У соседей-финнов есть в языке такое словечко: "sisu". Означает оно не столько популярную марку местных грузовиков-тяжеловозов, сколько некоторую черту национального характера, присущую, пожалуй, одним финнам — неторопливое всесокрушающее упорство, стремление исполнить свое намерение во что бы то ни стало. Хельсинкская бот-шоу "Vene-Bat", которую мы традиционно посещаем каждый февраль, уже несколько лет подряд определенно проявляет собственное "sisu" как в динамике роста, так и в расширении тематики экспонатов.
Немного упреждающей статистики: в этом году за десять выставочных дней число посетителей перевалило за 94 тыс. против прошлогодних 90 тыс., число демонстрируемых судов возросло с 550 до 590, а в шести залах хельсинкского Экспоцентра стало заметно теснее. Причина тому — видимо, стабильный и повсеместный рост местной лодочной промышленности, почти на 75% работающей на экспорт (178.7 млн. евро оборота за 2004 г., в лидерах — Швеция, Норвегия и Италия; Россия — на 8-м месте по обороту и на 4-м по количеству проданных судов). Оборот внутреннего рынка в ушедшем году составил 95.4 млн. евро, рост — 35%, причем наиболее резко увеличились продажи крупных моторных и парусных яхт. В целом объем продаж "у них" достиг наконец уровня бума 1988-1990 гг.
Мы отправились в заснеженную столицу Суоми, недостижимо обогнавшую Россию по "маринизации" населения, со сверхзадачей — выяснить, что представляет собой среднестатистический финский потребитель выставочного товара и каковы его основные предпочтения. По данным, полученным путем неформальных бесед, средний местный покупатель моторных лодок и катеров представляется достаточно респектабельным. При заработной плате в среднем около 2500 евро в месяц (что составляет примерно 90 тыс. рублей) условно средний житель этой страны, как правило, готов выложить за лодку с мотором от 30 до 60 тыс. евро. В Финляндии говорят, что молодой финский парень покупает для себя сначала новую лодку (катер), а только потом автомобиль. Комментарии излишни. К этому можно добавить лишь, что у финнов существует не только культ американских автомобилей, о чем уже говорено-переговорено, но и индивидуальных водных видов транспорта — яхт, лодок, катеров и т. д.
Беглый обзор выставочных залов показал, что генеральную линию этого года задают юбилеи. Очень уважаемый финский концерн "Brandt", представляющий мототехнику "Honda", отмечал свое столетие, поэтому его стенд выглядел, как целый мини-музей. Вместе с новинками здесь были представлены почти все основные культовые модели машин, моторов, мотоциклов и даже велосипедов, которые продавались в Финляндии Отто Брандтом с первого дня работы его компании. Другую знаменательную дату отметил сам хельсинкский Экспоцентр, открывший свои стеклянные двери многочисленным посетителям выставок "Vene" уже в тридцатый раз. Возможно, отдавая дань исторической теме, многие экспоненты извлекли из своих запасников раритетные образцы, от подвесных моторчиков и гоночных скутеров до массивных краснодеревых баркасов, порой весьма скорых на ходу.
Что заслуживало внимания? Конечно же, новинки, и их было немало. Владелец самого большого стенда в "моторном" зале "Bella Vennet Oy", не так давно поделивший часть своих активов с корпорацией "Brunswick", пополнил свои бренды "Bella" и "Flipper" соответственно моделями "Bella 600 Ocean", "Bella 640 DC" и "Flipper 705 HT". Обе новые "Беллы" — одна с широкой центральной консолью и вторая с носовой каюткой-убежищем — исполнены в фирменном изящном стиле с отделкой палуб натуральным деревом и выглядят очень представительно. Семиметровый "Flipper" же — хардтоп, как следует из обозначения, по дизайну уже напоминает более представительные "Аквадоры", оставаясь при этом плавсредством, еще доступным среднему финну — стоимость на выставке составляла около 60 тыс. евро.
Очень привлекательно для рядового европейского кошелька выглядели "заточенные" под рыбака-любителя рубочные "Quicksilver" польского производства на стенде "Vator Oy", причем их соседи под торговой маркой "Arvor", но со стационарными моторами, конструктивно больше ничем от первых не отличались. Давние конкуренты в алюминиевом секторе — "Buster", "Silver" и "Faster" — повели свою техническую политику в разных направлениях. Активно завоевывающий наш рынок "Silver" в лице питерского "Спортсудпрома" выпустил за прошлый год столько новых модификаций, что все они на стенде не поместились. Не менее известный у нас "Buster", напротив, пошел по пути качественных улучшений и дополнений существующих моделей, стремясь отойти от привычного имиджа рабочей лодки в сторону более симпатичного прогулочного судна, всячески стремясь скрыть его металлическую сущность. Только практически неизвестный у нас "Faster" остался верен себе и потихоньку продолжил расширять ассортимент своих некрашеных сварных моторок, пополнив его открытой моделью длиной 6.1 м.
