораны, кафе, бензоколонки и прочие удобства, так что нет нужды "все свое носить с собой".
Конечно, дейкрейсер может быть оборудован и побогаче. Но в "спартанском" варианте есть очень важные плюсы — компактность и транспортабельность. Повышенный комфорт и обилие дополнительного оборудования влекут за собой увеличение размеров и веса, а увезти на трейлере лодку длиной более 7-7.5 м весьма проблематично, даже если использовать мощный внедорожник.
Именно поэтому наибольший интерес у посетителей выставки вызывали именно такие "компромиссные" лодки, сочетающие в себе транспортабельность и достаточный для путешествия выходного дня комфорт.
Дейкрейсеры выпускают практически все компании, специализирующиеся на производстве крупных катеров и мотолодок. Можно упомянуть, к примеру, финские "Yamarin", "Marex", "Finnmaster", "Nautico", "MV-Marine", "Silver" или шведские "Ryds" и "Nimbus". Но наиболее внушительный выбор лодок этого типа был представлен на стенде финской компании "Bella-Veneet Oy", выпускающей свою продукцию под торговыми марками "Bella", "Flipper" и "Aquador". О вкусах не спорят, но я здесь отдал бы приз собственных симпатий ‘"Aquador 21 WA" — действительно очень ладная лодка, выполненная по схеме Walkaround.
"Ходи вокруг"
Именно так и переводится английское слово "Walkaround", давно уже ставшее общепринятым международным термином. Обозначается им концепция общей лодочной планировки, завоевывающая в мире малого судостроения все большую популярность — что и подтвердило возросшее число судов такого типа, представленных на "Vene". Основной смысл этой концепции в том, что вокруг закрытой обитаемой рубки имеется свободный проход — как правило, на уровне пайола кокпита. Вокруг "обычной" рубки, конечно, тоже в ряде случаев можно пробраться по узкой, расположенной на уровне борта потоп-чине — например, при швартовке или при необходимости пройти в нос, однако желания задерживаться тут, как правило, не возникает.
Благодаря возвышающимся над проходами бортам планировка "Walkaround" позволяет чувствовать себя гораздо уверенней и безопасней — пространства по бокам рубки являются здесь более-менее полноценной частью кокпита и могут быть задействованы не просто как временная "тропа" в носовую часть лодки, но и для других целей: например, во время той же рыбалки. Конечно, при подобной планировке габарит рубки ограничен по ширине, так что условия обитания в ней довольно спартанские, особенно на лодках небольших размерений, но компромисс есть компромисс.
А если попроще?
Несмотря на обилие крупных и дорогих катеров и мотолодок, в изобилии были представлены и обычные гребно-моторные лодочки вроде нашей "Пеллы". Права статистика — любят финны браться за весла! Здесь мое внимание привлекли две марки, в России пока что неизвестные — "Lohi" и "Suvi". Привлекли, пожалуй, прежде всего ценой своей продукции, доступной даже по отечественным меркам. Если обойтись всего парой слов, охарактеризовать эти лодки можно примерно так: "добротно и незатейливо". К примеру, на многих моделях внутренная секция стеклопластикового корпуса — кокпит — не покрыта декоративным гелькоутом. Видно, изготовители исходили из того, что глянец тут ни к чему — все равно затопчут сапогами и уделают чешуей на рыбалке.
Помимо традиционных гребных лодок обе фирмы выпускают и "компромиссы", рассчитанные на режим глиссирования, и мотолодки с рубкой-убежищем, тоже довольно простенькие на вид.
Хорошо знакомая давним читателям "КиЯ" финская фирма "Terhi", некогда выпускавшая подвесные моторы, в последние годы производит только гребные и моторные лодки компактного класса, тоже из недорогих. Главное их отличие в том, что изготавливаются они не выклейкой из стеклопластика, а горячей формовкой из термопласта АБС. Пространство между днищевой и палубной секциями полностью заполняется вспенивающимся полиуретаном, что наглядно демонстрировали вырезанные из бортов фрагменты, положенные в каждый выставочный экземпляр.
Мастер, Бастер, Фастер, Силвер
Не правда ли, это перечисление несколько напоминает детскую считалку? Схожесть названий фирм, производящих сварные лодки из АМг, тем более бросалось в глаза, что среди засилья стеклопластика они расположились в одном павильоне практически единым фронтом — неподалеку друг от друга.
На отсутствие спроса производители алюминиевых лодок не жалуются. Камней на финских акваториях более чем достаточно — как, впрочем, и у нас в Северо-Западном регионе, и металлический корпус позволяет чувствовать себя более уверенно. Помимо четырех финских фирм (к перечисленному ряду следует добавить еще и компанию "Lamor", производящую крупные, длиной до 10.5 м алюминиевые суда), успешно продается на финском рынке и отечественный "Мастер", который представил на выставке свою новую модель "540". Известный уже "Мастер-420" плавал на стенде в специальном бассейне, а представитель финского дилера в строгом костюме с галстуком расположился прямо в кокпите, приглашая всех желающих опробовать остойчивость экспоната. Таковых было предостаточно.
Расположившийся напротив "Faster" тоже прибег к рекламному трюку, снабдив свою 6.5-метровую модель огромной угловой колонкой "Volvo Penta", приводимой... электромотором. Для вящей приманки публики гребной винт опустили в прозрачный аквариум с водой и время от времени включали. Заглянув в кокпит, я даже присвистнул — как минимум треть пространства занимала батарея из 30 обычных автомобильных аккумуляторов по 50 А·ч общим весом 550 кг. Пиковая мощность электромотора — 100 кВт, крейсерская — вдвое меньше. Когда я поинтересовался у ребят на стенде ходовыми качествами новинки, они скромно потупили глаза и признались, что лодка еще на воде не была. "Вряд ли она особо быстро поедет," — честно предположил один из них. "И особо далеко", — добавил другой.
Центром экспозиции "Buster" был обновленный "Magnum", эффектно подсвеченный на стенде. Подробнее об этой лодке, возглавляющей модельный ряд компании, читайте в репортаже с бот-шоу в Дюссельдорфе.
Заглянул я, естественно, и на стенд компании "Silver". Как-никак старые знакомые! Наиболее крупные модели фирмы — "Shark" и "Eagle Star Cabin" — прошли испытания "на мерной миле "КиЯ" (см. №173 и №177). Лодки с этой маркой уже достаточно широко распространены в России. Все лодки на стенде "Silver" были решены в одинаковой цветовой гамме — сине-бело-серебристой, с одинаковой желтой полоской вдоль привального бруса. Приглядевшись, я заметил, что несколько изменилось и начертание логотипа фирмы —явный намек на то, что следует ждать обновления и самой ее продукции.
А таковое действительно произошло. Если вернуться к теме дейкрейсеров, то в полку "Silver" их прибыло — открытой с кормы просторной высокой рубкой, очень похожей по дизайну на рубку "Eagle Cabin", обзавелся и хорошо знакомый "Shark". Со стороны эти две лодки теперь легко спутать. Главное отличие в том, что у более короткого "Shark" носовая часть запалублена, а выход на нее осуществляется через открывающееся ветровое стекло. Да и открытый "Shark", представленный на стенде, тоже имел несколько непривычный вид — он был оборудован двумя бортовыми консолями, в то время как тот экземпляр, что мы испытывали на Ладожском озере, имел одну центральную. Честно говоря, вариант с двумя консолями понравился мне больше — пробираться в носовой кокпит здесь несравненно удобнее. Однако кому что нравится, и в Россию поставляются обе модификации "Shark".
У флагмана модельного ряда "Silver" — "Eagle Star Cabin"—появилась модификация "Family", оборудованная дополнительным спальным местом непосредственно в рубке. Вообще-то именно в таком исполнении эта лодка и была испытана тест-группой "КиЯ", но тогда эта версия была изготовлена в единичном экземпляре на заказ, а теперь "Family" выпускается серийно.
Увидел я на стенде и модификации "Eagle" со стационарными двигателями, работающими на угловую колонку или водомет. Мне объяснили, что это нечто вроде тюнинга: стационарные моторы — и дизельные, и бензиновые — устанавливает по отдельному заказу компания "Erlands", и такие лодки выпускаются достаточно небольшой серией, около 20 шт. в год.