Из того, что среднему финну условно недоступно, отметим достаточно большие финские катера морского класса "Aquador-28" с полностью раскрывающейся в кокпит задней стенкой рубки, а также впервые представленный "Nord Star Patrol 28" — катер от классика финского судостроения Руно Линдквиста, спроектированный специально для служебных целей, но интересный также частному покупателю — любителю дальних путешествий при любых погодных условиях.
В парусной части выставки, как обычно, доминировали несколько скандинавских компаний ("Oy Nautor AB", "Siltala Yachts", "NautiKarlsson Oy" и др.) с их очень качественными и дорогими яхтами "непотребительского" класса длиной от 40 футов и выше. Исключением была лишь "Bavaria Yachtbau GmbH", сделавшая ставку на крупносерийность продукции и низкую себестоимость, да заезжие поляки с довольно удачными трейлерными яхтами "Skippi". Впрочем, по словам руководителя компании "Bellamer" Юрия Николсона, финский крейсерский флот находится в состоянии смены поколений судов, и ожидается подъем спроса на небольшие 7-8-метровые круизеры для того самого покупателя, вкусы которого мы взялись исследовать. Именно в этом классе "Bellamer" представила новую модель "Tempo", соответствующую требованиям последней редакции правил обмера IMS и пригодную как для гонок, так и для семейного отдыха.
Эта 28-футовая яхта, обладающая очень интересным по обводам и конструкции корпусом со стальной рамой (объединяющей в себе килевую балку и флоры — тенденция, однако!), оборудованная углепластиковым пером руля и игольчатыми подшипниками баллера, обойдется покупателю в 35-40 тыс. евро — сакраментальную среднеевропейскую цену. Стоит отметить пахнущие смолью малосерийные деревянные шлюпки "Bohus-Snipa" с эстонского острова Сааремаа, а также пластиковый фофан от нашей компании "Арт-Марин", интерес к которому со стороны финских друзей оказался неожиданно высоким (жаль только, что стенд питерской фирмы был размещен откровенно невыигрышно).
Нельзя не упомянуть и о том, что очень многие экспонаты, будь то судно или мотор, выставленные "на продажу", снабжались табличкой, извещавшей о возможности продажи в рассрочку от трех до пяти лет с божеской наценкой порядка 3-7%, что делало их более доступными, по крайней, мере, для покупателя с устойчивым финансовым положением.
Что касается моторов, которые были представлены на выставке, то рассказать о них можно по-разному: лишь подробно изложив технические параметры и дав описание новинок либо сложив панегирик мировому моторостроению в стиле римских славословий, которые известны по историческим книгам. Оба имеют право на жизнь, так как подобное изобилие моторов разных мастей, видов и сословий, собранных в одном месте — редкость даже для такой достаточно благополучной страны, как Финляндия. Чтобы не занимать много места их описаниями, просто перечислим наиболее любопытные экспонаты, выставленные в главном зале Helsingin Messukeskus.
Первое, на что все обратили свое внимание, — это огромное количество подвесных моторов "Verado", расставленных около различных стендов с лодками — видимо, для финнов это своеобразный символ достатка и мощности. На самом же стенде "Mercury" этот уникальный пока мотор был представлен не только во всех своих ипостасях в смысле мощности, но и в различных видах — с колпаком, без колпака и т. д. Среди новинок "Mercury" и его клона "Mariner" наилучшие места на стенде были отведены моторам с технологией "OptiMax". Любопытно, что, по уверениям стендистов, моторы данной серии пользуются у финнов довольно большим спросом в основном потому, что, во-первых, попадают в "правильную" для местного рынка мощностную нишу, а во-вторых, имеют все достоинства двухтактных моторов и одновременно допуск к эксплуатации в стране Суоми по экологическим нормам. Ну и, разумеется, привлекает достаточная экономичность этих моторов, как в части потребления масла, так и бензина. "Verado" же, который в силу своих конструктивных и эксплуатационных особенностей стоит особняком в модельном ряду, сейчас многие производители лодок (катеров и т. д.) предлагают в "пакетных продажах".
На стенде "Evinrude&Johnson", так же как и "Mercury", наибольший интерес у посетителей вызывали моторы, изготовленные по новой технологии "E-Tec". Мощные, легкие, чистые и тихие, они сегодня, с введением в Европе новых правил, отстаиваемых экологами, как нельзя кстати. Небольшие по размерам и мощности моторы "Johnson" хорошо известны в Финляндии и пользуются заслуженным уважением за хорошее соотношение цена—качество—надежность. Моторы мощностью 5-15 л.с. имеют сравнительно большой успех у любителей порыбачить вблизи собственной усадьбы на 4-6-метровой пластиковой лодке. Что касается жителей побережья Финского и Ботнического заливов, предпочитающих проводить уик-энд на воде, то тут ситуация другая — они выбирают более солидные и мореходные лодки длиной от 5 до 9 м и, соответственно, более мощные моторы от 40 до 115 л.с. У профессионалов и упертых любителей рыбалки — другие приоритеты, и они не жалеют средств на приобретение мощных и дорогих моторов (не только подвесных, но и стационарных), а также крупных и вместительных лодок и катеров с рубками.
Однако вернемся к моторам. "Honda" представила на салоне свой новый 150сильный мотор и практически полную производственную гамму от 3.5 до 250 л.с. Моторы "Tohatsu", которыми у нашего северного соседа торгует "Sumeko Oy", давно и хорошо известны любому финскому мореходу. В этом году новой системой TLDI оснащаются свеженькие моторы в 115 и 140 л.с. Именно ими теперь будут комплектоваться некоторые "пакетные лодки" финских фирм, как пластиковые, так и алюминиевые. На выставке были продемонстрированы также моторы, имеющие новый внешний дизайн — округлые формы и темно-синий цвет, который со временем, скорее всего, перейдет на основные модификации.
"Yamaha" — один из лидеров финского рынка — чувствует себя в этой стране достаточно уверенно, причем не только на рынке подвесных и стационарных моторов, но и на рынках мотоциклов и квадроциклов. Марка раскручена очень хорошо, и многие покупатели отдают предпочтение "Yamaha" в основном из-за отменного сервиса и высокой надежности продукции в целом. Новинки — четырехтактные "F/FT50", "F/FT60", "F80", "F100", а также "F250" — привлекали внимание не только стильно одетых джентльменов, но и крепких мужчин в болотных сапогах и настоящих штормовках. Последних было больше, а их интерес — более практическим.
Наряду с подвесными моторами в выставочном зале было, как принято говорить в романах, "великое множество" стационарных. Если считать по единицам, то, скорее всего, стационаров оказалось больше процентов на 15. Здесь были не только именитые "Volvo Penta" в большом количестве, но и менее известные у нас "Lombardini" и "CM" ("Cummins MerCruiser"). У двух последних фирм появились суперновинки, созданные на базе современной автомобильной технологии "Common Rail". Правда, в мире "водоплавающих" моторов эта технология так не называется, однако по основному принципу действия — наличию аккумулятора давления в топливной системе — полностью соответствует автомобильной. К особенности "Common Rail" относится очень высокое давление (до 1600-2000 бар) в системе подачи топлива, за счет чего дизельные моторы с небольшим рабочим объемом выдают мощность, сопоставимую с бензиновыми моторами. К примеру, новый двигатель "Lombardini" имеет рабочий объем 1.9 л и мощность 160 л.с., а новый "CM", имеющий рабочий объем всего 1.7 л, выдает мощность 120 л.с.
Еще одна любопытная новинка на выставке — встроенный генератор на моторах австрийского производителя "Steyr". Теперь многие смогут забыть о проблемах, связанных с внешним генератором, так как "австриец" является неотъемлемой частью мотора и располагается на выходе коленчатого вала. Система назвывается "IFG" (Integrated Flywheel Generator) и обеспечивает мощность в 5 кВт при 12 или 28 В.
В остальном все известные моторостроители обошлись без особых сенсаций. Естественно, были среди стационаров и "Iveco", и "Volkswagen", и иже с ними. Основной упор производители сделали на дизельные стационарные моторы, которые сегодня в Скандинавии и в Финляндии наиболее популярны. Среди экзотических для нас моторов можно отметить "Sisu". Эта фирма известна прежде всего своими грузовиками и магистральными тягачами, однако не брезгует она и производством стационарных моторов для катеров мощностью 85-410 л.с. Шведская фирма "MarineDiesel" предлагает свою версию сухопутных моторов "GM" мощностью 170, 250 и 300 л.с., переделанных для установки на катера. Новый "Barracuda" обладает мощностью 200 л.с., а "Hammerhead" — 330 л.с. Любопытно, что все моторы "MarineDiesel" базируются на 6.5-литровом V8-образном двигателе, который устанавливается на армейскую версию "Hummer".
Наибольшее количество экспонатов, наверное, было у "Vetus", которая с 1964 г. выросла из небольшой голландской фирмы в международную корпорацию, выпускающую сегодня и стационарные моторы, и различную продукцию для оснащения лодок, катеров и яхт. На выставке был каталог этой фирмы даже на русском языке. В Финляндии "Vetus den Ouden N.V." представляет "Vator Oy".
Ну и, наконец, для особо любознательных — еще немного статистики. По информации, полученной в федерации морской индустрии Finnboat, продажи в Финляндии бензиновых моторов в целом упали за прошлый год на 1.8%, а дизельных моторов выросли на 9.9%. Процент продаж четырехтактных и двухтактных моторов с низким выбросом вредных веществ составляет сейчас 67.7%. Продажи стационарных моторов увеличились за прошлый год на 36.3%. Всего же продажи моторов по всей стране выросли в прошлом году на 13.9% по сравнению с 2003 г.
Не вдаваясь в подробности можно констатировать, что спрос на моторы в Суоми продолжает расти, причем стабильно, так же как и экономика страны в целом. Правда, и без статистики, судя просто по посетителям выставки, видно, что интерес к водным видам транспорта вызван не простым любопытством, а насущными потребностями.