В экспозиции "Silver" тоже не обошлось без "рекламного электричества". На одном из "Eagle" я углядел любопытную "фишку"—вспомогательный электромотор с гребным винтом, установленный прямо на транцевой плите и опускающийся в воду вместе с ней. Поначалу такой конструкторский ход меня восхитил, но я тут же призадумался. Как рулить? Как быстро "кончится" аккумулятор, если выключить основной мотор? Какое сопротивление создает транцевая плита, почти вертикально опущенная в воду? Да и вообще, сдвинет ли этот моторчик с места тяжеленный "Eagle"? Представители "Silver" поспешили меня заверить, что их компания тут не при чем, и посоветовали задать все эти вопросы фирме, поставляющей транцевые плиты.
"Пижоны" и "труженики"
Не раз и не два я успел упомянуть о всяких рекламных трюках, при помощи которых экспоненты стремились привлечь внимание к своим стендам. Спору нет — чем больше посетителей, тем больше финансового проку от участия в выставке, являющейся по сути своей большим рекламным мероприятием.
Самый простой из перечисленных трюков — приукрасить свой товар. Причем в прямом смысле этого слова — чтобы потенциальному потребителю первым делом бросался в глаза его внешний вид. Тут большинство производителей и продавцов тех же стационарных двигателей, на мой взгляд, несколько перестарались. Да, любой мотор, несомненно, лучше смотрится, если его покрасить дорогим "металликом" (хотя посмотреть на него на лодке можно, только открыв капот) — но зачем же заодно красить из того же пульверизатора приводные ремни и прочие навесные детали? Мне сразу пришла в голову армейская история про одного молодого бойца, который для красоты покрасил мотор своего ЗИЛа алюминиевой "серебрянкой" — вместе с проводами высокого напряжения — а потом долго удивлялся, отчего тот не заводится.
Но вот вам и другая крайность, которая мне больше пришлась по душе.
Надувных лодок и РИБов на "Vene" традиционно полным-полно — и финских, и привозных. "РИБоманией", если судить по обилию лодок этого типа на стендах, по-прежнему обуян весь мир. Автор этих строк вообще питает слабость к РИБам, особенно после успешных выступлений на гонках "24 часа Санкт-Петербурга", но от многообразия моделей вскоре зарябило в глазах. Однако к двум стендам с РИБами меня все-таки притянуло, как магнитом.
Английская компания "Delta" и финская "Boomeranger", производящие в основном не "потребительские", а профессиональные РИБы, предназначенные для спасателей, водолазов, военных и т.п., словно сговорившись, выставили на публику не надраенные выставочные образцы, только что сошедшие со стапелей и не нюхавшие пороху, а видавшие виды "боевые" машины. Так, к слову, судя по форме заплатки и потекам клея на борту довольно ободранного 9.5-метрового "Delta" (300 л.с., водомет), экипажу пришлось заниматься ремонтом явно в открытом море после неудачной швартовки возле какой-нибудь нефтяной платформы.
Да и выглядели оба упомянутых РИБа, хоть и располагались в совершенно разных павильонах, словно родные братья — темно-серые баллоны, ярко-оранжевые корпуса и консоли... Узкие черные сиденья со спинкой, рассчитанные на посадку "верхом" и позволяющие в случае чего привстать и амортизировать ногами толчки (плюс очень компактно и надежно разместить достаточно большой экипаж), словно сошли с одного конвейера.
7.4-метровый финский "Boome-ranger" был хоть и покороче своего английского собрата, но "наворотов" на нем оказалось куда больше. На кормовой рампе красовались массивный радар "Raytheon", мигалки и фары, а водительская переборка консоли чуть ли не сплошь состояла из всяких дисплеев, приборов и переключателей. На две 200-сильные "Yamaha", навешанные на транец, я вначале посмотрел довольно скептически, тем более что на фоне потрепанного вида самой лодки они выглядели так, словно их ни разу не заводили. Не многовато ли при такой длине?
— В самый раз! — обиделся генеральный директор и главный конструктор "Boomeranger" Тимо Перякиля, увлекая меня под нище экспоната. — Сам же видишь — настоящее "глубокое V". Даже если сядешь за руль один и дашь полный газ, никакого тебе тут дельфинирования и зарыскиваний, а тем более в грузу. Жаль, что не можешь прямо сейчас прокатиться — сразу бы все понял!
Слова его в некотором роде подтверждались кадрами демонстрационной видеосъемки. Когда мы с Тимо досыта наговорились и в итоге сошлись на том, что обводы обводами, а голову на плечах все равно иметь надо (скажем, если на скорости 40-50 уз накренившаяся килеватая лодка встретит высокую волну плоской поверхностью днища, то запросто язык откусишь), я покинул гостеприимный стенд.
Паруса
По сравнению с моторными судами яхты на "Vene" были представлены не столь широко — статистика опять оказалась права. Наиболее обширные экспозиции, хоть и не дотягивающие по своему размаху до катерных, выставили финская компания "Nauticat" и французская "Jeanneau". Честно признаться, я собирался миновать отдел крейсерских яхт не останавливаясь, но одно суденышко, стоящее особняком, все же привлекло мое внимание. Привлекло тем, что это опять был "компромисс" — на транце 7.9-метрового шведского "MacGregor 26X" с высокой мачтой был установлен 60-сильный подвесной мотор, а обводы днища недвусмысленно свидетельствовали о режиме глиссирования. Этот швертбот с поворотным балластным швертом, по словам представительницы фирмы, под мотором способен разогнаться до 20 уз, неплохо ходит и под парусами. Интересно, к какой категории — яхтсменов или водномоторников — относит статистика пользователей подобной лодки?
Наши
Если не считать стенда "КиЯ", российская экспозиция встретилась мне на выставке лишь одна — подмосковной фирмы "Финнспорт", которая в прошлом году приобрела у финской компании "Finnsport" технологию, оснастку и право использования ее товарного знака. Катера и мотолодки с этой известной маркой будут теперь выпускаться и в Реутове. Уже упомянутые алюминиевые лодки "Мастер" и продукцию Ярославского завода резинотехники — надувнушки из прорезиненной ткани — представляли на "Vene" финские дилеры. Украина также была представлена надувными лодками на стендах хорошо знакомых у нас компаний "Brig" и "Adventure". В общем, фирм-производителей из наиболее крупных стран бывшего СССР здесь по-прежнему маловато. Однако русская речь в павильонах звучала довольно часто — многие, как видно, предпочли посетить "Vene" в качестве зрителей.
Старина-матушка
Напоследок не могу не упомянуть о явлении, которое у нас в стране практически не развито. По моим собственным подсчетам, как минимум к пятой части выставленных судов было применимо понятие "ретро". Реставрация и копирование старинных судов здесь дело не отдельных энтузиастов, а целая отрасль индустрии!
Только путем расспросов можно было определить, что большая часть старинного вида очаровательных суденышек — это не подлинные образцы, а "реплики", до мелочей повторяющие древние реликты: от какого-нибудь пузатого, восхитительно пахнущего смолой баркаса с холстинным парусом до суперкатера "а'ля тридцатые годы", выставленного итальянской компанией "Riva".
Финская компания "Steam Boats Oy", стенд которой располагался прямо напротив нашего, выставила три подлинных паровых катера начала 1900-х гг. Из общения с соседями выяснилось, что у них можно заказать абсолютно точную копию любого из них. Рядом с катерами стояла новенькая старинная паровая машина с котлом, а по соседству разложены только что вышедшие из литейки или со станка запчасти — шатуны, цилиндры, валы... Именно здесь я приобрел в качестве сувенира простенький на вид деревянный свисток, восхитительно имитирующий звук пароходного гудка, и, уже покидая выставку, не удержался от прощального сигнала. Все вокруг заулыбались, а некий отец семейства в толпе поинтересовался, где я такое чудо достал. "Там, где паровые лодки — как раз напротив стенда российского журнала "Катера и Яхты," — ответил я на полном серьезе. Сверившись с картой, мой собеседник удовлетворенно кивнул и двинулся в указанном направлении.